Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту"


    Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту"

Цель урока:

  • продолжить изучение истории своего края,
  • формировать поисковые навыки,
  • воспитывать патриотизм и уважение к прошлому своей Родины.

Материалы и оборудование:

  • выставка книг о Великой Отечественной войне,
  • “Книга Памяти Пуровского района”,
  • исторический атлас ЯНАО,
  • хроникальные кадры о Великой Отечественной войне,
  • карта СССР,
  • портреты героев Тюменской земли,
  • презентация.

Предварительная работа с учащимися: подготовить сообщения о героях Великой отечественной войны Тюменской области.

Ход урока

1. Задание: прослушать предложенную информацию, запомнить и записать некоторые факты из истории Великой Отечественной войны и ответить на вопросы учителя (вопросы на каждой парте).

2. Задание: в конце урока сформировать тему данного урока.

Изложение нового материала в форме лекции (на фоне кинокадров о начале Великой Отечественной войны):

I. Мотивационная беседа учителя.

Учитель: 22 июня 1941 года вошел в историю нашей Отчизны как самый трагичный и страшный день – началась Великая Отечественная война. Вся страна поднялась на cмepтный бой с фашистами. Эта война оставила страшный след в судьбах многих россиян. 27 миллионов жизней советских граждан унесла война.

II. Изучение нового материала (при помощи презентации).

(Обращает внимание учащихся на “Цену Победы, используя презентацию).

Война вошла в историю как самая кровопролитная война. 27 миллионов наших соотечественников были положены на ее алтарь. 13, 7 миллиона из них - мирное население, преимущественно дети, женщины, старики. 7,4 миллиона приняли мученическую cмepть на своей земле от рук фашистов, 5,3 миллиона насильственно вывезены в Германию. Половине их них не суждено было вернуться к родному очагу. А солдаты и офицеры? За четыре года войны через Вооруженные Силы прошли 34,5 миллиона человек. В семьи 11,9 миллиона из них пришли похоронки. Ежедневно на фронтах погибало 15 тысяч советских солдат! Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего воина в этой войне, пришлось бы молчать целых 30 лет. Погибшие солдаты… Они лежат в Польше и Югославии, Германии и Украине.

В годы войны северяне, как и все советские люди, проявляли исключительное мужество и героизм. Этот урок построен на материалах поисковой работы о нашем крае. Целью этого урока является знакомство с боевыми и трудовыми подвигами наших земляков, ветеранами войны и тыла нашего района, поселка. Их имена мы должны знать и помнить. Это история нашей малой родины, ибо пока жива память человечества, подвиг бесcмepтен. 1418 дней и ночей жила страна единым дыханием: “Все для фронта, все для победы!”.

(Сообщения учащихся о трудовом и боевом подвиге сибиряков - тюменцев).

1 ученик: Тюмень приняла 22 промышленных предприятий, в том числе: аккумуляторный, автотpaкторный, химико-фармацевтический, электрооборудования, строймаш и другие заводы. Тюменцы быстро вводили их в строй и уже к концу 1941 года, буквально через месяц после прибытия, был пущен мотоциклетный завод, а к весне 1942 года работали все эвакуированные в город предприятия. Так, например, за короткий срок в помещениях крытого рынка был налажен выпуск бесшумных планеров, предназначенных для разведки и заброски партизан в тыл противника. В Тюмени был открыт сбор средств на строительство авиаэскадрилей “Тюменцы — фронту”, танковой колонны “Боевые подруги”, подводной лодки “Водник Сибири”. Тюменские железнодорожники оборудовали и отправили на фронт специальный поезд-баню. Наши земляки давали фронту снаряды, минометы, мотоциклы, аккумуляторы для машин, танков, лекарства, обувь, обмундирование и многое другое. Это ли не героический подвиг? Заказы для фронта выполняли и старые заводы: судоверфь, фанерокомбинат, леспромхоз, рыбокомбинат в г. Салехарде. Более 90 тысяч тюменцев награждены медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”, из них 282 человека - пуровчане.

2 ученик: На Тюменской земле работали тысячи комсомольско-молодежных бригад. За самоотверженный труд 350 бригадам было присвоено   звание фронтовых и 65- гвардейских. 3000 юношей и дeвyшек носили славное имя стахановцев, 1600- ударников, 120- многостаночников. Они дали Родине   много сверхплановой продукции высокого качества. Так, например, осенью 1941 года получила звание "фронтовой" бригада Марии Бересневой с тюменского фанерного комбината. Мария пришла на предприятие еще до войны и освоила трудную мужскую профессию лущильщика. На фанерокомбинате было 18 молодежных бригад, ее бригада первой стала "фронтовой". Портрет Марии, выполненный красками на куске сатина, работницы комбината пронесли во время демонстрации 7 ноября 1944 года.

Лучший комбайнер Ивлевской МТС Ярковского района стала Ирина Пуртова-Завадовская. С 1943 года, после окончания курсов, она стала работать бригадиром. В том же году из 12 бригад МТС ее бригада стала лучшей.

3 ученик: В июле 1941 года в Тюмень прибыл поезд с необычным грузом. На нем в сибирский тыл был доставлен саркофаг с телом В.И. Ленина. Саркофаг был размещен в здании сельскохозяйственного техникума (ныне — сельхозакадемии). Несли почетный караул коменданты, доставленные из Кремля. В марте 1945 саркофаг с телом Ленина вернулся в Москву.

Учитель: С первых дней Великой Отечественной войны тысячи тюменцев были мобилизованы на фронт. Многие из них сражались в 712-й линейном батальоне связи и тюменской бригаде Сибирской дивизии добровольцев. 368-я Краснознаменная стрелковая дивизия, сформированная в Тюмени, принимала участие в освобождении более 400 населенных пунктов в Вологодской и Ленинградской областях, а также в Карелии и Норвегии. Сибиряки, как и весь советский народ, проявляли на фронтах мужество, отвагу. Воины, солдаты, защитники. Нельзя не рассказать о разведчике- сибиряке Николае Ивановиче Кузнецове.

4 ученик: Имя советского разведчика - сибиряка известно многим. Родился в крестьянской семье. В 1926 окончил семилетнюю школу, в которой увлекся языком эсперанто; поступил на агрономическое отделение Тюменского сельскохозяйственного техникума. В совершенстве знал немецкий язык, много ездил по странам Западной Европы, в том числе и Германии. Работал в органах безопасности. В годы Великой Отечественной войны был направлен на Украину, в партизанский отряд Медведева и под видом раненого немецкого офицера внедрился в немецкую армию. Это он, Кузнецов, уничтожил палача Украины Функа, рейхскомисара Коха, раскрыл логово Гитлера под Винницей. Кузнецов Николай Иванович прожил короткую, но яркую жизнь. Погиб 9 марта 1944 года на Украине. В Тюмени, там, где учился и работал некоторое время герой, стоит памятник. Поcмepтно удостоен звания Героя Советского Союза (слайд).

5 ученик: Говорят, что у войны не женское лицо. Но дочери нашей Родины внесли вклад в Великую Победу. 91 из них удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе и жительницы Тюменской земли. После выпускного вечера 1941 года все выпускники тюменских школ ушли на фронт, и среди них 15 дeвyшек. Из ушедших тогда вернулись только девять человек. После войны одноклассники этих выпускников начали хлопотать об установке памятника погибшим на войне юношам и дeвyшкам. Такой памятник изваял скульптор Распопов.

Улица Мельникайте названа так по имени дeвyшки Маритэ Мельникайте, эвакуированной из Литвы. Кто такая была эта благородная литовская дeвyшка? Ее жизнь не отличается от жизни многих юношей и дeвyшек России. Она родилась в 1923 году в Восточной Литве, в Зарасайском краю, который за его красоту называют Литовской Швейцарией. Росла она в бедной семье и с самого детства прошла трудную школу жизни. Дeвyшка мечтала сделать для своего края как можно больше хорошего и полезного. Судьба забросила ее в Сибирь, работала на заводе “Механик”, в г. Тюмени. В 18 лет подала заявление в военкомат и была направлена в партизанский отряд. В этом отряде нашелся предатель. Долго немцы пытали Маритэ, а потом расстреляли. 22 марта 1944 года Правительство Советского Союза в Москве присвоило поcмepтно звание Героя Советского Союза и наградило орденом Ленина и Золотой Звездой героиню литовского народа Маритэ Мельникайте (слайд).

Улицы нашего областного центра носят имена бесстрашных дeвyшек, которые отдали свою жизнь за наше Отечество – Маритэ Мельникайте, Лариса Иванова, Валентина Грицук.

Учитель: 22 июня 1941 года был издан Указ “О мобилизации военнообязанных”. Мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 годы включительно. Десятки тысяч жителей Тюменской области были призваны в ряды Красной армии. Так, только из тюменцев было сформировано три дивизии, несколько стрелковых и артиллерийских бригад. Они приняли первые бои под Москвой, участвовали в Параде 7 ноября 1941 года, защищали Сталинград и Ленинград, освобождали Польшу, штурмовали Берлин. Велика доля тюменцев в страшной арифметике военных потерь. Свыше 50 тысяч наших земляков отдали свою жизнь при защите Родины, каждый десятый из них пал в Сталинградской битве. До 10 тысяч уроженцев Тюменской области, в том числе и Ямала, попали в фашистский плен. Более 70 тысяч наших земляков отмечены боевыми медалями и орденами за свой ратный подвиг, 90 из них – Герои Советского Союза, 8 из них - ямальцы.

III. Самостоятельная работа учащихся в группах, парах, индивидуальная работа с текстами.

1.Задание (по группам): прочесть предложенный материал о героях войны, запомнить их имена. Уметь рассказать кратко о героических подвигах героев- ямальцев.

2. Задание (в паре): найти в “Книге Памяти” информацию о трудовом подвиге пуровчан в годы войны, выписать факты и подготовить небольшое сообщение (стр.110, 112).

3. Задание (индивидуальная работа с текстами о трудовом подвиге ямальцев).

Материал о героях Ямала

1. 1).Уроженец Ямала, Анатолий Михайлович Зверев рвался на фронт, но его возраст “мешал”- ему было тогда, в 41-м, было всего 16 лет. В народное ополчение Салехарда его все же записали, и мать он предупредил, что уйдет на фронт обязательно. Мама, Мария Андреевна плакала, а он ее утешал: “Не бойся, со мной ничего не случиться”. Он научился хорошо стрелять и в 1942 году его назначают комaндиром одного из отрядов народного ополчения в г. Салехарде. В округе не хватало учителей, многие мужчины - учителя ушли на фронт. В педучилище, где учился и Анатолий, формировалась группа из 43 человек, которые должны были сдать досрочно экзамены за курс училища. Среди них был и Зверев. Распределение он получил в одну из школ округа поселка Катравож, где он открыл пятый класс. Занимался с детьми в приспособленном под класс доме, одна стена была закрашена черной краской и служила доской. Квартиры не было для учителя, поэтому жил в учительской. Коренастый, темноволосый, в потертой кожаной куртке, гимнастерке, подпоясанной широким ремнем - таким он запомнился своим ученикам. Он неоднократно подает заявления с просьбой отправить на фронт. Повестку получил в конце мая 1943 года и шагнул в бесcмepтье.22 июля 1944 года погиб при форсировании реки Двины. С автоматом в руке- он был впереди всех, пока не сразил Анатолия осколок разорвавшегося снаряда. Герой Советского Союза Анатолий Михайлович Зверев похоронен на том же месте, где и погиб. На правом берегу Западной Двины, у деревни Улла стоит памятник – обелиск Анатолию Звереву.

1.2). Храбро сражались за Родину ямальцы в годы Великой Отечественной войны. Многие из них отмечены боевыми наградами. Среди них и представители коренных народов Севера:

  1. ненцы: Вануйто, Мурта Пандо, Иван Юганпелик, Федор и Василий Того.
  2. Ханты: Ге opгий Дружинин и др;
  3. Селькупы: Павел Нерин и др;
  4. Русские: Леонид и Алексей Киселевы, Иван Корольков.

Многие из них остались на поле брани. Но судьба была милостива к Ивану Васильевичу Королькову, Герою Советского Союза, нашему земляку. Юность Ивана Васильевича прошла в Салехарде, где он в 1939 школу окончил среднюю школу. Затем он учился в Уральском университете города Свердловска на историческом факультете. С декабря 1942 года он находился в рядах Красной Армии, учился на курсах младших комaндиров. Летом 1943 года, когда формировался специальный батальон бойцов с хорошей общеобразовательной подготовкой, Иван Васильевич получил туда назначение. Впереди был фронт, бои за Орел, Чернигов, форсирование Днепра. Маршал Рокоссовский писал о нем в наградном листе: “Переправляясь через Днепр, товарищ Корольков заметил немецкого пулеметчика ведущего огонь по нашим переправляющимся подразделениям, он быстро навел свой пулемет и очередью заставил замолчать пулемет противника.

В боях за села Галки и Усоки с 29 сентября по 3 октября 1943 года Корольков своим пулеметом отразил 10 контратак противника, истребив при этом 150 фашистов. За свою храбрость и боевые подвиги тов. Корольков достоин присвоения звания Героя Советского Союза”.

Он вернулся живым с войны, в 1953 году защитил докторскую диссертацию, вел большую педагогическую работу в г. Пятигорске.

2.1). Пуровский район не остался в стороне. За 4 годы войны в ряды Красной Армии было призвано 226 человек. Из них:

-погибло 69 человек;

-8 умерло от ран;

-3 без вести пропавшие;

-4-х судьба неизвестна;

-98 вернулись с фронта живыми.

17 матерей не дождались своих сыновей, проводив их на фронт в 1941-1945 годах из Пуровского района. Вдовами остались 38 солдаток района. До конца своей жизни они ждали мужей с войны, надеясь на чудо, воспитывая осиротевших детей. А друг совершиться чудо и муж вернется домой, пусть израненный, искалеченный, лишь бы живой. Но чуда не было, была лишь похоронка.

Извещение (слайд)

Гр. Агичевой Саше (Александре), проживающей в Пуровском районе п. Харампур.

Ваш сын, гвардеец Агичев Степан Сергеевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 16 октября 1944 года. Похоронен с отданием воинских почестей в д. Бортники Мириапольского района Литовской ССР.

Те кто, вернулся домой, на всю жизнь запомнили войну. Благодаря воспоминаниям ветеранов, по крупицам восстанавливается история войны. Об этом свидетельствует “Книга Памяти Пуровского района”, где авторы собрали ценные сведения о ветеранах войны и тыла.

2.2). Историческая справка: Только с июня 1942 по февраль 1943 гг. на фронт было отправлено 43 посылки на сумму 8084 рубля. В фонд обороны поступило 159 700 руб. наличными, на 254 400 руб. сдано облигаций, собрано 2 515 теплых вещей для бойцов Красной Армии. Дети тоже вносили посильный вклад в Победу над фашисткой Германией. Школьники Пуровского района в 1941-1944 гг на нужды обороны отправили в действующую армию 135 556 руб. Собрали 1890 кг ягод, 1946 кг орехов, 169 кг сушеных грибов.

2.3). Фронт и тыл - эти слова неразрывно связаны между собой. Не могло быть фронта без тыла. Великой силой на производстве стала женщина. Именно они, женщины, овладевали профессиями, которые всегда считались мужскими. Так, 543 женщины в навигацию 1941 года плавали на судах Иртышского пароходства. Овладев профессией машиниста, они водили поезда. Женщины- северянки стали рыбачками, лесорубами, охотниками. В Надымском районе было широко известно имя 17-летней дeвyшки-ненки Вела Опту. В 1941 году она добывала за месяц в среднем по 360 белок. Молодежь до 25 лет составляла свыше 40% всех рабочих, а в промышленности до 50%. Трудящиеся Северного Ямала активно помогали Красной Армии. Так, например, от колхозников фактории Тамбей поступило 41 ягушка и 31 гусь (теплая мужская одежда), 34 пары кисов и многие другие вещи. Женщины Шуришкарского района шили одеяла для раненых бойцов. Отдавали в фонд обороны мясо оленей, теплые вещи, деньги, драгоценности.

IV.

1). Закрепление нового материала по вопросам:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Сколько дней и ночей она шла?
  3. Сколько предприятий было эвакуировано в Тюмень?
  4. Какую продукцию они выпускали?
  5. Сколько наших земляков отмечено медалью за свой труд?
  6. Сколько пуровчан отмечено этой наградой?
  7. Цена этой кровопролитной войны?
  8. Сколько погибло мирного населения от рук фашистов на своей земле?
  9. Сколько людей было угнано в Германию?
  10. Сколько прошло через ряды Красной Армии?
  11. Сколько погибло советских воинов на фронтах этой войны?
  12. Сколько советских солдат погибало ежедневно на фронтах?

2). Опрос учащихся по предложенным заданиям, оценка этой работы.

V. Формирование темы урока.

Учитель: о чем сегодня на уроке шел разговор? Как можно сформировать тему нашего урока?

VI. Заключительная часть урока:

Учитель: Война вошла в каждый дом, чум, юрту, неся горе, слезы людям. Прошло более полувека, но боль утраты по прежнему бредит душу. Благодарные потомки чтут героев войны. По всей России стоят памятники защитникам Отечества.

Накануне 60-летия блокады Ленинграда, в связи с открытием на Пискаревском кладбище мемориальной доски в честь ямальцев, установлены имена 15 воинов - пуровчан, воевавших на ленинградском фронте. В районе Синявинских высот, в Ленинградской области уже 3 года работает наш поисковый отряд “забытый полк” с целью перезахоронения погибших солдат в годы Великой Отечественной войны. Их останки не преданы земле. Этим и занимаются

поисковики, которые съезжаются сюда в апреле месяце. В нашем школьном музее есть экспонаты, которые привезли ребята из этих экспедиций – ложки, котелки, патроны и многое другое.

Памятники России… Есть такой памятник и в Тарко - Сале. Первый памятник был установлен в поселке в 1965 году, представлял собой бетонную стелу высотой около 2-х метров. Второй памятник воздвигнут на том же самом месте, но уже к 30-летию Победы. На мемориальной доске было установлено 28 фамилий погибших пуровчан. На данный момент установлены имена 226-ти человек, ушедших на фронт из Пуровского района и 80 имен погибших солдат. Не вянут цветы у подножья памятника (слайд).

-Чтобы вспомнить о друзьях военных,
черных танках, вздыбленной земле,
Приходите люди, непременно,
Приходите к Вечному огню.
Приходите вы с душой открытой
От зари до самой темноты.
И на эти мраморные плиты
Приносите лучшие цветы.

(Хроникальные кадры о Вечном огне).

Использованная литература:

  1. Книга Памяти Пуровского района. Тюмень, 2000.
  2. Газеты “Северный луч”, “Красный Север” (2000-21006гг.).
  3. Исторический атлас ЯНАО.

4. Героини. Вып. I. (Очерки о женщинах — Героях Советского Союза). М., 1969.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

04 10 2024 21:42:28

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

03 10 2024 20:46:24

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

02 10 2024 14:57:12

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

01 10 2024 1:30:34

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

30 09 2024 8:57:19

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

29 09 2024 15:54:30

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

28 09 2024 21:50:21

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

27 09 2024 1:57:50

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

26 09 2024 6:24:14

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

25 09 2024 1:30:57

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

24 09 2024 4:42:40

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

23 09 2024 7:29:53

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

22 09 2024 14:11:26

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

21 09 2024 16:42:42

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

20 09 2024 0:59:51

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

19 09 2024 17:15:29

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

18 09 2024 1:52:36

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

17 09 2024 6:10:10

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

16 09 2024 17:45:54

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

15 09 2024 7:29:18

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

14 09 2024 23:35:10

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

13 09 2024 7:21:57

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

12 09 2024 0:56:45

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

11 09 2024 10:39:50

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

10 09 2024 22:35:30

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

09 09 2024 9:50:24

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

08 09 2024 8:44:39

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

07 09 2024 15:54:25

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

06 09 2024 1:50:28

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

05 09 2024 8:22:49

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

04 09 2024 18:55:49

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

03 09 2024 18:20:24

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

02 09 2024 16:44:35

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

01 09 2024 19:37:40

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

31 08 2024 0:36:51

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

30 08 2024 3:45:50

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

29 08 2024 4:33:47

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

28 08 2024 15:45:20

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

27 08 2024 11:35:12

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

26 08 2024 11:16:10

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

25 08 2024 5:51:38

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

24 08 2024 22:34:53

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

23 08 2024 19:46:55

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

22 08 2024 1:48:11

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

21 08 2024 1:39:36

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

20 08 2024 14:55:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

19 08 2024 16:14:37

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

18 08 2024 1:58:50

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

17 08 2024 7:48:10

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

16 08 2024 4:33:48

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::