Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
Цели:
- сформировать у учащихся представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики;
- продолжить работу по формированию обще учебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой;
- развивать и поддерживать интерес к предмету.
Новые понятия:
- полисы,
- ареопаг,
- архонты,
- долговой камень,
- долговое рабство.
Оборудование:
- карта Древняя Греция,
- учебные картины,
- иллюстрации с изображением древнегреческих богов,
- карточки с новыми словами.
I. Организация класса на работу.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Проверка домашнего задания.
Викторина “Путешествие в страну мифов”.
1. Разминка. Написать на листке бумаги, имена богов, которые начинаются на букву А.
Разминку можно провести в виде соревнования между рядами, подвести итог.
2. Если бы герои мифов заговорили.
Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?
- Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло! (Персей).
(Покажите на карте Эгeйское море)
- Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблyдился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! (Дедал).
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)
- Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра. (Гефест).
- Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве. (Гермес).
- Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.
- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром. (Зевс).
3. Объясните значение крылатых выражений.
Ахиллесова пята
Троянский конь
Яблоко раздора
Нить Ариадны.
4. Блиц.
Коротко отвечаем на вопросы:
- Почему хромал Гефест?
- Как звали сына Зевса, родившегося из его бедра?
- Как звали брата- близнеца Артемиды?
- Почему Гера боялась спорить с Зевсом?
- Расскажите о рождении Афины.
- Кого из своих детей не любил Зевс?
- Как звали брата Зевса- повелителя морей?
- Из его владений нет обратной дороги.
5. Соотнесите имена богов и их символы.
Ученикам раздаются карточки с именами богов, они должны выбрать соответствующий символ, изображённый на рисунке.
Аид – колесница, запряжённая чёрными лошадьми.
Гермес - крылатые сандалии.
Артемида – лань, золотой лук и стрелы.
Зевс – молнии, орёл.
Посёйдон – трезубец, дельфин.
Дионис – виноградная лоза.
Гефест – молот, наковальня.
Аполлон – кифара, лавровый венок.
Афина – копьё, щит, сова.
Деметра – колосья, пшеницы.
Арес – щит, меч.
Афродита – золотое яблоко.
Во время проведения викторины, ребята получали фишки за правильные ответы. По окончанию викторины фишки подсчитываются и объявляются оценки.
IV. Работа над новым материалом.
1. Вводится понятие полис.
- можно использовать иллюстрацию
- можно предложить закрыть глаза и представить город, вокруг которого расположены поля, пастбища, виноградники, оливковые рощи, поселения бедных и богатых. Это и есть полис.
- Сегодня мы будем говорить об Афинском полисе.
- Что вы можете сказать об Афинах (главный город Аттики)
- Покажите на карте Аттику и Афины
- Вспомните миф о том, почему так назвали город.
- Каковы природные условия Аттики? (большая часть покрыта горами, нет полноводных рек, плодородных почв очень мало, недостаток пресной воды)
Небольшие сообщения учащихся об основных культурах выращиваемых греками: оливковых деревьях и виноградниках (задание дается индивидуально на предыдущем уроке).
Можно особо подчеркнуть, что греки резко осуждали пьянство.
-Вспомните, какой герой мифов пострадал от вина?
2. Заочная экскурсия по улицам Афин.
- Можно использовать учебные картины из пособия по Древнему Миру, авторы Ф.П.Коровин и Д.Н.Никифоров
- Посмотрите, ребята, на улицах города довольно многолюдно, повсюду лавки кузнецов, ремесленников, горшечников. Дома афинян стоят очень близко друг к другу, улочки очень узкие, а двери из домов, открываются прямо на улицу и часто афиняне, выходя на улицу, могли ударить дверью прохожего, чтобы этого не происходило, жители домов, прежде чем выйти на улицу, стучали в дверь, предупреждая тем самым проходящих по улице людей.
Население в городе постоянно росло и требовало всё больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Давайте попытаемся разобраться, как же решался этот вопрос правителями Афин.
3. Сюжетный рассказ учителя в объёме учебника.
Перед рассказом учащиеся получают задание записать в тетрадь все новые слова, которые услышат, в ходе рассказа.
Словарная работа.
- Какие слова вы выписали? Уточняется значение слов.
Демос- народ
Ареопаг- совет знати
Архонты- правители
Долговой камень
- Как вы думаете, доволен ли был демос своим положением?
- Попытайтесь сформулировать, требования бедных афинян
Запись в тетрадях.
Требования афинского демоса в 7 веке до н.э.
1. Отменить долговое рабство.
2. Переделить землю.
3. Добиться права самим управлять государством.
V. Закрепление изученного материала.
1. Какие новые слова вы узнали?
2. Найти ошибки в тексте.
- Благодаря хорошим почвам, жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив оливкового масла и вина в Аттике не хватало, их привозили из других стран.
VI. Домашнее задание.
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших.
...
01 02 2023 7:26:11
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
31 01 2023 6:17:25
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
30 01 2023 1:24:47
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
29 01 2023 20:33:53

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
28 01 2023 23:42:19
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
27 01 2023 5:20:52
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
26 01 2023 2:37:45
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
25 01 2023 20:58:37
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
24 01 2023 10:40:40
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
23 01 2023 19:19:22
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
22 01 2023 1:17:38
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана.
...
21 01 2023 8:57:12
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
...
20 01 2023 3:50:53
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
19 01 2023 23:16:13
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
18 01 2023 2:14:35
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
17 01 2023 4:36:17
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
16 01 2023 17:34:23

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
15 01 2023 12:24:55
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
14 01 2023 21:48:48
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
13 01 2023 6:53:43
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
12 01 2023 3:47:17
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
11 01 2023 3:26:26
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
10 01 2023 5:46:44
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
09 01 2023 19:13:57
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
08 01 2023 14:38:17
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
07 01 2023 11:16:42
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
06 01 2023 22:28:46

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
05 01 2023 2:59:51
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
04 01 2023 1:22:18
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
...
03 01 2023 17:40:32
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
02 01 2023 13:55:53
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
01 01 2023 12:12:59
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса.
В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения.
...
31 12 2022 5:57:56
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
30 12 2022 15:18:48
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
29 12 2022 16:40:35
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
28 12 2022 20:10:40
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
27 12 2022 8:57:21
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
26 12 2022 16:38:51
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
25 12 2022 9:35:11
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
24 12 2022 21:34:23
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
23 12 2022 5:37:59
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
22 12 2022 6:19:25
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
21 12 2022 2:57:41
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
20 12 2022 6:31:51
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
19 12 2022 15:51:23
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
...
18 12 2022 7:46:54
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
17 12 2022 0:18:26
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
16 12 2022 3:29:30
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
15 12 2022 6:53:47
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
14 12 2022 14:36:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::