Гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования
Понятие «гендер» сравнительно новый термин в российской науке, пришедший к нам из англоязычной научной литературы. Под данным понятием понимается процесс предписания определенных социокультурных хаpaктеристик и ролей мужчинам и женщинам. Это обозначает, что наши представления о мужественности и женственности создаются/конструируются обществом, индивидами, культурой.
Что дает нам это знание? Патриархатная культура опирается на метафоры и символы, выстраивающие иерархии светлое – темное, небесное – земное, активное – пассивное, культурное – природное, мужское – женское… Подобное мышление предписывает мужчинам постоянную активность, решительность, а женщинам пассивность и терпение. Но общество не стоит на месте, меняются реалии, меняется культура и общественные ценности. И объективным фактом является то, что большинство современных развитых обществ отказались от патриархатной модели общественного устройства и культуры и выбирают типом своего государственного устройства демократию с ценностями демократической культуры. Демократическая культура, в свою очередь, невозможна без гражданского общества, которое основывается на принципах равенства, справедливости и отказе от иерархий, т.е. мнения о том, что какие-то социальные группы хуже, а какие-то лучше. В демократическом обществе все социальные группы являются равноценными и равно значимыми. Это и есть демократическая справедливость.
Гендерные отношения охватывают все сферы нашей жизни, и поэтому необходимо не только существенно изменить многие общественные структуры, но и перестроить сознание людей, свободное от множества предрассудков. А изменить сознание, как мы знаем, труднее всего. Свободному обществу должно быть присуще сознание, свободное от патриархатных стереотипов, и необходима колоссальная работа, чтобы сформировать такое сознание у современных российских граждан. Образование и воспитание, ориентированное на равноправие полов, способствует становлению гармоничных отношений между полами.
Следует отметить, что в настоящее время вся система российского образования находится в ситуации трaнcформации и происходит разработка новой модели, как среднего, так и высшего образования в стране, поэтому гендерные знания становится необходимой составляющей гражданского образования.
Потребность во внедрении гендерных подходов в гражданское образование и изменение всей модели образования обусловлено тем, что российское общество выбрало в качестве модели своего устройства демократию. Помогая школьникам преодолеть гендерные стереотипы, мы заставляем их по-новому взглянуть на мир, способствуем развитию у них творческого мышления. Гендерное образование учит терпимости и лояльности, что также является обязательной хаpaктеристикой современного гражданина демократического общества.
Гендерный подход в преподавании гуманитарных предметов, например истории, литературы и т.д., в школе как элемент гражданского образования обозначает утверждение новых моделей восприятия общества, культуры, и потому требует произвести серьезные изменения и в сфере педагогики. В рамках одного курса пpaктически невозможно изменить патриархатные установки учащихся, их можно лишь заставить задуматься и усомниться в так называемых «непреложных» истинах. Для изменения их ценностных ориентаций необходимо комплексное изменение содержания учебных программ и включение гендерной проблематики во все гуманитарные предметы школьного курса. Работа по преодолению гендерных стереотипов должна вестись системно, на протяжении всего обучения в школе.
Помимо содержания образования, следует изменять и методы преподавания. Гендерная педагогика, как и гендерный подход в целом, это постоянная альтернатива, вызов всему устоявшемуся и застоявшемуся, это постоянный поиск альтернатив и одновременно комплексный подход, не разрушающий, но преобразующий. Гендерный подход всегда должен включать в себя гендерную чувствительность, уважение к личности и политическую корректность, что является важным умением для всех члeнов гражданского общества.
Внедрение гендерного подхода в преподавание такого важного и значимого предмета как история рассматривается нами как важный элемент развития гражданского общества. Неслучайно, что у истории божеством является женщина – Клио.
Однако у истории явно «не женское лицо». Утверждая, что история человечества – это история как мужчин, так и женщин, в описаниях прошлого мы видим историю как историю мужчин, их побед, их достижений. Ярким примером является труд Н. М. Карамзина, где представлены преимущественно мужские имена, мужские подвиги, мужские заслуги перед Отечеством. В последнее время стало популярным отслеживать рейтинг выдающихся деятелей той или иной эпохи или людей столетия. Кто эти люди? В основном мужчины. В книге «Выдающиеся портреты античности» из 337 портретов к числу женских относятся не более тридцати среди них дочь философа Аристиппа, Аспасия, поражавшая своими знаниями даже Сократа, Зеновия правительница Пальмиры (Сирии), Клеопатра, сестра императора Августа Октавия, «золотоволосая» жена императора Нерона Поппея. А если попытаться вспомнить имена известных русских женщин с ХII по ХVII век – период в 500-лет, то не специалист – историк, навряд ли сможет назвать хотя бы пять. Неужели женщины были столь незаметны и незначимы? Скорее всего, о них просто «забывали» те, кто писал историю.
Но целью истории является показ того, как мужчины и женщины во всем их многогранном взаимодействии конструируют и изменяют мир. Потому что мир строится и изменяется и мужчинами, и женщинами. Только вернув, добавив, включив женщин как равных участников человеческой истории можно создать по-настоящему всеобщую историю. Именно преподавание такой истории является наиболее трудной задачей для историков.
В любом курсе истории, начиная с пятого и заканчивая одиннадцатым классом, у преподавателя-историка есть возможность не просто перечислить женские имена, но и раскрыть их вклад, показать их как сильных, смелых, волевых, определявших целые эпохи (Викторианская, Елизаветинская, Екатерининская и т.д.) и их развитие.
Внедрение «гендерной концепции» в нашу жизнь, становится актуальным, т.к. меняется роль женщины:
- в семье (главой семьи является и мужчина и женщина; сидит с ребенком и тот и другой),
- в обществе (движение по социальной лестнице, в политике, бизнесе и т. д.),
А раз меняется роль, нужно девочек учить азам лидерства, умению отстаивать свою позицию. Надо учить на ярких примерах, а история имеет огромное количество таких примеров.
Я занялась данной проблемой после работы в составе международной летней школы «Комплексная модель гендерного образования»: от ВУЗа к школе (в объеме 120 часов), организованной Ивановским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Ивановским центром гендерных исследований при поддержке Матра-Сар Посольства Королевства Нидерландов для учителей средней школы летом 2003 года. В программе читались лекции по гендерной тематике (Трофимова Е.И.(к. ф. н. МГУ), Успенская В.И. (к. ф. н., Тверской государственный университет), Румянцева (к. п. н., СПб) и другие; семинарские занятия, видеофильмы и интеpaктивные методы преподавания истории и обществоведения.
Большой интерес вызвали тренинги, которые позволяли вести общение вне возраста, пола, положении; знакомство с интеpaктивными методиками (мозговой штурм, «аквариумная» дискуссия, дебаты, работа в малых группах; методики и приемы активизации учебной деятельности; моделирование ситуаций; решение педагогических задач по сложным проблемам общения между учениками и учителями.
Помимо акцентирования на женских именах в рамках общих курсов, другой формой внедрения гендерного аспекта в курс истории как элемента гражданского образования может стать разработка и преподавание факультативных и элективных курсов, особенно в старших классах. Работа в летней школе стала толчком для разработки факультативного курса для старшеклассников «Несуществующая» история: женщины и женское движение в Российской истории». Курс рассчитан для учащихся 10-11 классов в объеме 15 часов. В ходе курса предпринимается попытка показать нетрадиционный взгляд на отечественную историю. Целью курса является ознакомление старшеклассников с новым подходом к истории; анализ истории и современности с точки зрения «мужского» и «женского»; знакомство школьников с новыми фактами.
Задачи курса: - дать новые знания о роли и месте женщины в истории России и научить учеников критически подходить к истории и истории и историческому факту.
Изучаются следующие темы:
- Российская история - чья история?
- Женщины на Российском престоле.
- Забытые имена.
- История частной жизни и повседневности как женская история.
- Женская благотворительность.
- Женщины в культуре и искусстве.
- Женский терроризм.
- Поморские традиции, жизнь и быт женщин на Севере.
- Проблема пола в русской философской и общественной мысли.
- Предпосылки женского движения в России. Социально - экономическое положение женщин на рубеже 19 - 20 веков.
- Этапы женского движения в России.
- Идеологические направления женского движения в России второй половины XIX - начала XX века.
- Решение «женского вопроса» в советский период (1917-19991гг).
- Современное женское движение в России.
- Женщины в современной политике России.
Кроме предложенных вопросов на факультативном курсе можно увеличить количество часов на изучение княгини Ольги, царицы Софьи, Екатерины Великой и других известных женщин.
Курс истории позволяет расширить знания учащихся о роли женщин в истории государства Российского, благодаря проведению специальных уроков, как это было сделано в 10 классе
Фрагмент урока по теме: «Повторительно-обобщающий урок истории в 10 классе по теме: «Екатерина Великая?!»
Цели урока:
Образовательная:
- Рассмотреть личные качества Екатерины II как женщины и политика, как теоретика просвещенного абсолютизма.
- Обсудить противоречивость хаpaктера Екатерины II, выяснить, что делает ее великой и действительно ли она Великая?
Развивающая:
- Формировать умение анализировать и сравнивать царствование Екатерины II и Петра I.
- Научиться вести дискуссию, аргументировать ответы и отстаивать свою точку зрения.
- Уметь работать в ходе «мозгового штурма» и «аквариумной дискуссии»
Воспитательная:
- Воспитывать уважительное отношение к женщине, признание равноправия мужчины и женщины во всем (гендерный подход) на примере выдающихся исторических деятелей.
Оборудование:
1) Портреты Екатерины 11 и Петра 1;
2) Вопросы к дискуссии;
3) Схема записи на доске;
4) Правила дискуссии (плакат);
5) Эпиграфы: «ТАРТЮФ В ЮБКЕ» А.С.Пушкин
«СЕВЕРНАЯ СЕМИРАМИДА» Вольтер
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, начало урока.
II. Актуализация знаний учащихся по вопросам учителя (конструктивного уровня):
- Какие личные качества Екатерины II хаpaктеризуют ее как выдающуюся личность?
- Роль фаворитизма в жизни Екатерины II и управлении государством?
- Качества Екатерины II как политика?
- Сравнить Екатерину II и Петра I как людей и государственных деятелей.
- Отношение к крепостничеству.
- Отношение к вольнодумству.
III. Выводы и обобщения учителя по выступлениям учащихся.
С позиции сегодняшнего дня на основании их деятельности мы можем назвать их Великими, но современники так не считали.
IV. «Мозговая атака» (3 мин.)
Обсуждение в группах, в ходе которого должны быть выделены черты, свойственные Екатерине II как женщине и как императрице.
V. Выступление учащихся от групп и запись хаpaктерных черт Екатерины II на доске в виде схемы. (1-2 мин.)
Екатерина II
Женщина | Императрица |
Женщина | образованная |
Жена | властная |
Мать? | мудрая |
Любвиобильная | решительная |
(фавориты), а у | политик |
Петра I? | дипломат |
VI. Аргументация и подтверждение конкретными историческими фактами. (5-10 мин.)
VII. Итоги обсуждения. Вспомним слова одного из современников: «ОНА НЕ СТАЛА ЖЕНЩИНОЙ, КОТОРУЮ В НЕЙ ХОТЕЛО ВИДЕТЬ ОБЩЕСТВО, НО СТАЛА ВЕЛИКОЙ ИМПЕРАТРИЦЕЙ». И это действительно так!
VIII. Учитель задает проблемный вопрос: «Достойна ли Екатерина II титула Великой?»
Решение проблемной ситуации проводится методом аквариумной дискуссии (см. «Дискуссия на уроках истории»)
IX. Проведение аквариумной дискуссии проводится в III этапа:
I этап – подготовительный (активизация знаний),
II этап - осмысление (дискуссия),
III этап - рефлексия (глубокое осмысление в виде выводов).
На I этапе проводится:
- Выбор спикера, члeнов жюри.
- Подготовка позиции группы в ходе обсуждения. 10 мин.
На втором этапе:
- Выступление спикеров по результатам обсуждения в группе. 5-10 мин
- Групповая работа. Подготовка вопросов оппонентам «за» и «против»
На третьем этапе:
- Группы обмениваются вопросами и ответами. 10 мин.
(2 вариант. Для сохранения спокойной обстановки вопросы лучше передавать комaндам в письменном виде. Вопросы обсуждаются, ответы аргументируются.)
- Спикеры завершают выступлением о своей позиции (убедили их или нет)
- Подведение итогов жюри. Объясняют:
Чья позиция прочнее?
Чья позиция прочнее?
У кого более логичное выступление?
Чей рассказ образный и яркий?
Наиболее полная аргументация?
Жюри (за стеклом) они видят, но не разговаривают с участниками, могут послать записку спикеру с вопросами.
Подведение итогов по результатам увиденного и услышанного. Дают свою оценку.
Х. Домашнее задание. Написать эссе по теме «Екатерина Великая?!» (собственное мнение по теме урока и дискуссии).
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
27 03 2024 9:35:25
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
26 03 2024 5:36:36
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
25 03 2024 7:24:40
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
24 03 2024 12:56:53
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
23 03 2024 1:39:59
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
22 03 2024 7:59:51
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
21 03 2024 13:34:52
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
20 03 2024 2:38:57
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
19 03 2024 13:25:54
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
18 03 2024 12:47:55
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
17 03 2024 19:52:57
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п. ...
16 03 2024 23:39:30
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
15 03 2024 7:52:25
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
14 03 2024 0:22:58
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
13 03 2024 13:25:11
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
12 03 2024 13:51:34
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
11 03 2024 1:16:34
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
10 03 2024 14:40:17
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....
09 03 2024 16:19:11
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
08 03 2024 15:31:31
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
07 03 2024 2:37:18
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
06 03 2024 7:55:15
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
05 03 2024 18:49:25
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
04 03 2024 20:14:24
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
03 03 2024 15:45:11
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
02 03 2024 18:50:53
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
01 03 2024 23:30:14
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
29 02 2024 13:18:36
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
28 02 2024 0:16:59
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
27 02 2024 17:49:46
Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему "Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала. ...
26 02 2024 17:54:18
В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...
25 02 2024 23:13:40
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
24 02 2024 11:33:15
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
23 02 2024 23:36:46
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
22 02 2024 13:53:18
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
21 02 2024 9:49:14
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
20 02 2024 6:10:11
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...
19 02 2024 7:18:37
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
18 02 2024 0:18:23
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
17 02 2024 2:10:40
Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
16 02 2024 13:42:57
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
15 02 2024 13:35:25
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
14 02 2024 2:56:12
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
13 02 2024 0:30:32
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
12 02 2024 11:57:10
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
11 02 2024 14:48:54
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...
10 02 2024 8:35:33
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
09 02 2024 23:11:59
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
08 02 2024 12:34:18
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
07 02 2024 1:48:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::