Нашествие с Востока. Урок истории + литературы. 6-й класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.
- Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.
- Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.
Тип урока: интегрированный (история + литература) урок новых знаний.
Форма урока: лекция с элементами самостоятельной работы
Основные понятия: монголо-татары, нашествие, тьма (тумен).
Средства обучения:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений, § 12, М., 2005 г;
- Хренова О.М., Снежневская М.А, Литература. М., 2004 г.
- Хрестоматия по истории России: с древнейших времен до XVII в. в 4т. т.1 (со ст. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова М., 1994 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории до 19в. (слайды № 5, № 12);
- Карта “Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков”;
- Музыкальное оформление: Глинка. Торжественная (хор “Кто на Русь пойдет”); Чайковский. Симфония № 6 4 ч. “Слезный плач”; Рыбников. Гибель Рязани. “Колокольный плач”;
- Слайды “Причины отказа Батыя от наступления на Новгород”;
- Итоги монголо-татарского нашествия;
- Успехи монголо-татарских завоевателей; макеты: стенобитное орудие, камнеметное орудие.
Ход урока
Презентация
Вступление: Вводно-мотивационный этап (на фоне музыки М.И. Глинка “Торжественная” хор “О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская!”
Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими.
“Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!” -
Такой описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: “И в те дни обрушилась беда на христиан”. Как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами, нашествие монголо-татар затмило по своей жестокости и последствиям все прежние испытания, выпавшие на долю русской земли. О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. И тема нашего урока “Нашествие с Востока”. Сегодня вы познакомитесь с нашествием монголо-татар на Русь. Вы проследите направления нашествия, проанализируете обстоятельства поражения русских дружин.
Наша главная учебная задача: понять, почему монголо-татары победили русские княжества.
А символом нашего урока будут эти три ленты – синяя, красная, черная.
- прикрепляем - прикрепляем на ленту синего цвета
- прикрепляем на ленту красного цвета
- прикрепляем на ленту черного цвета
- это план нашего урока.
Организация учебной деятельности.
Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц; князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали. О той поре летописи с горечью сообщали: “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью”.
В те времена из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого, воинственного народа.
Из глубины Азии двинулись на завоевание новых земель и овладение богатствами огромные полчища кочевников-монголов. В историю они вошли под названием монголо-татары (запись на доске и в тетрадях).
Что вы знаете об этих племенах из курса истории средних веков? В начале XIII в. на съезде монгольской знати талантливый полководец Темучин (запись на доске и в тетрадях) был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхана (портрет + запись на доске и в тетрадях) – в переводе Великий хан. Он объединил под своей властью все монгольские племена и поставил перед монголами задачу – завоевать весь мир.
Огромное монгольское войско отличалось высокой боеспособностью, железной дисциплиной, четкой организацией. Армия делилась на десятки. Сотни, тысячи, а высшей единицей считался 1-тысячный отряд-тумен (тьма). В войске поддерживалась строгая дисциплина. Большое внимание уделялось разведке территорий и вооруженных сил противника.
Завоеватели использовали стенобитные и камнеметные приспособления – (показ макетов).
Лихие наездники, меткие стрелки из лука, выносливые и отважные воины Чингисхана беспрекословно выполняли волю своего беспощадного предводителя! Под ударами полчищ Чингисхана пал Китай, Средняя Азия, Иран, Кавказ (карта с. 135 Д).
В 1223 г. Монголо-татары вторглись в Половецкую степь.
Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью, уговаривая их совместно выступить против непрошенных гостей: “Нашу землю сегодня отнимут, а вашу – завтра, придя возьмут” - писал половецкий хан Котян Галицкому князю Мстиславу Удалому.
Съезд князей в Киеве решил двинуть объединенные русские рати навстречу татарам и дать им бой на чужой (Половецкой) земле.
13 мая 1223 г. На берегу маленькой реки Калке, впадающей в Азовское море, началось кровопролитное сражение.
Каков был итог этого сражения? Кто и почему потерпел поражение?
Работа с текстом учебника А. Данилов, Л. Косулина “История России с древнейших времен до XVI в.” М. -2005г, стр.97.
Ослабленные после битвы на Калке, монголо-татары вернулись обратно в Монголию. Глубокую печаль на Руси вызвало поражение на Калке. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны.
Слайд № 12. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (пауза на слове Рязань)
В конце 1236 г. Монголы, которых возглавлял внук Чингисхана Батый, захватили Волжскую Булгарию, летом 1237 г. Подчинили себе половцев, а поздней осенью, когда первые пушистые снежинки стали кружиться в воздухе, полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества.
Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора –
Мехов, казны и серебра….
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Пришел рязанский князь тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
“Возьми дары, не тронь Рязань!”
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил.
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
“Коль хочешь мира русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!”
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен…
Жена князя Федора княгиня Евпpaксия, узнав о гибели мужа и, отвергая рабью долю, вместе с сыном-младенцем бросилась вниз из окна высокого терема и оба наcмepть разбились. Тяжела была плата. Рязанцы обратились за помощью к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу, но тот направил лишь небольшую дружину им на помощь.
Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладеть с жестоким ханом.
С утра татары подошли близко к рязанским стенам, подтаскивая за собой лестницы. Под городскими стенами стали раздаваться крики татар, вопли избиваемых пленных, стук топоров и заунывный визг дудок, которыми татарские воины подбадривали себя перед штурмом.
На стенах отчаянно защищались рязанские ратники, отбивая приступ. Им помогали женщины. Они выливали ведра кипящей воды на штурмующих, бросали камни и глыбы льда на всех, кто пытался взобраться по лестнице. К полудню штурм был отбит. Татары притихли и отошли. Внизу, под стенами, двигались, ползали и отчаянно кричали раненные. Татары ходили между ними, своих они оттаскивали, а русских добивали.
Штурмы повторялись и днем и ночью в течение 5 суток.
Рязанцы упopно стояли на своих местах. Но ряды их уменьшались и некому было заменит павших. Женщины становились на место мужчин, убитых стрелами или раздробленных пудовыми камнями. А татары посылали на приступ все новые, свежие отряды. Они лезли упрямо, надеясь на скорую поживу. Батый пообещал: кто первым ворвется, будет грабить все, что захочет.
Вскоре к воротам подползли два татарина. Монголы, прячась за кожаные щиты, раскачивали бревна, со страшной силой ударяя ими в ворота. Дубовые доски трещали, отлетали щепки. Со стен лили кипяток, горячую смолу, метали стрелы и камни. А татары упopно били и били без остановки и наконец раскололи ворота.
С криками торжества ворвались в ворота татары и натолкнулись на толстую каменную стену, наглухо закрывающую вход. Ее сложили за дни штурма рязанские женщины, которым помогали дети.
Татары не прекращали натиска и, добавив лестниц, снова посылали отчаянных воинов, старавшихся сломить упорство рязанцев
Защитники города видели, что силы их слабеют, понимали, что конец близок. На шестой день осады, 21 декабря, татары поползли одновременно со всех сторон. Одни бились кривыми саблями, .другие стрелами сбивали защитников.
Наконец татары стали одолевать. Дикий, радостный вой несся со всех концов города, татары уже бежали по улицам, врывались в дома и рубили всех, старых и малых, никому не давая пощады. Они разбили церковные двери, вбежали внутрь храма, изрубили женщин и священников, подожгли здание. Они бросали в огонь маленьких детей, а матерям на глазах у всех распарывали животы.
На фоне мелодии “Гибель Рязани. Колокольный плач”.
К вечеру в Рязани в живых не осталось никого. Современник пишет: “Некому было стонать и плакать, некому скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – вместе лежали мертвые”.
Начинаем наш разговор о литературном произведении, которое перекликается с выше означенной темой. Названо оно “Повесть о разорении Рязани Батыем”. Мы будем анализировать фрагмент из этой летописи, она называется “Евпатий Коловрат”. Домашнее задание, которое вы получили накануне этого урока – прочесть фрагмент летописи.
1. Какой из эпизодов на вас произвел наибольшее впечатление? Почему? А как бы ты озаглавил (а) этот эпизод.
2.
- Падение Рязани
- Евпатий на Рязанской земле
- Битва дружины Евпатия с татарами
- Беседа Батыя с пленными
- Гибель Евпатия
- Похвала врагов Евпатия
Ребята, вы должны были дома выучить отрывок, который произвел на вас самое значительное впечатление.
А как вы думаете, что придавало силы Евпатию Коловрату и его малой дружине в борьбе с ордынцами?
Кровавое колесо нашествия катилось далее. Разгрому подверглись: Суздаль, Ростов, Галич, Ярославль, Тверь, Москва (показываем по карте) – все эти города были сожжены, а жители их “от старца до сущего младенца” беспощадно перебиты.
В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру.
Задание: внимательно прочтите отрывок из Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь, как монголо-татары захватили Владимир.
“Той же зимой подошли татары к Владимиру. Владимировцы затворились в городе… а татары подъехали к Золотым воротам. Владимировцы пустили по стреле по татарам, и татары тоже пустили по стреле по Золотым воротам.
А потом татары разбили стан у города и начали устанавливать камнеметные орудия. В воскресенье, 7 февраля, приступили к городу… И взяли город до обеда. Епископ Митрофан, женщины, дети, бояре и иные люди затворились в церкви Святой Богородицы, и их без милости запалили огнем”.
А сейчас мы поиграем в игру “Найди ошибку”, ваша задача, работая в парах, обнаружить наибольшее количество ошибок.
“Той же весной подошли татары к Владимиру. Владимировцы затворились в городе… а татары подъехали к Серебряным воротам. Владимировцы пустили по стреле по татарам, а татары выпустили множество стрел по Серебряным воротам.
А потом татары разбили стан недалеко у моста, ведущего в город, и притащили тараны. В понедельник, 8 марта они приступили к городу… и к вечеру город взяли. Все женщины спрятались в церкви мученицы Ульяны, и их без милости затопили водой.
(Ребята отмечают ошибки, обнаруженные в тексте).
Как же развивались события под Владимиром? (ответы учащихся).
После опустошения Владимира воины Батыя устремились к Новгороду.
Две недели потратил Батый, чтобы овладеть упopно защищавшимся небольшим городом Торжком, он в 100 верстах находился от Новгорода. Жители Торжка запросили помощи. Но богатый и многолюдный Новгород не помог Торжку. Летописец писал: “Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустраении”.
Батый мечтал захватить Торжок, чтобы пополнить запасы зерна, которые хранились в его закромах. Взять город с ходу не удалось, город был хорошо укреплен, на его воротах и стенах защитники наморозили ледяной панцирь. Много дней татары били по стенам Торжка, много раз монголы с гиком и шумом бросались на штурм, гоня перед собой в качестве заслона беззащитных русских пленников. И, наконец, через две недели обессиленный Торжок пал. Однако город был в огне, и закрома с драгоценным зерном тоже горели.
В первой половине марта Орда вышла на ледовую дорогу озера Селигер и устремилась к Новгороду. Но вдруг в 100 верстах от Новгорода войска Батыя остановились, а потом повернули на юг. Почему, когда желанный Новгород был пpaктически рядом, войско ушло в противоположную сторону?
Историки выдвигают различные версии. Будет правильным сказать, что Батый отказался от наступления на Новгород по ряду причин:
1. В Новгороде были профессиональные войска – княжеская дружина.
2. Город был хорошо защищен.
3. Бои с новгородцами могли затянуться и тогда голодной монгольской армии пришлось бы считаться с весенней распутицей в случае отступления.
И самое главное –
4. Боеспособность Батыевых войск к этому времени заметно упала и вероятность поражения под Новгородом могла сорвать выполнение главной задачи завещанной Чингисханом – поход к “последнему морю”.
25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Koзeльску.
*Сообщение учащегося о сражении под Koзeльском.
Koзeльск стоял на круче, омываемой двумя речками. Город надежно укрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной 25 метров. Перед приходом орды кoзeльцы успели наморозить слой льда на стенах и входных воротах.
Татары применили свою излюбленную хитрость. После очередного неудачного штурма они имитировали паническое бегство. Осажденные кoзeльцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты. Ордынцы наконец ворвались в город и утопили в крови оставшихся там жителей.
6 дней продержалась под натиском татар Рязань,
5 дней – Москва,
10 дней – Владимир,
14 дней – Торжок,
а маленький Koзeльск держал орду под своими стенами 50 дней!
Батый повелел, чтоб свой гнев показать
И страх по Руси всем навеять,
Разрушить Koзeльск и с землею сровнять,
То место, где был он, сохой запахать
И сорной травою засеять.
Исполнили волю владыки paбы,
С землей бедный город сровняли,
И городом злым за упорство борьбы
Koзeльск с той поры называли.
5 сентября 1240 г. Войска Батыя окружили со всех сторон Киев.
Задание:
Прочтите отрывок из Ипатьевской летописи о разгроме Киева и сравните с событием, описанным в уже известной вам Суздальской летописи. Какие общие черты вы можете отметить?
Отрывок из Ипатьевской летописи
В лето 1240 г. пришел к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб… от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей.
Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились навстречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в 6-й день декабря.
Что общего было в действиях монголо-татар при захвате Киева и Владимира?
Весной 1241 г. орда устремилась на запад, чтобы распространить свою власть на всю Европу, как завещал Чингисхан. Для западной Европы наступил критический момент.
Однако в конце 1242 г. Батый “повернул морды коней” на восток и вернулся на Волгу. Ордынское нашествие в Западную Европу было кратковременным и затронуло лишь ее край, так как Батыевы войска пришли сюда значительно ослабленными тем мощным сопротивлением, какое оказала им Русь. Многострадальная Русь прикрыла собой Европу от набега орд кочевников.
А.С. Пушкин писал о том, что “варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в свои степи. Европа была спасена растерзанной и издыхающей Россией”.
Подведем итоги татаро-монгольского нашествия:
- Западная Европа была спасена от разгрома.
- Резко сократилось население Руси. Много народу было убито и уведено в рабство.
- Разрушено 30 городов (из 74).
- Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.
Почему же монголо-татары завоевали большую часть русских земель?
Вначале выслушиваются ответы учащихся, а затем демонстрируется слайд № 2
На Руси установилось иго монголо-татар. Завершая урок, мы запишем в “Сокровищницу человеческих ценностей” все положительное, что проявилось в тот период, когда Русь боролась с монголо-татарскими завоевателями и что сохранило свое значение и поныне (подвиги, преданность и любовь к Родине)
*Посмотрите на символы нашего урока. Почему выбраны ленты именного этих цветов? А подходят другие?
II. Контроль и коррекция знаний.
Выполнение теста
I вариант
1. Сражение на берегу р.Калка произошло в:
А. 1237 г.
Б. 1223 г.
В. 1240 г.
2. Первый удар в 1237г. был нанесен по:
А. Новгородской земле
Б. Владимирскому княжеству
В. Рязанскому княжеству
3. О ком сказал Батый: “Сильно ты повредил мне своей малой дружиной”:
А. о воеводе киевском Дмитрии
Б. об Евпатии Коловрате
В. о половецком хане Котяне
II вариант
1. В 1223 г. произошло сражение на берегу реки:
А. Калки
Б. Днепра
В. Клязьмы
2. Первый удар монголы нанесли по Рязанскому княжеству. Это произошло в:
А. 1237г.
Б. 1236г.
В. 1238г.
3. Евпатий Коловрат выступил на защиту:
А. Владимирского княжества
Б. Киевского княжества
В. Рязанского княжества
После выполнения теста, ребята меняются заданиями, проверяют работы и выставляют друг другу оценки.
III. Домашнее задание
§ 12 Представьте, что вы были свидетелями монголо-татарского нашествия на Русь. Опишите любое событие (сражение защитников Рязани, Владимира, Koзeльска, Киева) этого периода времени от первого лица.
IV. Рефлексия
Оцените по десятибалльной системе:
Литература:
- Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России 6-18в. М., 1999 г;
- Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в 13-15вв. М., 1986;
- Гумилев Л.Н. Русь и Великая степь. М., 1998 г;
- Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. М., 1992 г;
- Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. М., 1966 г;
- Фролова Е.С. Нашествие Батыя на Русь. ПиШ № 2-06 г;
- Ялнитский Н.А. Нашествие Бату-хана на Русь. ПиШ № 3-07 г.
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний,
приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и
прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему
заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для
продуктивного учебного труда....
10 06 2023 15:43:59
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
09 06 2023 21:55:14
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
08 06 2023 21:46:28
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
07 06 2023 20:17:17
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей.
Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
06 06 2023 11:30:47
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
05 06 2023 19:51:10
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
04 06 2023 1:33:35
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
...
03 06 2023 22:10:32
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
02 06 2023 12:22:10
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
01 06 2023 1:37:18
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
31 05 2023 13:12:55
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
30 05 2023 17:28:52
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
29 05 2023 0:47:17
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
28 05 2023 11:45:27
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
27 05 2023 20:12:24
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
26 05 2023 18:17:47
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
25 05 2023 20:59:59
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
24 05 2023 7:38:43
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
23 05 2023 18:21:57
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
22 05 2023 7:23:50
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
21 05 2023 11:46:14
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
20 05 2023 15:24:22
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
19 05 2023 19:37:18
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока.
...
18 05 2023 2:46:12
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
17 05 2023 8:20:56
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
16 05 2023 10:50:54
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
15 05 2023 23:26:40

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
14 05 2023 3:33:17
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
13 05 2023 0:20:29
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
12 05 2023 20:33:48
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
11 05 2023 13:15:15
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
10 05 2023 22:21:33
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
09 05 2023 0:46:40
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
08 05 2023 18:47:11
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
07 05 2023 13:16:15
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
06 05 2023 19:37:40
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....
05 05 2023 4:21:22
Сценарий предназначен для интегрированных уроков по истории русской культуры 18-19 веков и для внеклассной работы с учащимися 10-12-и лет. Ведущие программы - учащиеся. Сценарий построен на синтезе искусств - музыки, литературы и живописи. К сценарию прилагается презентация, в которой иллюстрации и музыка точно соответствуют репродукциям в тесте. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом....
04 05 2023 8:29:14
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
03 05 2023 11:38:58

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
02 05 2023 23:44:54
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
01 05 2023 4:23:21
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
30 04 2023 11:27:13
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
29 04 2023 7:28:59
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
28 04 2023 1:46:50
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
27 04 2023 5:50:43
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
26 04 2023 14:39:28
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
25 04 2023 8:31:26
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
24 04 2023 23:13:15
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
23 04 2023 3:32:55
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
22 04 2023 12:57:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::