Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?!"
Цели и задачи урока.
- закрепить и обобщить полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А.Столыпина;
- формирование умений анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументировано защищать собственную точку зрения.
- выpaбатывать исследовательские навыки изучения исторического материала;
- воспитание уважения к мнению оппонента, корректное ведение дискуссии.
Оборудование урока.
- портрет П.А.Столыпина
- плакаты, подготовленные учащимися со стороны
защиты и обвинения.
Варианты:
- “Столыпин – великий реформатор России”;
- “Довольно террора и насилия в истории России”;
- “Гений и злодейство – вещи несовместимые?!”;
- “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России” П.А.Столыпин.
Предварительная подготовка к уроку, распределение ролей, изучение исторического материала.
- Ученик – биограф П.А.Столыпина;
- Обвинитель – прокурор;
- Защитник – адвокат;
- Судья – учитель (9 класс) или подготовленный ученик (11 класс);
- Свидетели обвинения:
- Представитель депутата Государственной Думы;
- Крестьяне;
- Свидетели защиты:
- представитель депутата Шульгина;
- историк-эксперт;
Ход урока
Вступительное слово судьи.
оглашение темы заседания, представление защиты и обвинения, других участников процесса и обращение к присяжным о необходимости вынесения справедливого вердикта.
Слово биографу П.А.Столыпина с краткой биографической справкой.
Судья: - Приступаем к обсуждению темы нашего заседания – оценка деятельности Столыпина. В жизни и деятельности П.А.Столыпина мы выделим два главных момента, определяющих его роль во внутренней политике России. Это отношение к революции в России и аграрной реформе. 1905 г. застал Столыпина на посту губернатора обширной Саратовской губернии, а в 1906 г. он становится Председателем Совета министров и сохраняет пост министра внутренних дел.
Приступим. Слово стороне обвинения.
Прокурор: - Ваша честь! Господа присяжные! Обсуждая здесь реакционную деятельность премьер-министра России в период с 1906-1911годов,
Судья: - Прошу без оценок
Прокурор: - Хорошо, продолжаю…Премьер-министр П.А. Столыпин еще в 1905 г., будучи губернатором Саратова, принял ряд мер карательного хаpaктера против революционеров, т.е. рабочих и крестьян; был организатором черносотенного движения. Так было собрано около 60 тыс. рублей, губернский город разбили на три части, в каждой из которых открыли “народные клубы”, ставшие центрами черносотенной пропаганды и опopными пунктами для создания черносотенных дружин. Всякий раз, когда в городе начинались демонстрации, правые устраивали контрдемонстрации. Каждый нес корзину с камнями, а во главе колонны шли самые дюжие молодцы. Получая камни из задних рядов, они беспрерывно швыряли их в демонстрантов. Руками черносотенцев, стараясь не прибегать к помощи войск, Столыпин боролся с революционным движением в Саратове. Как руководитель полицейского аппарата Столыпина заслужил ненависть революционной России. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке был принят указ о военно-полевых судах широкомасштабное применение этого закона началось пpaктически сразу же после его опубликования. Официальных сведений о числе жертв военно0полевых судов нет. Но есть исторические исследования. Прошу предоставить слово историку-эксперту.
Судья: - Прошу.
Историк-эксперт: - “По подсчетам исследователей за 8 месяцев (август 1906 г. – апрель 1907г.) военно-полевые суды вынесли 1102 cмepтельных приговора. Через 8 месяцев военно-полевые суды были упразднены, но их заменили военные суды, которые отличались такой же жестокостью, по неполным сведениям в 1906-1910 гг. были казнены 3825 человек” (Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. “Наше Отечество. Опыт политической истории т.1 стр.238 М, 1991)
Прокурор: - В повседневной обиход вошли выражения “столыпинский галстук” - петля, “столыпинские качели” - виселица, “столыпинский” арестантский вагон. Мы обвиняем Столыпина в непосредственной причастности к террору. В качестве свидетеля прошу вызвать представителя великого русского писателя Л.Н.Толстого.
Свидетель обвинения: - Господа, имею честь, представлять здесь графа Толстого и прошу заслушать высказывание Л.Н. о кровавом правительственном терроре против народа в статье Толстого “Не могу молчать!”: “…И тут неперестающие казни, казни, казни. То же и нынче. Но нынче это что-то ужасное, для меня, по крайней мере, такое, что я не могу не то что молчать, не могу жить, как я жил, в общении с теми ужасными существами, которые делают эти дела… А те, кто главные виновники и попустители этих ужасных преступлений всех законов божеских и человеческих - г-н Столыпин говорит бесчеловечные, глупые, чтоб не сказать отвратительные, спокойные речи…”.
Судья: - Есть ли вопросы со стороны защиты?
Адвокат: - Есть. Как относился Л.Н. к насилию со стороны революционеров?
Свидетель обвинения: Л.Толстой был против насилия от кого бы оно не исходило, он проповедовал непротивлению злу.
Адвокат: Благодарю, в таком случае прошу пригласить моего свидетеля историка эксперта.
Свидетель защиты историк-эксперт: “12 августа 1906 г. к министерской даче на Аптекарском острове подкатило ландо с двумя жандармскими офицерами. Опытный швейцар сразу заметил несоответствие в форме. Вызвали подозрение и портфели, которые бережно держали незнакомцы. Однако швейцару не удалось их остановить. Вбежав в переднюю, они наткнулись на генерала, ведавшего охраной. Тогда они швырнули портфели, и взрывом мгновенно разметали дачу.
В приемной министра в это время собралось много посетителей, поэтому число жертв оказалось очень большим. Убито было 27 человек, в том числе два террориста, принадлежавшие к одной из максималистских групп. Среди раненых оказались трехлетний сын Столыпина и 14-летняя дочь. Сын вскоре поправился, у дочери же были раздроблены ноги, и она года два не могла ходить. Единственной комнатой, которая не пострадала, был кабинет Столыпина, где он в момент взрыва и находился”.
Адвокат: - Повторите, когда это случилось?
Свидетель: 12 августа 1906 года.
Адвокат: А указ о военно-полевых судах принят 19 августа 1906 г. Так кто же начал кровавый террор в России, господа присяжные заседатели?! И что заявил Столыпин по этому поводу, прошу Вас господин эксперт?
Свидетель защиты: Столыпин, оправдывая свою политику, заявил: “Где с бомбами врываются в поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, таможенного дела правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции”. И обращаясь к левым фpaкциям в Государственной Думе, он произнес знаменитые слова: “Вам нужны великие потрясения, нам же нужна великая Россия”.
Адвокат: - Господа присяжные, обратите внимание, речь идет о защите мирных жителей и порядка в стране, не о собственной безопасности заботился Петр Аркадьевич, сам он был очень мужественный человек. Прошу пригласить свидетеля В.В.Шульгина, депутата Государственной Думы.
Свидетель Шульгин: - Однажды губернатор оказался без охраны перед лицом взволнованного схода, и “один дюжий парень пошел на него с дубиной”. Не растерявшись, Столыпин бросил ему шинель: “Подержи!” - буян опешил, послушно подхватил шинель и выронил дубину. (Хрестоматия, стр.174)
Прокурор: - Господин Шульгин, Вы считаете личное мужество Столыпина оправдывает его политику террора?!
Свидетель Шульгин: - Это хаpaктеристика личности выдающегося политического деятеля.
Судья: Переходим кредитной организации второму, основному вопросу в оценке деятельности Столыпина – к аграрной реформе. Прошу, слово защите.
Адвокат: “Величайшая заслуга Столыпина в его необходимости экономической модернизации России. В отличие от Витте он сосредоточил усилия не на промышленности и финансах, а на аграрном вопросе. И отнюдь не случайно реформа получила название “столыпинской”. Еще на посту саратовского губернатора Столыпин считал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства” (Наше Отечество, т.1 стр.241-242).
/Далее излагается суть аграрной реформы. Составной частью аграрной реформы была переселенческая политика…/
впечатляющими были экономические результаты реформы. Прошу господина историка-эксперта ознакомить Высокий суд с цифрами – показателями результатов реформ.
Свидетель историк-эксперт:
- Ликвидирован дефицит денег в государственном бюджете;
- 4 млн десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот;
- из европейской России переселилось 3 млн хозяйств;
- доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей;
- производство зерна к 1913г. увеличилось против 1900г. в 1,5 раза.
(И.Липсиц. Экономика г.1 стр.45, М, 2004г.)
Судья: - Есть у стороны обвинения вопросы?
Прокурор: Да, дополнение, другие цифры. Главный порок реформы состоял в том, что рамки реформы были ограничены крестьянскими наделами. Реформа не тронула помещичьего землевладения. Поместное дворянство не позволяло даже в малейшей степени задеть свои интересы. Через этот порог оказался неспособным переступить и Столыпин. В данном случае он проявил себя не как государственный деятель, а как владелец четырех имений. Не учтены живучесть общинных порядков, стремление к уравниловке. Между хуторянами и общинниками разгорелась настоящая война. От 70% до 90% вышедших из общины сохранили связи с общиной. Прошу вызвать свидетеля-крестьянина д.Засорино Никольского уезда Вологодской губернии.
Свидетель-крестьянин: - Мы тут жалобу составили царю-батюшке:
“Умоляем Ваше Величество не распространять на нас закона относительно отрубных участков. Мы обладаем малым количеством земли и применение его разорит нас. Кроме того, лучшие участки земли забирают состоятельные крестьяне, оставляя нам непригодную. Указ 9 ноября 1906 года вовсе неподходящий. Землю-то мы каждый год делим, с последнего передела у одних на едока оказалось3/4 десятины земли, у других
7 1/2 десятины. Что же тот крестьянин станет делать со своей семьей, у которого по 3/4десятины на человека. У него была одна надежда дождаться передела: землицы на ребятишек дадут.”
телеграмма подписана крестьянами 1000 дворов. (Долуцкий, История России XX в., М, 1998г.).
Судья: Есть вопросы со стороны защиты?
Адвокат: А есть ли в вашей деревне крепкие хозяйства?
Крестьянин: - Есть, как не быть, да мало.
Адвокат: - Вот Столыпин и хотел, чтобы таких крепких хозяйств фермерского типа было как можно больше, ставка “не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных…
…Нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету. Самое страшное и позорное рабство – это рабство от нищеты”. П.Столыпин (Возможно изложение проекта других государственных преобразований).
Прокурор: - Позвольте, Ваша честь, Столыпин не имел поддержки и среди значительной части дворянства и среди левой оппозиции, что доказывает несостоятельность реформ. К тому же правительство готовило роспуск II Думы. И в этом тоже была реакционная роль Столыпина.
Адвокат: - Протестуем. Во главе заговора против Думы стоял царь. Его мало интересовали хутора и отруба, но раздражала левая Дума. Прошу эксперта-историка зачитать выступление мемуариста Изгоева А.С.
Свидетель эксперт-историк: - Изгоев считал, что Столыпин принял участие в этом деле едва ли не против своего желания. Речь шла о судьбе реформы, которую он считал своим кровным делом и ради нее был готов пожертвовать какой угодно буквой закона… Царь потерял терпение и в личной записке Столыпину напомнил, что “пора треснуть” и 3 июня 1907 г. II Дума была распущена” (Хрестоматия, стр.186).
1 сентября 1911 г. Столыпин был cмepтельно ранен в Киевском государственном театре.
Адвокат: Спасибо. Итак, мы видим, что Столыпин стал заложником обстоятельств. И то, что власть блокировала серьезные преобразования, доказывает библейскую истину “Нет пророка в своем отечестве”. Но это ни в коей мере не умоляет значения деятельности Столыпина как великого реформатора.
Судья: Приступаем к заключительному прению сторон.
Слово – стороне обвинения.
Слово – стороне защиты.
Присяжные удаляются на совещание, старшина присяжных выносит вердикт.
Учитель благодарит за урок, дает анализ, оценку деятельности учащихся, если считает необходимым.
Литература:
- Книга для чтения. Хрестоматия для старшеклассников. ч.II. Тула, 1995г.
- Хрестоматия по истории России пер.пол.XX в. составитель Хромова И.С..М, 1995г.
- Долуцкий. История России XX в., М. 1998г.
- Энциклопедия для детей. История XX в. М, 2004г.
- Учебники по курсу истории России XX в. 9, 11 классы.
- Наше Отечество. Опыт политической истории. Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. т.1, М., 1991г.
- Статья Л.Н.Толстого “Не могу молчать!”.
- Э.Володарский “Столыпин. Невыученные уроки”.
- Г.Сидоровнин “П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество”
- А.Савеличев “Столыпин”.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
11 12 2024 23:19:54
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
10 12 2024 9:24:29
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
09 12 2024 3:41:20
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
08 12 2024 15:34:28
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 12 2024 17:40:20
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
06 12 2024 15:18:52
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
05 12 2024 5:26:47
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
04 12 2024 16:27:34
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
03 12 2024 7:18:51
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
02 12 2024 5:54:45
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
01 12 2024 13:34:43
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 11 2024 1:15:57
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 11 2024 10:21:58
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 11 2024 19:46:18
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 11 2024 15:31:41
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 11 2024 0:33:17
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 11 2024 23:39:50
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 11 2024 3:23:13
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 11 2024 6:43:22
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 11 2024 10:42:50
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 11 2024 18:49:44
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 11 2024 14:21:44
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 11 2024 16:12:27
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 11 2024 20:31:11
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 11 2024 21:23:38
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 11 2024 7:20:11
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 11 2024 21:59:57
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 11 2024 8:47:46
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 11 2024 1:44:11
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 11 2024 16:23:14
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 11 2024 11:41:58
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 11 2024 15:37:33
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 11 2024 23:48:18
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 11 2024 18:41:16
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 11 2024 3:26:48
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 11 2024 3:42:17
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 11 2024 11:52:15
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 11 2024 18:51:56
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 11 2024 20:16:47
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 11 2024 21:14:30
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 11 2024 13:50:25
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 10 2024 9:17:15
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 10 2024 21:53:33
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 10 2024 21:44:42
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
28 10 2024 11:46:38
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
27 10 2024 9:25:36
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
26 10 2024 8:29:13
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
25 10 2024 3:48:17
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
24 10 2024 2:30:24
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
23 10 2024 10:54:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::