Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей формирования феодальных отношений в Средневековой Руси.
Задачи:
- раскрыть сущность дискуссий по проблемам российского Средневековья
- рассмотреть и проанализировать сущность различий в хаpaктере протекания социально-экономических процессов на Руси и странах Западной Европы;
- определить и раскрыть основные факторы, оказавшие влияние на формирование феодальных отношений в России и в дальнейшем на ход российской истории;
По итогам урока учащиеся должны:
I. Овладеть знаниями:
- взглядах историков на генезис феодальных отношений на Руси;
- процессов формирования феодальной собственности Русского государства.
П. Закрепить умения:
- оценивать, соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- сравнивать исторические явления, определять в них общее и особенное;
- определять и выстраивать причинно-следственные связи;
- делать обобщения.
III. Формировать компетенции:
- уметь работать с документами, осуществлять поиск информации в одном или нескольких источниках;
- занимать позиции в дискуссиях через развитие умения хаpaктеризовать взгляды авторов различных исторических концепций, высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок;
- организовать взаимосвязь своих знаний, упорядочить их через составление логических и сравнительных таблиц.
Опopные знания:
Деятели: Б.Д. Греков, В.О. Ключевский, Н.П. Павлов-Сильвинский, Р. Пайас, М.Н. Покровский, И.Я. Фроянов, Л.В. Черепнин.
Понятия: барщина, вассально-ленные отношения, вотчина, генезис, оброк, община, сеньория, смерды, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население, эволюция,
План
- Дискуссии в среде историков о генезисе феодальных отношений на Руси.
- Специфика социально-экономических черт феодализма в русском государстве по сравнению со странами Западной Европы.
- Факторы самобытности российской истории.
Методические приемы и формы организации учебной деятельности:
На изучение данной темы отводится два академических часа. Для полного освещения проблемных вопросов рекомендуется повторить к уроку материал темы: “Средневековая цивилизация Европы”. [1, 80]
Урок целесообразно провести в форме школьной лекции с элементами беседы и постановкой проблемных вопросов.
Учитель предлагает определить значение ключевых понятий темы “генезис” и “феодализм”, используя “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова.
Ученики зачитывают вслух определения, записывают их в тетрадь.
Учитель продолжает урок с создания проблемной ситуации. Ученикам предлагается рассмотреть противоречивые теории, точки зрения историков. Это позволяет столкнуть разные мнения учеников и провести урок, целью которого станет решение проблемных задач.
В своем вводном слове учитель излагает проблемную ситуацию.
Многие проблемы российского Средневековья носят дискуссионный хаpaктер. Одной из них является проблема генезиса феодальных отношений на Руси.
Прошу проанализировать высказывания историков Б.Д. Грекова, Л.В. Черепнина об основных признаках феодальной системы и сравнить их с мнением историка И.Я. Фроянова о существе феодального строя в Древней Руси.
Ученики работают с материалами учебника и выписывают точки зрения известных российских историков, структурируя материал в форме тезисов и располагая альтернативные мнения параллельно друг другу.
Признаки феодальной системы на Руси
Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин | И.Я. Фроянов |
Киевская Русь являлась феодальным госу-
дарством; существовала крупная феодальная земельная собственность (вотчина); верховный собственник земли- княжеская власть; земля вотчины отpaбатывалась трудом зависимых крестьян. |
сомнение в существовании феодального
строя в Древнерусском государстве; незначительный уровень развития крупного земледелия в X – XII вв.; в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землевладение свободных крестьян-общинников. |
Учитель ведет диалог с учениками, побуждающий их к осознанию противоречия и формированию учебной проблемы.
Учитель: Итак, сколько, по вашему мнению, представлено точек зрения на генезис феодальных отношений на Руси?
Ученики: Два основных взгляда, две точки зрения. Л.В. Черепнин только развивает позицию Б.Д. Грекова.
Учитель: Как можно сформулировать основной вопрос?
Ученики предлагают разные варианты. Учитель подводит их корректирующими вопросами к следующей формулировке: каковы особенности феодальных отношений в российской истории?
Переходя к освещению второго вопроса, учитель просит найти наглядную форму изложения материала, хаpaктеризующую уровень феодализации Руси.
Ученики предлагают изложить материал в сравнительной таблице, используя признаки феодализма, выделенные историком М.Н. Покровским, в качестве линий сравнения и проявления черт феодализма в странах Западной Европы и Средневековой Руси.
После обсуждения учащиеся заполняют таблицу.
Уровень развития феодальных отношений в странах Западной Европы и на Руси в период средневековья.
Линии сравнения | Страны Западной Европы | Русское государство |
Господство крупного землевладения | Сеньория - социальный институт средневековья | Землевладение крестьян-общинников (Х-ХИвв) |
Наличие частного права на землю | Полная наследственная собственность | Только в к. XII- начале XIII вв в северных княжествах появился “князь-вотченник - наследственный оседлый землевладелец” (В.О. Ключевский) |
Связь землевладения с политической властью | Особая форма государственности, основанная на передаче верховной власти крупным земельным собственникам и территориальном дроблении | Верховным собственником земли был князь с правом пожаловать вотчину или отнять (Черепнин) |
Наличие иерархии землевладельцев | Воссально-ленная иерархия | Массовая раздача поместий началась только при Иване III, т.е. во II половине XIV в. |
Наличие зависимых крестьян как основной рабочей силы | С к. XII - начала XIII вв идет процесс освобождения крестьян; они получают личную свободу не обладая собственностью на землю | В XIV-XV вв в Северо-восточной Руси существовали еще свободные общины, но процесс закрепощения крестьян начинается с к. XV в. |
После анализа таблицы учащимися формируется вывод: в отличие от феодальных процессов в странах Западной Европы, особенностью русского исторического процесса является длительное отсутствие развитой частной собственности на землю и феодально-зависимого населения. Процесс закрепощения свободных крестьян начался тогда, когда на Западе крестьяне имели личную свободу.
Переходя к третьему вопросу, учитель просит предположить, чем обусловлены особенности становления и развития феодализма на Руси?
Учащиеся называют природный, географический, внешнеполитический, культурный факторы.
Учитель предлагает подтвердить эти предложения в ходе работы под таблицей “Факторы самобытности российской истории”, используя карту Средневековой Руси и материалы учебника [1, 110-113]
Факторы самобытности российской истории
Факторы самобытности | Их проявления | Их влияние на исторический процесс |
Природно-климатические особенности России | Северо-восточные земли -центр формирующейся Московской Руси - это зона сплошных лесов, переходящих на юге в огромные степные прострaнcтва. Они хаpaктеризуются суровыми климатическими условиями; земли мало пригодны для сельскохозяйственных работ. Сезон сельскохозяйственных работ длится 5-6 месяцев, на севере до 4 месяцев | - колоссальные затраты на ве дение сельского хозяйства; - формирование
традиций кол - воспитание национального ха |
Открытость внешних границ, отсутствие морей и гор как естественных границ | Постоянная угроза внешних вторжений. Требование огромных усилий по обеспечению безопасности | - появление государственной власти у восточных славян; - дальнейшее
возрастание роли |
Прострaнcтвенная протяженность страны: наличие неисчерпаемых возможностей для развития земледелия | Освоение новых территорий, колонизация их крестьянами, земледельческим населением. Сложившийся изначально тип земледельческого производства и крестьянческого хозяйства был стабильным и воспроизводился на осваиваемых новых землях | Экономический прогресс выражался в экстенсивном освоении осваиваемых земель. Отсутствие перенаселения не создавало стимулов для перехода от традиционных, экстенсивных форм ведения хозяйства к новым, более эффективным |
Отток населения на окраины | На окраинах формировались оппозиционные элементы. Окраины стали центрами антиправительственных выступлений. Крестьяне строили свою жизнь на основе традиционных общественных идеалов | “Оппозиционность сводилась к поискам лучшего царя”, а не к разрушению сложившейся системы |
Наличие торгового пути “из варяг в греки”, между Северной и Южной Европой | Заселение восточными славянами опopных точек данного пути;превращение узловых пунктов этого пути Новгорода и Киева в богатейшие торговые центры | Этот путь включил славян в орбиту культурного влияния Византии |
Анализ факторов позволит учащимся прийти к следующим выводам:
- современная российская историография не склонна отождествлять Средневековую Русь с феодальной;
- феодальный способ производства начинает формироваться лишь в период раздробления Древнерусского государства;
- феодальные элементы в экономике и социальном строе России присутствовали до начала XX века;
- несмотря на то, что основные черты феодализма присутствовали в России, но “в разное время, в разном месте и никогда - в системном виде” [1, 113].
Отечественные медиевисты считают, что историю средневековой России можно условно разделить на три основных периода, укладывающихся в целом в традиционные представления об эволюции средневекового государства и общества: раннее Средневековье - Древнерусское государство (Киевская Русь), расцвет Средневековья - удельная эпоха, позднее Средневековье - Московское царство. [1, 113].
Домашнее задание: §12, стр. 109, 110. Выделить разные подходы историков на хаpaктер древнерусского государства.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Данилов А.А. Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.-Зе издание-М.: Просвещение, 2007.
- История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие./ под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург; Изд-во “СВ-96”, 2001.
- Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков./Синхронистические очерки по истории этнокультурного и политического взаимодействия с начала новой эры до второй половины XVI века. - Казань: Магариф, 1995.
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебн. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н. Сахарова. - 5е изд. - М.: Просвещение, 1999.
СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Вяземский Е.Е., Сидрелова О.Ю. Методика
преподавания истории в школе:
Пpaкт. Пособие. -М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - Мельникова Е.Л., Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М., 2002.
- Ожегов СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4е издание, дополненное. - М.: ООО “Издательство ЭЛПИС”, 2003.
- Россия и мир: 10 класс: методические рекомендации / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, M.Ю. Брандт, П.А. Бapaнов. - М.: Просвещение, 2006.
- Рябцев Ю.С. Методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры XI-XIX вв. -М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998-208с.
- Сборник документов по Истории России с древнейших времен до второй четверти XIX века. Для семинарских и пpaктических занятий. Центр гуманитарных исследований Екатеринбург. 1993.
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
28 03 2024 5:11:42
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
27 03 2024 5:57:56
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
26 03 2024 12:25:54
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
25 03 2024 12:46:50
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...
24 03 2024 14:49:20
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
23 03 2024 11:38:51
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
22 03 2024 13:15:18
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
21 03 2024 22:56:58
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
20 03 2024 11:39:24
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
19 03 2024 20:21:55
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
18 03 2024 11:25:22
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
17 03 2024 8:15:17
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
16 03 2024 22:41:20
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
15 03 2024 7:17:59
Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
14 03 2024 0:13:52
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
13 03 2024 8:38:54
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
12 03 2024 23:50:36
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
11 03 2024 17:27:48
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
10 03 2024 13:50:53
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
09 03 2024 3:13:17
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
08 03 2024 18:18:27
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...
07 03 2024 0:46:58
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
06 03 2024 21:30:59
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
05 03 2024 22:43:17
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...
04 03 2024 2:39:41
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
03 03 2024 10:37:25
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
02 03 2024 0:50:15
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
01 03 2024 9:31:32
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
29 02 2024 18:13:43
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
28 02 2024 4:20:52
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
27 02 2024 8:10:32
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
26 02 2024 10:59:43
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
25 02 2024 6:33:51
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
24 02 2024 10:10:21
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
23 02 2024 22:24:13
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
22 02 2024 20:16:50
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
21 02 2024 16:47:43
Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....
20 02 2024 23:56:12
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
19 02 2024 15:53:59
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...
18 02 2024 2:17:26
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
17 02 2024 19:20:25
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
16 02 2024 1:53:34
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...
15 02 2024 14:51:44
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
14 02 2024 7:38:15
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
13 02 2024 13:20:32
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
12 02 2024 23:30:54
Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
11 02 2024 22:27:40
В работе определены функции гражданского политического образования....
10 02 2024 23:41:12
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
09 02 2024 6:41:38
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...
08 02 2024 11:37:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::