Урок по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение", 10-й класс
Задачи:
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: раздаточный материал с текстом документов, статистические таблицы (см. Приложение 1, 2); материалы периодической печати: журналы “Эхо планеты”, “Аргументы и факты”.
Ход урока.
Актуализация.
1.Сегодня мы продолжаем работать по теме “Социальные нормы и отклоняющееся поведение”. Человек биосоциальное существо, его поведение определяют потребности: и биологические и социальные.
Значит ли это, что жизнь человека проходит под девизом: “Делаю что хочу?”. Что ограничивает поведение человека?
Действительно социальные нормы сопровождают человека всю жизнь.
“Библиотека детского сада”:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,
Что такое хорошо и что такое плохо?...
У меня секретов нет, слушайте детишки.
Папы этого ответ помещаю в книжке.
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,
Я такого не хочу даже вставить в книжку.
Если мальчик чистит зубы……
Этот мальчик очень милый поступает хорошо.
О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Какие другие социальные нормы вам известны?
2. Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась мopaльными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть мopaльных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей.
Прочтите. Какие заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали законами?
Древний свод нравственных заповедей
“Подарок молодым” (перевод с китайского)
Что такое глупость?
Глупо:
- иметь деньги и не отдавать долги;
- знать за собой недостаток и не исправлять его;
- то и дело бранить чужие сочинения;
Неумно:
- за спиной человека говорить о его недостатках;
- забросить семью и предаваться пьянству;
- и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;
- обидеть и надеяться, что тебя простят;
Бестактно:
- входить без стука к людям;
- раскрывать чужие письма и документы;
- любоваться огнем на пожаре;
- глазеть на утопающего.
3. Сравните мораль и право (по таблице дом. задания) Укажите общие и отличительные признаки.
Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?
Сообщение новых знаний.
1. Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются.
Охаpaктеризуйте такое общество одним словом или словосочетанием.
Законопослушное поведение называется конформистским.
Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.
2. Из рассказа учителя выделите признаки и виды отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение. Нарушение социальных норм. Не соответствуют писаным и неписаным нормам. Вызывают неодобрение окружающих. Нарушают традиции. В узком смысле, не вызывающее уголовного наказания. Относительны по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы.
Делинквентное поведение. Противоправное. Виновное. Общественно-опасное. Влечет за собой уголовное наказание. Абсолютный хаpaктер по отношению к законам.
По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи.
Указать в каком случае речь идет о девиантном поведении, в каком случае о делинквентном поведении:
- Гражданин Н. проехал в автобусе, не оплатив проезд.
- Вступающие в бpaк отказались венчатся в церкви.
- Ученица вошла в класс и не поздоровалась с одноклассниками.
- Гражданин К. переходил дорогу на красный сигнал светофора.
- Гражданин Р. решил встретить Новый год по лунному календарю.
3. Обратимся к причинам отклоняющегося поведения.
По материалам учебника (стр. 46-47) составить схему
Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: “Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец”. Какую причину называет Толстой?
4. Общество не остается равнодушным к нарушениям социальных норм.
Формальные санкции - наказания, назначаемые официальными органами или предусмотренные законами.
Неформальные санкции - публичное порицание со стороны общественного мнения.
По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи:
1. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
А) формальные Б) неформальные
- правительственная награда,
- комплимент,
- ученая степень,
- аплодисменты,
- улыбка,
- лестные отзывы,
- понижение в должности,
- клевета.
2. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
А) позитивные Б) негативные
- дружеская похвала.
- лишение специального права,
- фельетон,
- низложение с престола,
- штраф,
- вручение почетной грамоты.
5. Порой, не смотря на все усилия общества, отклоняющееся поведение принимает массовые масштабы.
Работа в парах. По материалам СМИ и статистическим таблицам пары учащихся представляют хаpaктеристику проявлений терроризма, xyлиганства, коррупции, преступности среди несовершеннолетних. Из выступлений учащихся класс выбирает информацию по вопросу:
В чем состоит опасность отклоняющегося поведения для общества, для человека, для государства?
Закрепление.
Вернемся к образу идеального общества.
Что сделать, чтобы к нему приблизиться? Как вы понимаете высказывание Монтескье: “Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов”.
Домашнее задание:
§ 6. Вопрос для размышления: Всегда ли отклоняющееся поведение имеет отрицательные последствия?
Литература к уроку:
- Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл.М.Просвещение,2005.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. Учеб. Пособие для 10-11кл.М. “На Воробьевых” 1994.
Приложение 1
Приложение 2
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
18 03 2024 1:57:14
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
17 03 2024 15:52:13
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
16 03 2024 0:14:24
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
15 03 2024 17:47:39
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
14 03 2024 15:59:43
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
13 03 2024 12:10:21
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
12 03 2024 21:27:56
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...
11 03 2024 11:30:23
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...
10 03 2024 14:26:42
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
09 03 2024 22:34:24
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
08 03 2024 11:31:33
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
07 03 2024 22:41:23
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
06 03 2024 12:29:18
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
05 03 2024 9:21:38
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
04 03 2024 3:14:37
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе. ...
03 03 2024 11:52:57
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
02 03 2024 7:59:57
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
01 03 2024 19:55:30
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
29 02 2024 20:57:12
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
28 02 2024 20:45:31
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
27 02 2024 17:52:26
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
26 02 2024 18:22:31
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
25 02 2024 4:25:57
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
24 02 2024 20:15:31
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...
23 02 2024 17:56:59
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
22 02 2024 8:22:27
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
21 02 2024 15:52:39
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
20 02 2024 8:21:16
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
19 02 2024 7:56:37
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
18 02 2024 14:33:35
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
17 02 2024 7:44:49
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
16 02 2024 16:33:48
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
15 02 2024 1:25:31
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
14 02 2024 22:32:17
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
13 02 2024 1:54:34
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
12 02 2024 21:13:47
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
11 02 2024 12:50:30
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
10 02 2024 9:18:51
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
09 02 2024 20:48:33
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
08 02 2024 23:13:44
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
07 02 2024 12:26:20
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
06 02 2024 14:10:15
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
05 02 2024 19:57:56
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
04 02 2024 8:29:30
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
03 02 2024 4:56:37
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...
02 02 2024 21:24:41
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
01 02 2024 5:35:41
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
31 01 2024 14:24:28
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
30 01 2024 12:37:29
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
29 01 2024 1:33:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::