Русско-японская война 1904–1905 гг.
Цели урока:
- Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися причин русско-японской войны, ее основных этапов и итогов. Локализовать события конфликта на карте. Отработать навыки работы с документами. Устранить пробелы в знаниях учащихся международных отношений на Дальнем Востоке в концеXIX – начале XX века.
- Развивающие цели: Развитие умений классифицировать факты и делать обобщающие выводы. Развитие умений выделять главные мысли. Развитие умений работать с картой и историческими картинами.
- Воспитывающие цели: Воспитание патриотизма на примерах подвигов героев русско-японской войны: С. О. Макаров, В. Ф. Руднев, Р. И. Кондратенко, Н. П. Линевич
Тип урока: Комбинированный урок с использованием ТСО
Структура и план урока:
- Организационный этап
- Сообщение темы и целей урока
- Актуализация раннее усвоенных знаний, и проверка домашнего задания
- Восприятие и осмысливание новых знаний
- Закрепление знаний
- Итоги урока
- Домашнее задание
Опережающее задание.
Подготовить небольшое сообщение о степени обороноспособности Дальнего Востока.(сообщение готовит один ученик)
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Место проведения урока: кабинет информатики
Используемая наглядность: презентация MS Power Point
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. < слайд №1>
На данном этапе урока целесообразно не просто озвучит цели урока, а прибегнуть к постановке целей необычным способом. Например можно задать вопрос связанный с так называемыми “северными территориями”. Обсуждении этого вопроса с учащимися вызовет у них интерес, во-первых, а во-вторых, позволит подвести учащихся к более осмысленному восприятию этого материала.
3. Актуализация знаний усвоенных раннее и проверка домашнего задания. < слайд №2>
На данном этапе урока на заранее выданных листах учащиеся пишут ответы на вопросы. Затем идет обмен ответами и взаимопроверка, с выставлением оценок. Данный метод работы прекрасно помогает быстро проверить усвоение предыдущего материала и подвести учащихся к вопросу о главном сопернике России на Дальнем Востоке.
4. Восприятие и осмысление нового материала. < слайд №3>
Слайд № 3 позволяет познакомить учащихся с планом изучения нового материала и приступить непосредственно к новому материалу.
План изучения нового материала:
- Причины войны
- Силы и планы сторон
- Основные этапы войны
- Итоги русско-японской войны
< слайд №4>. Рассказ учителя о причинах войны. Следом ориентируем детей на работу с документом, который есть на слайде. По итогам работы с документом ребята могут назвать еще как минимум одну причину войны. Затем класс приходит к пониманию мысли о том, что в развязывании войны виноваты оба государства.
Рассказ учителя: На рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала одним из главных направлений внешней политики не только России, Японии, но также и Англии, Франции, Германии и США. Слабеющий Китай и Корея стали объектом не только экономической экспансии этих стран, европейские страны и Япония стали рассматривать Китай и Корею как возможные территориальные приобретения, причем акцент делался, как правило, на военный аспект колонизации. Исключение составляла, пожалуй, только Российская империя, которая хотела получить доступ к этим территориям исключительно мирным, экономическим путем. Однако история распорядилась иначе. Мирное экономическое проникновение в Китай, в частности строительство КВЖД, аренда Ляодунского полуострова и Порт-Артура, с одной стороны сопровождалось подписанием с Китаем договора, который имел четкую антияпонскую направленность. В свою очередь Япония, которая приступила к строительству империи еще начиная с реформ МЭЙДЗИ, не мыслила империи без полного господства над странами, которые выходят в бассейн Тихого океана. Так что рано или поздно Япония все равно столкнулась бы с Российской империей, которая ни в коей мере не хотела отдавать пальму первенства в освоении Китая и Кореи. Таким образом имперская политика двух государств на корейских и китайских землях стала камнем преткновения и привела к развязыванию войны.
< слайд №5> Учитель вместе с детьми анализирует соотношение военно-морских сил двух государств и их сухопутных армий. Затем заслушивается сообщение о степени обороноспособности Дальнего Востока. Как вывод приходим к мысли о неготовности России к войне. Озвучивая планы Японии на предстоящую войну, приходим к мысли о возможном театре боевых действий.
Материал сообщения: Накануне войны с Японией обороноспособность дальневосточных рубежей России была крайне низкой. Из-за незаконченности строительства основных магистралей, нехватки подвижного железнодорожного состава пропускная способность Tрaнcсиба и КВЖД была невелика. Не более 8 военных эшелонов в сутки. Время доставки грузов из центральной России доходило до 50 суток. Если подсчитать время переброски армии необходимой для ведения войны с Японией требовалось порядка нескольких месяцев. К тому же тыл русской армии дезорганизовывали хунхузы – вооруженные китайские банды. Тихоокеанский флот был разбит на две эскадры, причем первая находилась в районе Тихого океана, вторая в районе Балтийского моря, первая в свою очередь была поделена на 2 группы. Одна из них находилась в Порт-Артуре, вторая группа во Владивостоке. Вместо достройки крепости Владивосток, деньги были пущены на укрепление Порт-Артура, что в итоге вылилось в распыление средств и обе крепости оказались не готовы к войне. Тем не менее комaндующий сухопутными войсками А. Н. Куропаткин утверждал, что русский Дальний Восток превращен в нерушимый Карфаген. Ошибочность данного суждения обошлась Российскому солдату очень дорого.
Основные этапы войны. < слайд №6>
На данном этапе целесообразно записать с детьми основные этапы войны в тетрадь и затем перейти непосредственно к их хаpaктеристике. Для анализа первого этапа используем
< слайд №7>, с помощью которого можно объяснить сущность морской блокады Порт-Артура и рассказ учителя о подвиге крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец” в корейском порту Чемульпо. Итогом рассмотрения первого этапа может быть вывод учащихся об уничтожении большей части Тихоокеанского флота и возможности переноса боевых действий на сушу.
Материал для учителя: 24 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и одновременно начала военные действия против русских войск, находящихся на территории Китая. Японский военно-морской флот в полном составе вышел в Желтое море для внезапного нападения на русские корабли и обеспечения себе полного превосходства на морском театре военных действий. В ночь на 27 января японские корабли внезапно атаковали русскую эскадру, которая стояла на внешнем рейде, незащищенная со стороны открытого моря. В результате неожиданного удара русская эскадра сразу же потеряла два броненосца “Цесаревич” и “Ротвизан” и крейсер “Паллада”. В этот же день большая группа японских кораблей в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев блокировали в корейском порту Чемульпо русский крейсер “Варяг”, которым комaндовал капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и канонерскую лодку “Кореец”. Наши корабли сделали попытку прорвать вражескую блокаду, но в скоротечном бою с превосходящими силами противника, повредив два японских крейсера и часть миноносцев, все же не смогли пробить себе дорогу в океан. Не желая сдаваться врагу, крейсер “Варяг” был затоплен экипажем, а канонерская лодка “Кореец” взорвана. Этот героический бой и храбрые действия русских моряков навеки остались в народной памяти.
Для анализа второго этапа используем слайд №8>. Целесообразнее всего совместить эмоциональный рассказ учителя и работу со слайдом. В качестве закрепления можно предложить ребятам сделать вывод об этом этапе самостоятельно. Такая работа нравится ребятам, и они без труда делают вывод.
Рассказ учителя: После гибели Макарова случилось то, чего он опасался и против чего боролся: порт-артурскую эскадру постепенно прибрало к своим рукам армейское начальство. Оставшийся в Порт–Артуре флот перешел к пассивной обороне, а к весне 1904 года, по приказу нового коменданта базы А.М. Стесселя, с него сняли даже часть орудий, чтобы укрепить сухопутную линию обороны. В конце апреля – начале мая 1904 г. начались активные боевые действия на суше. Японская армия, превосходившая русскую по численности, подготовке, имевшая возможность использовать резервы, наносила русским войскам поражение за поражением. Героизм солдат, строевых офицеров и отдельных частей не мог изменить хода войны. У стен Порт–Артура была собрана 100-тысячная армия японцев. Под руководством начальника обороны сухопутного фронта Порт–Артура генерала Р.И. Кондратенко защитники крепости за полгода осады отразили 4 штурма. Человек большой личной храбрости, крупный военный специалист, генерал постоянно находился на фортах и в траншеях. Вместе со своим штабом Р.И. Кондратенко погиб при артиллерийском обстреле. Несмотря на то, что возможности обороны крепости, сдерживающей осаду почти восемь месяцев, не были исчерпаны, 20 декабря 1904 г. комендант крепости А.М. Стессель сдал Порт-Артур японцам. Это был первый ощутимо чувствительный удар по престижу России. За сдачу крепости комендант крепости был осужден военным судом на тюремное заключении сроком на 10 лет.
Следующий этап ориентирует учащихся на работу с картой. Для данной работы используем < слайд №9>. Прекрасный метод работы это анализ статистики жертв Мукденского сражения. Цифры натолкнут учащихся о размерах этого сражения и его значении для обоих государств. По желанию учитель может добавить какие-то факты из истории этого сражения, но на этапе рефлексии материала дети должны сделать вывод, о том что продолжать войну стало бесперспективно.
< слайд №10> позволяет перейти к рассмотрению Цусимского сражения. Возможна постановка проблемного вопроса: В чем Вы видите трагедию Цусимского сражения? Для ответа на этот вопрос предложите учащимся карту Цусимского сражения и две исторические картины, которые присутствуют на предложенном < слайде №10>. Как правило следующий за этим диалог с учениками дает весьма интересные версии.
Для работы с итогами русско-японской войны используем < слайд 11>. На слайде присутствует карта отчуждаемых территорий и фотография переговоров. Фотография позволяет подвести ребят к осознанию возможных перспектив развития переговоров. Карта позволяет ответить на вопросы, связанные с территориальным размежеванием. В качестве повышения познавательного интереса можно спросит у учащихся: почему С. Ю. Витте называли граф Полусахалинский?. Обязательно стоит остановится на значении войны для последующей истории России.
5. Закрепление материала.
На данном этапе работаем с опросником, который представлен на < слайде №12>. Устные ответы на вопросы позволяют ребятам показать уровень усвоения, а учителю -- пробелы в усвоении данной темы. Если позволяет время можно предложить учащимся работу с карточкой: Найди ошибки в тексте
Карточка. Найди ошибки в тексте
Русско-японская война началась из-за стремления России захватить Корею. Огромная русская армия вторглась на территорию Кореи и нанесла поражение японским войскам под Мукденом. Тем не менее японцы смогли с помощью небольшой морской эскадры осадить крепость Порт-Артур, которая сдалась на милость победителя через месяц после начала осады. Оставшийся в живых главнокомaндующий сухопутной армией С, О. Макаров, нанес поражение японцам в Цусимском проливе. После Цусимского сражения японцы запросили мира. На мирных переговорах в городе Владивосток Россия отдала часть Сахалина Японии в обмен на территорию Курильских островов.
6. Подведение итогов
Вместе с ребятами подводим итог уроку выставляем отметки и озвучиваем качественные оценки.
7. Домашнее задание
На дом выносим материал учебного пособия по данной тематике. Слабеньким детям можно дать возможность сделать карточку дома, более сильным дать задание посложнее. Например “Найдите географические объекты в Приморском крае(улицы, название городов и ПГТ, памятники), которые названы в честь героев русско-японской войны”
Приложение
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
26 03 2023 6:52:37
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права.
...
25 03 2023 0:33:45
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века.
...
24 03 2023 0:29:52
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
23 03 2023 9:43:30
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
22 03 2023 18:21:47
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.
...
21 03 2023 11:48:13
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
20 03 2023 15:23:28
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
19 03 2023 12:37:56
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
18 03 2023 10:17:18
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
17 03 2023 23:34:19
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы.
...
16 03 2023 18:54:29
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
15 03 2023 0:50:50
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
14 03 2023 22:47:47
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
13 03 2023 3:16:59
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
12 03 2023 6:12:50
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
11 03 2023 14:29:30
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
10 03 2023 7:30:43
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
09 03 2023 19:12:12
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
08 03 2023 13:56:44
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
07 03 2023 20:44:11
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
06 03 2023 18:16:59
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
05 03 2023 21:47:32

Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
04 03 2023 23:24:11
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
03 03 2023 18:44:44
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
02 03 2023 4:50:18
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета.
...
01 03 2023 7:20:31
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
28 02 2023 8:41:15
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
27 02 2023 6:59:38
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
26 02 2023 4:50:34
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
25 02 2023 12:19:46
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
24 02 2023 0:27:24
В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства.
...
23 02 2023 9:37:25
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
22 02 2023 21:10:41
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
21 02 2023 15:35:30
Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....
20 02 2023 20:10:20
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
19 02 2023 0:42:16
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
18 02 2023 5:11:54
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
17 02 2023 10:56:22
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
16 02 2023 10:19:18
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
15 02 2023 3:12:29
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
14 02 2023 15:38:41
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
13 02 2023 15:31:11
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
12 02 2023 7:36:57
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
11 02 2023 11:32:48
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
10 02 2023 6:53:44
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
09 02 2023 1:19:27
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
08 02 2023 10:59:22
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
07 02 2023 16:38:18
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
06 02 2023 2:21:41

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
05 02 2023 6:43:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::