Гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования
Понятие «гендер» сравнительно новый термин в российской науке, пришедший к нам из англоязычной научной литературы. Под данным понятием понимается процесс предписания определенных социокультурных хаpaктеристик и ролей мужчинам и женщинам. Это обозначает, что наши представления о мужественности и женственности создаются/конструируются обществом, индивидами, культурой.
Что дает нам это знание? Патриархатная культура опирается на метафоры и символы, выстраивающие иерархии светлое – темное, небесное – земное, активное – пассивное, культурное – природное, мужское – женское… Подобное мышление предписывает мужчинам постоянную активность, решительность, а женщинам пассивность и терпение. Но общество не стоит на месте, меняются реалии, меняется культура и общественные ценности. И объективным фактом является то, что большинство современных развитых обществ отказались от патриархатной модели общественного устройства и культуры и выбирают типом своего государственного устройства демократию с ценностями демократической культуры. Демократическая культура, в свою очередь, невозможна без гражданского общества, которое основывается на принципах равенства, справедливости и отказе от иерархий, т.е. мнения о том, что какие-то социальные группы хуже, а какие-то лучше. В демократическом обществе все социальные группы являются равноценными и равно значимыми. Это и есть демократическая справедливость.
Гендерные отношения охватывают все сферы нашей жизни, и поэтому необходимо не только существенно изменить многие общественные структуры, но и перестроить сознание людей, свободное от множества предрассудков. А изменить сознание, как мы знаем, труднее всего. Свободному обществу должно быть присуще сознание, свободное от патриархатных стереотипов, и необходима колоссальная работа, чтобы сформировать такое сознание у современных российских граждан. Образование и воспитание, ориентированное на равноправие полов, способствует становлению гармоничных отношений между полами.
Следует отметить, что в настоящее время вся система российского образования находится в ситуации трaнcформации и происходит разработка новой модели, как среднего, так и высшего образования в стране, поэтому гендерные знания становится необходимой составляющей гражданского образования.
Потребность во внедрении гендерных подходов в гражданское образование и изменение всей модели образования обусловлено тем, что российское общество выбрало в качестве модели своего устройства демократию. Помогая школьникам преодолеть гендерные стереотипы, мы заставляем их по-новому взглянуть на мир, способствуем развитию у них творческого мышления. Гендерное образование учит терпимости и лояльности, что также является обязательной хаpaктеристикой современного гражданина демократического общества.
Гендерный подход в преподавании гуманитарных предметов, например истории, литературы и т.д., в школе как элемент гражданского образования обозначает утверждение новых моделей восприятия общества, культуры, и потому требует произвести серьезные изменения и в сфере педагогики. В рамках одного курса пpaктически невозможно изменить патриархатные установки учащихся, их можно лишь заставить задуматься и усомниться в так называемых «непреложных» истинах. Для изменения их ценностных ориентаций необходимо комплексное изменение содержания учебных программ и включение гендерной проблематики во все гуманитарные предметы школьного курса. Работа по преодолению гендерных стереотипов должна вестись системно, на протяжении всего обучения в школе.
Помимо содержания образования, следует изменять и методы преподавания. Гендерная педагогика, как и гендерный подход в целом, это постоянная альтернатива, вызов всему устоявшемуся и застоявшемуся, это постоянный поиск альтернатив и одновременно комплексный подход, не разрушающий, но преобразующий. Гендерный подход всегда должен включать в себя гендерную чувствительность, уважение к личности и политическую корректность, что является важным умением для всех члeнов гражданского общества.
Внедрение гендерного подхода в преподавание такого важного и значимого предмета как история рассматривается нами как важный элемент развития гражданского общества. Неслучайно, что у истории божеством является женщина – Клио.
Однако у истории явно «не женское лицо». Утверждая, что история человечества – это история как мужчин, так и женщин, в описаниях прошлого мы видим историю как историю мужчин, их побед, их достижений. Ярким примером является труд Н. М. Карамзина, где представлены преимущественно мужские имена, мужские подвиги, мужские заслуги перед Отечеством. В последнее время стало популярным отслеживать рейтинг выдающихся деятелей той или иной эпохи или людей столетия. Кто эти люди? В основном мужчины. В книге «Выдающиеся портреты античности» из 337 портретов к числу женских относятся не более тридцати среди них дочь философа Аристиппа, Аспасия, поражавшая своими знаниями даже Сократа, Зеновия правительница Пальмиры (Сирии), Клеопатра, сестра императора Августа Октавия, «золотоволосая» жена императора Нерона Поппея. А если попытаться вспомнить имена известных русских женщин с ХII по ХVII век – период в 500-лет, то не специалист – историк, навряд ли сможет назвать хотя бы пять. Неужели женщины были столь незаметны и незначимы? Скорее всего, о них просто «забывали» те, кто писал историю.
Но целью истории является показ того, как мужчины и женщины во всем их многогранном взаимодействии конструируют и изменяют мир. Потому что мир строится и изменяется и мужчинами, и женщинами. Только вернув, добавив, включив женщин как равных участников человеческой истории можно создать по-настоящему всеобщую историю. Именно преподавание такой истории является наиболее трудной задачей для историков.
В любом курсе истории, начиная с пятого и заканчивая одиннадцатым классом, у преподавателя-историка есть возможность не просто перечислить женские имена, но и раскрыть их вклад, показать их как сильных, смелых, волевых, определявших целые эпохи (Викторианская, Елизаветинская, Екатерининская и т.д.) и их развитие.
Внедрение «гендерной концепции» в нашу жизнь, становится актуальным, т.к. меняется роль женщины:
- в семье (главой семьи является и мужчина и женщина; сидит с ребенком и тот и другой),
- в обществе (движение по социальной лестнице, в политике, бизнесе и т. д.),
А раз меняется роль, нужно девочек учить азам лидерства, умению отстаивать свою позицию. Надо учить на ярких примерах, а история имеет огромное количество таких примеров.
Я занялась данной проблемой после работы в составе международной летней школы «Комплексная модель гендерного образования»: от ВУЗа к школе (в объеме 120 часов), организованной Ивановским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Ивановским центром гендерных исследований при поддержке Матра-Сар Посольства Королевства Нидерландов для учителей средней школы летом 2003 года. В программе читались лекции по гендерной тематике (Трофимова Е.И.(к. ф. н. МГУ), Успенская В.И. (к. ф. н., Тверской государственный университет), Румянцева (к. п. н., СПб) и другие; семинарские занятия, видеофильмы и интеpaктивные методы преподавания истории и обществоведения.
Большой интерес вызвали тренинги, которые позволяли вести общение вне возраста, пола, положении; знакомство с интеpaктивными методиками (мозговой штурм, «аквариумная» дискуссия, дебаты, работа в малых группах; методики и приемы активизации учебной деятельности; моделирование ситуаций; решение педагогических задач по сложным проблемам общения между учениками и учителями.
Помимо акцентирования на женских именах в рамках общих курсов, другой формой внедрения гендерного аспекта в курс истории как элемента гражданского образования может стать разработка и преподавание факультативных и элективных курсов, особенно в старших классах. Работа в летней школе стала толчком для разработки факультативного курса для старшеклассников «Несуществующая» история: женщины и женское движение в Российской истории». Курс рассчитан для учащихся 10-11 классов в объеме 15 часов. В ходе курса предпринимается попытка показать нетрадиционный взгляд на отечественную историю. Целью курса является ознакомление старшеклассников с новым подходом к истории; анализ истории и современности с точки зрения «мужского» и «женского»; знакомство школьников с новыми фактами.
Задачи курса: - дать новые знания о роли и месте женщины в истории России и научить учеников критически подходить к истории и истории и историческому факту.
Изучаются следующие темы:
- Российская история - чья история?
- Женщины на Российском престоле.
- Забытые имена.
- История частной жизни и повседневности как женская история.
- Женская благотворительность.
- Женщины в культуре и искусстве.
- Женский терроризм.
- Поморские традиции, жизнь и быт женщин на Севере.
- Проблема пола в русской философской и общественной мысли.
- Предпосылки женского движения в России. Социально - экономическое положение женщин на рубеже 19 - 20 веков.
- Этапы женского движения в России.
- Идеологические направления женского движения в России второй половины XIX - начала XX века.
- Решение «женского вопроса» в советский период (1917-19991гг).
- Современное женское движение в России.
- Женщины в современной политике России.
Кроме предложенных вопросов на факультативном курсе можно увеличить количество часов на изучение княгини Ольги, царицы Софьи, Екатерины Великой и других известных женщин.
Курс истории позволяет расширить знания учащихся о роли женщин в истории государства Российского, благодаря проведению специальных уроков, как это было сделано в 10 классе
Фрагмент урока по теме: «Повторительно-обобщающий урок истории в 10 классе по теме: «Екатерина Великая?!»
Цели урока:
Образовательная:
- Рассмотреть личные качества Екатерины II как женщины и политика, как теоретика просвещенного абсолютизма.
- Обсудить противоречивость хаpaктера Екатерины II, выяснить, что делает ее великой и действительно ли она Великая?
Развивающая:
- Формировать умение анализировать и сравнивать царствование Екатерины II и Петра I.
- Научиться вести дискуссию, аргументировать ответы и отстаивать свою точку зрения.
- Уметь работать в ходе «мозгового штурма» и «аквариумной дискуссии»
Воспитательная:
- Воспитывать уважительное отношение к женщине, признание равноправия мужчины и женщины во всем (гендерный подход) на примере выдающихся исторических деятелей.
Оборудование:
1) Портреты Екатерины 11 и Петра 1;
2) Вопросы к дискуссии;
3) Схема записи на доске;
4) Правила дискуссии (плакат);
5) Эпиграфы: «ТАРТЮФ В ЮБКЕ» А.С.Пушкин
«СЕВЕРНАЯ СЕМИРАМИДА» Вольтер
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, начало урока.
II. Актуализация знаний учащихся по вопросам учителя (конструктивного уровня):
- Какие личные качества Екатерины II хаpaктеризуют ее как выдающуюся личность?
- Роль фаворитизма в жизни Екатерины II и управлении государством?
- Качества Екатерины II как политика?
- Сравнить Екатерину II и Петра I как людей и государственных деятелей.
- Отношение к крепостничеству.
- Отношение к вольнодумству.
III. Выводы и обобщения учителя по выступлениям учащихся.
С позиции сегодняшнего дня на основании их деятельности мы можем назвать их Великими, но современники так не считали.
IV. «Мозговая атака» (3 мин.)
Обсуждение в группах, в ходе которого должны быть выделены черты, свойственные Екатерине II как женщине и как императрице.
V. Выступление учащихся от групп и запись хаpaктерных черт Екатерины II на доске в виде схемы. (1-2 мин.)
Екатерина II
Женщина | Императрица |
Женщина | образованная |
Жена | властная |
Мать? | мудрая |
Любвиобильная | решительная |
(фавориты), а у | политик |
Петра I? | дипломат |
VI. Аргументация и подтверждение конкретными историческими фактами. (5-10 мин.)
VII. Итоги обсуждения. Вспомним слова одного из современников: «ОНА НЕ СТАЛА ЖЕНЩИНОЙ, КОТОРУЮ В НЕЙ ХОТЕЛО ВИДЕТЬ ОБЩЕСТВО, НО СТАЛА ВЕЛИКОЙ ИМПЕРАТРИЦЕЙ». И это действительно так!
VIII. Учитель задает проблемный вопрос: «Достойна ли Екатерина II титула Великой?»
Решение проблемной ситуации проводится методом аквариумной дискуссии (см. «Дискуссия на уроках истории»)
IX. Проведение аквариумной дискуссии проводится в III этапа:
I этап – подготовительный (активизация знаний),
II этап - осмысление (дискуссия),
III этап - рефлексия (глубокое осмысление в виде выводов).
На I этапе проводится:
- Выбор спикера, члeнов жюри.
- Подготовка позиции группы в ходе обсуждения. 10 мин.
На втором этапе:
- Выступление спикеров по результатам обсуждения в группе. 5-10 мин
- Групповая работа. Подготовка вопросов оппонентам «за» и «против»
На третьем этапе:
- Группы обмениваются вопросами и ответами. 10 мин.
(2 вариант. Для сохранения спокойной обстановки вопросы лучше передавать комaндам в письменном виде. Вопросы обсуждаются, ответы аргументируются.)
- Спикеры завершают выступлением о своей позиции (убедили их или нет)
- Подведение итогов жюри. Объясняют:
Чья позиция прочнее?
Чья позиция прочнее?
У кого более логичное выступление?
Чей рассказ образный и яркий?
Наиболее полная аргументация?
Жюри (за стеклом) они видят, но не разговаривают с участниками, могут послать записку спикеру с вопросами.
Подведение итогов по результатам увиденного и услышанного. Дают свою оценку.
Х. Домашнее задание. Написать эссе по теме «Екатерина Великая?!» (собственное мнение по теме урока и дискуссии).
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
07 12 2023 7:24:29
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
06 12 2023 0:10:46
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
05 12 2023 20:30:59
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
04 12 2023 8:50:27
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе.
...
03 12 2023 14:33:53
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
02 12 2023 2:41:59
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
01 12 2023 1:49:52
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района.
...
30 11 2023 21:33:15
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
29 11 2023 5:56:31
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
28 11 2023 11:59:33
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
27 11 2023 8:41:36
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
26 11 2023 3:55:52
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
25 11 2023 3:51:27

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
24 11 2023 6:42:46
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
23 11 2023 13:23:51
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
22 11 2023 20:43:42
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
21 11 2023 20:38:24
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти.
...
20 11 2023 5:13:23
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
19 11 2023 10:31:13
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
18 11 2023 8:47:36
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
17 11 2023 13:26:52
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
16 11 2023 3:13:56
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
15 11 2023 1:10:58
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
14 11 2023 15:26:23
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
13 11 2023 9:19:52
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
12 11 2023 11:50:58
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
11 11 2023 15:17:23
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
10 11 2023 18:12:34

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
09 11 2023 4:14:28
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
08 11 2023 22:52:25
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
07 11 2023 16:28:20
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
06 11 2023 3:48:32
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
05 11 2023 3:40:58
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
04 11 2023 13:31:16
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
03 11 2023 17:20:26
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др.
...
02 11 2023 21:59:47
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
01 11 2023 22:10:36
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
31 10 2023 17:50:37
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
30 10 2023 9:23:42
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
29 10 2023 8:55:43
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
28 10 2023 16:14:23
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
27 10 2023 9:28:44
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
26 10 2023 16:27:51
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
25 10 2023 8:20:11

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
24 10 2023 22:24:14
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
23 10 2023 11:40:21
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек.
...
22 10 2023 7:39:52
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
21 10 2023 3:43:26

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
20 10 2023 19:57:11
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
19 10 2023 19:50:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::