Гуситское движение в Чехии
Цели:
- Познакомить с ходом, итогами и значением гуситского движения
- Развивать умение работать с источниками, анализировать их и устанавливать причинно-следственные связи, формулировать собственное мнение на основе полученных знаний
- Воспитывать интерес и уважение к истории других народов
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование:
- Учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков»
- Раздаточный материал (фрагменты документов)
- Крючкова Е.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков». М.:Просвещение, 2006
- Иллюстративный материал на доске. («Прага в средние века», портрет Яна Гуса, «Ян Гус на Констанцком соборе», портрет Яна Жижки, «Лагерь таборитов»)
- Запись основных понятий на доске. (Пан, гуситы, табориты, умеренные, патриот, сейм)
Этапы урока
:- Причины гуситского движения в Чехии.
- Роль Яна Гуса в этом движении.
- Гуситские войны, их ход.
- Историческое значение гуситского движения
1. Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Чехии о гуситском движении в Чехии. В конце урока попробуем ответить на вопросы:
- Закономерно ли что борьба за независимость в Чехии вылилась в борьбу против католической церкви?
- Чем гуситские войны отличались от восстаний в Англии и Франции?
Откройте учебники на стр.137(знакомая уже вам карта)
- Каким цветом обозначена территория Чешского государства?
- В какой части Европы находится Чешское королевство?
- В состав какой империи входило Чешское королевство?
Если помните, Чешское государство было образовано еще в X веке, а в XI в. чешский князь принял титул короля.
После избрания императором Священной Римской империи Карла! (чешского короля) Под именем Карла IV Чехия становится сильным государством.
Карл – избегал войн, но сумел расширить территорию Чехии;
- попытался ограничить права панов, так называли крупных феодалов в Чехии
- покровительствовал ремеслу, торговле, культуре.
В Чехии пересекались важнейшие торговые пути. В Праге, столице Чехии, проводились ярмарки. Преобразилась и сама столица: был построен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.
Чехия изменялась на столько успешно, что туда стали переселяться немецкие мастера и купцы. Как и у себя на Родине они добивались в городах самоуправления, но в управлении не участвовал ни один чех. В руках немцев оказались и богатые рудники.
Что же вызывало недовольство чехов? Не смотря на укрепление королевства, чехи были недовольны. И это подтверждает документ№1, прочитайте сейчас документ и найдите ответы на поставленные ниже вопросы. Приложение 1.
— Какие повинности выполняли крестьяне?
— Какие выводы о жизни крестьян можно сделать на основе этого документа?
- Как вы думаете, кто являлся самым крупным собственником земли кроме феодалов в Чехии? (в Европе)
Действительно церковь, ведь ей принадлежало 1/3 всех земель страны, которые приносили ей неплохой доход. А какие еще источники богатства церкви вы помните?
Что ещё беспокоило чехов в такой ситуации?
Они хотели свободы и независимости от немцев и от католической церкви.
2. Их надежду на независимость, их мысли совпадали с тем, что говорил в своих проповедях Ян Гус.
В Чехии не было ни одного двора, ни одной семьи, в которой не знали бы Яна Гуса. <Рисунок1> Это был профессор Пражского университета, который выступал с проповедями перед чешским народом.
Какие же главные идеи проповедовал Ян Гус?
Снова обратимся к документу. Документ №2
— Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?
— Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу?
— В чем обвинял он священников?
Постепенно от критики Гус перешел к требованию реформ. Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. С кем так поступали в средние века? Но Гус не дал себя запугать, и даже покинув Прагу, продолжал свои проповеди. Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший в городе Констанце, и даже предоставил ему охранную грамоту…
Документ №3
— Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?
— Что произошло на соборе с Яном Гусом?
Представьте, какой большой собор был по делу Яна Гуса: в совещании участвовало 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, более 100 аббатов, около 300 богословов, присутствовали император, посланцы 10 королей, князья, графы с огромными свитами. Они пытались сначала заставить Гуса отречься от своих взглядов, но это было безуспешно, и тогда…Что происходило дальше на констанцком соборе нам поможет документ №4 <Рисунок2>
— Какие черты хаpaктера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?
Вообразите, у Гуса была возможность бежать, его друзья просили его отречься от своих взглядов, но он этого не сделал. Как вы думаете, правильно ли он поступил?
Давайте с помощью слов написанных на доске попробуем ответить на вопрос «какой человек был Ян Гус»?
На доске написано: двуличный, честный, смелый, тщеславный, хитрый, расчетливый, притворщик, патриот, льстец, ...
Объясните, почему вы назвали Гуса патриотом?
Собор большинством голосов приговорил Гуса к сожжению, и в 1415г. он был казнен.
3. Подумайте, какую реакцию вызвала казнь Яна Гуса у чешского народа?
Казнь была воспринята народом как сигнал к вооруженной борьбе. Последователей Яна Гуса стали называть гуситами.
Откройте карту на стр.200. Первое восстание гуситов произошло в Праге в 1419г. Людей участвовавших в движении гуситов арестовывали, помещали в подземелья. И сейчас мы услышим диалог двух людей, которые волей судьбы оказались в тюрьме. (Привлекаем двух учеников для чтения диалога)
Во время диалога обратите внимание, как стали называть восставших, и каковы были особенности их жизни.
- Кто ты, брат, и как сюда попал?
- Я – Воцлав, из Брно, хотел расспросить о городе-крепости на горе.
- Как? Ты, чех, не знаешь, что это Табор?
- Я знал такую гору, но там не было города.
- Я ведь подумал, что ты таборит.
- Кто такие табориты?
- Табориты – те, кто с оружием в руках решили сделать счастливым каждого человека.
- Для бедного человека, по-моему, не может быть счастья
- Может! Счастье для всех - это равенство: не должно быть ни панов, ни королей, ни крестьян. Все люди будут трудиться вместе, а Чехия будет независимой.
- Красивая мечта похожая на сказку!
- Это быль, ведь в Таборе все равны, все называют друг друга братьями. Те, у кого есть ценности, складывают их в большие бочки, стоявшие на улицах. Нет палачей, ростовщиков, а воров сурово наказывают.
- И ты думаешь, они победят?
- А ты видел воюющий народ? Ты представляешь, какая это сила, когда вся страна – военный лагерь, каждый человек – воин, каждая повозка-крепость?!
- Прости, но крепости из повозок не строят.
- Да ты что же не слыхал даже о Яне Жижке?
- Слыхал, что он обломал зубы другу германского императора. Пан хотел по подложным документам купить дом Жижки, но тот отказался и в знак объявления войны ушел со своими людьми в лес. Солдаты так и не смогли победить маленький отряд Жижки. А что он так и воюет?
- Да, но тогда он боролся со своим личным врагом, а теперь против обидчиков всего чешского народа. И даже ранение, которое ослепило его, не мешает ему руководить войсками.
- Как стали называть восставших? Почему их так называли? Что было особенного в их жизни? Что вы услышали о военном искусстве таборитов? Кто был главным руководителем?
Посмотрите на карту на стр.200. Назовите центры гуситского движения.
Но не всех восставших называли табориты. Было еще одно течение восставших - умеренные. Чем они отличались друг от друга? В этом разобраться нам поможет текст учебника на стр.199(2и3 абзац), а полученные сведения перенесем в рабочую тетрадь таблица на стр.82. По вариант 1 умеренные, 2 - табориты
В чем главное отличие таборитов от умеренных?
Против гуситов были организованы крестовые походы. Но в течение 15 лет войско гуситов, состоящее из крестьян и ремесленников, побеждало над хорошо вооруженной армией феодалов. Как вы думаете почему?
Чехия устала от бесконечных войн. Разуверившись в крестовых походах, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И, когда папа признал новые церковные порядки, умеренные выступили против таборитов. В 1434г. у г. Липаны (найдите на карте) умеренные напали на таборитов и разгромили их.
4. Как вы думаете, изменило ли положение чехов гуситское движение? (Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос предлагаю прочитать в учебнике на стрю200)
Так закончилось движение гуситов.
На основе того, что вы узнали на уроке, давайте ответим на вопросы поставленные в начале занятия? - Закономерно ли что борьба за независимость в Чехии вылилась в борьбу против католической церкви?
- Чем гуситские войны отличались от восстаний в Англии и Франции?
Литература:
- Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (XV—XVII века). Часть II. — М., 1981. С. 14—21.
- Учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков» М.: Просвещение, 2006
- Крючкова Е.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков». М.: Просвещение, 2006
- Книга для чтения по истории средних веков./А.А.Сванидзе. М.: Просвещение, 1986
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
18 03 2024 22:30:40
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
17 03 2024 11:24:34
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
16 03 2024 12:27:38
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
15 03 2024 22:21:54
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
14 03 2024 23:33:30
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...
13 03 2024 6:13:53
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...
12 03 2024 17:51:19
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
11 03 2024 8:11:35
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
10 03 2024 18:23:34
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
09 03 2024 4:43:16
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
08 03 2024 4:39:24
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
07 03 2024 4:10:22
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
06 03 2024 10:16:13
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
05 03 2024 14:22:37
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...
04 03 2024 2:52:41
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...
03 03 2024 14:11:37
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...
02 03 2024 1:13:43
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
01 03 2024 16:24:26
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
29 02 2024 2:57:18
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
28 02 2024 9:46:10
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
27 02 2024 13:24:20
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
26 02 2024 0:26:46
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
25 02 2024 17:20:13
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
24 02 2024 22:12:29
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...
23 02 2024 14:34:39
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
22 02 2024 18:24:13
Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
21 02 2024 15:15:38
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
20 02 2024 5:17:37
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
19 02 2024 11:50:32
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
18 02 2024 5:30:58
Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
17 02 2024 10:32:41
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
16 02 2024 12:28:52
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
15 02 2024 13:58:20
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
14 02 2024 10:25:30
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
13 02 2024 23:13:56
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
12 02 2024 21:32:53
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
11 02 2024 20:34:58
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
10 02 2024 7:50:29
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
09 02 2024 4:46:57
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
08 02 2024 4:17:29
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий. ...
07 02 2024 9:42:47
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
06 02 2024 21:36:12
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
05 02 2024 14:50:42
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
04 02 2024 0:33:15
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
03 02 2024 12:30:46
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...
02 02 2024 10:48:25
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
01 02 2024 7:32:16
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
31 01 2024 13:38:52
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
30 01 2024 18:16:57
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
29 01 2024 3:31:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::