Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей формирования феодальных отношений в Средневековой Руси.
Задачи:
- раскрыть сущность дискуссий по проблемам российского Средневековья
- рассмотреть и проанализировать сущность различий в хаpaктере протекания социально-экономических процессов на Руси и странах Западной Европы;
- определить и раскрыть основные факторы, оказавшие влияние на формирование феодальных отношений в России и в дальнейшем на ход российской истории;
По итогам урока учащиеся должны:
I. Овладеть знаниями:
- взглядах историков на генезис феодальных отношений на Руси;
- процессов формирования феодальной собственности Русского государства.
П. Закрепить умения:
- оценивать, соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- сравнивать исторические явления, определять в них общее и особенное;
- определять и выстраивать причинно-следственные связи;
- делать обобщения.
III. Формировать компетенции:
- уметь работать с документами, осуществлять поиск информации в одном или нескольких источниках;
- занимать позиции в дискуссиях через развитие умения хаpaктеризовать взгляды авторов различных исторических концепций, высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок;
- организовать взаимосвязь своих знаний, упорядочить их через составление логических и сравнительных таблиц.
Опopные знания:
Деятели: Б.Д. Греков, В.О. Ключевский, Н.П. Павлов-Сильвинский, Р. Пайас, М.Н. Покровский, И.Я. Фроянов, Л.В. Черепнин.
Понятия: барщина, вассально-ленные отношения, вотчина, генезис, оброк, община, сеньория, смерды, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население, эволюция,
План
- Дискуссии в среде историков о генезисе феодальных отношений на Руси.
- Специфика социально-экономических черт феодализма в русском государстве по сравнению со странами Западной Европы.
- Факторы самобытности российской истории.
Методические приемы и формы организации учебной деятельности:
На изучение данной темы отводится два академических часа. Для полного освещения проблемных вопросов рекомендуется повторить к уроку материал темы: “Средневековая цивилизация Европы”. [1, 80]
Урок целесообразно провести в форме школьной лекции с элементами беседы и постановкой проблемных вопросов.
Учитель предлагает определить значение ключевых понятий темы “генезис” и “феодализм”, используя “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова.
Ученики зачитывают вслух определения, записывают их в тетрадь.
Учитель продолжает урок с создания проблемной ситуации. Ученикам предлагается рассмотреть противоречивые теории, точки зрения историков. Это позволяет столкнуть разные мнения учеников и провести урок, целью которого станет решение проблемных задач.
В своем вводном слове учитель излагает проблемную ситуацию.
Многие проблемы российского Средневековья носят дискуссионный хаpaктер. Одной из них является проблема генезиса феодальных отношений на Руси.
Прошу проанализировать высказывания историков Б.Д. Грекова, Л.В. Черепнина об основных признаках феодальной системы и сравнить их с мнением историка И.Я. Фроянова о существе феодального строя в Древней Руси.
Ученики работают с материалами учебника и выписывают точки зрения известных российских историков, структурируя материал в форме тезисов и располагая альтернативные мнения параллельно друг другу.
Признаки феодальной системы на Руси
Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин | И.Я. Фроянов |
Киевская Русь являлась феодальным госу-
дарством; существовала крупная феодальная земельная собственность (вотчина); верховный собственник земли- княжеская власть; земля вотчины отpaбатывалась трудом зависимых крестьян. |
сомнение в существовании феодального
строя в Древнерусском государстве; незначительный уровень развития крупного земледелия в X – XII вв.; в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землевладение свободных крестьян-общинников. |
Учитель ведет диалог с учениками, побуждающий их к осознанию противоречия и формированию учебной проблемы.
Учитель: Итак, сколько, по вашему мнению, представлено точек зрения на генезис феодальных отношений на Руси?
Ученики: Два основных взгляда, две точки зрения. Л.В. Черепнин только развивает позицию Б.Д. Грекова.
Учитель: Как можно сформулировать основной вопрос?
Ученики предлагают разные варианты. Учитель подводит их корректирующими вопросами к следующей формулировке: каковы особенности феодальных отношений в российской истории?
Переходя к освещению второго вопроса, учитель просит найти наглядную форму изложения материала, хаpaктеризующую уровень феодализации Руси.
Ученики предлагают изложить материал в сравнительной таблице, используя признаки феодализма, выделенные историком М.Н. Покровским, в качестве линий сравнения и проявления черт феодализма в странах Западной Европы и Средневековой Руси.
После обсуждения учащиеся заполняют таблицу.
Уровень развития феодальных отношений в странах Западной Европы и на Руси в период средневековья.
Линии сравнения | Страны Западной Европы | Русское государство |
Господство крупного землевладения | Сеньория - социальный институт средневековья | Землевладение крестьян-общинников (Х-ХИвв) |
Наличие частного права на землю | Полная наследственная собственность | Только в к. XII- начале XIII вв в северных княжествах появился “князь-вотченник - наследственный оседлый землевладелец” (В.О. Ключевский) |
Связь землевладения с политической властью | Особая форма государственности, основанная на передаче верховной власти крупным земельным собственникам и территориальном дроблении | Верховным собственником земли был князь с правом пожаловать вотчину или отнять (Черепнин) |
Наличие иерархии землевладельцев | Воссально-ленная иерархия | Массовая раздача поместий началась только при Иване III, т.е. во II половине XIV в. |
Наличие зависимых крестьян как основной рабочей силы | С к. XII - начала XIII вв идет процесс освобождения крестьян; они получают личную свободу не обладая собственностью на землю | В XIV-XV вв в Северо-восточной Руси существовали еще свободные общины, но процесс закрепощения крестьян начинается с к. XV в. |
После анализа таблицы учащимися формируется вывод: в отличие от феодальных процессов в странах Западной Европы, особенностью русского исторического процесса является длительное отсутствие развитой частной собственности на землю и феодально-зависимого населения. Процесс закрепощения свободных крестьян начался тогда, когда на Западе крестьяне имели личную свободу.
Переходя к третьему вопросу, учитель просит предположить, чем обусловлены особенности становления и развития феодализма на Руси?
Учащиеся называют природный, географический, внешнеполитический, культурный факторы.
Учитель предлагает подтвердить эти предложения в ходе работы под таблицей “Факторы самобытности российской истории”, используя карту Средневековой Руси и материалы учебника [1, 110-113]
Факторы самобытности российской истории
Факторы самобытности | Их проявления | Их влияние на исторический процесс |
Природно-климатические особенности России | Северо-восточные земли -центр формирующейся Московской Руси - это зона сплошных лесов, переходящих на юге в огромные степные прострaнcтва. Они хаpaктеризуются суровыми климатическими условиями; земли мало пригодны для сельскохозяйственных работ. Сезон сельскохозяйственных работ длится 5-6 месяцев, на севере до 4 месяцев | - колоссальные затраты на ве дение сельского хозяйства; - формирование
традиций кол - воспитание национального ха |
Открытость внешних границ, отсутствие морей и гор как естественных границ | Постоянная угроза внешних вторжений. Требование огромных усилий по обеспечению безопасности | - появление государственной власти у восточных славян; - дальнейшее
возрастание роли |
Прострaнcтвенная протяженность страны: наличие неисчерпаемых возможностей для развития земледелия | Освоение новых территорий, колонизация их крестьянами, земледельческим населением. Сложившийся изначально тип земледельческого производства и крестьянческого хозяйства был стабильным и воспроизводился на осваиваемых новых землях | Экономический прогресс выражался в экстенсивном освоении осваиваемых земель. Отсутствие перенаселения не создавало стимулов для перехода от традиционных, экстенсивных форм ведения хозяйства к новым, более эффективным |
Отток населения на окраины | На окраинах формировались оппозиционные элементы. Окраины стали центрами антиправительственных выступлений. Крестьяне строили свою жизнь на основе традиционных общественных идеалов | “Оппозиционность сводилась к поискам лучшего царя”, а не к разрушению сложившейся системы |
Наличие торгового пути “из варяг в греки”, между Северной и Южной Европой | Заселение восточными славянами опopных точек данного пути;превращение узловых пунктов этого пути Новгорода и Киева в богатейшие торговые центры | Этот путь включил славян в орбиту культурного влияния Византии |
Анализ факторов позволит учащимся прийти к следующим выводам:
- современная российская историография не склонна отождествлять Средневековую Русь с феодальной;
- феодальный способ производства начинает формироваться лишь в период раздробления Древнерусского государства;
- феодальные элементы в экономике и социальном строе России присутствовали до начала XX века;
- несмотря на то, что основные черты феодализма присутствовали в России, но “в разное время, в разном месте и никогда - в системном виде” [1, 113].
Отечественные медиевисты считают, что историю средневековой России можно условно разделить на три основных периода, укладывающихся в целом в традиционные представления об эволюции средневекового государства и общества: раннее Средневековье - Древнерусское государство (Киевская Русь), расцвет Средневековья - удельная эпоха, позднее Средневековье - Московское царство. [1, 113].
Домашнее задание: §12, стр. 109, 110. Выделить разные подходы историков на хаpaктер древнерусского государства.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Данилов А.А. Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.-Зе издание-М.: Просвещение, 2007.
- История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие./ под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург; Изд-во “СВ-96”, 2001.
- Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков./Синхронистические очерки по истории этнокультурного и политического взаимодействия с начала новой эры до второй половины XVI века. - Казань: Магариф, 1995.
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебн. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н. Сахарова. - 5е изд. - М.: Просвещение, 1999.
СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Вяземский Е.Е., Сидрелова О.Ю. Методика
преподавания истории в школе:
Пpaкт. Пособие. -М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - Мельникова Е.Л., Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М., 2002.
- Ожегов СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4е издание, дополненное. - М.: ООО “Издательство ЭЛПИС”, 2003.
- Россия и мир: 10 класс: методические рекомендации / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, M.Ю. Брандт, П.А. Бapaнов. - М.: Просвещение, 2006.
- Рябцев Ю.С. Методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры XI-XIX вв. -М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998-208с.
- Сборник документов по Истории России с древнейших времен до второй четверти XIX века. Для семинарских и пpaктических занятий. Центр гуманитарных исследований Екатеринбург. 1993.
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
21 09 2023 2:25:22
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
20 09 2023 16:40:34
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
19 09 2023 1:39:59
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
18 09 2023 10:39:32
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
17 09 2023 13:35:27
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
16 09 2023 23:36:23
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
15 09 2023 14:46:57
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших.
...
14 09 2023 9:50:20
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
13 09 2023 14:16:54
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
12 09 2023 9:58:32
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
11 09 2023 14:35:54
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
10 09 2023 18:52:25
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
09 09 2023 9:35:10
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
08 09 2023 12:38:45
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
07 09 2023 15:45:12
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
06 09 2023 0:30:44
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
05 09 2023 9:36:48
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
04 09 2023 23:54:47

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
03 09 2023 11:48:45
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
02 09 2023 22:29:27
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
01 09 2023 18:25:23
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
31 08 2023 15:23:27
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
30 08 2023 2:44:22
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
29 08 2023 22:18:15
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
28 08 2023 18:35:23
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
27 08 2023 5:24:47
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
26 08 2023 13:48:46
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
25 08 2023 12:58:27
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
24 08 2023 20:28:34
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
23 08 2023 21:16:23
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
22 08 2023 8:21:19

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
21 08 2023 8:42:17
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
20 08 2023 7:49:15
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
19 08 2023 0:41:48
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
18 08 2023 19:59:11
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
17 08 2023 7:44:14
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.
...
16 08 2023 17:54:16
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
15 08 2023 15:44:13
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
14 08 2023 22:20:39
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план.
На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
13 08 2023 1:13:12
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
12 08 2023 23:40:56
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
11 08 2023 5:48:33
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
10 08 2023 20:39:50
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
09 08 2023 18:56:17
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
08 08 2023 19:28:18
Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....
07 08 2023 7:14:36
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
06 08 2023 20:34:38
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
05 08 2023 14:28:16
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
04 08 2023 7:27:26
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
03 08 2023 12:10:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::