Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"
Цели урока:
- Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России 19в.
- Подвести уч-ся к пониманию того, что Россия в нач.20в. – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна
- Продолжить формирования умений анализировать истор.источники, самостоятельно делать выводы, работать с истор.картой.
Ход урока
I. Орг.момент
II. Актуализация опopных знаний уч-ся по ранее изученному материалу 8кл. (Беседа с уч-ся)
- Какой период истории России мы изучали в 8кл.
- Как назвалось наше государство
- Какие исторические события того времени вы помните
- Кто из императоров управлял Рос.империей в 19в
- Кто из великих деятелей культуры жил в 19в
- Кого называли декабристами, народниками, западниками, славянофилами
- Дайте определение: монархия, либерализм, марксизм, крепостничество
III. Изучение новой темы
- Территория Рос.империи и административное деление в нач.20в
- Население и его образование
- Структура гос.аппарата
- Промышленность в нач.20в
Территория и население
Записываем новое слово: Геостратегическое положение – географическое положение государства с точки зрения военного фактора
Вопрос: Каково геостратегическое положение России (см.карту и читаем 1 пункт учебника) и делаем выводы, что:
Рос.империя крупнейшая страна мира. По размерам территории – более 22 млн.км2 (2место). Если США – отделены морями, Англия и Япония – острова, то Россия имела большую по протяженности сухопутную границу.
Главная сила на тот период – сухопутная армия, поэтому Россия была вынуждена в силу своего геостратегического положения содержать большую армию (1,4млн.).
Россия делилась на губернии и области. Автономия только у Великого княжества Финляндского.
3 место по численности после Британ.империи и Китая. Плотность населения 8,3 чел. на км2.
Докажите, что Россия является многонациональным государством. Всего более 100 национальностей. Существовали все основные религии, но официальной религией было христианство.
национальность | % от общего количества проживающих |
русские | 43,4 |
украинцы | 18,1 |
белорусы | 4 |
поляки | 6,2 |
евреи | 4,2 |
узбеки | 2,2 |
татары, финны | по 1,8 |
немцы | 1,4 |
армяне, азербайджанцы | по 1,2 |
литовцы, латыши, башкиры, грузины | по 1 |
Городское население (см. стр.10 диаграмма учебника). 18% проживало в городе. Необходимо отметить, что процесс урбанизации продолжался.
Урбанизация – процесс усиления роли городов в развитии общества, как крупных культурно-промышленных центров с быстрым ростом населения за счет сельских жителей.
Но: рост городов недостаточный, это были сравнительно небольшие города по численности.
Население и образование
Грамотность населения (1897г). 20% населения грамотно, только 30% детей постоянно обучались в школе.
Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: В каком районе население было более образованным и почему?
район | % от общего количества населения |
Европейская Россия | 22,9 |
Польские губернии | 30,5 |
Кавказ | 12,4 |
Сибирь | 12,3 |
Средняя Азия | 5,3 |
Петербург | 62,6 |
Москва | 56,9 |
Вопрос: Определите, какая форма правления хаpaктерна для Российской империи
Структура гос.аппарата
Структура государственного аппарата. Читаем стр.6-7 учебника и заполняем схему
- Император
- Правительствующий Сенат
- Государственный Совет
- Комитет министров
- Святейший Синод
- Восемь министров
Задание: проанализируйте данные таблиц и диаграммы. Какие выводы можно сделать на основе данные источников
Структура нац.дохода
Сведения о железных дорогах
годы | Всего открыто в течение года | Всего было к концу года |
1895 1900 1904 |
2091 3066 1196 |
34769 49487 55357 |
Производство чугуна и каменного угля на одного жителя страны
страны | чугун | уголь |
Россия Англия Франция Германия США |
16 208 64 128 160 |
96 1808 816 2304 2592 |
Удельный вес стран в мировом производстве (%)
страна | 1870 | 1900 | 1913 |
США Англия Франция Германия Россия |
23 32 10 13 4 |
31 18 7 16 5 |
36 14 6 16 6 |
Делаем вывод, что Россия среднеразвитая страна, в которой бурно начинает развиваться промышленность
Вопрос: можно ли Россию отнести к индустриальному обществу.
Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х, прежде всего в промышленности.
Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским населением
Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего н/х страны
Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к изменениям. Переход от традиционному обществу к индустриальному
Индустриальное общество хаpaктеризуется следующими показателями:
- преобладание доли промышленной продукции в нац.доходе
- преобладание городского населения над сельским
- высокий уровень грамотности населения
Можно ли согласиться со словами С.Ю.Витте? “В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется… степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуре”.
IV. Закрепление
- Можно ли отнести Россию к великим державам
- Можно ли Россию назвать экономически высокоразвитой страной
Дом.задание: с.5-10 учебника р/т зад.№1 слова.
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде.
...
10 06 2023 3:10:38
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
09 06 2023 22:44:32
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
08 06 2023 2:15:19
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
07 06 2023 3:55:19
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
06 06 2023 12:44:25
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
05 06 2023 9:33:24
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
04 06 2023 15:27:56
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
03 06 2023 20:27:34
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
02 06 2023 12:10:14
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
01 06 2023 0:16:37
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
31 05 2023 3:48:30
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию.
...
30 05 2023 16:40:37
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
29 05 2023 18:53:21
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
28 05 2023 22:10:27
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
27 05 2023 8:56:32
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
26 05 2023 1:43:45
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
25 05 2023 10:17:46
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
24 05 2023 17:33:23
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
23 05 2023 4:14:57
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
22 05 2023 22:57:52
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
21 05 2023 3:19:13
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
20 05 2023 14:42:24
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
19 05 2023 14:24:38
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
18 05 2023 0:34:11
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
17 05 2023 18:52:16
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
16 05 2023 9:25:39
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества.
...
15 05 2023 1:50:54
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
14 05 2023 9:27:17
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
13 05 2023 0:57:29
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы.
...
12 05 2023 2:19:53
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
11 05 2023 12:42:42
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
10 05 2023 23:41:45
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
09 05 2023 20:12:30
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
08 05 2023 7:38:33
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
07 05 2023 6:10:10
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
06 05 2023 16:59:14
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
...
05 05 2023 21:25:44
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
04 05 2023 14:52:51

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
03 05 2023 22:58:34
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
02 05 2023 20:46:14

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
01 05 2023 23:33:28
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
30 04 2023 0:19:37
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая
повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией.
Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
29 04 2023 11:33:45
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
28 04 2023 3:21:36
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
27 04 2023 0:21:29
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
26 04 2023 1:59:45
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
25 04 2023 18:35:48
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
24 04 2023 15:43:53
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся".
...
23 04 2023 15:33:41
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
22 04 2023 1:50:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::