Нетрадиционные уроки истории
«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»
Ш.А. Амонашвили
Урок – это форма организации обучения, живая и
гармоничная часть педагогического процесса.
Любой урок должен органически вписываться в
систему работы учителя. Каждый урок должен
осуществлять какую-то конкретную часть общих
задач обучения. В то же время урок должен
отличаться целостностью и завершенностью,
выполнять конкретные задачи и давать реальные
результаты.
Как традиционный, классический, так и
нетрадиционный уроки должны являться конкретным
воплощением и выражением той или иной
методической концепции, пpaктической пробой,
определяющей ее правомерность и эффективность. И
одновременно урок – это показатель
производительности труда учителя и учащихся.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во
мнениях: традиционные формы обучения устарели,
чтобы завладеть вниманием современных учащихся,
надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.
Сделать это совсем не просто. Для этого учитель
должен помочь каждому ученику
ощутить свою причастность к истории (например,
через ролевую игру и т.д.).
Последние годы ознаменовались активными
поисками и широким использованием методики,
позволяющей значительно повысить эффективность
обучения истории. Немалая роль в этом отводится
так называемым нетрадиционным или нестандартным
урокам.
Опираясь на обычные ценности, традиционная
дидактика предписывает обучать, используя
прямые методы передачи знаний. Основные средства
– монологические объяснения при помощи
рассказов, бесед, лекции. Их смысл – требование
воспроизвести сказанное учителем в форме
монологического или диалогического ответа,
привести пример на применение полученного
знания, использовать информацию для решения
учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным для традиционной дидактики
становится введение так называемых
«увлекательных добавок»: проблемного обучения,
поисковых, исследовательских, эвристических и
т.д. методов обучения которые могут быть
представлены и как фрагменты урока и как урок,
полностью посвященный реализации одного из
методов.
Я считаю, что уроку, как авторскому произведению,
должны быть присущи системность и целостность,
единая логика совместной деятельности учителя и
учеников, подчиненная общим целям и
дидактическим задачам, определяющим содержание
учебного материала, выбор средств и методов
обучения. Только при этих условиях процесс
познавательной деятельности и поведение
школьников становятся развивающими.
Творческие принципы нетрадиционных уроков
- В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
- Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.
- Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
- Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
- Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
- Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.
- Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.
Классификация нетрадиционных уроков истории.
- Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.
- Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
- Уроки творчества: урок-выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
- Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, урок-зачет.
Активные формы и методы обучения преобладающие
при проведении нетрадиционных уроков позволят
учителю развивать у учащихся творческие
способности, формировать самостоятельность в
подготовке и отборе материала, составлении
сценария, создавать условия для развития
личностных качеств учащихся.
Формы нетрадиционных уроков весьма
разнообразны. Выбор формы зависит от многих
обстоятельств: возрастных особенностей
учащихся, уровня их подготовки,
информированности, каких-то психологических
особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.
Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
1. Подготовительный
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (комaнды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.
2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)
Первый этап
Он является предпосылкой формирования и
развития мотивационной сферы учащихся; ставятся
проблемы, выясняется степень готовности к их
решению, к нахождению путей достижения целей
урока. Намечаются
ситуации, участие в которых позволит решать
познавательные, развивающие и воспитательные
задачи.
При проведении урока учитель учитывает
отношение учащихся к оригинальной форме урока;
уровень их подготовленности, возрастные и
психологические особенности.
Второй этап
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап
Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме
- Ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО)
- Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным гармоничным, ведь гармония – высшая цель в нашем творении.
- Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
- Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
- Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
- Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Очевидно, что рассмотренные вопросы – это
только ориентиры, намётки для педагогического
творчества. Но они помогут начать, устанавливая
некоторые точки опоры.
Готовить на уроке субъекта, творчески активную
личность, заинтересованную во всё более
самостоятельном познании, можно. Однако для
этого необходимо изменить отношение учителя к
смыслу его учебной деятельности.
Пример урока истории в 5 классе с использованием игровых ситуаций.
Тема урока: Путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»).
Цели урока:
- Систематизация и контроль знаний учащихся по истории Древней Греции.
- Формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
- На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.
Оборудование: карта «Древняя Греция», изображения греческих богов, плакат с названием игры “Счастливый случай”, исторические картины периодов, музыкальное оформление, мешочек с бочонками от 1 до 10.
Подготовка к игре: Комaнды должны придумать название комaнды, девиз. Должны составить вопросы соперникам.В игре участвуют комaнды из одного класса или одной учебной параллели.
ХОД ИГРЫ
1 Гeйм. Разминка (по пять вопросов каждой комaнде)
1. Назовите и покажите на карте три части Греции.
(Южная, Средняя, Северная.)
2. Кого в Греции называли отцом истории? (Геродота.)
3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Все
эллины, кроме женщин.)
4. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»?
(Гомер.)
5. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада.)
1. Назовите и покажите на карте местонахождение
Греции (Балканский полуостров.)
2. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)
3. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)
4. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.)
5. Как называется площадь в древнегреческом
городе, где ведется торговля? (Агора.)
2 Гeйм. «Заморочки» из бочки
Кто мог бы так сказать:
- Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец приковать его к скале…(Гефест.)
- Я просто влюбилась в этого юношу и поэтому помогла ему выбраться из лабиринта… (Ариадна.)
- Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им будет трудно отказаться…(Афина.)
- Да по моей вине мой сын стал хромым, но никто не смеет мне перечить…(Зевс.)
- Люди любят меня больше всех богов в мою честь они устраивают театральные представления…(Дионис.)
- Ох уж эти люди, если бы не я, то они уничтожили бы все живое вокруг.. (Артемида.)
3 Гeйм. Исторические даты
Кто больше назовет событий по датам, связанным с историей Древней Греции.
4 Гeйм. Исторические понятия
Объяснить данные термины:
- Демос, ареопаг, архонт, полис, илоты.
- Комедия, Акрополь, аристократ, демократия, колония.
5 Гeйм. Религия древних греков
Соотнести изображения богов с их именами и объяснить покровителями каких занятий они считались:
- Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гера.
- Аполлон, Артемида, Афина, Афродита, Дионис.
6 Гeйм. Мифы древних греков
Убрать лишнего персонажа и рассказать миф:
- Елена, Парис, Гефест, Афродита.
- Одиссей, Деметра, Полифем
- Тесей, Эгeй, Минотавр, Зевс.
- Деметра, Персефона, Аид, Дионис.
7 Гeйм. Ты мне, я тебе
Участники задают по два вопроса соперникам. (Домашнее задание.)
8 Гeйм. Гонка за лидером
Правильно ответить за одну минуту на большее количество вопросов.
- Условия возникновения государства?
- Где живут греческие боги?
- Какая поэма Гомера посвящена Троянской войне?
- Почему поэма Гомера называется «Илиада»?
- Кто вел в бой войско троянцев?
- Кто такой Ахиллес?
- Откуда родом Одиссей?
- Кто убил Гектора?
- Назовите царя города Микены.
- Как Одиссей расправился с Полифемом?
- Кто из греческих богинь помогал троянцам?
- Кто такой гражданин?
- Кем по рождению был Солон?
- Почему греки верили в существование богов?
- Какие подвиги совершил Геpaкл?
- Чьи законы отменил Солон?
- Чем занимался совет ареопагитов?
- Где находится Спарта?
- Где находится Афинское государство?
- Кто решал жить или нет маленькому спартанцу?
- Учили ли спартанцев грамоте?
- Какой должна быть речь спартанца?
- Что привозили купцы из Греции в колонию?
- Как часто проходили Олимпийские игры?
- Как выглядел портик?
- Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе?
- Как часто собиралось Народное собрание, орган власти в Афинах?
- Кого греки называли педагогом?
- Какие вазы назывались чернофигурными?
- Что такое триера?
Итог урока
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Литература:
- Бондаренко О.А. Открытые уроки: История 5, 6, 7, 10 классы. Основы государства и права.: Волгоград, 2002.
- Гин А. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. – М., 2003.
- Короткова М.В. Пособие для учителей.– М.:ЦГО, 1999.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Пpaктическое пособие.– Воронеж, 2001.
- Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. – М., 2004.
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
18 03 2024 8:33:19
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
17 03 2024 12:30:55
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
16 03 2024 16:10:45
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...
15 03 2024 17:41:46
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
14 03 2024 12:45:53
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
13 03 2024 3:15:22
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
12 03 2024 5:40:24
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
11 03 2024 1:32:38
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
10 03 2024 22:42:25
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок. ...
09 03 2024 6:51:48
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
08 03 2024 18:30:57
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
07 03 2024 17:52:55
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...
06 03 2024 10:25:26
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
05 03 2024 20:15:11
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
04 03 2024 12:48:54
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
03 03 2024 18:31:31
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
02 03 2024 3:29:24
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
01 03 2024 21:32:12
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
29 02 2024 11:35:52
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
28 02 2024 11:18:35
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
27 02 2024 3:36:26
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
26 02 2024 23:18:32
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
25 02 2024 16:51:30
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...
24 02 2024 19:27:17
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
23 02 2024 15:22:31
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
22 02 2024 15:47:56
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
21 02 2024 3:23:27
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
20 02 2024 1:25:12
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
19 02 2024 12:58:39
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
18 02 2024 1:42:39
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
17 02 2024 22:25:51
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...
16 02 2024 19:37:43
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
15 02 2024 19:20:57
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
14 02 2024 11:52:35
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
13 02 2024 17:41:54
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
12 02 2024 10:47:16
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
11 02 2024 15:21:54
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
10 02 2024 1:28:28
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
09 02 2024 4:34:25
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
08 02 2024 1:13:20
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
07 02 2024 15:27:45
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
06 02 2024 3:18:42
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
05 02 2024 16:44:36
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
04 02 2024 17:49:55
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
03 02 2024 0:15:30
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
02 02 2024 18:13:26
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 02 2024 14:37:36
На уроке рассматривается ситуация, сложившаяся в конце XV века на Руси. Вместе с учащимися опледеляем, как связана внутриполитическая деятельность Ивана III с особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой отпечаток на проведение преобразований наложили внешнеполитические проблемы? ...
31 01 2024 19:19:46
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
30 01 2024 2:11:56
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
29 01 2024 23:40:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::