Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"
Оборудование урока:
- Интеpaктивная доска;
- Мультимедийное учебное пособие “История. 5 класс. Издательство ЗАО “Просвещение – МЕДИА”;
- Учебник “История Древнего мира”. – М., Просвещение, 2003.
Цели урока:
- Формировать ценностные ориентации учащихся о защите Отечества.
- Продолжить формирование умений:
- работать с текстом учебника, выделять главное, составлять рассказ,
- обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы,
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя историческую аргументацию.
- Развивать навыки работы с различными источниками исторической информации.
Ход урока
Актуализация знаний учащихся по теме.
Беседа с классом.
“Греки расселись вокруг моря как лягушки вокруг болота” - шутливо замечал афинский мыслитель Сократ.
Что он имел в виду?
- Какой полуостров в Эгeйском море греки заселяли наиболее активно? (Малая Азия)
- Какое государство Древнего Востока стремилось к завоеванию полуострова Малая Азия? (Персия)
- Если два государства интересуются одной территорией, к каким историческим событиям это может привести? (войне)
Сегодня на уроке мы рассмотрим события Греко – персидских войн, произошедших в V веке до н.э.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Греко-персидские войны.
- Какими были эти государства: Персидская держава и греческие полисы?
(держава – сильное государство, постоянно захватывает территории, сильная армия)
(Эллада состоит из отдельных полисов, армия формируется из граждан полиса)
Предлагаю сравнить военные силы двух государств.
Перед учащимися ставится проблемный вопрос, учащие высказывают предположения, к вопросу вернемся в конце урока.
Определите, кто и почему победит в войне между персидской державой и греческими полисами.
Приобретение и осмысление новых знаний.
Работая над новой темой, мы заполним таблицу.
причины | сражение | полководец | результат |
1. Причины Греко-персидских войн.
Преподаватель запускает 16 урок мультимедийного учебного пособия “История. 5 класс”
Открывает 2 интеpaктивную страницу 16 урока, где рассказывается о восстании в Милеете.
Задание классу:
- Прочитайте вступление и п.1п.34 учебника и укажите главные причины начала войны.
Предполагаемые ответы учеников записываются в таблицу:
1. Персы задумали покорить новые страны
2. Персы требовали большой дани
Для выявления 3 и 4 причины учитель открывает 3 интеpaктивную страницу 16 урока.
Преподаватель работает с Интеpaктивной картой.
- Что обозначают цвета карты?
- Почему среди греков появились союзники персов?
Предполагаемые ответы учеников записываются в таблицу:
3. Вмешательство персов в греческие дела.
- Какой будет война для греков?
4. Греки борются за независимость.
2. Основные сражения.
Преподаватель открывает интеpaктивную карту похода Дария на 3 интеpaктивной странице 16 урока.
Учитель задает вопросы учащимся.
- Как персы переправились в Грецию?
- Почему они высадились на Марафонской равнине, а не у стен Афин?
Преподаватель открывает 4 интеpaктивную страницу 16 урока и включает анимированный ролик о Марафонском сражении.
Ученики заполняют таблицу.
Стратег – военачальник.
490 г. до н.э. – Марафонская битва, афинский стратег Мильтиад.
Прошло 10 лет. Эллины были горды победой при Марафоне.
На троне Персидской державы находился Ксеркс, сын Дария.
- Прекратятся при нем боевые действия между персами и греками? Почему?
Ученики записывают последнюю причину войн в таблицу.
5. Персы хотели отомстить за поражение при Марафоне.
О продолжении войны предполагали и греки. Они готовились к войне.
Задание: Прочитайте п.1 п. 35 учебника, назовите изменения в армии эллинов и их подготовке к войне.
Предполагаемые ответы учеников:
Эллинами был построен флот из 200 триер, создан союз 30 полисов.
Армия персов была набрана из покоренных народов, им были чужды интересы персидского царя и знати.
Преподаватель открывает 4 интеpaктивную страницу 16 урока, карту похода Ксеркса
– Чем поход Ксеркса отличается от похода Дария?
Преподаватель кратко рассказывает о переправе персидского войска через Геллеспонт.
Преподаватель открывает 5 интеpaктивную страницу 16 урока, схему Фермопильского сражения.
Ученики заполняют таблицу.
480 г. до н. э. - сражение за Фермопильский проход, спартанский царь Леонид.
Преподаватель предлагает, исходя из данных схемы, определить:
– Почему у Фермопильского прохода греки потерпели поражение?
Предполагаемый ответ:
Не сумев разбить греков в прямом столкновении, персы обошли греческих воинов и напали с тыла.
О царе Леониде и подвиге спартанцев преподаватель рассказывает с использованием иллюстраций 5 страницы урока.
“О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли”.
Преподаватель открывает 6 интеpaктивную страницу 16 урока, карту 2 этапа похода персов.
- Как поведут себя персы после победы при Фермопилах?
Прочитайте п. 4 п. 35
- Как греки отнесутся к своему поражению? Как бы вы поступили на месте афинян?
Анимированный сюжет о Саламинском сражении.
– Победа при Саламине была случайностью или хорошо продуманной боевой победой?
480 г. до н. э.- Саламинское сражение, афинский стратег Фемистокл.
Преподаватель открывает 7 интеpaктивную страницу 16 урока, анимированную карту.
- Какое сражение будет последним в войне?
479 г. до н.э. – сражение при Платеях, спартанец Павсаний.
3. Итоги войн.
Учитель возвращается к проблемному вопросу урока.
Определите, кто и почему победит в войне между персидской державой и греческими полисами.
Ученики читают последнее предложение 35 параграфа и заполняют таблицу.
Греки отстояли свою независимость.
Рефлексия.
Преподаватель открывает 10 интеpaктивную страницу 16 урока.
Интеpaктивная карта основных сражений.
Учащиеся выполняют задание карты.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
Прочитать параграфы 34, 35.
Сформулировать причины победы греков в войне:
Подготовка к войне.
Союз государств.
Мужество воинов.
Защита Отечества.
причины | сражение | полководец | результат |
1. Персы задумали покорить новые земли. 2. Персы требовали большой дани. 3. Вмешательство персов во внутренние дела греков. 4. Греки борются за независимость. 5. Персы хотели отомстить за поражение при Марафоне. |
490 г. до н.э. – победа при Марафоне. 480 г. до н.э. – поражение при Фермопилах Победа при Саламине. 479 г. до н.э. - победа при Платеях. |
Мильтиад Леонид Фемистокл Павсаний |
Греки отстояли свою независимость. |
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
23 09 2023 3:12:46
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
22 09 2023 1:37:38
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
21 09 2023 23:22:31
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
20 09 2023 14:43:20
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
19 09 2023 9:18:10
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
18 09 2023 16:50:59
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
17 09 2023 9:41:10
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
16 09 2023 10:50:39
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
15 09 2023 5:45:47
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
14 09 2023 7:34:58
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
13 09 2023 18:34:19
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
12 09 2023 3:12:52
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме.
...
11 09 2023 17:33:48
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
10 09 2023 8:30:57
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
09 09 2023 1:11:22
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
08 09 2023 12:54:49
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
07 09 2023 9:54:36
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
06 09 2023 1:10:25
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
05 09 2023 23:15:37
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
04 09 2023 19:55:17
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
03 09 2023 23:22:25
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
02 09 2023 5:17:56
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
01 09 2023 13:55:47
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
31 08 2023 18:52:30
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
30 08 2023 3:17:50
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
29 08 2023 2:31:46
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
28 08 2023 13:36:36
Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....
27 08 2023 20:41:44
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
26 08 2023 6:37:49
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
25 08 2023 6:28:34
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
24 08 2023 19:37:46
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
23 08 2023 0:12:50
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
22 08 2023 8:47:13
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
21 08 2023 7:25:51
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
20 08 2023 3:22:17
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
19 08 2023 18:42:49
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
18 08 2023 10:57:32
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
17 08 2023 18:11:22
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
16 08 2023 20:56:31
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
15 08 2023 17:25:20
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
14 08 2023 23:42:53
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
13 08 2023 17:37:41
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
...
12 08 2023 23:57:17
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
11 08 2023 17:53:48
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
10 08 2023 0:39:52
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
09 08 2023 5:46:28
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
08 08 2023 3:14:58
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
07 08 2023 14:22:11
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность.
...
06 08 2023 6:42:58
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
05 08 2023 7:30:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::