Омичи — ветераны Великой Отечественной войны > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Омичи — ветераны Великой Отечественной войны


    Омичи — ветераны Великой Отечественной войны

“Нам ветеранам, и доныне,
Доныне быть на той войне.
Война окончилась в Берлине,
Но не окончилась во мне”.
Николай Доризо

Омичи – ветераны Великой Отечественной Войны.

Наша страна вступила в новый ХХI век. Подрастающее поколение готовит себя к будущему, но нет светлого будущего без прошлого.

ХХ век оставил нам память суровых военных лет Великой Отечественной войны. В людской памяти живет слава воинов сибиряков, задача учителя истории рассказать о воинах прошедшей войны, донести до них подвиг сибиряков, показать беззаветную преданность своей родине, Сибири, любимому городу Омску, семье и друзьям.

С каждым годом от нас уходят ветераны великой войны. Наша цель показать жизнь и деятельность ветеранов .Донести до подрастающего поколения подвиг советских солдат

отстоявших Победу над врагом. На примере жизни и деятельности воинов - фронтовиков

научить любить свою родину. Приобщить к изучению исторического прошлого нашей страны. Выделить трудовой подвиг ветеранов войны. Показать молодежи поколение людей достойных уважения. Данная работа помогает связать в единое целое разные поколения людей , их человеческий подвиг, непростую жизнь. Работа по данной теме велась не один год.

В 1941 году в Омск из Ленинграда был эвакуирован завод имени Н.Г.Козицкого. 9 сентября 1941 года под открытым небом на Омской земле заводчане приступили к выпуску продукции. В небывало короткие сроки, уже 22 октября 1941 года завод отправил первые изделия фронту – минометы, а 2 февраля 1942 года дал первые радиостанции. На протяжении всей войны эвакуированные ленинградцы и омичи ковали победу над фашизмом.

После Великой Отечественной войны на заводе работали ветераны. Многих сейчас уже нет в живых, с каждым годом они уходят на небеса как птицы. Каждый год мы посещаем их, колесим по Омским улицам, вручаем подарки, помогаем по мере сил, с интересом слушаем их рассказ о боевом прошлом.

“Память – это одно из главенствующих качеств поколения, поскольку все, что выстрадано и пережито, забвению не подлежит. Память, одетая в солдатскую шинель, для ветеранов войны никогда не кончается. Их все еще догоняют пули и осколки. Они, и состарившись, они, и с осколками у сердца, они, и будучи инвалидами, навсегда остались бойцами. Фронтовиками, скромные и гордые. Битые и непобежденные”.

Проезжая по городу и слушая великолепную музыку (“Солдатский вальс” Стихи Б.Царина, музыка А.Воронова).

По Проспекту Маркса в Омске живет Белецкий Тарас Антонович.

“Я родился 10.03.1920г. Во время войны воевал в 309стрелковой дивизии на 1 Украинском фронте, был автоматчиком, наводчиком станкового пулемета, подносчиком снарядов. Н а себе таскал 70кг. “Максим”. Воевал в Польше, Германии. Был дважды ранен. Долго лечился. Самые трудные минуты были при форсировании Одера. Лодку опрокинуло, был по горло в воде, а простуда не брала. Воевать закончил под Дрезденом. “Братцы, братишки! Что случилось? – Победа!” 3дня праздновали. Демобилизовался в 1950г. Служил после войны в Австрии, Венгрии, Югославии. В этом же 1950году начал работать на заводе в качестве ученика-токаря. Хочу, чтобы все были сыты, одеты, здоровы и счастливы.”

Продолжим наш путь и послушаем песню (“В землянке” Стихи А.Суркова, музыка К.Листова).

В поселке Козицкого живет Бродский Михаил Сруль - Мордунович.

Год рождения: 25.11.1923г. При стене огня на войне надо было устанавливать связь. Воевал на Западном фронте, 3армия,109отдельном полку связи с 1942года. Сообщение о Победе услышал в Берлине. Самые дорогие ордена: орден “Красной звезды”, медаль за Кенигсберг. Помню победные очереди автоматов, крики и радость. До сих пор я все делаю сам. Общаюсь с соседом Мартыненко Алексеем Федоровичем. Вспоминаю завод. Пришёл в 1960г., инженером. Я хочу пожелать вам, чтоб у всех в работе было все успешно.

Немного отвлечемся и послушаем стихотворение:

“Прошли сквозь грозы мы
И адский зной,
Преодолели крепости и беды…
Разбив фашизм, Немалою ценою
Добыли мы Великую Победу!

Была дорога наша нелегка…
Мы шли по ней почти четыре года.
Я верю, что переживет века
Бесcмepтный подвиг нашего народа!”

На 20 Амурской живет Михаил Демьянович Веревнин.

Год рождения 10ноября 1927года. “Находился на Дальневосточном фронте 97 дивизия, 5 армия,136полк, сержант, старшина, помощник комaндира полковой разведки. Воевал в Маньчжурии, Харбине. Уволился в 1951году. Самые тяжелые минуты в разведке ночью, думаешь о родителях и близких. В 1942 погиб мой отец, а в 1944 брат. О Победе услышал 9 мая под Хабаровском, а утром в 10часов началось гулянье на станции. Был шквал радости. Гляжу на военные награды и желаю всем людям, молодежи здоровья, сплоченности, честности, трудолюбия. Счастья всем! Я как пришёл 11 июня 1951года, 50лет работал на заводе, учеником шлифовщика, стеклодувом мастером, старшим мастером. Любите родину, жизнь, людей, работу”.

“Из числа фронтовиков 40 человек удостоены высшей трудовой награды Родины Звания Героя социалистического труда. Сотни участников войны стали кавалерами орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени”.

 Проедем дальше и послушаем музыку (“Соловьи” Стихи А.Фатьянова, музыка В.Соловьева - Седого).

Дурнова Таисия Кирилловна живет по улице Воронкова 04.01.1919год рождения. Служила с 15 мая 1942 на Дальнем Востоке. Охраняла авиа часть. Очень напряженная, тяжелая служба. Но помню, что в минуты отдыха танцевали под баян. О победе объявил комaндир утром 9мая. На завод я пришла в 1946г. Телефонисткой, работала до 55 лет. Как я хочу, чтобы все были счастливы и не знали войны.

“Родные воины! Еще раз приветствуем и поздравляем вас со счастливым возвращением и от всего сердца благодарим вас за воинскую славу и доблесть! Мы уверены, что, влившись в нашу трудовую семью, вы используете весь свой боевой опыт, вместе с нами будете развертывать социалистическое соревнование на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах в честь нашей Победы, чтобы совместными усилиями выполнить исторические указания нашего великого вождя товарища Сталина: быстрее залечить раны, нанесенные войной, поднять еще выше военную и экономическую мощь любимой Родины. Добро пожаловать, дорогие!”.

Газета “Омская Правда”,

22 июня 1945 года.

Ельников Александр Алексеевич 12.05.1926 год рождения.

Живет на улице Рабиновича рядом с заводом. В1943 году был в 101 полку 39стрелковой дивизии, сержант. Нас 5 человек кто хорошо учился, оставили учить других солдат. В боях не участвовал. После учебы сопровождал обученных солдат в действующую армию. Служил в Новосибирске, 9 Мая в части услышал о Победе. На завод устроился слесарем- сборщиком, был мастером по кадрам. Желаю всем молодым хорошо учиться, работать!

Здравствуй, Омск!
Ты такой же любимый, как был,
…Выйдет завтра солдат на работу-
Он стахановский труд не забыл!
Лейтенант Иван Харламов,

Газета “Омская Правда”, 22 июля 1945 года.

Забаровский Михаил Кириллович живет по улице Орджоникидзе.

01.03.1922 года рождения. Начал войну с 1941года под Москвой, затем Сталинград, Украина, Ворошиловград, Запорожье, Молдавия. Особенно тяжело было на Никопольском плацдарме. Дорожу двумя Орденами славы, наградой за Сталинград. Услышал о победе над фашизмом в Германии, Бреслау. 3 месяца брали. Конев окружил, только вывели из Бреслау, сообщили о Победе. Был в Венгрии, Австрии. Особенно запомнил Вену, озеро Балатон. На завод устроился в 1946году, слесарем- сборщиком. Желаю всем здоровья и молодежи стать творческими личностями.

“ По разному складывались судьбы Героев Труда - участников войны, но с годами не иссяк у них потенциал активности, не убыло упорство в достижении все усложняющихся целей. Они везде и всегда являли собой пример служения делу, положительно влияли на микроклимат в обществе”.

А.Долгушин Коршунов Николай Алексеевич живет по улице Волочаевской.

10.03.1921 года рождения. 1940г. был в пехоте, затем 1авия школа, , 346 полк, 9 воздушная армия. Закончил войну в Ново - Сысоевке. Затем война с Японией 1945г. тяжелые бои в Маньчжурии. Имею ордена, медали за боевые заслуги. Очень запомнился летчик один баянист, играл хорошо. Его любили. О Победе услышал в Приморском крае на Чугуевском аэродроме. Старшина сказал: “Война окончена!” с 1946 года по 1981г. работал слесарем механиком. Являюсь заслуженным рационализатором. Пожалуйста ,молодые, живите без войны! Учитесь, чтобы больше толковых людей было, умелых! Любите свое отечество, родину!

Наше счастье

Вспоминая сорок пятый –
За селом встречали мы отца.
Он родными был обнятый
На ступеньках нашего крыльца.
Сыпал сладость из кулечка,
Сумку комaндирскую подал:
Под учебники, вот, дочка, -
И целуя, Машеньку обнял,
Дал забавную мне штуку.
Незнакомые слова сказал.
Осторожно взял я в руку
И впервые компас увидал.
Этот день все долго – долго ждали:
Жив отец! Мечта семьи сбылась!
В школу мы с сестрой бежали –
Не было тогда счастливей нас!
Василий Захаров, Омск,2002 год

Кусков Николай Борисович 10апреля 1923года рождения.

Живет на 1-м проезде Челюскинцев в доме, который построил сам. Был в штрафной роте, затем служил в разведке, у Рокоссовского отчаянный был. Самые тяжелые дни были в штрафной роте. Николай Борисович не многословен. 12мая узнал о Победе на Эльбе. Вернулся в Омск, пошёл устраиваться работать на завод имени Козицкого, работал токарем, слесарем, механиком. Желаю, чтобы все были честными, хорошо работали и не пропали в этой жизни.

День Победы

Миллионы погибли
В той далекой войне,
Чтобы мирно могли бы
Люди жить на земле.
Мы фашистов гнездовье
Разнесли в пух и прах.
И солдатскою кровью
Расписали Рейхстаг.
О великом сраженье
В поле шепчет трава.
Голосов отраженье –
Это павших слова.
И Девятого мая

Трубы марши поют.
Ордена поправляя,
Ветераны идут!

Василий Захаров, Омск, 2002 год

Ложников Павел Александрович 07.03.1923год рождения.

Живет на проспекте Маркса. Во время войны был тяжело ранен. Долго был в госпиталях: Германия, Киев, Моршанск, Омск, Тюмень. Воевал на 1 Украинском фронте в 5 механизированном танковом корпусе, комaндир танкового взвода. Горжусь наградами. О Победе услышал в Моршанске в госпитале. В 5 или 6 утра забежала дeвoчка в фартучке и закричала: “дypaки, чего лежите, война закончилась”. на заводе с 1946года. Герой Социального труда, делегат 24 съезда КПСС. Хочу пожелать выполнять поставленные цели и задачи.

Я тот, кому Родина –мать дорога,
Крови дороже и жизни.
Наcмepть я шел потому на врага,
Что счастья желал для Отчизны.
Немало земли я измерил в шагах,
Бродил по лесам, по болотам,
Портянки сырыми носил на ногах,
Был грязным от пыли и пота.
Я тот, что до Шпрее и Влтавы
Шел в дыме и гаре войны, -
Солдат величавой державы,
Могучей советской страны.
Солдатская честь мне была дорога.
Верный присяге военной,
Лежал я, подбитый осколком врага,
Клятве святой неизменный.
Я тот, кто лихого врага победил
В году девятьсот сорок пятом.
Сегодня я счастлив и тем горделив,
Что русским считаюсь солдатом.
А.Рева

Новикова Тамара Ильинична 15.01.1923год рождения попала на фронт в 1942году.

Была направлена на учебу. Стала поваром. Была на Волховском, 2-Прибалтийском фронтах. Эстония, Латвия, кругом болота. Полевая кухня на лошадях двигалась ночью. Однажды сломала ногу несла мешок 75 кг. Это был 301 полк,48 армия, наш стрелковый батальон. Это был не посильный труд. 300 человек 2 раза кормили в наступлении, пополнение 3 раза. Спали по 2 часа. Завтpaк рано утром, ужин , когда темно. Обед к траншеям подтаскивали и отдавали старшине. У меня нет военной медали. Нигде не говорят о кухне и поварах. Завтpaк- это каша пшенная, пшеничная, очень редко гречка, конечно хлеб, масло, когда сало соленое. На обед густой суп. Добывали картошку у латышей.

Ветеранам войны

Мы благодарны ветеранам.
Войну прошедшим до конца.
Война ушла, остались раны,
Осталась боль в ваших сердцах.
Остались в памяти рассветы,
Что вы встречали на войне.
Ведь это было с вами где–то,
Простите, что не знаем, где.
В суетных днях,
В горячке будней,
Мы помним все–таки всегда,
Что вам обязаны все люди,
Живущие и жившие тогда.
Инна Соловьева, Омск,2002 год

 Помню тяжелый бой под Нарвой. 1час 30 минут артеллирийская подготовка. Гул, шум. Миномет бьет. Дeвoчка кричит: “ПОМОГИТЕ!” коней сшибло. Шквал огня. Забралась под настил в воду. Ездовой не успел спрятаться. Его сильно ранило. Не могла помочь. Умер он. Кухня тоже была вся пробита. Не забуду это некогда. Ноги сильно болят. Сейчас хожу плохо. Победу встретила в Румынии. Потом в августе 1945г. приехала в деревню Потанино, Калачинского района. Мама получила мешок муки по трудодням, я решила, что уеду в Омск. Семья 4 человека ,не прожить. Вышла замуж и уехала в Омск. В городе работала по 16 часов. Хлеб стоил 300р. Есть охота. Жизнь была невыносимая. Вода + соль, пухла от соли. Работала охранником получала 47 рублей, муж250р., 42 рубля была пенсия на детей. Принудительно покупали облигации100р., 150р., пряталась, но все равно подписывали. Эх, не было бы войны, работали. Жили бы хорошо. Пусть каждому в этом мире достанется счастье и мир. Берегите себя, помогайте друг другу, ведь мы русские люди.

“Я иду дорогою земной,
Перед солнцем не смежая веки…
Все, что в мире делается мной,
Остается на земле навеки”.
Сергeй Орлов

Рябиков Анисим Никифирович 22.02.1923год рождения.

Проживает в центре города на улице Чапаева, недалеко от завода, на машине ехать близко. Во время войны находился в 729 стрелковом полку, 145 стрелковой дивизии, 4 ударной армии на Северо - Западном фронте, Москве, Калининградском фронте. Был дважды ранен. Не забуду никогда день 9 Мая - Победа! Радость, крики, стрельба. На заводе работал с 1959. начальником отдела. Всем желаю благополучия. Большой патриот завода, спокойно не могу пройти, обязательно интересуюсь жизнью заводчан. Желаю всем процветания, здоровья, счастья.

Милые женщины!
Жизни и счастья начало!
Будьте высокими, как бы судьбою
Вас не качало!
Будьте красивыми, мудрыми,
Сильными –
Держится Мир вашими крыльями!
Мира Луферова, Омск,2002 год

Ряскина Анна Федоровна 07.02.1924год рождения.

Мы подъезжаем к улице Декабристов, где живет ветеран Великой Отечественной Войны Анна Федоровна. На фронте с 1942г.,в частях ПВО, 42отдельный прожекторный батальон, под Сталинградом. 25 дeвyшек, 50 юношей обучали на должность комaндира. Учились 3 месяца, присвоили звание младшего сержанта. Обороняли Киев, станция Дарница, была узловая. Фашисты её регулярно бомбили. Вой снарядов, кругом воронки. Ужас войны. Жили в землянках. Нас было 11 дeвyшек, 2 шофера. Чалый младший сержант и Крайнов, старшина. Победу встретили в Киеве, ночью узнали в 2 часа. Закричали: “Воздух, Победа!” это не высказать. Был обед, музыка, танцы. Стрельба. Я была в 1985году в Киеве и видела место службы, что-то напоминает прошлое. На заводе с 1946года. Работала гальваником, плела жгуты. Хочу, чтобы все было хорошо, и все работали как мы! Мы отстояли свою Родину!

“ В послевоенное время вместе с духом Победы фронтовики привнесли в мирную жизнь энергию созидания, направленную на достижение высших результатов труда. И сегодня они вправе требовать от нас той же самоотдачи и целеустремленности в работе, которые свойственны им самим”.

Л.К.Полежаев,

Глава Администрации (Губернатор) Омской области.

Мой Омск

Хоть город мой не очень и велик,
Но велики перед страной
Его заслуги.
Не шумен он, но многолик -
Живут хорошие в нем люди!

Слились в нем новь и старина:
Форпост России – волею Петра –
Сибирский,
В сороковые – роковые,
Когда в беде была страна,
Стал кузницей оружья
И кормильцем.

Сбылись слова. Что мощь России
Сибирью будет прирастать.
Мой город над Иртышской синью
Раскинул крылья,
В будущее принял старт.
Мой город! Школьник и учитель,
Студент, ученый и поэт,
Артист, нефтяник и строитель,
Солдат – таков его портрет!
Мира Луферова, Омск,2002 год

Посетив ветеранов, мы подъезжаем к заводу на улице Чернышевского.

“Ветераны стали опорой нашей профессии. Это звание стало символом верности избранной профессии, любви к своему предприятию, глубокого понимания своего места, твердого и почетного положения в ней. Их пример зовет к новым делам. Их порыв и наказы отзовутся в сердцах каждого. Каждый год 9 Мая заводчане проводят на заводской площади митинг. Звучат речи! К вечному огню возлагаются цветы, венки. Молодежь заходит в заводской музей, подолгу они стоят они у витрин с реликвиями, фотографиями прошлого, которое нельзя забыть.

 Список литературы

1. П.П.Вибе,А.П.Михеев,Н.М.Пугачева”Омский историко – краеведческий словарь”,Москва,Отечество,1994 г.

2. М.М.Кирьянов “Великая Отечественная Война 1941 – 1945”,Москва ,Издательство политической литературы,1985г.

3. А.Д.Колесников,А.п.Долгушин,А.П.Токарев”Райцентры Омской области”,Омск,1992г.

4. Мейсак Н.А. “Три открытия Сибири”, Западно – сибирское книжное издательство,1978г.

5. П.В.Мозжерин”Единой судьбы частица”,Омск,1991г.

6. В.А.Третьяков “Солдаты Победы”,том1,Омское книжное издательство, Омск,2000г.

7. Д.Ухтомский “Омск и омичи”,издательство “Советская Россия”,1968г.


"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти


    "Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти

      Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...

29 09 2022 12:35:28

Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс


    Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс

      Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....

28 09 2022 9:13:53

Русский быт


    Русский быт

      Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....

27 09 2022 17:25:36

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси


    Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

      В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

26 09 2022 0:11:15

Новая экономическая политика


    Новая экономическая политика

      Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....

25 09 2022 3:55:41

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"


    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

24 09 2022 19:33:31

Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"


    Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"

      Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....

23 09 2022 19:22:39

"Живая родословная". 70-летию Курской битвы посвящается


    "Живая родословная". 70-летию Курской битвы посвящается

      Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....

22 09 2022 2:28:32

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"


    Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

      Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...

21 09 2022 4:49:27

Византийская империя при Юстиниане. 6-й класс


    Византийская империя при Юстиниане. 6-й класс

      Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....

20 09 2022 11:40:18

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"


    Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

      "Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

19 09 2022 15:11:34

Традиционная одежда кубанских казаков


    Традиционная одежда кубанских казаков

      Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....

18 09 2022 12:17:45

Урок — интеллектуальная игра "Быт и традиции населения Кубани"


    Урок — интеллектуальная игра "Быт и традиции населения Кубани"

      Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....

17 09 2022 20:36:53

Песня "В солдатской шинели"


    Песня "В солдатской шинели"

      Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....

16 09 2022 19:45:41

Ребусы к урокам истории


    Ребусы к урокам истории

      Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....

15 09 2022 2:38:14

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"


    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

      Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

14 09 2022 15:39:20

История России в стихах


    История России в стихах

      Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

13 09 2022 13:24:57

Учебное занятие "Реформы и реформаторы в российской истории"


    Учебное занятие "Реформы и реформаторы в российской истории"

      Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....

12 09 2022 23:11:34

Кто лучше всех знает Россию?


    Кто лучше всех знает Россию?

      Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....

11 09 2022 4:52:15

"Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра


    "Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра

      Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль «Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России. ...

10 09 2022 15:41:55

Защита прав потребителей


    Защита прав потребителей

      Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

09 09 2022 9:39:58

Деловая игра "Главное не победа, а участие"


    Деловая игра "Главное не победа, а участие"

      Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...

08 09 2022 16:52:43

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"


    Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

      Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

07 09 2022 7:34:28

Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс


    Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс

      Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....

06 09 2022 1:31:30

Человек среди людей. Товарищество и дружба


    Человек среди людей. Товарищество и дружба

      Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....

05 09 2022 4:56:28

Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"


    Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

      Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

04 09 2022 17:56:25

Древняя Спарта. 5-й класс


    Древняя Спарта. 5-й класс

      В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....

03 09 2022 22:43:22

Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"


    Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"

      Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....

02 09 2022 1:32:32

Урок мира


    Урок мира

      Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

01 09 2022 6:37:48

Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"


    Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"

      Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...

31 08 2022 17:26:34

Урок-зачет по истории Отечества в 10-м классе по теме: "Иноземные завоеватели на Руси в период раздробленности", с применением информационных технологий


    Урок-зачет по истории Отечества в 10-м классе по теме: "Иноземные завоеватели на Руси в период раздробленности", с применением информационных технологий

      Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...

30 08 2022 5:44:22

Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"


    Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"

      Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...

29 08 2022 13:21:12

Начало Северной войны


    Начало Северной войны

      Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....

28 08 2022 16:26:14

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

27 08 2022 23:11:39

Опopные конспекты


    Опopные конспекты

      Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....

26 08 2022 4:17:46

Варианты использования модульных и компьютерных технологий на уроках истории в условиях перехода на новые ФГОС


    Варианты использования модульных и компьютерных технологий на уроках истории в условиях перехода на новые ФГОС

      ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....

25 08 2022 0:55:40

Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле"


    Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле"

      Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....

24 08 2022 15:46:57

Использование проектного метода на уроках истории


    Использование проектного метода на уроках истории

      Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....

23 08 2022 6:39:10

Программа элективного курса по истории России "Самодержавие и реформы"


    Программа элективного курса по истории России "Самодержавие и реформы"

      Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ, проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....

22 08 2022 9:35:19

Древнегреческий театр


    Древнегреческий театр

      На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....

21 08 2022 22:55:11

Февральская революция 1917 года и возникновение ситуации двоевластия


    Февральская революция 1917 года и возникновение ситуации двоевластия

      В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....

20 08 2022 19:29:38

Урок по теме "Я-гражданин"


    Урок по теме "Я-гражданин"

      Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

19 08 2022 14:56:48

Интегрированный урок по музыке и истории "История русского народного костюма"


    Интегрированный урок по музыке и истории "История русского народного костюма"

      Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....

18 08 2022 10:28:49

Владимир Святославич. Принятие христианства


    Владимир Святославич. Принятие христианства

      Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...

17 08 2022 22:30:13

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"


    Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

      На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

16 08 2022 17:47:48

Программа элективного курса "Свой среди чужих!"


    Программа элективного курса "Свой среди чужих!"

      История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....

15 08 2022 6:55:52

Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"


    Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"

      Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....

14 08 2022 19:58:50

Интегрированный интеpaктивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"


    Интегрированный интеpaктивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

      Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

13 08 2022 7:59:29

Народное движение в середине XVII века


    Народное движение в середине XVII века

      Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....

12 08 2022 1:51:58

Урок повторения по теме "Культура стран Европы в XVI–XVII вв.". 7-й класс


    Урок повторения по теме "Культура стран Европы в XVI–XVII вв.". 7-й класс

      Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....

11 08 2022 0:19:21

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::