Информационные технологии в преподавании истории
«Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают….
Едва ли не ко всему, что делается в школе, сегодня принято добавлять приставку «само»».
(А.Ю.Уваров: «Педагогический дизайн»)
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.(1)
Многолетний опыт работы показал, что новые компьютерные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями.
Интегральная технология одна из немногих, где применение компьютера является естественным и необходимым.
Каждому ученику обеспечивается:
- индивидуальный набор задач;
- индивидуальный темп работы;
- полная самостоятельность ее выполнения;
- непрерывный контроль и управление;
Интегральная технология представляет собой целостность четырех направлений:
- Укрупнение дидактических единиц;
- Планирование результатов обучения;
- Психологизацию образовательного процесса;
Компьютеризацию (2)
Использование компьютера, пpaктически, на каждом этапе дает возможность не только получения учениками определенной суммы знаний, но и формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Вводное повторение. Только учитель знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала, следовательно, он должен в этом модуле играть ведущую роль. С другой стороны, актуализация функциональных систем должна произойти в головах учеников, поэтому именно они должны активно действовать, мыслить. Значит, требующаяся в этом модуле форма урока - интеpaктивный информационный режим. Пpaктически единственная форма, удовлетворяющая этим условиям, - беседа. Учитель предлагает ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти все необходимое.
Изучение нового материала (основной объем). Для этого модуля предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу.
Лекция – устное изложение учебного предмета, или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.
Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «…Перу остаются, недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово», - отмечал В. О. Ключевский.
Записью лекции могут быть различные виды конспектов, в том числе опopные и схемы-конспекты.
Часто способы конспектирования носят смешанный хаpaктер. Это зависит от понимания учителем проблемы и наличия у учащихся навыков одновременно выполнять два действия: слушать и конспектировать.
Использование при проведении лекции компьютерной презентации дает возможность учителю в более сжатые сроки представить материал довольно большого объема и не выйти за границы минимального уровня. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное прострaнcтво, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
Тренинг-минимум. Так как этот модуль предназначен для отработки до автоматизма умений минимального уровня. Это обычно делается через интеpaктивные формы уроков — чаще всего посредством бесед. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом может быть использование пpaктикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой. В этом случае состав групп не учитывает никаких уровневых достижений учеников, поскольку никаких уровней пока просто нет. Наши уровневые достижения являются ситуативными хаpaктеристиками, а не знаками различия, вследствие чего на рассматриваемом отрезке блока уроков все ученики считаются некомпетентными в изучаемой теме.
Кроме беседы можно использовать задание составить рассказ по конспекту, что даст возможность не только отработать до автоматизма минимальный уровень, но и развивать устную речь учащихся.
Работа с опopным конспектом – тренинг – минимум.
Работа в группах.
Опираясь на прослушанный материал, учащиеся расшифровывают опopный конспект. Учитель оказывает помощь испытывающим затруднения в данном виде работы.
Убедившись, что все знаки понятны, учитель предлагает составить рассказ с опорой на конспект.
Более подготовленные учащиеся помогают учителю проверить составленные в группах рассказы. Отдельные учащиеся рассказывают о событиях изучаемого периода с опорой на конспект, остальные слушают, дополняют и исправляют ошибки.
Учитель предлагает воспроизвести рассказ без опоры на конспект.
В любом случае, трениг-минимум завершается контрольным срезом минимального уровня, результаты которого дадут возможность на последующих занятиях распределить учащихся в разноуровневые группы. Срез минимального уровня удобно проводить с использованием компьютерного теста.
Можно заметить, что все уроки в рассмотренных модулях относительно мало зависят от результатов предшествующих им уроков, вследствие чего могут готовиться задолго до их проведения. По этой причине рассмотренная часть блока уроков называется постоянной.
Уроки в остальных модулях таковы, что содержание каждого из них определяется результатами предыдущего. Поэтому такие модули образуют переменную часть блока уроков. Она тесно завязана на мониторинг успешности учеников (так же проводится в компьютерном варианте) и внутреннее управление образовательным процессом.
Изучение нового материала (дополнительный объем):
На этом этапе блока уроков используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Планирование результатов обучения:
Общая концепция формирования содержательных областей уровней образовательной деятельности (продвинутого, общего и минимального) разработанная В.В. Гузеевым, стала методологической основной моих разработок (2).
Минимальный уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «удовлетворительно» и по возможности «хорошо». Процесс обучения и контроля знаний и навыков учебной работы предполагает в основном репродуктивное применение знаний основной школы и расширение фактологических знаний на уровне общих стандартов (Уровень узнавания, припоминания, запоминания). Притязания данной категории учащихся предполагают уровень закрепления и содержательного расширения знаний основной школы и отработки пpaктического применения их в сходных ситуациях. На этом уровне работают учащиеся не прошедшие контрольный срез, и после его отработки попытка повторяется.
Первый уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо» и по возможности «отлично». Это уровень, адекватный медико-педагогическим возможностям и притязаниям основной части учащихся на обучение в реконструктивно-вариативном режиме с ознакомлением и участием в проектной и исследовательской работе в составе коллектива. Организация образовательного процесса для данной категории учащихся предполагает уровень содержательного расширения знаний основной школы и пpaктического применения их в новых, но сходных ситуациях. Данный уровень независимо от профиля приближен к вузовским технологиям образования в условиях семинаров, пpaктикумов, лабораторных работ и коллективных проектов.
Первый уровень предполагает согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо».
Второй уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «отлично». Это проектно-исследовательский уровень адекватно медико-педагогическим возможностям и притязаниям данной категории учащихся на обучение в творческом, проектно-исследовательском режиме.
Использование на данном этапе компьютерного учебника «История России с древнейших времен и до начала XX в.» дает возможность отойти от использования огромного количества карточек, так как содержит раздел «Тренинг», в который входят задания разных уровней.
Обобщающее повторение:
Эта часть урочного времени, так же как и изучение нового материала (дополнительный объем)
– живое общение учащихся со своим учителем и между собой для рождения идей, наблюдений, выводов и догадок, а может и открытий в процессе коллективной мыследеятельности.
Контроль: разноуровневый, может осуществляться с помощью компьютера.
Коррекция: Если результат контроля не соответствует по тем или иным причинам уровню планируемых результатов, может быть проведена коррекция.
Обычно, название темы, задания минимального, первого, второго уровней и возможный вариант контрольной работы, а так же сроки проведения обобщения контроля фиксировались на специальном стенде, но затем был создан специальный Web –узел «История России 10 класс» (Приложение 1) на котором размещена вся выше перечисленная информация, лекционный материал, материал по истории Красноярского края. Сам Web –узел размещен на компьютере в классе, что увеличивает доступ к информации всем желающим, и особенно тем, кто по тем или иным причинам пропустил уроки.
Постоянно ведется компьютерный мониторинг успешности учащихся.
Мониторинг успешности деятельности учащихся показал повышение качества
знаний: 7-е классы (2000-2001 уч. год) – 56%, 8-е классы (2001-2002 уч. год) – 58%,
9-е классы (2002-2003 уч. год) – 62%, 10-е классы (2004-2005 уч. год.) - 63%, 11-е классы(2005-2006уч. год) - 64%
Элементы интегральной технологии в 5-9 классах
Для работы по этой технологии в 10 – 11 классах учащиеся должны быть подготовлены к восприятию темы в целом, иметь умения и навыки работы в группах, уметь работать с разно уровневыми заданиями, иметь навыки самостоятельной работы, адекватно оценивать свои способности. Все эти умения и навыки приобретаются в 5 – 9 классах.
У Гузеева говориться о том, что материал блоком учащиеся готовы воспринимать к 13 –14 годам, т.е. лекционный материал можно давать, начиная с 8 класса.(2)
Но уже в 5 классе учащиеся могут учиться работать на разных уровнях, 5 – 7 класс важно научить работать с учебником. В этих классах преобладают игровые формы уроков, развивающие интерес к изучаемому предмету. В работе с учащимися этого возраста постоянно использую сигнальные карточки (по образцу игры «Звездный час») это помогает работать с хронологией, терминологией, основными событиями, географическими понятиями и др. По сути, эта работа является тренингом, который помогает удерживать в памяти одновременно большое количество дат и понятий, снимает напряжение и страх перед необходимостью их заучивать. Использование программы PowerPoint делает эту работу более легкой для учителя и более привлекательной для учеников.
Этот прием дает возможность давать задания разного уровня. Когда учащиеся привыкают работать с карточками, можно на доске (в презентации) записывать 2- 3 задания минимального уровня, 1 – 2 задания первого уровня. Те, кто не допустил ошибок в заданиях минимального уровня, выполняют задания первого уровня. Допустившие ошибку в минимуме, работают с вопросами домашнего задания минимального уровня (работают на «3»), допустившие ошибку в первом уровне, отвечают на вопросы первого уровня (работают на «4»), не допустившие ошибок получают проблемное задание и работают на «5». С 5 класса вводятся и разно уровневые контрольные работы, и возможность их коррекции. Образное восприятие развивают задания изобразить, нарисовать события, занятия населения, достижения культуры, описанные в параграфе. Такие задания подготавливают к составлению опopного конспекта. Кроме того, уже в 5 классе учащиеся с удовольствием делают сообщения по дополнительной литературе, что способствует развитию навыков самостоятельной работы.
В 6 классе продолжается работа с сигнальными карточками, разно уровневыми заданиями и контрольными работами. Расширяется самостоятельная работа с учебником, дополнительной литературой. Ведется работа по составлению опopных конспектов. Например: на уроке «Народы и государства на просторах нашей страны в первом тысячелетии н. э.». Учащиеся заранее готовят на развернутом листе схематическое изображение карты Северной Европы (первый форзац учебника). Нужно объяснить учащимся, что необходимо нанести на схему. В начале урока учащиеся делятся на рабочие группы с назначением ответственных. Учитель дает общие рекомендации и объясняет, что конечным итогом работы каждой группы должны стать разработанные схемы, включающие в себя информацию о названии племен и государств, располагавшихся на территории современной России в 1 тыс. н. э., с указанием занятий жителей. Чтобы записи на схеме были лаконичными, вводится определенная система условных обозначений, необходимых для данного урока. Каждая группа получает карточку с определенным заданием. На работу групп отводится 10 - 12 минут. Следующий этап урока – выступление ребят 3 – 4 минуты. В заключение делается общий вывод.
Подобная работа возможна на уроке «Раздробленность русских земель» на котором, с помощью знаков можно изобразить особенности природных и климатических условий и занятия населения в отдельных государствах.
В 7 классе продолжается работа, начатая в 5 – 6 классах и начинается работа по составлению конспекта по дифференцированному алгоритму (определенная последовательность приемов и умственных действий расчлeненного хаpaктера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения и конспектирования).
Конспект должен стать первым помощником в учебе, он должен быть ясен и понятен, легко читаться и расшифровываться, нужно записывать смысл, а не текст лекции или учебника.
- Подготовка учащихся к прослушиванию лекции.
- Чтение соответствующего предстоящей лекции материала учебника.
- Изучение основополагающих для темы терминов.
- Чтение источников, рекомендованных учителем.
В данном случае нарушается привычная схема «лекция – самостоятельная работа – семинар», и вступает в силу цепь «самостоятельная работа – лекция – самостоятельная работа – семинар». Бояться этого не стоит, ведь главное – чтобы учащиеся активно приобретали и усваивали знания.
Кроме этого продолжается работа в группах, тренинг, разно уровневый учет знаний.
Приобретенные умения и навыки дают возможность в 8 классе начать работу с укрупненной дидактической единицей.
Таким образом, в 10 классе учащиеся комфортно чувствуют себя на уроках истории преподаваемой по интегральной технологии. Ускорить и облегчить применение элементов интегральной технологии поможет использование компьютерных программ.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Новые информационные технологии создают учащемуся прекрасное прострaнcтво для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".
Литература:
- Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М., Народное образование, 2001. – С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. – М. 1982. – С. 192.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224
- Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
- Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»// Преподавание истории в школе. 1998 № 4. С.57-61
- Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
- Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77
- Господарик Ю. Интернет и изучение истории. «История», №3, январь, 2000 – приложение к газ. «Первое сентября».
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 1997. – 120 с.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 11 2024 4:59:40
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 11 2024 12:22:34
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 11 2024 7:17:24
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 11 2024 7:52:22
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 11 2024 19:10:42
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 11 2024 5:11:23
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 11 2024 9:35:58
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 11 2024 15:22:29
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
31 10 2024 23:12:52
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
30 10 2024 3:19:26
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
29 10 2024 15:39:58
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
28 10 2024 9:47:20
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
27 10 2024 11:10:59
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
26 10 2024 21:32:36
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
25 10 2024 12:35:49
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
24 10 2024 12:12:30
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
23 10 2024 3:14:37
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
22 10 2024 12:24:26
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
21 10 2024 14:31:47
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
20 10 2024 3:39:48
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
19 10 2024 22:27:14
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
18 10 2024 20:24:19
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
17 10 2024 10:46:52
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
16 10 2024 1:12:52
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
15 10 2024 9:25:37
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
14 10 2024 10:23:28
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
13 10 2024 18:44:57
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
12 10 2024 13:48:59
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
11 10 2024 0:19:33
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
10 10 2024 4:18:54
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
09 10 2024 20:20:13
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
08 10 2024 3:23:56
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
07 10 2024 17:10:29
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
06 10 2024 9:38:59
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
05 10 2024 13:58:38
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
04 10 2024 4:25:42
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
03 10 2024 9:38:43
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
02 10 2024 23:55:49
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
01 10 2024 4:23:24
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 09 2024 4:49:31
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 09 2024 4:11:16
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 09 2024 18:39:22
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 09 2024 4:36:45
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 09 2024 9:54:28
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 09 2024 15:16:14
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 09 2024 9:46:49
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 09 2024 5:25:45
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 09 2024 4:29:26
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 09 2024 4:20:14
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 09 2024 21:48:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::