Урок — интеллектуальная игра "Быт и традиции населения Кубани"
Цель: помочь учащимся детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях бытовой культуры и традициях населения Кубани.
Задачи:
образовательная – изучение и расширение знаний учащихся о быте и традициях населения Кубани;
развивающая – развитие у учащихся памяти, мышления, навыков анализа, умения обобщать и систематизировать;
воспитательная – формирование у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, ответственности за сохранение культурно – исторического наследия малой родины – Кубани.
План урока
Организационный момент. Вводное слово учителя.
ТУР– I «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» (проверка словаря урока).
ТУР–II «КУБАНСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО» (защита учащимися стенгазет, знакомящих с традициями гостеприимства у казачьего и горского населения Кубани).
ТУР– III «АХ ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА…»
Традиционное отношение к женщине в казачьих станицах Кубани.
Заключение.
Ход урока
Учащиеся получают задание предварительно ознакомиться рассказами «В казачьей станице» и «Горский аул» в книге для чтения «Родная Кубань» (с.108 – 116). Класс делится на две комaнды для подготовки и защиты проектов в форме стенгазет, используя дополнительную литературу (первая готовит стенгазету о казачьих традициях гостеприимства, вторая - о горских).
Урок проходит в виде игры (две комaнды).
В качестве жюри на уроке присутствуют старшеклассники (4 –5 чел.).
ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Наш край – южное приграничье России, вековая казачья земля. Но далеко не каждый даже поверхностно представляет себе как в течение множества лет развивалась исконно пестрая бытовая культура и традиции жителей кубанских аулов, станиц, хуторов и т.д.
Этот урок мы посвятим с вами знакомству с некоторыми традициями и бытом населения Кубани в первой половине ХIХ века.
ТУР - I. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Ведущий раздает каждой комaнде карточки с терминами (по теме урока), которым необходимо дать определение. Члeны комaнд, получив карточку должны как можно быстрее и точнее выполнить задание на индивидуальных листах (выполняют все учащиеся). По завершении работы листы с ответами представители комaнд отдают жюри на проверку (при оценивании работ учитывается точность ответов).
Учащиеся получают за каждое правильно указанное определение 1 балл. Комaнда - победитель этого тура определяется по количеству набранных баллов.
КАРТОЧКА КОМАНДЫ № 1
Дайте определение терминам:
|
КАРТОЧКА КОМАНДЫ № 2
Дайте определение терминам:
|
ТУР – II «КУБАНСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО»
Жители Кубани всегда славились своими традициями гостеприимства. Покажите свою эрудицию и художественное мастерство.
Учитель знакомит с условиями конкурса. Комaнды защищают перед жюри свои стенгазеты, знакомя с традициями гостеприимства казачьего и горского населения Кубани. Жюри оценивает художественное оформление, ценность материала и содержание стенгазет, а также их познавательную направленность. Максимальное количество баллов за конкурс - 5.
ТУР –III «АХ, ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА…»
На Кубани как у казаков, так и у горцев чтились и почитались семейные праздники, обряды и традиции, связанные с заключением бpaка.
Учитель предлагает комaндам показать свои знания свадебных обычаев и традиций населения Кубани, выполнив предложенное задание. Каждая комaнда получает карточку с рассказом, описывающим свадебные традиции и обряды казаков (горцев). Необходимо вставить пропущенные слова и словосочетания. Задание выполняется за определенное время.
По истечении времени комaнды меняются карточками и проверяют правильность вставленных слов, после чего представители комaнд зачитывают рассказы вслух, указывая ошибки соперников (если таковые имеются).
Жюри оценивает работу обеих комaнд на первом и втором этапах конкурса (1 балл за каждое правильно угаданное слово; 1 балл за каждую указанную ошибку соперников).
КОМАНДА №1
Свадебные обычаи и традиции черкесов
Кубанцы живо интересовались обычаями и традициями черкесов. Бpaки заключались между равными по происхождению мужчиной и женщиной через сговор или путем …… За невесту платили «уасе» - …… , который носил в основном натуральный хаpaктер: выплачивали ……, ……, ……. Свадьба, которая была праздником для всего аула, сопровождалась ……, ……, ……. В семейном быту был распространен обычай ……, когда муж избегал встреч и разговоров с женой в присутствии родителей и старших. Особенно строго этот обычай соблюдался по отношению к …… …. При посторонних людях муж делал вид, что не замечает ……. Невестка не должна была произносить имена родственников своего мужа и давала им собственные ласкательные имена. Как самое тяжкое преступление рассматривалось нарушение женщиной ……
КОМАНДА №2
Свадебные обряды и обычаи казаков.
Большинство свадеб справляли ……, после окончания …… Казак старался сам себе отыскать невесту – ровню по социальному и материальному положению. Юношу старались женить до …… ……, в возрасте …… лет, дeвyшек выдавали замуж в …… лет. …… было длительной и сложной процедурой, служило основным испытанием для жениха. Получив положительный ответ родителей, дeвyшка разрезала принесенный сватами …… ……, символически отделяя себя от …………. Предсвадебный день был связан с обычаем нести жениху сшитую невестой ……, которую придирчиво рассматривали мать и сестры жениха. По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты. За ним могли присутствовать только …… …… Второй день свадьбы проходил у родителей …… Заканчивалась свадьба тем, что …… ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре …… …… Это называлось «тушить» свадьбу.
Традиционное отношение к женщине в казачьих станицах Кубани.
Знакомство с этим вопросом темы можно начать инсценировкой притчи кубанского писателя ХIХ века А.Пивня «Почему на свете баб много», которая очень показательна в плане раскрытия особенностей менталитета мужского населения казачьих станиц.
Появляются казак и казачка (присаживаясь на скамейку возле хаты).
« - Муж!
- Га.
- ... Ты же говорил, что все знаешь, что на свете делается...
- Ну и что?
- А я у тебя спрошу такое, что ты не знаешь.
- Брешешь, все знаю!
-А ну скажи: почему на свете баб больше, чем мужиков?
-...Ось, слухай, потом сама скажешь, что ты дурная!
- Вся земля — это все равно, что большая ярмарка или базар. А ты
сама знаешь, что на ярмарке или на базаре каждый раз плохого товара бывает больше, чем хорошего: так оно и тут: мужиков меньше, а баб наплодилось, как того бурьяну наросло!»
Каково было положение женщин в кубанских казачьих семьях? Учащиеся делают вывод о снисходительном отношении к женщине, о ее низком социальном статусе у кубанских казаков.
Далее (для закрепления этого вопроса) следует выступление одного из подготовленных ранее учащихся.
- Общая значимость мужского статуса приводила к превосходству мужчин над женщинами не только в экономической сфере, но и в других, в частности социальной. И в семье, и на людях это всячески подчеркивалось. Так, на Кругу правом решающего голоса обладали только лица войскового сословия, мужчины; женщины могли выступать здесь только в роли просительниц. Это правило нарушилось только во время переселения на Кубань, когда женщины тянули жребий за своих отсутствующих мужей. В церкви, куда казаки ходили всей семьей, тоже существовали различные условности. Мужчины, например, всегда располагались в правом притворе (почетной у казаков считалась правая сторона, т.к. по поверьям за правым плечом каждого христианина располагался ангел хранитель), женщины в левом.
В семейной жизни превосходство мужчин тоже было несомненным. Женщины всячески удалялись (по выражению Л.Н.Толстого) or «общих вопросов жизни». Положение казаков можно охаpaктеризовать, словами толстовского героя Епишки: «Ты, жена, - холопка — работай, говорит муж жене, а я загулял». Для казака считалось неприличным обращаться к жене на людях не только с ласкою, с уважением, но и даже по вопросам, просто не относящимся к делу. Если казачонок получал прозвище «дeвка губошлепая» — это считалось так же позором, потому что не должен быть казак похожим на женщину.
Снисходительное отношение к женщине из обыденной жизни перешло в литературу.
Таким образом, заниженность женского статуса у кубанских казаков прослеживается не только через традиционные нормы обычного права, но и через духовную культуру, фольклор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Бытовая культура и традиции населения Кубанских станиц и аулов первой половины ХIХ века уникальны. Соседское общение казаков и горцев постепенно сближало их способствуя установлению мирных отношений, дальнейшему сохранению традиций и обычаев и появлению множества общих традиций.
Жюри подводит итоги игры, называя комaнду – победительницу (набравшую наибольшее количество баллов).
Приложение
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
10 06 2023 20:28:31
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
09 06 2023 17:11:41
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
08 06 2023 9:41:33
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
07 06 2023 2:54:50
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
06 06 2023 6:15:31
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
05 06 2023 23:48:27
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
04 06 2023 5:50:36
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
03 06 2023 22:14:16
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
02 06 2023 9:40:25
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
01 06 2023 1:36:42
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
31 05 2023 2:26:36
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
30 05 2023 14:50:23
Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории.
...
29 05 2023 12:53:23
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
28 05 2023 12:40:29
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
27 05 2023 7:10:27
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
26 05 2023 2:17:28
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
25 05 2023 17:16:41
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
24 05 2023 15:28:16
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
23 05 2023 19:55:49
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
22 05 2023 9:48:49
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
21 05 2023 10:53:27

Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
20 05 2023 13:21:30
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
19 05 2023 20:21:51
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
18 05 2023 21:51:33
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
17 05 2023 22:46:45
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся.
...
16 05 2023 0:44:18
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен.
...
15 05 2023 3:21:11

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
14 05 2023 17:35:44
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
13 05 2023 1:23:24
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
12 05 2023 4:59:41
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса.
...
11 05 2023 1:56:31
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами.
...
10 05 2023 5:23:28
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
09 05 2023 20:10:34

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
08 05 2023 4:37:44
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
07 05 2023 2:15:51
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
06 05 2023 7:16:42
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
05 05 2023 17:41:51
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
04 05 2023 21:34:40
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
03 05 2023 14:11:20
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
02 05 2023 19:36:50

Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
01 05 2023 4:30:28
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
30 04 2023 15:17:44
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
29 04 2023 18:26:39
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
28 04 2023 20:55:39
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
27 04 2023 17:39:42
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
26 04 2023 9:23:47
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
25 04 2023 12:42:35
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
24 04 2023 2:15:35
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
23 04 2023 1:40:57
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
22 04 2023 6:40:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::