Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"
Оборудование урока:
- Интеpaктивная доска;
- Мультимедийное учебное пособие “История. 5 класс. Издательство ЗАО “Просвещение – МЕДИА”;
- Учебник “История Древнего мира”. – М., Просвещение, 2003.
Цели урока:
- Формировать ценностные ориентации учащихся о защите Отечества.
- Продолжить формирование умений:
- работать с текстом учебника, выделять главное, составлять рассказ,
- обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы,
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя историческую аргументацию.
- Развивать навыки работы с различными источниками исторической информации.
Ход урока
Актуализация знаний учащихся по теме.
Беседа с классом.
“Греки расселись вокруг моря как лягушки вокруг болота” - шутливо замечал афинский мыслитель Сократ.
Что он имел в виду?
- Какой полуостров в Эгeйском море греки заселяли наиболее активно? (Малая Азия)
- Какое государство Древнего Востока стремилось к завоеванию полуострова Малая Азия? (Персия)
- Если два государства интересуются одной территорией, к каким историческим событиям это может привести? (войне)
Сегодня на уроке мы рассмотрим события Греко – персидских войн, произошедших в V веке до н.э.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Греко-персидские войны.
- Какими были эти государства: Персидская держава и греческие полисы?
(держава – сильное государство, постоянно захватывает территории, сильная армия)
(Эллада состоит из отдельных полисов, армия формируется из граждан полиса)
Предлагаю сравнить военные силы двух государств.
Перед учащимися ставится проблемный вопрос, учащие высказывают предположения, к вопросу вернемся в конце урока.
Определите, кто и почему победит в войне между персидской державой и греческими полисами.
Приобретение и осмысление новых знаний.
Работая над новой темой, мы заполним таблицу.
причины | сражение | полководец | результат |
1. Причины Греко-персидских войн.
Преподаватель запускает 16 урок мультимедийного учебного пособия “История. 5 класс”
Открывает 2 интеpaктивную страницу 16 урока, где рассказывается о восстании в Милеете.
Задание классу:
- Прочитайте вступление и п.1п.34 учебника и укажите главные причины начала войны.
Предполагаемые ответы учеников записываются в таблицу:
1. Персы задумали покорить новые страны
2. Персы требовали большой дани
Для выявления 3 и 4 причины учитель открывает 3 интеpaктивную страницу 16 урока.
Преподаватель работает с Интеpaктивной картой.
- Что обозначают цвета карты?
- Почему среди греков появились союзники персов?
Предполагаемые ответы учеников записываются в таблицу:
3. Вмешательство персов в греческие дела.
- Какой будет война для греков?
4. Греки борются за независимость.
2. Основные сражения.
Преподаватель открывает интеpaктивную карту похода Дария на 3 интеpaктивной странице 16 урока.
Учитель задает вопросы учащимся.
- Как персы переправились в Грецию?
- Почему они высадились на Марафонской равнине, а не у стен Афин?
Преподаватель открывает 4 интеpaктивную страницу 16 урока и включает анимированный ролик о Марафонском сражении.
Ученики заполняют таблицу.
Стратег – военачальник.
490 г. до н.э. – Марафонская битва, афинский стратег Мильтиад.
Прошло 10 лет. Эллины были горды победой при Марафоне.
На троне Персидской державы находился Ксеркс, сын Дария.
- Прекратятся при нем боевые действия между персами и греками? Почему?
Ученики записывают последнюю причину войн в таблицу.
5. Персы хотели отомстить за поражение при Марафоне.
О продолжении войны предполагали и греки. Они готовились к войне.
Задание: Прочитайте п.1 п. 35 учебника, назовите изменения в армии эллинов и их подготовке к войне.
Предполагаемые ответы учеников:
Эллинами был построен флот из 200 триер, создан союз 30 полисов.
Армия персов была набрана из покоренных народов, им были чужды интересы персидского царя и знати.
Преподаватель открывает 4 интеpaктивную страницу 16 урока, карту похода Ксеркса
– Чем поход Ксеркса отличается от похода Дария?
Преподаватель кратко рассказывает о переправе персидского войска через Геллеспонт.
Преподаватель открывает 5 интеpaктивную страницу 16 урока, схему Фермопильского сражения.
Ученики заполняют таблицу.
480 г. до н. э. - сражение за Фермопильский проход, спартанский царь Леонид.
Преподаватель предлагает, исходя из данных схемы, определить:
– Почему у Фермопильского прохода греки потерпели поражение?
Предполагаемый ответ:
Не сумев разбить греков в прямом столкновении, персы обошли греческих воинов и напали с тыла.
О царе Леониде и подвиге спартанцев преподаватель рассказывает с использованием иллюстраций 5 страницы урока.
“О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли”.
Преподаватель открывает 6 интеpaктивную страницу 16 урока, карту 2 этапа похода персов.
- Как поведут себя персы после победы при Фермопилах?
Прочитайте п. 4 п. 35
- Как греки отнесутся к своему поражению? Как бы вы поступили на месте афинян?
Анимированный сюжет о Саламинском сражении.
– Победа при Саламине была случайностью или хорошо продуманной боевой победой?
480 г. до н. э.- Саламинское сражение, афинский стратег Фемистокл.
Преподаватель открывает 7 интеpaктивную страницу 16 урока, анимированную карту.
- Какое сражение будет последним в войне?
479 г. до н.э. – сражение при Платеях, спартанец Павсаний.
3. Итоги войн.
Учитель возвращается к проблемному вопросу урока.
Определите, кто и почему победит в войне между персидской державой и греческими полисами.
Ученики читают последнее предложение 35 параграфа и заполняют таблицу.
Греки отстояли свою независимость.
Рефлексия.
Преподаватель открывает 10 интеpaктивную страницу 16 урока.
Интеpaктивная карта основных сражений.
Учащиеся выполняют задание карты.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
Прочитать параграфы 34, 35.
Сформулировать причины победы греков в войне:
Подготовка к войне.
Союз государств.
Мужество воинов.
Защита Отечества.
причины | сражение | полководец | результат |
1. Персы задумали покорить новые земли. 2. Персы требовали большой дани. 3. Вмешательство персов во внутренние дела греков. 4. Греки борются за независимость. 5. Персы хотели отомстить за поражение при Марафоне. |
490 г. до н.э. – победа при Марафоне. 480 г. до н.э. – поражение при Фермопилах Победа при Саламине. 479 г. до н.э. - победа при Платеях. |
Мильтиад Леонид Фемистокл Павсаний |
Греки отстояли свою независимость. |

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
26 03 2023 19:58:14
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
25 03 2023 2:21:51
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
24 03 2023 13:39:26
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
23 03 2023 2:44:15
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
22 03 2023 5:28:59
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
21 03 2023 15:59:33

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
20 03 2023 0:21:44
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
19 03 2023 13:42:57
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
18 03 2023 4:42:51
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
17 03 2023 7:48:54
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
16 03 2023 14:59:44
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
15 03 2023 16:16:46
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
14 03 2023 17:12:58
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
13 03 2023 7:37:12
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
12 03 2023 6:48:41
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
11 03 2023 0:20:49
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира.
...
10 03 2023 21:28:27
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
09 03 2023 12:56:54
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
08 03 2023 22:32:28
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
07 03 2023 4:17:43
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
06 03 2023 20:37:37
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
05 03 2023 2:38:31
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
04 03 2023 4:57:43
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 03 2023 19:43:52
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
02 03 2023 23:46:55
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления.
...
01 03 2023 10:54:40
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
28 02 2023 13:42:53
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
27 02 2023 23:30:50
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
26 02 2023 15:31:27
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
25 02 2023 18:27:49
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
24 02 2023 20:30:25
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
23 02 2023 12:56:25
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
22 02 2023 7:59:13
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
21 02 2023 5:11:26
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
20 02 2023 9:29:39
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
19 02 2023 14:18:40
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
18 02 2023 3:36:32
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
17 02 2023 14:14:19
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
16 02 2023 15:16:15
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
15 02 2023 0:15:21
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
14 02 2023 16:59:26
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
13 02 2023 4:29:27
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
12 02 2023 9:39:35
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
11 02 2023 5:38:22
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
10 02 2023 3:34:23

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
09 02 2023 0:18:26
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
08 02 2023 15:48:23
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
07 02 2023 10:24:56
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
06 02 2023 3:54:58
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
05 02 2023 9:10:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::