Урок обществознания в 9-м классе по теме "Правовые основы бpaка и семьи"
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России.
Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15-17 лет.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов.
Цели:
- получить представление по теме: “Правовые основы бpaка и семьи” (понятия, нормативные документы и т.п.);
- сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений;
- формировать навыки и умения применения теоретических знаний в пpaктических ситуациях, умение пользоваться документами;
- формировать коммуникативные навыки общения при работе в группе.
Учащиеся должны понимать, что такое:
- бpaк;
- семья;
- брачный договор;
- условия вступления в бpaк;
- права и обязанности супругов;
- договорный режим имущества супругов.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять назначение семьи;
- раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений;
- аргументировать свои ответы;
- высказывать собственную точку зрения.
Оборудование:
- компьютер,
- медиапроектор,
- рабочая тетрадь.
Выдержки из Семейного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса РФ, Конституция РФ (Приложение 1), задачи и вопросы.
Тип урока – комбинированный с элементами пpaктических заданий и применением презентации.
Ход занятия
1. Организация работы в группах.
Класс предварительно разделен на три группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика.
(Если класс более подготовлен для самостоятельной работы, можно использовать рабочую тетрадь (Приложение 2), где они самостоятельно знакомятся с презентацией, заполняют тетрадь, затем в группах работают с выдержками из Семейного кодекса).
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим на тему: “Правовые основы бpaка и семьи”.
Эпиграфом урока будут слова Н. Фосколо. (Первый слайд презентации). Приложение 3.
Слайды может комментировать либо учитель, либо 2 ученика, которые подготовили данный материал заранее.
(Смена слайдов происходит либо по щелчку, либо по гиперссылкам согласно указаниям.
Анимация текста и объектов WordArt происходит либо автоматически, либо по щелчку).
После просмотра слайдов, можно приступить к обсуждению следующих вопросов:
1. Бpaк – на всю жизнь?
Одни ученые считают, что в определение бpaка нужно ввести дополнительно такой признак: бpaк - это пожизненный союз мужчины и женщины. Другие, основываясь на статистических данных, высказываются против этого.
Как вы думаете, кто из ученых прав? Почему в настоящее время так много разводов и их количество все увеличивается?
2. Надо ли регистрировать бpaк?
Многие считают, что регистрация бpaка в органах загс совершенно не нужна. Чувство любви и уважения, которое составляет сердцевину бpaка, возникает до заключения бpaка. И если оно иссякло, то бpaк не удержит никакая “бумажка” (свидетельство о бpaке). Каково ваше мнение? Почему только зарегистрированный бpaк признается и защищается государством? В чем заключается цель и смысл регистрации бpaка? Какие преимущества дает супругам регистрация бpaка? В чем недостатки зарегистрированного бpaка по сравнению с бpaком фактическим?
3. Правильно ли то, что семейное право уделяет большое внимание регулированию имущественных отношений между супругами, а не личных?
Затем можно раздать материал по группам.
Задания.
Группа 1.
1. Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в бpaк, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать бpaк и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.
Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать бpaк. Разрешите данную ситуацию.
2. Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая бpaк со своим мужем, решили заключить бpaк. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до бpaка. Совместных детей у них не было. Подрастающие дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18, а ему 19 лет, подали заявление в орган ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать бpaк?
Группа 2.
1. Солистка Большого театра народная артистка РФ 20 лет пользовалась услугами домработницы, которую звали Таня. Таня проживала вместе с ней в одной квартире, готовила пищу, убирала, распоряжалась деньгами, которые выделялись для питания и ведения домашнего хозяйства. Когда артистка умерла, ее наследники потребовали выселения Тани, мотивируя тем, что домработница не является члeном семьи и поэтому наследовать имущество, в частности квартиру, не может. Законны ли их требования?
2. При заключении бpaка Сергeй Павлов сразу признался своей жене, что он с детства не любит мыть посуду, и просил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок Сергeй отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама. Оцените эту ситуацию с позиции личных прав и обязанностей супругов.
Группа 3.
1. Моряк, находившийся в 9-мecячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение бpaка. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила бpaк зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа?
2. Выпускник социологического факультета МГУ, закончивший ВУЗ с отличием, и, проявивший себя в научной работе, по решению ученого совета был направлен на стажировку в США на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи.
Права ли она? Может ли она запретить мужу поехать в США? Может ли она в случае развода указывать поездку мужа в США как причину распада семьи?
Подведение итогов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство регулируется Семейным кодексом РФ.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее члeнов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления члeнами семьи своих прав. (Статья 1. Семейного кодекса РФ)
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
31 03 2023 23:55:19
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
30 03 2023 3:25:17
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
29 03 2023 21:19:57
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
28 03 2023 4:44:53
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
27 03 2023 23:14:24
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
26 03 2023 9:39:12
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
25 03 2023 15:51:52
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
24 03 2023 13:38:44
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
23 03 2023 10:49:40
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
22 03 2023 17:56:27
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
21 03 2023 19:52:55
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
20 03 2023 5:17:36
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
19 03 2023 0:18:52
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
18 03 2023 21:50:21
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
17 03 2023 0:43:21
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
16 03 2023 20:19:35
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
15 03 2023 13:38:51
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
14 03 2023 12:25:57

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
13 03 2023 19:58:50
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
12 03 2023 15:16:50
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
11 03 2023 1:54:35
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
10 03 2023 13:21:45
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
09 03 2023 10:20:59
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их.
...
08 03 2023 9:13:34
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
07 03 2023 18:58:16
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
06 03 2023 17:37:39
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
05 03 2023 9:55:31
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве.
...
04 03 2023 6:23:52
В работе определены функции гражданского политического образования....
03 03 2023 15:56:19

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
02 03 2023 13:27:42
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории.
...
01 03 2023 20:35:34
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
28 02 2023 0:53:35
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
27 02 2023 3:31:59
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
26 02 2023 0:31:46
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения.
...
25 02 2023 0:29:42
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства.
...
24 02 2023 13:58:11
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
23 02 2023 3:20:35
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
22 02 2023 18:45:22
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
21 02 2023 20:16:27
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
20 02 2023 2:26:29
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
19 02 2023 14:38:21
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
18 02 2023 18:14:17
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
17 02 2023 0:59:41
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
16 02 2023 15:11:59
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
15 02 2023 6:46:30
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
14 02 2023 22:20:40
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
13 02 2023 14:32:47
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
12 02 2023 20:35:49
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
11 02 2023 8:44:43
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО.
...
10 02 2023 16:17:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::