Социальная структура общества и социальные отношения
Эпиграф к уроку:
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
В.Белинский
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- рассмотреть социальные проблемы развития общества, определить их сущность и возможные пути решения;
- выделить особенности и тенденции развития социальных отношений в мире и российском обществе.
Учащиеся должны уметь:
- хаpaктеризовать основные элементы социальной структуры общества;
- сопоставлять классовый и стратификационный подходы к анализу общества;
- интерпретировать противоречивость социальных процессов;
- оперировать терминами и полученными знаниями при изучении материала;
- сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию.
Основные понятия урока:
- социальная дифференциация,
- классы,
- страты,
- социальная мобильность,
- социальные лифты,
- люмпены,
- маргиналы.
Оборудование урока:
- раздаточный материал,
- презентация выполненная в программе Power Point,
- разделы авторской тетради “Основы политологии”.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Работа в группах.
1 группа. Используя имеющиеся знания, составьте кластер “Открытое общество”.
2 группа. Используя имеющиеся знания, составьте кластер “Закрытое общество”.
3 группа. Используя текст “Кастовый строй в Индии” составить схему.
4 группа. Используя текст “Классы и сословия Британии” составить схему.
II. Изучение нового материала по плану:
- социальное расслоение общества причины и последствия;
- социальные группы структура общества;
- особенности социальной динамики: социальная мобильность и социальные лифты;
- тенденции развития социальных отношений в современном обществе.
Вопросы обучающимся:
- В чем выражалось социальное неравенство в прошлом и каковы его проявления в наши дни?
- Является ли социальное неравенство неизбежным спутником развития человечества?
В ходе рассмотрения вопросов заполняется схема:
Экономическое | НЕРАВЕНСТВО ВЕДЕТ К ИЗМЕНЕНИЮ | Общественного положения | ||
Политическое | Привилегий | |||
Профессиональное | Правового статуса |
Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свою точку зрения, отношение или позицию.
Из раздела рабочей тетради рубрика “В мире мудрых мыслей”
1. Всякий социальный слой по-своему любопытен, художник может с равным интересом изображать манеры королевы и привычки портнихи.
М. Пруст
2. Не стоит забывать, что общество больше любит, чтобы его развлекали, чем учили.
А. Книгге
3. Общество составлено из двух классов: из тех у которых обедов больше, чем аппетита, и тех у которых аппетита больше, нежели обедов.
Н. Шамфор
4. Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер
5. Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации. Семья всегда будет основой общества.
О. Бальзак.
6. Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна, и кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества.
В. Гюго.
7. Только не семейные и общественные отношения могут быть крепкими, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываются добровольным, разумным согласием всех, в них участвующих.
Н.А. Добролюбов.
Работа в группах
Работая с учебником, школьники выводят формулировку терминов: социальная структура общества, социальные слои, социальные отношения, социальный статус.
Обучающиеся знакомятся или уточняют новые термины.
Из раздела рабочей тетради рубрика “В словарь эрудиту”
Страты (от лат. Stratum – слой, настил) – реальная, фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.
Социальная стратификация - наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Квазигруппы – спонтанные неустойчивые группы, при необходимости превращающиеся в устойчивые социальные группы.
Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует.
Социализация личности - процесс овладения социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным члeном общества.
Ресоциализация - отступление от принятых в обществе систем ценностей и образцов поведения.
Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.
Социальная идентификация (от латинского отождествлять)- само отождествление индивида с другим человеком, группой, образом или идеалом.
(Энциклопедический социологический словарь)
В ходе рассмотрения материала заполнятся таблица, в которой необходимо отметить социальные различия, существующие в классах и стратах.
Страты Классы - уклад жизни
- социальные роли
-
-
-- место в обществе
- отношение к средствам производства
-
-
-
Из раздела рабочей тетради рубрика “Знаете ли Вы”
Что в Британии классовые различия простираются вплоть до денежных единиц? На аукционе Сотби, цены на предметы старины и искусства выражены в гениях, хотя при уплате их тут же переводят в фунты.
А в беседе о литературе обязательно подчеркивают титул автора – лорд Байрон, сэр Вольтер Скотт.
Работа в группах
1 группа. Работая с текстом учебника рассмотреть социальную мобильность (стр. 198)
2 группа. Работая с текстом учебника рассмотреть социальные лифты (стр. 198)
3 группа. Работая с текстом учебника рассмотреть роль семьи в современном обществе (стр. 200)
4 группа. Работая с текстом учебника рассмотреть положение люмпенов и маргиналов в обществе (стр. 203)
Вопросы и задания:
1. К каким социальным группам можно отнести следующие общности: молодежь, землячество, спортивная комaнда, политическая партия, туристическая группа, союз предпринимателей.
2. Как выходцы из деревни могут “встроиться” в новую социальную среду в период массовой миграции населения в город?
3. Прокомментируйте явления и процессы, определяющие социальные общности:
- существенное и быстрое улучшение материальных условий жизни при сохранении в целом невысокого социального положения;
- группа людей, имеющая общие интересы и предпочтения;
- общность людей, объединенная языковой, культурной и территориальной принадлежностью.
Тенденции развития социальных отношений в современном обществе рассматриваются на примере статей из газет и журналов. Каждая группа анализирует ситуацию и делает заключения и выводы.
В статьях рассматриваются вопросы: социальной неоднородности общества; укрепления положения “нового” среднего класса; особенности трудовой миграции; социальные гарантии, существующие на федеральном и региональном уровне.
III. Обобщение знаний.
1. Заполните пропуски по схеме
2. Соотнесите важнейшие дифференцирующие признаки слоя (страты) по группам.
- экономическое положение людей.
- социальный престиж, авторитет, влияние.
- разделение труда.
- властные полномочия.
- Должности.
- Хаpaктер труда.
- Наличие частной собственности.
- Величина доходов.
- Уровень квалификации.
- Виды и формы управленческой деятельности.
- Обладание социально значимой информацией.
- Профессиональное образование.
- Роли.
- Положение.
- Уровень материального благосостояния.
3. Восстановите схему “Исторические типы стратификации”
Рабство | ???? | Сословия | ???? |
???? |
Жесткая социальная иерархия,
отразившаяся в делении общества на группы
серьезном религиозном воздействии. Люди в данном обществе ориентированы на социальную пассивность и уход от социальной жизни. |
???? |
Большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов |
ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО | ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО | ||
4. Рассмотрите модели и составьте социальную структуру советского общества 40 – 50 гг. или социальную структуру советского общества конца 80 – х гг. |
|||
5. Семья является важнейшим социальным институтом и фактором социальной защиты.
Постройте модель, раскрывающую функции семьи в социализации личности.
Репродуктивная | Социализация | ???? | Защитная | ???? | Статусная |
Воспроизводство новых члeнов общества | ???? |
Доверие, общение, забота, ласка, любовь | Физическая, экономическая, психологическая | Общее хозяйство, помощь | Принадлежность к определенному слою, национальность |
6. Распределите основные роли в традиционной и элитарной семье, между мужчиной и женщиной:
а) ответственный (ая) за материальное обеспечение семьи;
б) хозяин;
в) хозяйка;
г) роль ответственного по уходу за младенцем
д) роль воспитателя;
е) организатор развлечений;
ж) отвечает за поддержание родственных связей;
з) психолог или психотерапевт.
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
10 12 2023 11:13:33
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
09 12 2023 5:48:17
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
08 12 2023 8:27:41
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
07 12 2023 1:32:45
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
06 12 2023 23:15:37
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач.
...
05 12 2023 0:18:46
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
04 12 2023 17:53:14
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
03 12 2023 0:20:49
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
02 12 2023 8:35:27
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории.
...
01 12 2023 8:35:37
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
30 11 2023 10:13:13

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
29 11 2023 14:50:17
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
28 11 2023 16:21:27
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
27 11 2023 1:24:22
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
26 11 2023 6:32:46
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
...
25 11 2023 20:15:20
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
24 11 2023 1:20:24
В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов .
...
23 11 2023 12:37:51
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
22 11 2023 4:38:58
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
21 11 2023 4:45:37
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
20 11 2023 13:58:41
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II".
...
19 11 2023 16:40:15
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
18 11 2023 10:17:35
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
17 11 2023 6:47:23
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
16 11 2023 11:48:10
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
15 11 2023 3:46:31
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
14 11 2023 17:25:47
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
13 11 2023 8:20:10
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
12 11 2023 1:19:47
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
11 11 2023 2:13:20
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
10 11 2023 3:21:14
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
09 11 2023 22:49:12
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
08 11 2023 1:25:17
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
07 11 2023 9:32:56
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
06 11 2023 6:59:58
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
05 11 2023 19:16:56
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
04 11 2023 20:36:18
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
03 11 2023 19:55:49
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
02 11 2023 18:40:15
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
31 10 2023 22:15:46
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
30 10 2023 16:31:38
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения.
...
29 10 2023 8:52:46
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
28 10 2023 4:29:14
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр.
...
27 10 2023 0:33:40
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
26 10 2023 20:24:33
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
25 10 2023 22:28:12
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
24 10 2023 13:57:33
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
23 10 2023 15:47:33
В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....
22 10 2023 15:31:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::