"Оружие Великой войны"
Музыкальный фон: песня «Катюша», «Дороги», Г. Виноградов.
Чтец: Когда гремит оружие, Музы молчат… (Цицерон)
1 ведущий: Великая Отечественная война одна из самых трагичных страниц нашей истории.
2 ведущий: Одна из самых трагичных и великих… Ценой 27 миллионов человеческих жизней досталась нам эта победа.
3 ведущий: Произнося эти цифры, понимаешь, что, поистине, в любой войне нет победителей, а есть лишь проигравшие. И наш народ испил всю чашу бедствий до дна.
1 ведущий: Мы победили. Мы освободили нашу страну от фашизма, отстояли независимость своей Родины.
2 ведущий: Любая война, как бы не витало в воздухе ее неизбежность, застает врасплох и сразу же, с первых минут требует коллосальных людских ресурсов и громадного количества оружия.
3 ведущий: И тут же не покладая рук, начинают работать женщины, дети, старики – тыл, решая трудную непосильную задачу: в короткий срок создать оружие будущей «Великой Победы».
1 ведущий: И всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами.
Чтец:
Тяжелый танк, шатаясь, едет,
По черепам чужих бойцов
Не видят ничего на свете
Глаза, затянуты свинцом.
Но он идет к тоннелям пушек,
Но он на ощупь танком рушит,
В кулак зажатой цифрой тонн –
Скелет железный сквозь бетон…(Михаил Кульчицкий)
2 ведущий: Вторая Мировая вообще стала звездным часом танков. И самый известный из них – Т-34.
3 ведущий: Споры о достоинствах этой машины не утихают уже несколько десятков лет. Одни говорят о Т-34, как о непревзойденном оружии, другие обвиняют советскую пропаганду в создании «мифа о супертанке».
1 ведущий: Но нельзя опровергнуть лишь один факт – СССР победил в войне, а ведь основу бронетанковых войск Красной Армии составляли именно «тридцатьчетверки».
2 ведущий: Т-34 были средними танками, так называемыми «рабочими лошадками», выносившими на своих корпусах вся тяжесть войны.
3 ведущий: Вооруженные силы СССР во время Великой Отечественной войны получили действительно самый лучший танк. Простой, надежный, достаточно быстрый и маневренный для машин среднего класса, с неплохой пушкой, способной бороться даже с более сильным противником, ремонтопригодный, технологичный, наконец, дешевый. Т-34 стал идеальным танком для войны. Ни один из средних танков других стран не обладал подобным набором качеств.
1 ведущий: Итак, это действительно так, что Т-34 обладал целым радом непревзойденных и необходимых в условиях военного времени качеств?
Историк: Да, это действительно так. Кроме того, Т-34 изменялся и совершенствовался в течении всей войны. В его конструкцию было внесено более 3 тысяч изменений.
2 ведущий: Общеизвестно, что Т-34 имел очень крепкую броню, которая была установлена под рациональным углом. Это заставляло снаряды немецких противотанковых пушек рикошетить.
Историк: Действительно, пробить броню можно было, если только танк, преодолевая какие-либо препятствия, подставлял пушке броню под прямым углом, либо стреляя в гусеницы и катки, чтобы лишить его возможности двигаться и маневрировать.
3 ведущий: Любой танк – это не просторное помещение. Как конструкторы Т-34 справились с этой задачей?
Историк: В 1944 году Т-34 получил более просторную башню, в которую смогли поместиться три человека. В экипаж к комaндиру и наводчику добавился еще и заряжающий. А также в этом году танк получил еще более мощную пушку и более крепкую броню.
1 ведущий: Еще одним козырем этого танка называют его невероятную надежность и работоспособность. Так ли это?
Историк: Безусловно, в Т-34 не было сложных систем и механизмов, все жизненно важные механизмы постарались сделать максимально удобными, чтобы любой агрегат можно было заменить в полевых условиях. Это был лучший подарок для полевых механиков.
2 ведущий: Итак, Т-34 действительно, был лучшим танком Второй Мировой. Именно эти танки воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, штурмовали города, форсировали реки, прорывали оборону.
3 ведущий: Именно Т-34 в 1942 году захлопнули крышку Сталинградского котла, в 1943 остановили немецкое наступление под Курском, в 1944 – расчищали путь к логову врага, а в 1945 заполонили улицы Берлина.
Историк: Это был русский танк, для русской армии и русской промышленности, максимально приспособленный к нашим условиям производства и эксплуатации. И воевать на нем могли только русские! [1]
Чтец:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом,
Были слышны песенки «Катюши»,
Под Москвой, за Курском и Орлом.Дух солдат советских поднимала,
Пела марш победы боевой,
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой.На фронтах она не унывала,
Пела песни громкие она,
Лишь тогда «Катюша» замолчала,
Как победой кончилась война.(М. Исаковский)
1 ведущий: Знаменитые «Катюши»… С первых их дней появления на фронте и до последних часов войны «Катюша» была грозой для врага.
2 ведущий: Это было мощное современное оружие, подобного не имела ни гитлеровская армия, ни армия других воевавших стран. [2]
3 ведущий: 14 июня 1941 года в 15 часов 15 минут на западном фронте, под Оршей произвели свой первый залп реактивные минометы – многозарядные пусковые установки М-13, знаменитые «Катюши».
1 ведущий: В залпе участвовали 6 установок М-13, смонтированных на шасси грузовиков ЗИС-6, каждая из которых «выстреливала» 16-ю 132-миллиметровыми снарядами РС-132.
2 ведущий: Первой экспериментальной батареей реактивной артиллерии комaндовал капитан И.А.Флеров. Результат двух залпов по скоплению сил противника стал ошеломляющим для врага. Потери немцев попали под графу «недопустимые».
Чтец: Выдержки из директивы войскам гитлеровского высшего военного комaндования: «Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку... Выстрел производится электричеством... Во время выстрела образуется дым...»
3 ведущий: Очевидная беспомощность формулировок свидетельствовала о полной неосведомленности немецкого генералитета относительно устройства и технических хаpaктеристик нового советского оружия – реактивного миномета.
1 ведущий: Ярким примером эффективности гвардейских минометных частей, а их основу составляли «катюши», могут служить строки из воспоминаний маршала Жукова: «Реактивные снаряды своими действиями производили сплошное опустошение. Я смотрел районы, по которым велся обстрел, и увидел полное уничтожение оборонительных сооружений...»
2 ведущий: Немцы даже разработали специальный план по захвату нового советского оружия и боеприпасов к нему. И поздней осенью 1941 года им это удалось. Сразу же последовал приказ немецкого комaндования о создании собственного равноценного оружия.
3 ведущий: Скопировать «катюшу» как боевую машину в принципе было возможно. Непреодолимые трудности начались у немцев при попытке сконструировать и наладить массовое производство аналогичных реактивных снарядов. Вот это у немцев не получалось.
1 ведущий: Оказалось, что спроектированные немцами аналоги советских боеприпасов вели себя непредсказуемо: либо тут же падали на землю, либо с бешеной скоростью начинали полет и взрывались в воздухе. Исправно до цели долетали лишь единицы.
2 ведущий: Немцы не знали, что боеприпасы для «катюши» были плодом более чем десятилетней деятельности РНИИ и нескольких крупных советских исследовательских коллективов, куда вошли лучшие советские специалисты пороховых заводов выдающиеся советские химики А. Бакаев, Д. Гальперин, В. Карькина, Г. Коновалова, Б. Пашков, А. Спориус, Б. Фомин, Ф. Хритинин и многие другие. Именно они разработали сложнейшие рецептуры paкетных порохов, и отыскали простые и эффективные способы их массового производства.
3 ведущий: Кстати, а почему БМ-13 прозвали «Катюшей»?
1 ведущий: Ну, вероятно, по заводской марке «К»…
2 ведущий: Ну, или вслед за популярной в то время песней «Катюша», композитора М.И. Блантера, на слова М.В. Исаковского.
Звучит песня «Катюша».
3 ведущий: «Катюша» положила начало новому роду вооружения – реактивным системам залпового огня. Русские «Катюши» пугали врага, наводили на него страх и ужас.
Чтец:
Все мы люби душеньку «Катюшу»,
Любим слушать, как она «поет»,
Из врагов вытряхивает душу,
А друзьям отвагу придает.
1 ведущий: Советские солдаты самоотверженно сражались с врагом не только на земле, но и в воздухе. Истребители, бомбардировщики, штурмовики, разведчики…
Звучит песня «Первым делом самолеты»
2 ведущий: Мало кто знает, что потери Люфтваффе составили в битве за Англию до 1500 машин, над Африкой и Средиземным морем и того меньше…
3 ведущий: А вот на Восточном фронте против русских, немцы потеряли в небе и на земле 57 тысяч самолетов. [3]
1 ведущий: В боях за Родину погибло несколько десятков тысяч советских летчиков. Они самоотверженно сражались, направляя свои самолеты в самое пекло войны.
2 ведущий: Боевые качества наших летательных машин намного превосходили однотипные самолеты врага: Ил-4, Ил-2, Ил-8, Ил-16… Но, пожалуй, самыми известными из них были Ил-4 и «летающий танк» Ил-2.
3 ведущий: Оба эти самолета были результатом работы КБ Ии лично Сергея Владимировича Ильюшина. Бомбардировщик Ил-4 был основной машиной советской дальней авиации. Он применялся с первых дней и до конца войны. Именно на этом самолете капитан Гастелло совершил свой подвиг.
Историк: На рассвете 6 июля 1941 года на
разных участках фронта летчики собрались у
репродукторов. Говорила Московская
радиостанция, диктор по голосу был старым
знакомым – сразу повеяло домом, Москвой.
Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел
краткое сообщение о героическом подвиге
капитана Гастелло. Сотни людей – на разных
участках фронта – повторили это имя…
3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло
сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже
шел бой. Моторизованные части противника
прорывались на советскую землю. Огонь нашей
артиллерии и авиации сдерживали и останавливали
их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из
виду и бой наземный. Черные пятна танковых
скоплений, сгpyдившиеся бензиновые цистерны
говорили о заминке в боевых действиях врага. И
бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в
воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки
разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в
огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом
свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте
и, оказавшись на территории, занятой врагом,
сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И
капитан Гастелло не отстегивает наплечных
ремней, не останавливает пылающей машины. Вниз, к
земле, к сгpyдившимся цистернам противника мчит
он огненный комок своего самолета. Огонь уже
возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло,
мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды.
Умирающий самолет еще слушается руки умирающего
пилота. Так вот закончится сейчас жизнь – не
аварией, не пленом – подвигом! Машина Гастелло
врезается в «толпу» цистерн и машин – и
оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает
воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.
«Правда», 10 июля 1941г.
1 ведущий: В отличии от бомбардировщика Ил-4, «летающий танк» – Ил-2 был штурмовиком. Он был лучшим самолетом для непосредственной поддержки наземных войск в наступлении и в обороне.
2 ведущий: Ил-2 успешно соединял в себе массу, вооружение, броню и скорость. Кроме того, он обладал поразительной живучестью. Нередко имея даже несколько пробоин, он все-таки возвращался на аэродром.
3 ведущий: В немецко-фашистской армии, как в принципе не в одной другой, не было самолета, даже близко похожего на ильюшинский штурмовик.
Звучит песня «Эх, дороги».
1 ведущий: Знаменитая «Катюша», Т-34, Ил-2 – навеки стали символами могущества русского оружия.
2 ведущий: Но наряду с ними били врага и другие, менее заметные, однако не менее важные технические достижения. И было бы несправедливо забыть о них и о людях, которые трудились над их созданием.
3 ведущий: В первые же дни войны руководство страны столкнулось с проблемой: во что обуть солдат? Катастрофически не хватало ни армейских башмаков, ни натурального сырья для изготовления сапог.
1 ведущий: Поистине Родину спас русский химик Иван Плотников. Именно он изобрел кирзу… материал, из которого шили сапоги, в которых русский солдат должен был дойти до Берлина.
Чтец: Кирза – многослойная хлопчатобумажная ткань, пропитанная бензоводным раствором каучука, подвергшаяся температурной обработке до пленкообразующего слоя. Лицевую поверхность кирзы имитируют под свиную кожу. В народе ее назвали «чертова кожа».
2 ведущий: Вообще, первую кирзу опробовали еще в финскую войну, но кожзаменитель трескался на морозе и ломался, плохо держал тепло, да и у многих солдат от химических реагентов начиналась экзема.
3 ведущий: В августе 1941 года Ивана Васильевича Плотникова назначили исполняющим обязанности директора и главным инженером завода «Кожимит». Перед ним была поставлена задача в сжатые сроки усовершенствовать изготовление обувного кожзаменителя – кирзы.
1 ведущий: Усилиями этого человека, уже к ноябрю было начато массовое производство кирзы.
2 ведущий: К концу войны Советская армия насчитывала 10 млн. солдат, обутых в кирзовую обувь.
3 ведущий: До сегодняшнего дня кирзу выпускают по «рецептам» И.В. Плотникова. Специалисты считают, что за всю историю «кирзачей» произведено более 150 млн. пар. [4]
Звучит песня «Дорога на Берлин».
1 ведущий: Вглядываясь в фотографии военной поры, невозможно представить себе русского солдата без каски, и это не просто атрибут военной формы.
Чтец:
Сталь войны не только танки,
Автоматы, пистолеты…
Сталь войны – вот эти каски,
Что носили наши деды…
(М. Ермоленко)
1 ведущий: В Великую Отечественную войну каски спасли жизнь миллионам наших солдат, а выпускали эти каски только на одном заводе в СССР – на Лысьвенском металлургическом.
2 ведущий: Для изготовления касок был разработан особый тип стали. Она была пластичная и одновременно пуленепробиваемая. Технологию разработал ведущий специалист завода Евгений Ширинкин.
3 ведущий: Прочность продукции производимых касок проверяли в специальном тире. По каскам стреляли с расстояния 25 метров.
1 ведущий: За работу над каской четыре лысьвенских специалиста – И. Ястребов, А. Фомин, А. Кривилев, А. Пашкевич – получили в 1943 году Сталинскую премию.
2 ведущий: Лысьвенские каски были очень прочными. За период войны были известны случаи, когда после боя советские солдаты видели убитых немцев в советских касках…
3 ведущий: Давно отгремели оружейные залпы той страшной войны, но мы всегда будем помнить тех, кто ковал нашу победу на фронтах, в тылу, у операционного стола… и навечно вошло в историю военного дела оружие Великой победы…как напоминание о былом…
Список литературы:
1. Барятинский М. Советские танки в бою. От
Т-26 до Ис-2. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – С.270.
2. Белокрицкий В.В. В цехе «Катюш» // Война.
Народ. Победа, 1941–1945. Кн. 3-я / Сост. И.М.
Данишевский, В.И. Радин. – М.: Политиздат. 1980. –
С.85–96.
3. Сто сталинских соколов. В боях за Родину. – 2-е
изд. доп. – М.: Изд-во Яуза, Изд-во Эксмо, 2005. – С.7.
4. Гранцев Д. В кирзе по Европе // Аргументы и
Факты – № 19 – 2005.
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
03 12 2023 6:41:58
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.
...
02 12 2023 16:24:33
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
01 12 2023 13:29:32
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
30 11 2023 1:52:46
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана.
...
29 11 2023 22:23:13

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
28 11 2023 13:33:59
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
27 11 2023 18:15:43
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
26 11 2023 19:27:52
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
25 11 2023 18:15:42
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
24 11 2023 18:35:50
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
23 11 2023 5:41:46

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
22 11 2023 16:58:46
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности.
Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы.
Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории.
...
21 11 2023 21:18:47
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам.
...
20 11 2023 14:16:33
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника".
...
19 11 2023 1:35:43
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
18 11 2023 6:49:46
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
17 11 2023 20:32:29
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре.
...
16 11 2023 23:14:55
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
15 11 2023 8:33:32
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
14 11 2023 16:45:26
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
13 11 2023 11:28:46
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
12 11 2023 17:30:42
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
11 11 2023 20:47:38
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
10 11 2023 14:50:25
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления.
...
09 11 2023 3:55:25
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
08 11 2023 17:11:40
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
07 11 2023 8:13:13
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
06 11 2023 5:28:47
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
05 11 2023 1:26:23
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
04 11 2023 14:40:46
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
03 11 2023 17:39:38
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
02 11 2023 20:13:49
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе".
Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия.
...
01 11 2023 19:32:12
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
31 10 2023 2:38:57
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
30 10 2023 20:45:35
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
29 10 2023 0:11:38
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
28 10 2023 7:57:45
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
27 10 2023 5:54:36
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
26 10 2023 19:24:33
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
25 10 2023 13:57:21
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
24 10 2023 3:31:57
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
23 10 2023 22:43:17
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
22 10 2023 20:59:29
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
21 10 2023 23:46:14
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
20 10 2023 13:34:54
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
19 10 2023 9:19:48
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
18 10 2023 20:40:22

Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
17 10 2023 8:26:55
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
...
16 10 2023 20:49:58
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
15 10 2023 7:18:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::