Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"
Цели урока:
- дать учащимся представление о причинах войны и событиях начала военных действий,
- углубить и закрепить знания учащихся об освободительном и завоевательном хаpaктере войн,
- совершенствовать умения учащихся анализировать и обобщать полученный материал на основе работы с историческими документами,
- совершенствовать умения работать с исторической картой, воспитывать чувство патриотизма у учащихся, чувство гордости за свою Родину.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:
- компьютер,
- видеомагнитофон,
- телевизор,
- карты,
- жанровые картины по теме,
- портреты полководцев – героев войны,
- тексты фрагментов романа Л.Н.Толстого “Война и мир”,
- атласы,
- пакет документов для каждого ученика.
Структура урока:
1. Повторение ранее изученного материала (индивидуальная работа по карточкам, работа у доски, терминологический диктант).
2. Изучение нового материала.
3. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
Повторение (работа по карточкам)
Ошибка в тексте: “Состав негласного комитета был очень узок: сам Александр I , М.М.Сперанский, Аpaкчеев. Они собирались, чтобы исправить ошибки, которые допустил во внутренней и внешней политике удивительный император Павел I, а потому ничего нового от комитета ждать не приходилось”.
Примечание. Неверны как состав негласного комитета, так и задачи, стоявшие перед ними. Именно с этим должен разобраться ученик.
Ошибка в документе: Из разговора Александра I и генерала П.М.Волконского (1825): “Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком…я отслужил 15 лет, и солдату в этот срок дают отставку”.
Ответ: 25 лет – таков был в России срок солдатской службы, почти столько же, к моменту разговора с Волконским, правил Александр I.
О ком это сказано: “рос вне семьи, вне материнской ласки, бабкины вост opги не могли заменить ему настоящее семейное гнездо, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на формировании хаpaктера”
“Он всё делал наполовину”
“Республиканец на словах и самодержец на деле”
Ответ: Александр I
Работа у доски.
Соотнесите события и даты.
- 1808 – 1809 - Русско-турецкая война
- 1806 – 1812 - война с Ираном
- 1804 – 1813 - война со Швецией
Терминологический диктант
(работа с классом).
- Либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений) и свободы предпринимательства.
- Маневр – передвижение войск на театре военных действий.
- Амнистия – частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.
- Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
- Сейм – название законодательного органа власти в ряде стран.
“Мозговой штурм” (вопросы-ответы)
1. Из-за чего произошла война между Россией и Ираном в 1804-1813 гг.? (из-за влияния в Закавказье – к России присоединились народы Дагестана и Северного Азербайджана).
2. Кто был союзниками России в войне против Наполеона в 1805 году? (Англия и Австрия)
3. Каковы были условия Тильзитского мира?
1. Присоединение России к континентальной блокаде.
2. Россия признавала все завоевания Наполеона.
3. Франция заключила союз с Россией и обязывалась вступить в войну с Англией в том случае, если та будет проводить прежний курс.
4.В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?
- Главная причина – несогласованность действий союзников.
5. Чем закончилась война со Швецией 1808-1809 гг.?
- Присоединением к России Финляндии
6. Чем закончилась Русско-Турецкая война?
- Подписанием Бахчисарайского мира, к России отошла Бессарабия.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение новой темы “Отечественная война 1812 года”. Это стало главным событием в царствование Александра I.
Для активизации мыслительной деятельности учащиеся выполняют задание: написать слова ассоциации к термину “война” - горе, несчастье, разрушение, cмepть.
Обратим внимание на эпиграф.
Эпиграф к теме:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
На доске открывается картинная галерея.
Так вопрошал А.С.Пушкин в X главе “Евгения Онегина”. Своими словами великий русский писатель ставит перед нами задачу по всей теме: каковы причины победы русского народа – патриотизм народа;
- полководческий талант Барклая де Толли;
- зимние холода;
- или были другие причины?
Эти слова Пушкина будут служить эпиграфом ко всей теме “Отечественная война 1812 года”. Но сегодня мы приступаем к изучению начального этапа войны 12-го года.
Объявляю тему урока: “Начало Отечественной войны 1812 года”.
Запись в тетрадях темы и эпиграфа.
- Вопрос: Какой вопрос мы исследуем первым?
Ответ: Причина войны.
- Вопрос: Одинаковы ли они будут со стороны России и Франции?
Ответ: Нет.
Поэтому сегодня первым вопросом мы рассмотрим причины и хаpaктер войны со стороны Франции и со стороны России.
- Вопрос: Какая сила является главной в войне?
Ответ: Армия.
- Вопрос: Как вы считаете, что нас должно заинтересовать в армиях?
Учитель: Сравнение армий России и Франции – это 2-й вопрос, который мы сегодня рассмотрим.
Проблемная задача: Начало войны связано с отступлением русских войск. Предлагаю решить следующую проблему: отступление русских войск – позорное бегство, или продуманная тактика?
- Вопрос: Вспомните из курса новой истории, какие бывают войны?
Ответ: Захватнические и освободительные.
Задание. Откройте 1-й документ. Вы видите приказ Наполеона при переходе армии через Неман. Прочтите и проанализируйте документ. Выясните причины войны со стороны Франции.
Работа с документом.
Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г.
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
“Отечественная война 1812 г” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14
- Вопрос: Каковы причины войны по словам Наполеона?
Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее чем Франция.
Наполеон: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”.
- Вопрос: Исходя из причин, определите хаpaктер войны.
Ответ: захватнический.
Аналогичная работа проводится по документу “Приказ Александра I по русской армии”.
Приказ Александра I по Русской армии. Вильно, 13(25) июня 1812 г.
Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог.
Александр.
“Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178
Вопросы для анализа документа:
- Какие способы в отношениях с Францией использовала Россия?
- Какова была цель России?
- Приведите слова, доказывающие, что Россия сама не хотела развязывать войну.
- Какова причина войны со стороны России?
- Исходя из причин, определите хаpaктер войны (освободительный)
- Почему война стала называться Отечественной?
Ответ: Для русского народа эта война была Отечественная, так как весь русский народ боролся за свободу своей родины от иноземного порабощения.
Вопрос: Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли всю ответственность возложить только на него?
Ответ: Захватническая политика царизма была не менее активной. И русское правительство рассчитывало на расширение сфер своего влияния и на территориальные приобретения (войны 1805-1812гг.). Итак, война не явилась неожиданностью. Россия и Франция давно готовились к ней.(демонстрация видеофильма)
Работа с картиной “Переход армии Наполеона через Неман”
Картина иллюстрируется чтением отрывка из романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (т.3ч.1).
“С конца 1811-го года началось усиленное сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году эти силы двинулись с запада на восток… переходили на ту сторону”.
Наконец встретились армии 2-х враждующих государств и мы переходим ко 2-му вопросу. Сравните численность армий России и Франции.
Используя атлас, карта №1, опираясь на учебник – п.1 параграфа 4, сравните русскую и французскую армии: численность, расположение.
1-я Барклай | 2-я Багратион | 3-я Тормасов | |
Численность | 120 тыс.чел. | 49 тыс.чел. | 58 тыс.чел. |
Расположение | На севере Литвы, прикрывала направление на Петербург | На юге Литвы, прикрывала направление на Москву | На Волыни, прикрывала направление на Киев |
Наполеон говорил: “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”.
Вывод: Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы.
Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? Сделайте вывод: победа французов.
Для войны с Россией Наполеон создал поистине “Великую армию”. 600 тыс.чел. В ночь 12 июня 1812 года Наполеон с армией в 420 тыс. чел. перешел реку Неман и вторгся в пределы России
Задание: проследите по карте за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны. Назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк)
Под д.Салтановкой корпус генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского столкнулся с французским корпусом маршала Давец. В критический момент боя Раевский, увидев, что его солдаты дрогнули по градом пуль, сам , вместе с двумя сыновьями повел полк в атаку. Сражение продолжалось весь день, продвижение французов было задержано и позволило армии Багратиона подойти к переправе через Днепр.
У д.Клястицы отряд генерала Кульнева также проявил мужество и героизм. В ходе боя отряд понес большие потери. Французским ядром ему оторвало обе ноги, cмepть наступила мгновенно, но после этой битвы французы долго не предпринимали попыток наступления на север.
У Красного дивизия Неверовского встретила французские войска и не дали им пройти. Солдаты дрались с невиданным упорством. После боя от дивизии осталась 6-я её часть.
22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона.
4-6 августа на подступах и в самом городе произошло сражение русских и французских войск. 4 августа в 6 часов армия Наполеона начала штурм, русские войска отбили натиск. К вечеру , после ещё одной отбитой атаки б, бой затих. С утра французы вновь пошли на приступ . Штурм города сопровождался мощной бомбардировкой. Вся атаки французов снова были отбиты. Однако ночью русская армия покинула город, не желая принимать генерального сражения в невыгодных условиях, и отступила к Москве.
8 августа главнокомaндующим русской армии был назначен Кутузов. 24 августа под Москвой у д.Шевардино произошел бой. Редут на левом фланге мешал развернуться французам. Наполеон приказал уничтожить его. Атаки следовали одна за другой, но французы несмотря на огромный численный перевес не смогли овладеть укреплением, к ночи русские войска отступили на главные позиции. Бой у Шевардино позволил закончить оборонительные работы на Бородинской позиции. 26 августа 1812 года у с. Бородино в 110 км от Москвы произошло генеральное сражение.
Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня на уроке об Отечественной войне 1812 года?
Задание на дом: параграф 4.
Литература.
1. “Отечественная война 1812г.” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14 .
2. “Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века” т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178.
3. История России. ХIX век, учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений под. ред. Данилова А.А., Косулиной Г.Л. - 4-е изд.-М.: “Просвещение”, 2003.
4. История о французском императоре. Наполеон, Жукова Л.М., М.: “Белый город”, 2003.
5. Энциклопедия для детей. Т.5, ч. 2. История России. – М.: “Аванта +”, 1997.
6. С.М.Толстой. Толстой и Толстые. Очерки из истории рода.Альбом. – М.: “Советская Россия”, 1990.
7. Дом Романовых. Авт.-сост.: П.Х.Гребельский., А.Б.Мирвис., СПб.: ЛИО “Редактор”, 1992.
8. Мультимедиа-энциклопедия “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2005.
9. Российская ИМПЕРИЯ. Проект Леонида Парфенова, ООО “Inter-Video”, 2004.
10. Мультимедийная энциклопедия “История России”, АО “Коминфо”, 2003.
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
27 03 2024 15:36:52
В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....
26 03 2024 16:45:23
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
25 03 2024 12:13:15
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
24 03 2024 8:47:27
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
23 03 2024 21:16:44
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
22 03 2024 21:13:16
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
21 03 2024 8:22:18
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
20 03 2024 7:43:32
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
19 03 2024 10:59:34
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
18 03 2024 20:36:57
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
17 03 2024 14:20:43
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
16 03 2024 8:27:36
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
15 03 2024 9:52:48
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
14 03 2024 16:48:47
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...
13 03 2024 20:22:53
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
12 03 2024 9:49:32
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
11 03 2024 19:27:38
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
10 03 2024 6:20:28
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
09 03 2024 0:46:16
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. ...
08 03 2024 0:15:38
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
07 03 2024 9:28:40
Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса. ...
06 03 2024 6:46:31
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
05 03 2024 20:46:54
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
04 03 2024 3:25:53
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...
03 03 2024 2:44:22
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
02 03 2024 7:46:42
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
01 03 2024 16:50:42
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
29 02 2024 1:56:15
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
28 02 2024 5:51:56
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
27 02 2024 17:43:45
В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
26 02 2024 3:45:29
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
25 02 2024 7:31:58
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
24 02 2024 16:56:25
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
23 02 2024 2:51:45
Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
22 02 2024 0:41:34
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
21 02 2024 5:53:58
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
20 02 2024 12:34:59
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...
19 02 2024 0:49:40
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
18 02 2024 5:15:44
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
17 02 2024 11:40:50
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
16 02 2024 23:21:55
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...
15 02 2024 17:40:23
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
14 02 2024 21:13:27
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
13 02 2024 23:30:17
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
12 02 2024 5:30:14
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
11 02 2024 19:58:33
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
10 02 2024 1:54:33
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...
09 02 2024 0:14:58
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
08 02 2024 12:27:21
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
07 02 2024 13:34:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::