Урок по истории России, 9-й класс, тема "Коллективизация"
Цели:
- определить причины и сущность коллективизации, какие последствия для деревни и страны в целом имел курс коллективизации;
- учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать документы;
- развивать активную жизненную позицию, выpaбатывать навыки коллективной работы.
Метод обучения: изучение нового материала, с элементами интеpaктивного обучения и использованием ЦОР.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
II. Актуализация знаний. Фронтальная беседа.
- Причины хлебозаготовительного кризиса в 20-е годы.
- Пути выхода из кризиса.
- Цели индустриализации.
- Источники средств на индустриализацию.
- Итоги первых пятилеток.
III. Изучение темы.
1. Проблемное задание. (2 слайд – приложение).
П.А. Столыпин говорил: “Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых”. С опорой, на какие слои деревни проводилась коллективизация?
Набравший силу во 2-й половине 20-х гг. “большой скачек” в индустриализации, повлек за собой крутой перелом политики в деревне – коллективизацию. Она стала 4-м крупным преобразованием в России после 1861 г. Вспомните, какие это преобразования (1861 – отмена крепостного права; 1906 – аграрная реформа Столыпина; 1917 – декрет о земле; 1927 – коллективизация). (3 слайд)
2. Используется элемент диалогового обучения
Определяем цели коллективизации, заполняя 1 колонку таблицы (4 слайд). 1927 г.– ХV съезд ВКП (б) – определил, что коллективизация это основная задача партии в деревне (5 слайд).
3. Начальный этап коллективизации.
Коллективные хозяйства стали возникать на рубеже 1917–1918 гг. и определились 3 формы:
- тозы;
- артели;
- коммуны.
Ребята работают с текстом приложения № 1 и заполняют таблицу. (6 слайд)
В первые послеоктябрьские годы преобладали артели и коммуны, но в период НЭПа их число резко сократилось, и в 1928 г. их было 1%.
4. Наступление на деревню.
Административно-силовые методы осуществления индивидуализации переносилось теперь в деревню: за отказ сдавать излишки применяли 107 ст. о спекуляции, по 67 ст. – карали за недосевание. Страна стала поворачивать на путь продразверстки. Торговля хлебом была запрещена. Такие действия крестьяне назовут вторым крепостным правом большевиков (ВКП (б)).
Все эти меры в 1929–1930 гг. вызвали крестьянские волнения. В государстве же их именовали как кулацкие мятежи.
Кого считали кулаком? Анализ документа № 1. (Работа в парах) Решается проблема на основе анализа информации.
Определить существовала ли реальная кулацкая угроза? (7 слайд)
В 1929 г. Сталин провозглашает курс на сплошную коллективизацию и определяет ее сроки. (8–9 слайд)
Для борьбы с кулачеством использовали различные средства и методы. Какие?
- Работа с документами № 2, 3, 4.
- В итоге заполняется схема. (10 слайд)
- Отношение населения к коллективизации, анализ документ № 5.
На данном этапе урока формируется у учащихся умение делать выводы, анализировать документы.
Волна выступлений в 1930 г. обеспокоили руководство и в марте 1930 г. в газете “Правда” выходит статья Сталина “Головокружение от успехов”. В ней вся вина за перегибы была возложена на местное руководство. В результате лопнули дутые и насильственные колхозы. (Обратить внимание ребят на динамику коллективизации.)
5. Голод 1932–1933 гг.
На фоне сплошной коллективизации разразился голод. Дело в том, что 1932 г., более чем в 2 раза возросли государственные заготовки зерна, кроме того, была сильная засуха и из деревни изъяли зерна больше, чем в рекордный 1930 год. Разразился голод, он охватил 25–30 млн. человек. Это были зерновые районы Урала, Северного Кавказа, Дона, Поволжья, Казахстана.
Чтобы понять масштабы и последствия голода работаем с документом № 6. (Работа в группах по четыре.)
Вопросы к документу (11 слайд).
а) Что предусматривал закон “Об охране социалистической собственности?
б) Почему резервное зерно, которое было в закромах государства не пошло на помощь голодающим?
в) Почему Запад предпочитал молчать о том, что происходило в СССР в 1933 г.
6. Итоги коллективизации.
Работа с текстом учебника с.180–181 (12 слайд)
7. Отвечаем на проблемный вопрос.
IV. Закрепление. Тест под копирку с проверкой (тестовые задания и ключ к ним 13–14 слайд).
V. Подведение итогов. Домашнее задание № 24, в 2 – письменно, с.182.
Литература
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России ХХ–ХХI века”, М. “Просвещение”, 2006.
2. Жарова Л.Н. “История Отечества ХХ века”, М., “Просвещение”, 1992.
3. Верт Н “История Советского государства 1900–1991 г.”, М., 1992.
4. Хрестоматия по истории СССР 1917–1945, под редакцией Э.М.Шагина, М., Просвещение”, 1992.
Документы (приложение 1)
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
24 03 2023 14:52:51

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
23 03 2023 15:12:44
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
22 03 2023 6:58:39

Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
21 03 2023 13:44:31
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
20 03 2023 3:36:42
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
19 03 2023 18:16:27
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий.
...
18 03 2023 17:50:12
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
17 03 2023 20:58:35
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
16 03 2023 14:26:54
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
15 03 2023 7:59:43
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
14 03 2023 3:23:12
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
13 03 2023 16:56:42
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
12 03 2023 3:40:28
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
11 03 2023 10:13:12
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
10 03 2023 6:24:47
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
09 03 2023 15:13:27
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
08 03 2023 0:58:59
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
07 03 2023 21:33:58
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
06 03 2023 7:14:59
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
05 03 2023 1:38:28
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
04 03 2023 13:15:23
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
03 03 2023 19:45:41

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
02 03 2023 14:26:59
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
01 03 2023 10:30:41
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
28 02 2023 13:59:36
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
27 02 2023 19:26:12
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
26 02 2023 22:43:36
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
25 02 2023 5:38:27
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
24 02 2023 13:50:31
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
23 02 2023 23:38:13
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века".
...
22 02 2023 14:44:40
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
21 02 2023 5:11:54
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
20 02 2023 17:38:23
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
19 02 2023 12:11:59
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
18 02 2023 4:31:23
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
17 02 2023 4:25:27
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
16 02 2023 0:23:30
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
15 02 2023 9:25:13
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
14 02 2023 0:30:38
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
13 02 2023 15:23:59
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
12 02 2023 10:19:55
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
11 02 2023 11:54:59
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
10 02 2023 16:21:31
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
09 02 2023 10:26:30

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....
08 02 2023 19:43:49
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
07 02 2023 7:15:51
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
06 02 2023 3:49:44
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
05 02 2023 6:59:10
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
04 02 2023 19:22:56
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
03 02 2023 20:46:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::