Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"
Цели урока:
- дать учащимся представление о причинах войны и событиях начала военных действий,
- углубить и закрепить знания учащихся об освободительном и завоевательном хаpaктере войн,
- совершенствовать умения учащихся анализировать и обобщать полученный материал на основе работы с историческими документами,
- совершенствовать умения работать с исторической картой, воспитывать чувство патриотизма у учащихся, чувство гордости за свою Родину.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:
- компьютер,
- видеомагнитофон,
- телевизор,
- карты,
- жанровые картины по теме,
- портреты полководцев – героев войны,
- тексты фрагментов романа Л.Н.Толстого “Война и мир”,
- атласы,
- пакет документов для каждого ученика.
Структура урока:
1. Повторение ранее изученного материала (индивидуальная работа по карточкам, работа у доски, терминологический диктант).
2. Изучение нового материала.
3. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
Повторение (работа по карточкам)
Ошибка в тексте: “Состав негласного комитета был очень узок: сам Александр I , М.М.Сперанский, Аpaкчеев. Они собирались, чтобы исправить ошибки, которые допустил во внутренней и внешней политике удивительный император Павел I, а потому ничего нового от комитета ждать не приходилось”.
Примечание. Неверны как состав негласного комитета, так и задачи, стоявшие перед ними. Именно с этим должен разобраться ученик.
Ошибка в документе: Из разговора Александра I и генерала П.М.Волконского (1825): “Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком…я отслужил 15 лет, и солдату в этот срок дают отставку”.
Ответ: 25 лет – таков был в России срок солдатской службы, почти столько же, к моменту разговора с Волконским, правил Александр I.
О ком это сказано: “рос вне семьи, вне материнской ласки, бабкины вост opги не могли заменить ему настоящее семейное гнездо, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на формировании хаpaктера”
“Он всё делал наполовину”
“Республиканец на словах и самодержец на деле”
Ответ: Александр I
Работа у доски.
Соотнесите события и даты.
- 1808 – 1809 - Русско-турецкая война
- 1806 – 1812 - война с Ираном
- 1804 – 1813 - война со Швецией
Терминологический диктант
(работа с классом).
- Либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений) и свободы предпринимательства.
- Маневр – передвижение войск на театре военных действий.
- Амнистия – частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.
- Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
- Сейм – название законодательного органа власти в ряде стран.
“Мозговой штурм” (вопросы-ответы)
1. Из-за чего произошла война между Россией и Ираном в 1804-1813 гг.? (из-за влияния в Закавказье – к России присоединились народы Дагестана и Северного Азербайджана).
2. Кто был союзниками России в войне против Наполеона в 1805 году? (Англия и Австрия)
3. Каковы были условия Тильзитского мира?
1. Присоединение России к континентальной блокаде.
2. Россия признавала все завоевания Наполеона.
3. Франция заключила союз с Россией и обязывалась вступить в войну с Англией в том случае, если та будет проводить прежний курс.
4.В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?
- Главная причина – несогласованность действий союзников.
5. Чем закончилась война со Швецией 1808-1809 гг.?
- Присоединением к России Финляндии
6. Чем закончилась Русско-Турецкая война?
- Подписанием Бахчисарайского мира, к России отошла Бессарабия.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение новой темы “Отечественная война 1812 года”. Это стало главным событием в царствование Александра I.
Для активизации мыслительной деятельности учащиеся выполняют задание: написать слова ассоциации к термину “война” - горе, несчастье, разрушение, cмepть.
Обратим внимание на эпиграф.
Эпиграф к теме:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
На доске открывается картинная галерея.
Так вопрошал А.С.Пушкин в X главе “Евгения Онегина”. Своими словами великий русский писатель ставит перед нами задачу по всей теме: каковы причины победы русского народа – патриотизм народа;
- полководческий талант Барклая де Толли;
- зимние холода;
- или были другие причины?
Эти слова Пушкина будут служить эпиграфом ко всей теме “Отечественная война 1812 года”. Но сегодня мы приступаем к изучению начального этапа войны 12-го года.
Объявляю тему урока: “Начало Отечественной войны 1812 года”.
Запись в тетрадях темы и эпиграфа.
- Вопрос: Какой вопрос мы исследуем первым?
Ответ: Причина войны.
- Вопрос: Одинаковы ли они будут со стороны России и Франции?
Ответ: Нет.
Поэтому сегодня первым вопросом мы рассмотрим причины и хаpaктер войны со стороны Франции и со стороны России.
- Вопрос: Какая сила является главной в войне?
Ответ: Армия.
- Вопрос: Как вы считаете, что нас должно заинтересовать в армиях?
Учитель: Сравнение армий России и Франции – это 2-й вопрос, который мы сегодня рассмотрим.
Проблемная задача: Начало войны связано с отступлением русских войск. Предлагаю решить следующую проблему: отступление русских войск – позорное бегство, или продуманная тактика?
- Вопрос: Вспомните из курса новой истории, какие бывают войны?
Ответ: Захватнические и освободительные.
Задание. Откройте 1-й документ. Вы видите приказ Наполеона при переходе армии через Неман. Прочтите и проанализируйте документ. Выясните причины войны со стороны Франции.
Работа с документом.
Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г.
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
“Отечественная война 1812 г” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14
- Вопрос: Каковы причины войны по словам Наполеона?
Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее чем Франция.
Наполеон: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”.
- Вопрос: Исходя из причин, определите хаpaктер войны.
Ответ: захватнический.
Аналогичная работа проводится по документу “Приказ Александра I по русской армии”.
Приказ Александра I по Русской армии. Вильно, 13(25) июня 1812 г.
Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог.
Александр.
“Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178
Вопросы для анализа документа:
- Какие способы в отношениях с Францией использовала Россия?
- Какова была цель России?
- Приведите слова, доказывающие, что Россия сама не хотела развязывать войну.
- Какова причина войны со стороны России?
- Исходя из причин, определите хаpaктер войны (освободительный)
- Почему война стала называться Отечественной?
Ответ: Для русского народа эта война была Отечественная, так как весь русский народ боролся за свободу своей родины от иноземного порабощения.
Вопрос: Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли всю ответственность возложить только на него?
Ответ: Захватническая политика царизма была не менее активной. И русское правительство рассчитывало на расширение сфер своего влияния и на территориальные приобретения (войны 1805-1812гг.). Итак, война не явилась неожиданностью. Россия и Франция давно готовились к ней.(демонстрация видеофильма)
Работа с картиной “Переход армии Наполеона через Неман”
Картина иллюстрируется чтением отрывка из романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (т.3ч.1).
“С конца 1811-го года началось усиленное сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году эти силы двинулись с запада на восток… переходили на ту сторону”.
Наконец встретились армии 2-х враждующих государств и мы переходим ко 2-му вопросу. Сравните численность армий России и Франции.
Используя атлас, карта №1, опираясь на учебник – п.1 параграфа 4, сравните русскую и французскую армии: численность, расположение.
1-я Барклай | 2-я Багратион | 3-я Тормасов | |
Численность | 120 тыс.чел. | 49 тыс.чел. | 58 тыс.чел. |
Расположение | На севере Литвы, прикрывала направление на Петербург | На юге Литвы, прикрывала направление на Москву | На Волыни, прикрывала направление на Киев |
Наполеон говорил: “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”.
Вывод: Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы.
Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? Сделайте вывод: победа французов.
Для войны с Россией Наполеон создал поистине “Великую армию”. 600 тыс.чел. В ночь 12 июня 1812 года Наполеон с армией в 420 тыс. чел. перешел реку Неман и вторгся в пределы России
Задание: проследите по карте за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны. Назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк)
Под д.Салтановкой корпус генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского столкнулся с французским корпусом маршала Давец. В критический момент боя Раевский, увидев, что его солдаты дрогнули по градом пуль, сам , вместе с двумя сыновьями повел полк в атаку. Сражение продолжалось весь день, продвижение французов было задержано и позволило армии Багратиона подойти к переправе через Днепр.
У д.Клястицы отряд генерала Кульнева также проявил мужество и героизм. В ходе боя отряд понес большие потери. Французским ядром ему оторвало обе ноги, cмepть наступила мгновенно, но после этой битвы французы долго не предпринимали попыток наступления на север.
У Красного дивизия Неверовского встретила французские войска и не дали им пройти. Солдаты дрались с невиданным упорством. После боя от дивизии осталась 6-я её часть.
22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона.
4-6 августа на подступах и в самом городе произошло сражение русских и французских войск. 4 августа в 6 часов армия Наполеона начала штурм, русские войска отбили натиск. К вечеру , после ещё одной отбитой атаки б, бой затих. С утра французы вновь пошли на приступ . Штурм города сопровождался мощной бомбардировкой. Вся атаки французов снова были отбиты. Однако ночью русская армия покинула город, не желая принимать генерального сражения в невыгодных условиях, и отступила к Москве.
8 августа главнокомaндующим русской армии был назначен Кутузов. 24 августа под Москвой у д.Шевардино произошел бой. Редут на левом фланге мешал развернуться французам. Наполеон приказал уничтожить его. Атаки следовали одна за другой, но французы несмотря на огромный численный перевес не смогли овладеть укреплением, к ночи русские войска отступили на главные позиции. Бой у Шевардино позволил закончить оборонительные работы на Бородинской позиции. 26 августа 1812 года у с. Бородино в 110 км от Москвы произошло генеральное сражение.
Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня на уроке об Отечественной войне 1812 года?
Задание на дом: параграф 4.
Литература.
1. “Отечественная война 1812г.” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14 .
2. “Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века” т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178.
3. История России. ХIX век, учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений под. ред. Данилова А.А., Косулиной Г.Л. - 4-е изд.-М.: “Просвещение”, 2003.
4. История о французском императоре. Наполеон, Жукова Л.М., М.: “Белый город”, 2003.
5. Энциклопедия для детей. Т.5, ч. 2. История России. – М.: “Аванта +”, 1997.
6. С.М.Толстой. Толстой и Толстые. Очерки из истории рода.Альбом. – М.: “Советская Россия”, 1990.
7. Дом Романовых. Авт.-сост.: П.Х.Гребельский., А.Б.Мирвис., СПб.: ЛИО “Редактор”, 1992.
8. Мультимедиа-энциклопедия “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2005.
9. Российская ИМПЕРИЯ. Проект Леонида Парфенова, ООО “Inter-Video”, 2004.
10. Мультимедийная энциклопедия “История России”, АО “Коминфо”, 2003.
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
08 12 2023 3:43:58
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
07 12 2023 10:25:31
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
06 12 2023 3:12:57
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
05 12 2023 22:32:34
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
04 12 2023 22:40:56
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
03 12 2023 0:51:59
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
02 12 2023 10:53:35
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
01 12 2023 3:54:51
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
30 11 2023 7:54:12
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
29 11 2023 22:42:22
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
28 11 2023 7:27:10
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории.
...
27 11 2023 0:56:47
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
26 11 2023 2:12:36
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
25 11 2023 1:39:49
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
24 11 2023 16:17:36
Урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Также прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках....
23 11 2023 19:29:47
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
22 11 2023 12:25:40
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
21 11 2023 23:15:48
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
20 11 2023 3:42:55
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
19 11 2023 20:44:56
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
18 11 2023 12:33:59
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
17 11 2023 15:51:10

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
16 11 2023 10:48:25
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
15 11 2023 7:56:27
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
14 11 2023 23:26:21
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
13 11 2023 15:54:57
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
12 11 2023 23:15:34
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
11 11 2023 11:44:35
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
10 11 2023 1:56:47
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
09 11 2023 13:24:44
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
08 11 2023 10:43:37
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
07 11 2023 19:39:11
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
06 11 2023 0:35:44
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
05 11 2023 9:48:44
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья.
...
04 11 2023 18:13:49
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
...
03 11 2023 10:31:36
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века.
...
02 11 2023 14:30:39
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
01 11 2023 3:35:20
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
31 10 2023 18:49:19
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
30 10 2023 9:26:56
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
29 10 2023 18:27:15
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства.
...
28 10 2023 13:53:41
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
27 10 2023 4:18:13
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
26 10 2023 2:19:26

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
25 10 2023 7:31:21

Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
24 10 2023 16:30:20
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
23 10 2023 11:33:15
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
22 10 2023 4:46:42
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
21 10 2023 5:53:54
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
20 10 2023 15:45:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::