Внеклассное мероприятие "Кубань — моя, степная дочь России" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внеклассное мероприятие "Кубань — моя, степная дочь России"


    Внеклассное мероприятие "Кубань — моя, степная дочь России"

Цели:

  • Знакомство с историей родного села в сопоставлении с историей родного края;
  • Развитие кругозора;
  • Привитие гордости за свою малую родину, ответственность за её будущее.

Ход урока

Учитель:

Вот и пролетело лето. И снова мы вместе, но вы уже повзрослевшие.

Тема нашего первого урока: “Кубань моя – степная дочь России”.

Для чего он проводится? Кто сможет сформулировать цель урока?

(Ответы учащихся).

Учитель:

Итак, цель нашего урока -

  • воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа;
  • труженика, любящего свою землю;
  • гражданина готового защищать своё Отечество.

А эпиграфом станут слова известного кубанского поэта:

Степь раздольная, степь неоглядная, -
Только солнце да синий простор!
Зацвела, как невеста нарядная,
От лиманов до каменных гор.
“Степь кубанская”

Иван Варавва

Рисунок №1.

Учитель:

Родина, Россия, Кубань – эти слова неразрывно связаны. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории родного края. “Кубань, Кубань, жемчужина России в оправе синих двух морей”. Необъятным зелёным ковром раскинулась Кубань, степь без конца и края. Затем она переходит в лёгкие застывшие волны предгорий и высоких гор, многие вершины которых не сбрасывают снеговых шапок.

Я предлагаю отправиться в историческое путешествие. Перелистать прошлого страницы. Вспомнить, с чего всё начиналось.

Чтец. Иван Варавва.

Степь кубанская.

Степь раздольная, степь неоглядная, -
Только солнце да синий простор!
Зацвела, как невеста нарядная,
От лиманов до каменных гор.
Вьются речки, полощутся лентами:
Бейсужки, Кочеты, Кирпили..
То не ты ли колосьями светлыми
Расплескалась по лону земли?
Не твои ль это вишни рубинами
Облепили в саду частокол?
Не твои ль ветерки соколиные
Развевают чубы земляков?..
На уборке и жарко, и хлопотно,
И работа в степи нелегка.
Степь раздольная – милая родина
Расплескалась в судьбе казака.
Не устанут поля благодатные
После жатвы остыть от жары, -
Зазорятся сады виноградные,
Кавунов заискрятся шары.
И в бою, и в работе прославлена,
Созидаешь по зёрнышку хлеб.
Степь родная – душа Ярославны,
Вековая кубанская степь.

Звучит Гимн Краснодарского края.

Выходит Екатерина II.

Наконец заключён мирный договор между Россией и Турцией. Крым признаётся независимым от Турции. Россия получает земли на берегах Дона, Днепра и Буга, господство над Керченским проливом.

Та-ак. Южные границы расширены. Кого же заселить на новых землях? Может быть, казаков? Казаки славятся отвагой, но живут вольным казачьим “государством” в Запорожской Сечи.

Князь Григорий Потёмкин представил мне казаков. Странные они. На приёме стояли на коленях. А называли-то меня как – “мамо”, а князя – “батько”.

Но Емелька Пугачев тоже говорят из казаков.

Нет. Не бывать Сечи. (Июль 1774 года).

Докладчик. 11.

Уж больно крута матушка Екатерина II.

Но всё же 30 июня 1792 года Екатерина II особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.

Во время прощального приёма Антон Андреевич Головатый сказал, обращаясь к императрице:

“Мы прибегли к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нём залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим сёла, сохраним безопасность пределов…” (30 июня 1792 г).

Рисунок № 2.

Ах, какая земля досталась казакам! Здесь и безграничная степная равнина с тучными чернозёмами, и, близкая к полупустыне, засушливая и суглинистая земля Тамани, вспученная грязевыми вулканами, и камышовые плавни Приазовья с многочисленными лиманами и протоками, и горные массивные, покрытые вековыми лесами из дуба, бука и пихты, с высокогорной тундрой и альпикой, с нетающими ледниками на вершинах, и влажные субтропики, где растут пальмы и цитрусовые. А знаете ли вы, как всё получилось?

Рассказывают, что летели две птицы, несли в клювах семена разных растений, чтобы засадить северную и южную стороны, но столкнулись над Кубанью и разлетелись семена по всему Кубанскому краю.

Поэтому природа нашего края уникальна, ибо нет, вероятно, такого уголка на земле, где бы так близко соседствовали различные климатические зоны.

Рисунок №3.

И этому есть у казаков объяснение.

Когда Господь Бог создал животный и растительный мир, расселил всех по своим климатическим зонам, дошла очередь и до людей. Все прошли перед Господом, все получили своё место под солнцем. Нет только казаков. Поспали! Все земли розданы. Негде поселиться козаченькам. Приуныли казаки, буйны головы повесили.

Пожалел Бог казаков. Достал свой заветный атлас и сказал:

- Ну, казаки, глядите, для себя берег местечко, чтобы можно было, где отдохнуть от трудов праведных. Да придётся видно вам её дать. Но смотрите, берегите её, как зеницу ока, потому как спрошу за неё с вас строго.

Зверя там видимо-невидимо, не боится человека. Рыбы столько, что во время нереста можно по ней перейти с одного берега на другой, не замочив ноги. А земля там така богата, что оглоблю воткнёшь – зацветёт!

Докладчик. 1. Это, конечно же, сказки. Вы понимаете, насколько трудна доля человека, вынужденного перебираться на новое место жительства. Вспомним историю.

1792-1793 год.

Переселяются черноморские казаки на Кубань – пешим ходом и морским путём. Обжились, но, помня о тех тяжёлых годах, поставили на Тамани памятник казакам-переселенцам.

Художник Косолап предлагал изготовить фигуру казака-запорожца из бронзы, а пьедестал – из гранита. По его замыслу, запорожцу надлежало одной рукой держать знамя, а другую – прижимать к гpyди, в знак благодарности судьбе. Одна нога должна была находиться в лодке, а другая - на постаменте, как бы символизируя высадку на таманскую землю.

Скульптор Б.С. Эдуардс взял за основу идею Косолапа. В 1911 году памятник был открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: “Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года”.

1829 год.

Окончилась очередная русско-турецкая война. В пику России Турция начинает выселять греков христиан.

В Краснодарский край отправляется делегация греков, желающий переселиться из Турции.

22 июня 1872 года начальник Кубанской области генерал-лейтенант Цакин пишет наместнику Кавказа: “Греки прибыли во вверенную мне область в 1862 году и водворены отдельным поселением (64 семейства, в том числе 237 мужчин и 222 женщины) на месте бывшего аула Мерчан”.

Рисунок №4.

Докладчик. 2.:

В официальной переписи Абинского станичного правления и правления Абинского полка с 1869 года селение официально именуется селом Мерчанским.

Докладчик.1.

Почему так называется наше село, существует несколько версий.

1 - Слово “Мерчан” – адыгeйское и обозначает “река”. Старожилы помнят, как первое время наводнение заставляло ездить на лодках, вода в пoлoвoдье доходила до подоконников.

2 – В первые дни поселения начали мерить землю, отводить участки для застройки домов и наделы на душу. Слово “мерить” и “мерщик” было в большом ходу, и, возможно, оно и дало название селу.

3 – Люди, с чувством юмора, утверждали, что село получило название потому, что поселился когда-то в этих краях человек, а у него был огромный бык, по кличке Мерчан. Тот бык был ценен для семьи, так как благодаря ему, семья жила безбедно. Но всё хорошее когда-нибудь кончается: скончался и тот бык. Погиб трагически. Его убил сотник Байкалов за то, что неожиданно напал на его строевого коня, привязанного к коновязи. Люди долго вспоминали быка добрым словом, а название - по кличке быка - осталось за этим местом.

Докладчик.2.

Кубанские земли встретили поселенцев неприветливо: дикие заросли камыша и тёрна, постоянная угроза нападения со стороны турок, абреков создавали напряжённую обстановку. Но казаки и не привыкли к спокойной мирной жизни.

Как тут не вспомнить слова нашего замечательного кубанского историка Виталия Ге opгиевича Бардадыма: “И вот в этом пустынном, диком краю на берегу строптивой реки Кубани был воздвигнут Войсковой Град и возведены в нём добротные сооружения и здания. Они и сегодня радуют и восхищают нас.

Но не все постройки дошли до нас. Многие были утрачены навсегда – разрушены не временем, а людьми.

Строительство любого поселения “коша” начиналось в Запорожской Сечи с выбора места для церкви. Эта традиция сохранилась и на Кубани: выбиралось самое красивое и открытое место на территории будущего поселения и на нём, прежде всего возводилась церковь (чаще всего во имя Покрова Пресвятой Богородицы), а потом уже строительство остального жилища.

Рисунок №5.

Докладчик. 3.

Поскольку на Тамани казаки обосновались раньше всего – 22 августа 1792 года, то именно там была построена первая на Кубани после переселения запорожцев церковь во имя Покрова.

Первая церковь в Екатеринодаре была поставлена сразу же после выбора места для постройки крепости. Эту походную церковь во имя святой троицы казаки повсюду возили с собой. Построена она была из белой парусины, с иконостасом, написанном на холсте. Над нею черноморцы возвели деревянный чехол, скрытый камышом.

22 августа 1792 г.

“.. Вокруг оной родючего дерева сад, обнесённый каменною оградой. На северных же воротах имеет быть построена колокольня, и вложен в ней мраморный камень, свидетельствующий деяния, князя Глеба”.

Ещё не было духовенства, а Антон Головатый – войсковой судья – уже заложил храм. Храм был возведён из камня с железною крышею.

Церковь была снабжена дорогими сосудами и книгами, привезёнными из запорожской церкви и свято сохранённой казаками. Особенно красивым был в ней иконостас с деревянной резьбой, позолотой и хорошей живописью.

Докладчик. 4.

В куренных же селениях церкви строились на добровольные пожертвования.

В селе Мерчанском также первым делом была поставлена церковь. Возводили её, как водится всем миром, потому что греков выселяли из Турции за то, что они не захотели менять веру своих предков. В годы борьбы со всем, что было так дорого народу, церковь, которая несла жителям села надежду на лучшую жизнь, пережив две войны была уничтожена в 1953 году.. Чтобы её снести, пошли на хитрость: строение объявили аварийным. Углём провели черту по стене здания, сфотографировали и отправили в Краснодар, где дали добро на снос здания.

Много было возмущений, слёз и проклятий в адрес богохульников. Но решение власти оспаривать было нельзя.

Сейчас служба ведется в бывшем складском помещении. Но мерчанцы потихоньку ведут строительство нового храма.

Докладчик. 5.

Вам известно о том, что обучались в довоенной России только мальчики. Со времени переселения черноморских казаков (1792-1793 гг.) на правобережную Кубань и вплоть до начала 60-х годов XIX века здесь, так же, как и у казаков Кавказского линейного казачьего войска ( образован в 1832 г.), не было отдельного среднего учебного заведения для девочек.

Прогресс женского образования в России и приближение окончания Кавказской войны поставили вопрос об учреждении в Екатеринодаре Кубанского Мариинского женского училища ( в дальнейшем сокращённо – КМЖУ), в обычной жизни называвшегося “Мариинкой”, так как оно подчинялось ведомстве императрицы Марии.

Рисунок №6.

Примечательный факт: согласно “Положению” об этом учебном заведении в него могли приниматься и дeвyшки мусульманского исповедания, что свидетельствовало о конфессиональном равноправии в России. В 1920 году после установления советской власти, женская гимназия Кубанского казачьего войска была закрыта.

Так как воспитание детей всегда стояло на первом месте, то и в селе Мерчанском в 1889 году строится начальное сельское училище. Здесь обучение велось на русском и греческом языке.

Наша школа одна из старейших школ района.

Докладчик. 6.

Разрасталось село Мерчанское, вокруг него появлялись хутора: Мова, Майорский, Гoлyбовский, Ястребовский и Весёлый.

После окончания Кавказской войны освобождённая земля стала заселяться казачьими станицами. В нашем районе появились паны – владельцы огромных участков плодородной земли, частью покрытых лесом. Землю они стали сдавать арендаторам. Пан Мова, спокойно проживал в г. Екатеринодаре, а первые арендаторы Сулименко Фёдор Иванович и Мария Васильевна трудились, обpaбатывая землю. После Октябрьской революции и установлении на Кубани власти крестьян, хутор называли то Мировой (пан Мова был мировым судьёй в Краснодаре), то просто Мова. А затем осталось название Мова, которое было закреплено официально за этим хутором. На хуторе был построен клуб, магазин, медицинский пункт.

Докладчик. 7.

После окончания войны с черкесами участок земли – помена – переходит в собственность майора Майорова.

В 1923 году появились пять домиков. А затем встаёт вопрос и о названии хутора. Сначала жители хотели назвать по фамилии организатора - первого поселенца Супруненко, но затем решено было назвать Майорским. Единственную улицу на хуторе назвали в честь Супруненко.

Хутор Гoлyбовский был основан в 1890 году в честь казака Гoлyбьева. Офицер Гoлyбьев получил 180 десятин земли в награду за участие в кавказской войне. Став помещиком и проживая в Екатеринодаре, продал часть земли, новый помещик сдал в аренду Рыбченко и другим крестьянам. В 1898 году Дуля Дмитрий Иванович с женой и другими крестьянами выкупил эти участки.

Объединившись, они образовали хутор, который сохранил название – Гoлyбовский.

В 1931 году был организован колхоз “Новая жизнь” председателем стал Дуля Егор Тимофеевич. Большой доход в колхоз давал табак. До войны здесь построили табачный сарай с сушилкой, зерновой амбар, клуб, магазин, детские ясли, школу, правление колхоза. В 1970 году хутор был признан бесперспективным, жителей переселили в другие хутора. Сегодня лишь кладбище, фруктовые деревья да родник напоминают нам о существовании этого хутора.

Докладчик. 8.

В Крымском районе есть несколько мест, которые жители почитают как священные. Давно всем известно место Святая ручка, не раз вы там бывали.

К нашему классному часу ребята привезли воду из разных мест. Мы хотим, чтобы вы попробовали и решили, какая вода самая вкусная. А потом мы откроем тайну, расскажем, где была набрана вода.

Перед вами на столах стаканчики с водой - № 1, 2, 3. Попробовав воду, запишите, какая вода вам понравилась больше всего.

(В ходе дегустации мнение учащихся разделилось: из 22 присутствующих – 11 посчитали вкусной воду под № 1, и 11 – под № 2).

Знаете ли вы, что родители Мосиенко Александра съездили на Святую руку, а ученики нашего класса Мадатян Гогулик и Шуплецов Валентин – к роднику, чтобы привезти воду для нашего урока?! Спасибо, всем за помощь.

Все присутствующие проводят дегустацию воды, набранной на Святой руке, из родника на бывшем хуторе Гoлyбовском, из скважины в селе Мерчанском.

А теперь открываем наш секрет -

  • № 1 – вода из Святой руки;
  • № 2 – вода из родника на бывшем хуторе Гoлyбовском;
  • № 3 – вода из скважины в селе Мерчанском.

Не зря люди набирают воду из Святого источника и из родника, понимая, что она несёт не только живительную силу, но и просто очень вкусна.

Докладчик. 9.

25 августа 1950 года все 5 колхозов были объединены в один и названы красивым словом “Дружба”

Как вы думаете, почему именно “Дружба”?

(Ответы детей).

Действительно в нашем селе мирно живут уже много лет люди 12 национальностей.

И Зинаида Васильевна Филиппенко – бывшая ученица нашей школы, а ныне учитель начальных классов высшей категории, так говорит о жизни в селе.

Чтец.

Кубанский край, моя земля.
Как широки твои просторы.
У нас есть реки и моря,
И к небесам поднялись горы
Тебя любить, готова я.
Ты всё прошёл: и зной, и беды,
Здесь родилась моя семья,
И жили здесь мои прадеды.
Как не любить тебя, мой край,
Богатство гор и рек разливы.
Здесь газ и нефть, сады цветут,
И колосятся всюду нивы.
Кубанский край, моя земля,
Твои просторы плодородны.
Здесь все народы так дружны:
И радость делят и невзгоды.
Будь русский ты, адыг иль грек,
Мы просим всех проникновенно:
Любите край наш дорогой
До боли в сердце – незабвенно.

Докладчик. 10.

Самым известным председателем сельсовета в селе Мерчанском была Анна Анастасовна Чимянова, делегат XV (пятнадцатого) Всероссийского и VI (шестого) Всесоюзного съезда Советов. По ложному обвинению в 1938 году она была арестована и расстреляна. В 1989 году на день жителей поставили в селе Мерчанском первый в России памятник репрессированным в 1930-е годы. Среди 130 фамилий первой значится Чимянова Анна Анастасовна.

Рисунок №7.

Годы войны не обошли стороной и наше село. В газете “Призыв” напечатаны воспоминания бывшей жительницы х. Мовы.

Рисунок №8.

Всё проходит. Прошла и эта чёрная полоса нашей Родины, но память мы храним в наших сердцах.

Рисунок №9.

Благодаря новой политике правительства, находятся инвесторы, и наше село возрождается.

Рисунок №10.

Сейчас мы с огромным вниманием следим за подготовкой в городе Сочи к Олимпийским играм. Наше село имеет свои спортивные традиции. Какие?

(рассказы учащихся).

Рисунок №11.

Учитель:

Закончит наше путешествие стихотворение Ивана Вараввы:

Моя душа, как белая лебедушка, -
Доверчива, приветна и светла.
На медленном восходе ясна солнышка
Она раскроет легких два крыла.
И над степной сторонкой, над лиманами
Повиснет пух цветущих тополей.
А ты посмотришь: в небе за курганами
То ль снег летит, то ль стая лебедей?
То ль где разнепогодилась погодушка?
То ль хмара над станицею прошла?
Моя душа, как белая лебёдушка, -
Доверчива, приветна и светла.

Рисунок №12.

Прошелестели страницы нашей летописи. Начинаются новые страницы. Какими они будут? Чем вы порадуете своих односельчан? Задумайтесь уже сейчас. Кубань – земля необыкновенная, и люди здесь живут удивительные. Я знаю, что и у вас, как у героя стихотворения Ивана Вараввы, раскроются крылья для великих дел.

Домашнее задание:

Напишите о селе: каким вы его видите в будущем, какой вклад вы внесёте в его развитие, что постараетесь сделать, чтобы это будущее наступило как можно скорее. Подберите рисунки или фотографии для иллюстрации своего сочинения.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 1:32:36

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 6:45:45

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 5:55:18

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 6:17:46

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 5:58:35

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 6:37:49

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 9:49:34

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 16:34:56

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 19:28:12

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 22:26:19

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 2:20:45

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 7:32:20

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 3:47:13

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 6:15:55

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 23:37:45

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 5:48:57

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 22:36:36

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 12:48:12

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 20:18:37

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 22:30:56

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 12:22:16

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 6:17:32

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 4:41:18

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 17:42:27

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 17:21:28

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 11:51:52

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 13:35:10

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 4:50:25

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 8:27:42

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 14:22:40

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 12:34:42

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 17:36:24

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 3:54:16

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 10:58:12

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 10:18:10

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 18:10:56

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 10:52:22

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 1:26:23

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 3:26:12

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 0:36:52

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 4:53:55

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 18:23:31

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 16:39:21

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 4:45:40

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 12:23:14

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 14:14:35

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 7:22:56

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 21:46:45

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 3:31:38

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 2:18:20

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::