Урок по новой истории в 8-м классе по теме "Признаки империализма"
Цель урока:
- Выяснить причины, процесс и последствия образования монополий;
- Развитие навыков у учащихся работы по опopным схемам;
- Раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем. (См. Приложение 1)
Оборудование урока: Учебник «Новая история 8 кл.» А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкин, П.А. Бapaнов; опopные схемы (См. Приложение 1)
Ход урока
I. Словарная работа по учебнику
Задание: найти в словаре учебника объяснения слов:
- Монополия
- Финансовый капитал
- Империализм
- Конкуренция
- Олигархия
- Трест, синдикат
- Концерн
II. Объяснение нового материала
Сегодня нам с вами предстоит проследить процесс перехода от капитализма к его высшей стадии – империализму.
В конце урока вы должны:
- Назвать пять признаков империализма
- На основании этих признаков сделать вывод: империализм – это шаг вперед или назад.
Домашнее задание: подобрать примеры для оценки империализма, показав его плюсы и минусы.
III. План изучаемого материала
- Причины образования монополий
- Ликвидируют ли монополии конкуренцию
- Образование банковских монополий и банковского капитала
- Вывоз капитала
- Образование ГМК
- Борьба за передел мира
- Империализм – положительное или отрицательное явление
1. Причины образования монополий:
Научные открытия в различных областях ведут к бурному развитию промышленности, росту производства, в конечном итоге, увеличению прибыли капиталистов. Так как главная цель капиталистического производства – прибыль, то растет и конкуренция – борьба за более выгодные условия сбыта товаров и за рынки сырья.
Увеличение производства ведет к нарушению пропорций в экономике, так как развивается не по плану (стихийно), а это приводит в конечном итоге, к экономическим кризисам, а они в свою очередь ведут к спаду роста экономики, краху многих предприятий. Чтобы выжить владельцам предприятий, необходимо искать и внедрять новые технологии, выстоять могут только крупные предприятия, все это заставляет капиталистов объединяться в монополии – союзы, с целью ликвидации конкуренции и получения наибольшей прибыли.
2. Вопрос учащимся для размышления: но ликвидируют ли на самом деле монополии конкуренцию?
На основе опopных схем учащиеся доказывают обратное. Борьба идет за власть внутри монополии, за рынки сырья, рынки сбыта и дешевую рабочую силу между монополиями. Противоречия между монополиями наоборот обостряются.
3. Образование банковских монополий, финансового капитала и финансовой олигархии.
В период бурного развития экономики и научных открытий брать кредиты и хранить свои капиталы крупные монополии могут у крупных надежных банков. Это и заставляет, в свою очередь, мелкие банки объединятся в банковские монополии. Вкладывая свои капиталы в банки монополии, для контроля над ними, направляют своих представителей в руководство банка.
В свою очередь, руководство банков, желая получить больше дохода, вкладывают свои капиталы в крупные монополии, а своих представителей направляют в руководство монополиями для контроля над ними. Так происходит слияние банковского и промышленного капиталов, т.е. возникает финансовый капитал; а с ним и финансовая олигархия: слияние власти над банком и монополией в одних руках.
4. Вывоз капитала.
Стремление капиталиста получить прибыли больше заставляет его искать выгодные формы вложения своих капиталов. Не найдя их в своей стране, капиталисты стремятся вывезти свои капиталы в более слабые страны, где есть дешевое сырье и дешевая рабочая сила (колонии Африки). Это происходит в виде займов и кредитов, за которые капиталисты получают высокие проценты.
Последствия вывоза капитала – зависимость страны, в которую капиталы ввозятся, сдерживание роста ее экономики. Пример: зависимость колоний от метрополий.
Влияет этот вывоз и на страны, вывозящие капитал, где он мог бы иметь более полезное применение. Пример: увеличение заработной платы или решение социальных вопросов.
5. Глобализация экономики ведет к образованию межгосударственных монополий.
6. Борьба за рынки сырья и сбыта, в конечном итоге, ведет к борьбе за передел мира. В подтверждение этого – Первая и Вторая мировая война.
Вывод: таким образом, главными признаками империализма являются:
а) Образование монополий
б) Образование финансового капитала и финансовой олигархии
в) Ввоз и вывоз капитала
г) Борьба за передел мира
д) Образование межгосударственных монополий
Итак, мы видим, что на смену капитализму приходит монополистический капитализм – ИМПЕРИАЛИЗМ.
7. Как оценить ИМПЕРИАЛИЗМ?
Я прошу вас найти плюсы и минусы империализма самостоятельно по материалам учебника § 2, стр.20, 21
Итогом самостоятельной работы восьмиклассников должна стать следующая таблица:
+ ИМПЕРИАЛИЗМ – | |
а) Внедрение новых технологий | а) Сосредоточение власти в руках немногих (появление «некоронованных королей») |
б) Повышение производительности труда, на время – снижение конкуренции |
б) Рост колониальных захватов |
XIX век – время становления в Европе и США индустриального общества |
XIX век – время обострения всех противоречий (см. Приложение), которые привели к двум мировым войнам и революциям |
Рефлексия
- Объяснить значение новых понятий, пользуясь опopным конспектом (см. Приложение);
- Назвать признаки империализма;
- Объяснить их проявление, опираясь на схему и опopный конспект;
На карточках написать:
- Что запомнилось Вам лучше всего;
- Что осталось непонятным;
- Самим оценить свои знания по данной теме.
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
29 06 2022 9:50:46
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
28 06 2022 5:20:32
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
27 06 2022 19:51:28
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
26 06 2022 0:59:49
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
25 06 2022 23:10:18
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
24 06 2022 8:19:26
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
23 06 2022 19:43:20
В статье приводится пример урока-диспута.
...
22 06 2022 13:59:44
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
21 06 2022 20:12:55
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
20 06 2022 12:50:38
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
19 06 2022 1:40:33
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
18 06 2022 6:43:21
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
17 06 2022 5:33:10
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
16 06 2022 12:43:22
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
15 06 2022 8:44:48
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
14 06 2022 11:19:46
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
13 06 2022 16:21:36
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
12 06 2022 19:27:15
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
11 06 2022 2:25:31
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания.
...
10 06 2022 11:26:59

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
09 06 2022 13:11:18
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
08 06 2022 14:25:29
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
07 06 2022 20:17:35
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
06 06 2022 7:46:54
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
05 06 2022 14:12:50
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
04 06 2022 7:53:42
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
03 06 2022 11:46:18
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
02 06 2022 12:20:56
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.
...
01 06 2022 13:33:37
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
31 05 2022 8:19:52
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
30 05 2022 1:54:39
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России.
...
29 05 2022 19:49:57
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
28 05 2022 11:34:21
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
27 05 2022 10:36:49
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
26 05 2022 12:57:27
В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....
25 05 2022 19:12:33
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
24 05 2022 17:30:18
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
23 05 2022 15:42:57
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
22 05 2022 9:47:13
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
21 05 2022 20:27:21
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
20 05 2022 18:18:19
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
19 05 2022 4:27:39
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
18 05 2022 0:34:17
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
17 05 2022 3:19:58
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
16 05 2022 20:34:41
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
15 05 2022 12:50:31
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
14 05 2022 10:23:22
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
13 05 2022 3:41:59
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
12 05 2022 5:33:55
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
11 05 2022 7:51:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::