Урок истории по теме "Отечественная война 1812 года". Урок интегрированный (музыка + литература + живопись), в нестандартной форме "Историческая гостиная", с использованием компьютерной презентации, 4-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории по теме "Отечественная война 1812 года". Урок интегрированный (музыка + литература + живопись), в нестандартной форме "Историческая гостиная", с использованием компьютерной презентации, 4-й класс


    Урок истории по теме "Отечественная война 1812 года". Урок интегрированный (музыка + литература + живопись), в нестандартной форме "Историческая гостиная", с использованием компьютерной презентации, 4-й класс

Ведущий.

В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку», одно за другим, составляют историю.

- Что такое история? ( Ответы детей).

Ведь история для нас не только документ, не одна лишь архивная единица хранения. Она нашла свое отражение в музыке и в слове, под резцом графика и под кистью живописца.

12 июня 2007 года исполнилось 195 лет со дня выдающегося события в истории, которое А. С. Пушкин назвал « великим днем Бородина». Оно и до сего времени заставляет восторгаться нас и преклоняться перед мужеством и подвигом наших предков.

Приглашаю вас, ребята, на встречу в «Историческую гостиную», посвященную

Отечественной войне 1812 года.

Звучит «Марш» И. Штрауса.

Ведущий. В 1812 году император Франции Наполеон Бонапарт двинул свои войска на Россию. До этого он разбил армию немцев и австрийцев, и покорил почти всю Европу. В течение 15 лет армия Наполеона не знала поражений. «Через пять лет я буду господином мира» - хвалился Наполеон: «Остаётся одна Россия, но я раздавлю её». В ночь на 12 (24) июня 1812 года многотысячная армия императора Франции Наполеона по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России.

Так началась Отечественная война, героическая память о которой переживёт века. Целью своего похода для уничтожения русской государственности, порабощения народа император избрал захват Москвы. «Если я займу Киев,- говорил Наполеон,- я возьму Россию за ноги; если я овладею

Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу Россию в сердце».

Казалось бы, всё захватчиками было предусмотрено. На их стороне был ощутимый перевес в живой силе, победоносный опыт войны в Европе. На первых порах успех сопутствовал французам. Русские армии продолжали оттягиваться на восток.

Ученик. « Мы должны стараться избегнуть генеральных сражений: армии в резерве у нас нет, надо выиграть время, дабы внутреннее ополчение и войска, формирующиеся внутри России, могли быть приведены в устройство и порядок» -

Ведущий. Так писал генерал М.Б. Барклай-де-Толли адмиралу П.В. Чичагову. И такое время было выиграно. Это показало и первое крупное сражение за Смоленск. Лишь опасность выхода неприятеля в тыл мужественных защитников заставили русские войска переправиться через Днепр.

В это опасное для России время комaндующим русскими войсками был назначен опытный военачальник князь Михаил Илларионович Кутузов.

Русская армия встретила известие о назначении Кутузова главнокомaндующим с ликованием. «Приехал Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Отступление русских войск и стремительное продвижение противника вызвали всеобщее недовольство. Между тем войска Наполеона подходили к Москве. И старый полководец, М.И. Кутузов, решил дать французам большое сражение. Местом решающей битвы стало большое поле под Москвой у деревни Бородино. На нём русские войска построили укрепления и дали клятву верности – стоять наcмepть. 26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов утра войска обеих сторон уже построились к бою. С шести часов утра загремели пушки, и начался знаменитый Бородинский бой!

Ученик. Читает отрывок из стихотворения Ф.И. Глинки.

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдём, сомкнёмся в ратном строе
Пойдём – и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падём в родных полях!

Ведущий. Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под комaндованием генерала Петра Ивановича Багратиона. Ему достался самый трудный участок.

Ученица. План Наполеона предусматривал прорыв обороны русских в районе Багратионовых флешей и окружение армии Кутузова, а когда она окажется прижатой к реке Колочь – её полный разгром.

Ведущий.

Около 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. 7 раз французская пехота и конница атаковала Багратионовы флеши. Наполеон посылал против Багратиона своих лучших маршалов – Даву, Нея, Мюрата. Вот снова под баpaбанный рокот двинулись на русские укрепления закалённые в десятках сражений полки. Восхищенный отвагой врага Багратион крикнул: «Браво, браво!»- и бросил на них в штыковую атаку русских егерей и гренадеров. И французы не выдержали, отхлынули снова. Получив подкрепление, французы ринулись на флеши. Багратион пришпорил рыжую лошадь и поднял шпагу - и тут его ударил осколок картечи. Багратион был cмepтельно ранен. Раненого полководца увезли во Владимирскую губернию, в село Симы. 24 сентября его не стало.

Но «чудо-богатыри» еще держались. Только когда защитников осталось совсем немного, французы захватили флеши. Жестокие бои шли и за Курганную высоту, где размещалась русская батарея под комaндованием генерала Н.Н.Раевского. Ценой больших потерь неприятель также взял Курганную высоту, но этот успех не дал ему особого преимущества, потому что русские успели откатить пушки на новое место и открыли оттуда сокрушительный огонь. Батарея Раевского продолжала действовать!

Звучит фрагмент из кантаты А. Прокофьева «А.Невский», «Мёртвое поле»(№6).

Только поздно вечером прекратилась кровопролитная битва. Обе стороны понесли в ней большие потери: французы – более 50 тыс. человек, русские – свыше 40 тыс. человек. Ожесточённость, острота и напряжённость этой битвы переданы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Инсценировка стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

Ведущий. Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. На его счету было почти 50 побед. Но бородинскую битву он своей победой не считал.

Ученик. «Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон,- то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали (заслужили) право быть непобедимыми».

Ведущая. Наступила ночь. Русские заняли новые позиции на опушке леса недалеко от Бородино. Перед Кутузовым и всем комaндованием русской армии встал вопрос: предпринимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя?

Ученица. 13 сентября в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военачальники во главе с Кутузовым решали, как быть: одни настаивали на продолжении сражения под Москвой, другие предлагали отступать к Нижнему Новгороду, к Калуге или идти на Тверь. Последнее слово было за главнокомaндующим. Кутузов решил оставить Москву без боя.

Ведущая. «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия»- сказал Михаил Илларионович. Русской армии необходимо было оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и наказать его за все те бедствия, которые его нашествие причинило России.

Ученица. Что думал император Франции, когда с Поклонной горы перед ним открылась, как сказочный мираж, панорама древнего города? «Я раздавлю её»- говорил он о России. Но и перед стенами Москвы он не был до конца уверен в гибели Русского государства.

Ведущая.

2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вступили и нашли древнюю столицу покинутой и опустошённой. Все запасы, приготовленные для войска, уничтожены; имущество вывезено. Все жители поспешно бежали в ближайшие к Москве города. Наполеон ждал торжественной встречи от населения Москвы, но он жестоко обманулся в своих ожиданиях. Москва была охвачена огнём. Тогда Наполеон поспешил выбраться из города в один из загородных дворцов (в Петровский) и оттуда с ужасом смотрел, как пылала Москва, оставляя армию Наполеона без крова и провианта.

Ученица читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Москва!.. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!..
Глядел на грозный пламень он.

Ведущий. Русская армия, отступив из Москвы по Рязанской дороге в район Красной Пахры, свернула на Калужскую дорогу и расположилась у села Тарутино. Наполеон пробыл в Москве 35 дней. Он считал, что с захватом Москвы война с Россией будет окончена, и русские обратятся с предложением о мире. Не дождавшись, такого предложения он сам предпринял ряд шагов. Однако все его попытки остались без ответа.

4 октября Наполеон сделал последнюю попытку, направил к Кутузову в Тарутино бывшего посла в России генерала Лористона. Но эта попытка окончилась ничем. Кутузов ответил решительно: «Мне запрещено даже произносить слова: перемирие и мир» Наполеон понимал, что его армия погибает без боя, без единого выстрела. В горящей Москве оставаться было опасно, и ночью он приказал оставить Москву.

Ученица читает стихотворение М.Ю.Лермонтова « Москва! Москва!.. люблю тебя как сын...».

Ведущая. Однако после оставления Наполеоном Москвы он предпринял попытку прорваться на Калугу с тем, чтобы двинуться на Украину. В связи с этим над территорией Орловской губернии нависла угроза вражеского вторжения. Великий русский полководец М.И.Кутузов предвидел такую опасность.

Ученица. Он направил наперерез французским войскам 6-й пехотный корпус генерала Д.С.Дохтурова. 24 октября завязалось жестокое и упopное сражение под Малоярославцем.

Показ репродукции картины Гесса «Бой под Малоярославцем».

Ведущий. Так 24 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела серьёзное поражение. Русская армия отрезала Наполеону путь в южные губернии и тем обрекла французскую армию на отступление по уже разорённой Смоленской дороге. Однако незадолго до сражения при Малоярославце французы захватили Рославль и фактически появились на границах Орловской губернии. Значительный вклад в разгром армии Наполеона внесли жители Орловского края. Хотя в отличие от сопредельных Смоленской и Калужской губерний на территории Орловщины боевых действий не происходило. (Показ на карте). С приближением театра военных действий Орловская губерния была во второй половине сентября 1812 г. объявлена на военном положении и превращена в тыловую базу действующей армии. По приказу Кутузова Орёл был избран местом для формирования и переформирования воинских частей. В сентябре курьером от Кутузова к орловскому губернатору с приказом о развёртывании временных госпиталей прибыл поручик московского ополчения (поэт) Василий А. Жуковский. Вскоре были созданы госпитали в Орле, Мценске, Болхове. Многие жители Орла бескорыстно проявляли заботу не только о раненых русских воинах, но и помогали пленным француза, поступившим в большом количестве в Орёл осенью 1812 г. Многие орловцы – рядовые и офицеры – сражались против Наполеона в составе действующей армии. В Бородинской битве участвовал и отец И.С. Тургенева – Сергeй Николаевич Тургенев. После Бородина С.Н. Тургенев был представлен к офицерскому чину. Одним из героев войны 1812 г. был генерал Алексей Петрович Ермолов, жизнь которого тесно связана с Орловщиной. Начало Отечественной войны застало его в должности начальника штаба 1-й Западной армии. В ходе Бородинской битвы он находился непосредственно при Кутузове. По его поручению он восстановил обороноспособность Курганной батареи Раевского – центр русской позиции. В самый драматический момент сражения при Бородино Ермолов лично возглавил контратаку батальона Уфимского полка и бригады егерей, отбил занятые французами позиции и удерживал их до подхода дивизии генерала Лихачёва.

Алексея Петровича Ермолова связывает с Орловщиной его родовое имение в д. Лукъянчиково Орловского района (показ на карте), а также четырёхлетний период проживания в Орле (1827-1831), одна из улиц города носит его имя. Орловский поэт Василий Катанов посвятил одно из своих стихотворений А.П. Ермолову.

Ученица читает стихотворение В. Катанова «Ермолов».

Отечественную войну Ермолов завершил прославленным героем и в 1814 г. во главе русского гренадёрского корпуса вошёл в поверженный Париж. Ермолов похоронен в Орле на Троицком кладбище. А.П.Ермолов был одним из первых русских военачальников, кто оценил значение партизанской войны и поддержал инициативу Дениса Васильевича Давыдова о необходимости развёртывания военных действий в тылу французских войск. Денис Давыдов - это огонь, вихрь и пыль конной атаки, это высочайший накал всех жизненных сил, неудержимо влекущих человека к победам. Денис Давыдов - имя героя, лихого воина и мудрого тактика. Но это также и имя большого русского поэта (показ сборника стихов Д.Давыдова), соратника Жуковского и Пушкина.

Ученица читает отрывок из стихотворения Н.М. Языкова «Д.В. Давыдову».

Ведущая. Д. Давыдов уроженец села Денисовка Ливенского уезда (ныне Краснозоренский р-н Орловской области.) Будучи комaндиром Ахтырского гусарского полка, Давыдов представил Багратиону, а затем Кутузову, разработанный им план партизанской войны. Во время отступления русской армии ему выделили всего 50 гусар и 80 казаков. С этим отрядом храбрецов он остался в тылу неприятеля. Неожиданными и смелыми атаками Давыдов расстраивал связь и снабжение французских войск, отбивал пленных русских солдат и офицеров, захватывал трaнcпорты с оружием, продовольствием и фуражом.

Звучит фрагмент из контаты А. Прокофьева «А. Невский» «Вставайте, люди русские».

Ведущая. Тысячи крестьян, ободрённые успехом партизан Давыдова, поднимались на всенародную войну. В один из дней партизаны появились близ города Вязьмы и открыто напали на большой трaнcпорт, разбив наголову два батальона пехоты. Взбешённый французский генерал дИлье вызвал к себе жандармского полковника Жерара и приказал: ……

Ученики 8 кл. инсценируют отрывок из книги Кострица «Край наш Орловский», с.31.

Ученик. Партизаны Давыдова были неуловимы. В конце октября Д.Давыдову привели пленного француза. Придя в себя, он рассказал, что в село Лосьмино направляется большая часть отряда полковника Жерара. Д.Давыдов принял решение напасть на Жерара. Однако когда в мутном рассвете партизаны подходили к селу, неприятельский конный разъезд заметил их и предупредил своих. Полковник Жерар быстро построил войска в боевой порядок. Закипел бой.

Звучит фрагмент кантаты А.Прокофьева «А.Невский» «Ледовое побоище».

Ведущая. Французы не выдержали атаки партизан. Полковник Жерар тщетно пытался остановить свои войска, охваченные паникой, они бежали.

Ученица читает отрывок из стихотворения Н.М. Языкова «Д.В. Давыдову»

«Много в этот год кровавый…».

Ведущий.

Русские поэты поколение за поколением открывали для себя давыдовский поэтический мир: сначала Жуковский, потом Вяземский, Батюшков, Ф. Глинка и др. Все они писали стихотворные послания к Давыдову.

Ученица читает стихотворение Ф. Глинки «Денису Давыдову».

Ведущая.

«Храбрый партизан Денис Давыдов» заслужил всенародную славу; она вышла и за пределы России, - европейские газеты рассказывали о его подвигах и называли Чёрным Капитаном. В кабинете Вальтера Скотта, английского писателя, висел портрет Чёрного Капитана. Позже у них завязалась переписка. В научном архиве областного краеведческого музея г. Орла хранится фотокопия письма Вальтера Скотта герою Отечественной войны 1812 года Денису Давыдову (показ фотокопии письма). Д. Давыдов часто навещал д. Денисовку, своё родовое поместье (ныне это село Давыдово).

В 1987 г. установлен памятный знак на месте усадебного дома. В 1992 г. здесь открыт мемориальный парк – заповедник «Усадьба Дениса Давыдова». Здесь, в Денисовке, в 1815 г. он писал:

Пустыня тихая, сует уединённа,
Я радостьми в тебе считаю дни мои!
 Но будь ты на холмах Аи,
- Тогда была бы совершенна!

Это строчки из стихотворения «К моей пустыне», посвящённые родному уголку. Давыдов часто бывал в Орле. Город Орёл помнит и чтит память знаменитого земляка, (т. к. род Давыдовых на Орловщине берёт своё начало с 18 века). Одна из улиц города названа именем Д. Давыдова.

Ведущий

Много славных подвигов совершили партизаны Д.Давыдова. После войны Давыдов написал книгу о партизанах 1812 г. В своей книге он упомянул о Герасиме Курине - известном партизане.

Ученица рассказывает о Герасиме Курине.

Ещё об одном участнике военной компании хочется вспомнить – кавалерист – дeвице.

Посмотрим отрывок из фильма «Гусарская баллада», который снят на реальных исторических событиях.

Ученица.

«Происшествие» начинается 17 сентября 1806 г., когда дочь сарапулского городничева Надежда Дурова тайно покидает родительский дом и под именем Александра Соколова присоединяется к казачьему полку, идущему на Дон.

Ученица.

Весной следующего года её принимают в Коннопольский уланский полк, и уже в мае она участвует в боевых действиях против наполеоновских войск, проявляя незаурядную храбрость и воинское умение. Во время кампании Надежда Дурова была ординарцем у Кутузова. В 1836 г. вышла книга Н. Дуровой «Кавалерист – дeвица. Происшествие в России».

Ведущая.

На заключительном этапе войны тактика русской армии заключалось в параллельном преследовании. Русские войска, не вступая в сражение с Наполеоном, уничтожали его армию по частям. Серьёзно страдали французы и от морозов русской зимы, к которой оказались полностью не готовы, т. к. Наполеон рассчитывал закончить кампанию до холодов и стать на зимние квартиры в уже покорённой России.

Ученики читают стихотворение А.Н. Майкова «Сказание о 1812 года»

Ведущая.

Кульминацией Отечественной войны 1812 г. было сражение при Березине, которое завершилось разгромом наполеоновской армии.

Именно на Березине и была поставлена окончательная точка в «русском походе» Наполеона. Армия пpaктически перестала существовать. Спасаясь бегством, непобедимый Наполеон ускакал в карете в Париж. А французских солдат ещё долго ловили в лесах партизаны, так бесславно для захватчиков закончилась война. Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.

С тех пор прошло 195 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.

Звучит фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.

Ведущая.

(На фоне музыки)

Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, Г.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров, А.П.Ермолов, Д.В. Давыдов и другие.

В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812г.; открыт музей-панорама «Бородинская битва».

В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года.

Отечественная война 1812 г., Бородино не забыты. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.

Ученица читает отрывок из стихотворения В. Жуковского «Бородинская годовщина».

Приложение


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

13 04 2024 18:12:11

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

12 04 2024 4:49:20

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

11 04 2024 23:20:29

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

10 04 2024 4:37:35

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

09 04 2024 17:16:16

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

08 04 2024 20:31:34

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

07 04 2024 8:45:46

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

06 04 2024 0:41:26

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

05 04 2024 2:58:42

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

04 04 2024 5:37:51

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

03 04 2024 8:17:36

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

02 04 2024 12:42:30

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

01 04 2024 22:31:32

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

31 03 2024 5:39:16

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

30 03 2024 14:33:26

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

29 03 2024 10:24:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

28 03 2024 2:44:19

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

27 03 2024 16:20:21

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

26 03 2024 4:24:35

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

25 03 2024 15:54:27

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

24 03 2024 20:41:57

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

23 03 2024 12:13:11

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

22 03 2024 15:54:29

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

21 03 2024 15:55:30

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

20 03 2024 4:50:51

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

19 03 2024 4:45:46

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

18 03 2024 10:31:51

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

17 03 2024 10:30:16

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

16 03 2024 7:40:45

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

15 03 2024 14:25:27

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

14 03 2024 8:11:53

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

13 03 2024 14:20:58

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

12 03 2024 17:17:58

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

11 03 2024 9:57:24

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

10 03 2024 14:34:23

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

09 03 2024 3:13:31

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

08 03 2024 6:35:18

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

07 03 2024 8:32:58

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

06 03 2024 3:40:20

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

05 03 2024 13:48:30

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

04 03 2024 14:34:33

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

03 03 2024 16:12:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

02 03 2024 15:29:26

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

01 03 2024 6:15:10

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

29 02 2024 1:28:38

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

28 02 2024 10:35:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

27 02 2024 15:44:17

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

26 02 2024 12:20:49

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

25 02 2024 0:54:43

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

24 02 2024 21:55:48

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::