Викторина "Интеллектуальный лабиринт" по теме "Русь в IX–XIV вв."
Цель: закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории.
Правила игры:
- В игре принимают участие три комaнды.
- Перед началом игры комaнды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на скорость одно и то же задание (предварительное). Комaнда, которая раньше других правильно выполнит задание, начинает игру первой.
- “Стартовый вопрос”: основной вопрос и дополнительный, который задаётся в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников).
- Верно ответив на “стартовый” вопрос, комaнда выбирает тему следующего, пользуясь указателями – стрелками. В случае неверного ответа комaнда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на дополнительный вопрос.
- Комaнда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры. Если одна из комaнд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов.
- Побеждает комaнда, первой ответившая на один из трёх вопросов “линии финиша”.
- Чтобы дойти до финиша, комaнда должна ответить на четыре вопроса. (5)
Предварительное задание
“Языческие боги”
(раздаточный материал)
“Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества”.
Необходимо соотнести богов:
Перун – бог грома и молнии.
Даждь – бог – бог солнца.
Стрибог – бог ветра.
Велес – бог скота.
Схема викторины
Основные вопросы викторины
“Стартовый вопрос” первой линии: “Откуда есть пошла Русская земля…”
- “Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, и откуда русская земля есть…”. Это слова из древнейшей летописи. Как название и кто автор?
- И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. О каком событии идёт речь?
“Стартовый вопрос” второй линии: “Первые князья”
- Перечислите пять первых русских князей в порядке хронологии их правления.
- “Не любо мне сидеть в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага…”. Чьи это слова?
“Стартовый вопрос” третьей линии: “Шапка Мономаха”
- Царь я или не царь! Помиловать или казнить… Решить или подождать… Эх тяжела ты, шапка Мономаха…”. О какой шапке Мономаха идёт речь? Кто такой Мономах? За что получил своё прозвище?
Вопросы по указателям
Восстания
“Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его…”. О каком событии говорится?
Религия
Кто по преданию, благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу? Имя этого церковного деятеля встречается в завещании Дмитрия Донского (Сергий Радонежский)
Законы
При каком князе было положено начало русскому письменному законодательству и как назывались русские законы того времени?
“Иду на вы”
“Он был воспитан воином, ходил легко как леопард, в походах не возил с собой ни припасов, ни котлов, ни шатров. Отправляясь воевать, посылал сказать: “Иду на вы!”. Его называли А.Македонским. Как звали князя?
“Десятую часть во всём…”
И сказал посланник князю: “Отдайте нам десятину во всём: в князьях, и в людях, и в конях, и в доспехах”. Отвечает князь: “Только когда нас не будет, то всё ваше будет!” О каком событии идёт речь?
Культура
Ярослав мудрый много внимания уделял строительству. Что было возведено в Киеве в честь жестокой сечи с печенегами?
Братоубийство
а) “Перебью всех братьев и приму один всю власть на Руси” О чём говорит летопись?
б) Назвать князей, которые погибли в борьбе за власть. Впоследствии были причислены к лику святых. (Борис и Глеб)
Нашествие с Запада
“Король собрал великую силу, начальников и епископов своих и наполнили корабли множеством полков и двинулись с великой силой… и пришёл в реку, желая в безумии своём захватить…” О каком событии говорится в отрывке?
Боярская республика
Почему Новгород называли феодальной республикой?
Крещение Руси
А) почему одна из первых церквей в Киеве получила название Десятинной;
Б) “Затем послал князь по всему городу сказать: “Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом…” О каком событии говорит отрывок из летописи?
Грамотность
Назовите основоположников русской азбуки и время её появления.
Иконопись
Великий иконописец, старец Спасо-Андроникова монастыря, автор иконы “Троица”.
Исторический деятель
“Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру. Должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; должен был уговаривать народ, чтобы снёс терпеливо иго…”. О каком русском полководце идёт речь?
Теория происхождения
В чём заключается суть норманнской теории?
Резервные вопросы
1. В Новгороде археологи нашли свидетельства развития грамотности в городе. Что это за находки? Почему сохранились до наших дней?
2. Кто, когда и каким образом основал Киевскую Русь?
3. Чем прославилась княгиня Ольга?
4. Обращаясь к осиротевшему народу, митрополит Кирилл сказал: “Дети мои, знайте, что уже зашло солнце Земли Русской!”. О каком князе это сказано?
5. “Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело. Чтите старых людей, как отцов, любите юных как братьев… Не пропускайте ни одного человека без привета, всякому скажите доброе слово”.
6. “Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь…”
О каком событии идёт речь в отрывке?
7. Кто и когда крестил Русь?
8. “…И была тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю”. О правлении какого князя идёт речь?
Использованная литература:
- Газета для внеклассной работы. Последний звонок № 3/2004.
- История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. Авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 1999.
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время.
...
10 06 2023 2:13:43
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
09 06 2023 4:13:25
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
08 06 2023 23:39:40

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
07 06 2023 14:10:31
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы.
...
06 06 2023 12:28:55
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
...
05 06 2023 19:34:12
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
04 06 2023 19:19:49
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
03 06 2023 8:48:24
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
02 06 2023 13:27:51
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету.
...
01 06 2023 12:18:10
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
31 05 2023 5:45:30
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
30 05 2023 21:22:20
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
29 05 2023 0:36:52
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
28 05 2023 17:58:17
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей.
...
27 05 2023 8:18:22
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
26 05 2023 1:36:17
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
25 05 2023 22:53:46
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
24 05 2023 9:36:45

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
23 05 2023 12:53:16
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
...
22 05 2023 16:23:44
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
21 05 2023 20:22:35
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
20 05 2023 15:50:22
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
19 05 2023 9:56:46
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
18 05 2023 21:27:23
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия.
...
17 05 2023 0:34:18
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
16 05 2023 21:37:48
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
15 05 2023 19:24:35
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
14 05 2023 12:24:57

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
13 05 2023 14:42:30
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
12 05 2023 9:17:10
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
11 05 2023 9:51:59
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
10 05 2023 13:25:21
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
09 05 2023 15:52:11
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
08 05 2023 3:36:32
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
07 05 2023 11:44:15
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
06 05 2023 14:20:42
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
05 05 2023 14:32:47
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
04 05 2023 0:45:40
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
03 05 2023 15:26:21
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
02 05 2023 17:11:35
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
01 05 2023 17:16:37
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
30 04 2023 21:21:29
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
29 04 2023 1:27:45
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
28 04 2023 3:32:47

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
27 04 2023 11:14:12

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
26 04 2023 8:41:14
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
25 04 2023 13:42:11
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности.
...
24 04 2023 0:16:23
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
23 04 2023 19:35:26
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
22 04 2023 17:38:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::