Столыпинская модернизация России. 11-й класс
В последнее время личность и деятельность П.А. Столыпина явились предметом пристального внимания со стороны историков и публицистов. Во многом этот интерес вызван попытками осмысления возможности иных, альтернативных путей развития России.
Сегодня с именем Столыпина чаще всего связывают нереализованный на пpaктике мирный и эволюционный путь преодоления нашей страной накопившихся к началу XX века противоречий. Современники по-разному относились к этой незаурядной личности.
Мне, как преподавателю истории Отечества, хотелось, чтобы учащиеся увидели альтернативы развития страны на определённых этапах через судьбы государственных деятелей. Очень важно было для меня, чтобы ученики углубили представления о своей малой родине. Из размышлений над этими вопросами и родился данный урок. Мне хотелось поделиться краеведческими находками, чтобы старшеклассники не просто восприняли эту информацию, но и ощутили себя современниками тех лет.
Учащиеся предварительно получили опережающие задания: подготовить сообщения
- Революционные события в Марковской волости Волоколамского уезда в 1905-1906 гг.
- П.А. Столыпин – российский реформатор
Цели:
- Уяснить причины аграрной реформы, определить её сущность.
- Продолжить формирование знаний о развитии капитализма в сельском хозяйстве России, о путях решения аграрного вопроса.
- Ознакомить учащихся с основными положениями школьной реформы.
- На основе краеведческого материала, сформировать представления о революционных событиях 1905-1907 гг. и о ходе Столыпинской реформы в нашем крае.
Оборудование:
- экран,
- проектор,
- слайды с текстами и краеведческим материалом,
- портрет П.А. Столыпина,
- листы с заданиями,
- телевизор.
Учитель:
Охаpaктеризуйте политическую обстановку в России в 1906 году.
Учитель отмечает, что 1906 год – массовое участие крестьян в революции. Крестьянские волнения не обошли стороной и наш край.
Заслушиваются сообщения о крестьянских волнениях в Марковской волости (Приложение № 1).
Учитель предлагает просмотр фрагмента видеофильма “История деревень Марково и Корневское”. (Видеофильм создан участниками школьного краеведческого объединения).
Фрагмент видеофильма – интервью с Соколовым В.Д., племянником одного из основателей Марковской крестьянской республики – Соколова Захара.
Учитель:
Власть извлекла из революции определённые уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. Проведённые в стране преобразования связаны с именем председателя Совета Министров Петра Аркадьевича Столыпина.
(На экране слайд с портретом П.А. Столыпина)
Заслушиваются сообщения учащихся “Петр Аркадьевич Столыпин”
Учитель:
Разработан целый “пакет” реформ стройно увязанных внутренней логикой в новый политический курс, нацеленный на формирование буржуазной социальной структуры и гражданского общества. Реорганизация этого замысла началась с реорганизации сельского хозяйства.
(На экране слайд с текстом высказываний П.А. Столыпина)
№1
“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу”.
№2
“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как безысходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку... Единоличное хозяйство мелких земельных собственников — основная ячейка государства”.
№3
“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем крепком населении”.
Сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы?
Учитель:
Серию аграрных указов открывали законодательные акты от 12 и 27 августа 1906 года о передаче Крестьянскому банку казённых и удельных земель с целью последующей их продажи крестьянам по цене на 20% ниже рыночной.
- 5 октября 1906 года выходит закон, который впервые уравнивал крестьянство в гражданских правах с другими сословиями.
- Он все ограничения на передвижение крестьян и лишал общину права решать вопрос о получении паспорта для выезда из деревни.
Также было отменено право земских земельных начальников по собственному усмотрению арестовывать и штрафовать крестьян.
Работа с информацией
Учащимся предлагаются для ознакомления материалы из учебников Алексашкина, Данилова, Косулиной “Россия и мир в XX веке”, “История Отечества” Л.Н. Жаровой и И.А. Мишиной, А.А. Левандовский “История России XX – начало XXI века”. Исходя из данной информации им необходимо сформулировать основные положения аграрной реформы. После ответов учащихся на каждую парту раздаётся информация. Предположения учащихся сравниваются с материалом.
1. Крестьянин крепкий единоличный собственник – прочная социальная база царизма. Для этого необходимо было разрушить общину.
2. Краеугольным камнем реформы был указ, утверждавший право главы крестьянского двора выходить из общины и приватизировать общинные земли, находящиеся в его пользовании. При этом он мог потребовать объединения разрозненных полосок земли в единой меже. (Отруб)
3. Создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли и особенно на создание хуторов.
Такие хозяйства, расположенные на одном большом наделе в стороне от деревни, оптимальная форма мелкособственнического сельского хозяйства.
4. Переселение крестьян за Урал. Эта мера преследовала две цели
а) решить проблему малоземелья в центральных в центральных регионах России.
б) как – бы выпустить революционный пар
Учитель:
Как же осуществлялась Столыпинская аграрная реформа в Лотошинском крае. По данным статистического отчёта Волоколамского уезда по Ошейкинской, Кульпинской и Мpaковской волостям из общины выделилось 22% крестьян. Но из них 14% беднота, стремившаяся укрепить за собой землю, чтобы её продать и уйти либо в город, либо в другие счастливые места.
Ведя активные поиски, беседуя со старожилами ребята из школьного краеведческого объединения, нашли документы в домашних архивах о хуторских хозяйствах.
Перед вами план земельного участка крестьянина деревни Бородино, Ошейкинской волости Краснова Петра Федоровича. Чертеж выполнен землемером Землеустроительных комиссий в 1908 году. В участке состоят земли: удобный перелог 10 десятин 912 кв. сажень, березовая роща 1 дес. 1208 кв. сажень, неудобный под половиною реки 2 дес. 1104 кв. сажени, а всего удобной и неудобной 14 десятин 824 кв. сажень.
Земельные наделы в это же время получили ещё 8 крестьянских семей, проживавших в деревне Бородино и Егорьи. На данный надел земли в семье Жуковых сохранились документы, заверенные нотариусом:
№1. Данный надел земли по Высочайшему указу от 12 августа 1906 года казенные земли переданы Крестьянскому банку.
№2. Согласно Высочайшего указа, глава хозяйства крестьянин Краснов приватизирует надел земли за № II.
№3. Надел земли, в связи со cмepтью главы семьи передаётся жене и детям.
Надел из общинной земли у деревни Гаврилово получил дьяк Предтечевской церкви села Ивановское на Ламе Федор Назаров. Семья занималась земледелием и разведением пчёл. Пчеловодство – основное занятие (В период коллективизации хутор не ликвидировали, т.к. надел земли был малым. Сожгли в период оккупации немцы. Назаровы до войны имели много ульев).
В деревне Старое Лисино, тогда это Кульпинской волости, из общинных земель в хуторские наделы выделились крестьянские семьи Моляровых и Бочаровых. Моляров хутор располагался между деревнями Высочки и Старое Лисино. Бочаровы построились на краю леса Карелок ближе к деревне Издетель. Позже стал называться Цыганским хутором, т.к. был продан цыгану Золотарёву. Оба хутора снесены были в период коллективизации. Жена Бочарова, Бочарова Нина Алексеевна учительствовала Высочковской земской школе.
Далее переходим к школьной реформе.
Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Замысел Столыпина – дать возможность крестьянам – собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень.
С 1907 года значительно увеличились ассигнования на начальную школу. Земские управы пожелали воспользоваться выделенными средствами и приступили к осуществлению плана всеобщего начального образования.
За 1909-1913 годы здания земских школ из красного кирпича были выстроены в деревнях: Высочки, Новошино, Круглово, Щеглятьево, Корневское, Матвейково, Михалёво.
(Демонстрируется стенд с фотографиями зданий земских школ)
Творческое задание
(Возможно как домашнее)
Каждый участник получает материал (Приложение № 2). Внимательно знакомится и обменивается своими предположениями с участниками мастерской.
Учитель:
Мы завершаем нашу работу. Ответьте на вопрос?
- Что я сегодня на мастерской открыл нового для себя?
Материалы к уроку
- П.А. Столыпин – российский Бисмарк? И.И. Долуцкий “Отечественная история XX век” Изд. “Мнемозина”, 1994 г.
- Л.Н. Жарова И.А. Мишина “Российский бонопартизм” Учебник “История Отечества” § 16-17 С Петербург ИЧП “Хардфорд” 1996 г.
- Портретная галерея известных деятелей российской истории XX век. Выпуск 2 П.А. Столыпин
- Российское самодержавие и его внутренняя политика. И.И. Долуцкий “Отечественная история XX век” Учебник. § 9
- Реформы. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов “Россия в XX веке” М. “Просвещение” 2003. Учебник §18
- Столыпинская программа модернизации России. Л.А. Алексашкина А.А. Данилов
- Л.Г. Косулина “Россия и мир в XX веке” Москва “Просвещение” 2003 год. Учебник §16
- И.Н. Павлов “Марковская республика” “Московский рабочий” 1925 год
- Материалы Лотошинского краеведческого музея.
- Справки Лотошинского бюро технической инвентаризации о зданиях бывших школ.
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом.
...
23 09 2023 8:40:27

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
22 09 2023 6:13:51
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
21 09 2023 7:24:13
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
20 09 2023 15:13:28
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
19 09 2023 5:12:48
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
18 09 2023 15:36:32
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
17 09 2023 1:20:21
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
16 09 2023 7:58:40
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
15 09 2023 3:28:12
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
14 09 2023 2:26:33
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
13 09 2023 23:21:51
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
12 09 2023 11:48:24
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
11 09 2023 18:14:20
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
10 09 2023 8:22:41
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
09 09 2023 3:55:46
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
08 09 2023 2:27:24
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
07 09 2023 0:41:49
Урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Также прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках....
06 09 2023 20:12:41
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
05 09 2023 5:26:24
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
04 09 2023 6:13:13
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
03 09 2023 4:21:35
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
02 09 2023 14:35:17
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
01 09 2023 15:38:36
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
31 08 2023 3:45:15
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме.
...
30 08 2023 4:11:32
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
29 08 2023 12:52:54
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
28 08 2023 11:59:18
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
27 08 2023 22:59:53
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
26 08 2023 13:28:16
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
25 08 2023 6:46:24
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
24 08 2023 11:40:15
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
23 08 2023 14:18:38
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
22 08 2023 23:21:42
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
21 08 2023 14:35:29
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
20 08 2023 5:11:18
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
19 08 2023 13:35:11
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
18 08 2023 8:45:57
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
17 08 2023 7:46:20
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
16 08 2023 6:51:51
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
15 08 2023 18:32:21

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
14 08 2023 17:14:34
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
13 08 2023 5:38:55
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
12 08 2023 20:17:45
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
11 08 2023 7:12:15
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
10 08 2023 13:22:27
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме.
...
09 08 2023 9:44:31
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
08 08 2023 10:32:31
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
07 08 2023 21:55:19
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
06 08 2023 16:28:57
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
05 08 2023 23:48:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::