Урок "Отечественная война 1812 года на Смоленщине"
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Форма проведения: урок-размышление.
Методы, применяемые на уроке: наглядные, проблемно-поисковые, диалоговые.
Оборудование урока:
- Карта “Отечественная война 1812 года”;
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Презентация “Размышления у памятника”;
- Выставка литературы, посвященная войне 1812года;
- Аудиомагнитофон;
- Караоке Т. Хренникова “Давным-давно” из к/ф “Гусарская баллада”;
- Аудиозапись арии М.И. Кутузова из оперы С.С.Прокофьева “Война и мир”
Эпиграф к уроку:
Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы гpyдью встанем,
В свой черед мы вас помянем!
В.А. Жуковский
Цели урока:
- Повторить и закрепить фактический (событийный) материал: сражения, героизм через призму глубокого патриотизма русского народа.
- Вовлечь учащихся в поисковую познавательную деятельность и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.
- Актуализировать материал через его связь с местной историей, вызвав подростков на диалог: мое личное отношение к событиям, личностное восприятие истории, патриотизма.
- Способствовать формированию патриотических чувств через отношение к историческим событиям и памятникам.
- Формировать положительную мотивационную деятельность на уроке, путем создания атмосферы заинтересованности каждого ученика.
План урока:
I. Оргмомент. Актуализация. Целеполагание.
II. Выполнение заданий с проблемными элементами.
III. Осмысление событий в художественных произведениях.
IV. Размышления: “У памятного знака “1812год” в Ярцеве”.
V. Подведение итогов размышлений.
VI. Рефлексия.
Ход урока
Презентация
I. Оргмомент. Актуализация темы. Целеполагание.
Ребята, вы уже изучили события войны 1812 года и знаете, что и на Смоленской земле, и повсюду, где доблестные наши соотечественники дали отпор врагам-французам, стоят памятники (на экране <рисунок 1>): “Первый памятник на Бородинском поле – Спасская церковь, усыпальница Тучковых. Сооружена на месте гибели А. А Тучкова по заказу его жены М. М Тучковой”, <рисунок 2> “Памятник М. И. Кутузову в деревне Горки в районе комaндного пункта полководца”, <рисунок 3> “Памятник лейб-гвардии
рисунок 1
рисунок 2
рисунок 3
1-й артиллерийской бригаде”, <рисунок 4> “Даже врагам нашим, на Бородинском поле есть памятник – “Мертвым “Великой армии”, <рисунок 5> “Памятник в Тарутино. В честь событий 1812 года”, <рисунок 6> “Памятник в честь победы и освобождения Вязьмы в 1812 году”, <рисунок 7> “Памятник в Смоленске, посвященный обороне Смоленска 4-6 августа 1812г. А.Адамини”, <рисунок 8> “Памятный знак “1812” в Ярцеве” (дети должны его узнать).
рисунок 4
рисунок 5
рисунок 6
рисунок 7
рисунок 8
Пауза… Знаете ли вы, зачем ставятся памятники?
Дети отвечают: чтобы сохранить память потомков к событиям и людям, внесшим вклад в историю нашей Родины.
Учитель: Вот именно, сохранить память потомков к историческому прошлому!
А какой должна быть эта память? Вы задумывались об этом?
(Дети отвечают) учитель подводит резюме: когда мы стоим у памятника мы вспоминаем исторические события и героев, но мы еще должны осмыслить то событие, определить его роль в истории, но не только в истории, а для себя тоже, т. е. почувствовать это событие. На доске пишет: “Память – это: знание, осмысление, чувства”.
Сегодня мы стоим у памятника, посвященного войне 1812 года и вспоминаем события, которые произошли на Смоленщине, в России, осмысливаем их значение для истории и для себя. А эпиграфом нашего урока будут слова В. А. Жуковского:
На экране появляются слова – эпиграф к уроку (эти слова написаны также на ватмане) и учитель выразительно читает:
Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы гpyдью встанем,
В свой черед мы вас помянем!
В. А. Жуковский
Учитель говорит, актуализируя повторение и мотивируя учащихся: “Но прежде, чем мы обратимся к событиям, которые произошли в войне 1812г. на ярцевской земле, нам надо пройти дорогами (и старой и новой) смоленскими вместе с русской армией, ее полководцами и генералами, партизанами. И постараться понять, что двигало людьми, которые, спасая Родину, жертвовали своей жизнью.
II часть урока: выполнение заданий с проблемными элементами.
На Смоленщине состоялись многие крупные сражения войны 1812 г. У вас на столах лежат листы с заданиями, вы берите задание №1: Установить последовательность сражений, даты. Проверить друг друга. Выставить оценки задания соответственно норме оценки.
- Разгром Маршала Даву у Вязьмы;
- Бои на Соловьевой переправе;
- Разгром бригады Ожеро у д. Ляхово;
- Атака Милорадовича арьергарда Великой армии” у Дорогобужа;
- Подвиг дивизии Неверовского;
- Бой у Королевского бастиона;
- Бой у переправы р. Вопь;
- Трехдневные бои под Красным.
Работаете на листах 2-3 мин., затем меняетесь, проверяете, используя свои знания. Затем проверяем ответы по шаблону на экране.
Оборонные бои | Бои в ходе наступления русской армии |
1.Подвиг дивизии Неверовского (2 авг. 1812 г.) 2. Бой у Королевского бастиона; (5 авг. 1812 г.) |
3. Разгром маршала Даву у Вязьмы (окт.1812) 4. Атака Милорадовича у Дорогобужа (окт.1812) 5. Бой у р. Вопь (28 окт.) 6. Бои у Соловьевой переправы (конец окт.) 7. Разгром бригады Ожеро у д. Ляхово 8. Трехдневные бои под Красным (16-18 ноября 1812). |
Норма оценки:
7-8 правильных ответов + проверка= “5”;
5-6 ответов+проверка= “4”;
3-4 ответа+проверка= “3”;
Меньше 3-х ответов= “2”.
Учитель также просит показать основные сражения по карте “Отечественная война 1812 года”. Молодцы, ребята, вы неплохо ориентируетесь по карте.
А теперь обратимся к заданию № 2. Вы должны вставить пропущенные слова в описании самых героических сражений на Смоленщине.
Задание № 2 (дублируется на экране).
1.“День 2 августа принадлежит? Он внес его в историю…не имея за собой до Смоленска ни малейшей опоры?, окруженный, отрезанный, совершил свое львиное отступление, самим неприятелем так названное”.
П.Х. Граббе, адъютант А. П. Ермолова.
Ответ: Неверовский. (дублируется на экране и вопрос, и ответ)
На экране появляется портрет Неверовского <рисунок 9>
рисунок 9
2. “Герои наши в деле под? оказали такую храбрость и готовность к поражению неприятеля, что едва ли были подобные примеры”.
П. И. Багратион
Ответ: Смоленск (на экране и вопрос и ответ)
Учитель задает вопросы:
- Какой героический подвиг совершила дивизия Неверовского?
- Можете ли вы привести примеры героизма во время обороны Смоленска?
После ответов учащихся можно зачитать воспоминания участников событий:
“Пример Дохтурова и Коновницына, явившихся впереди рядов русских, оживил и воспламенил все сердца”.
“В особенности между стрелками выделился своей храбростью и стойкостью один русский егерь…, которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного, специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал, но все не унимался и замолчал только к ночи”.
III часть урока: Осмысление событий в художественных и музыкальных произведениях.
Осмысление Отечественной войны 1812 года современниками и потомками приводит к созданию не только научных трудов, но и к художественным и музыкальным произведениям. На экране появляются портреты В. А. Жуковского и Ф. Н. Глинки <рисунок 10>
рисунок 10
В.А. Жуковский, известный поэт, составе московского ополчения он участвовал в Бородинском сражении, автор “Певца во стане русских воинов”, в начале нашего урока мы его цитировали (см. эпиграф к уроку), через несколько минут мы процитируем его вновь. Ф. Н. Глинка является нашим земляком, в Отечественной войне 1812 г. поручик Апшеронского полка, адъютант графа Милорадовича. Поэт, публицист, декабрист, автор “Писем русского офицера”, “Очерков Бородинского сражения”.
На экране появляется портрет М.И. Кутузова <рисунок 11> и слова В.А. Жуковского:
рисунок 11
Посол судьбы, явился ты полкам –
И пред твоей священной сединою
Безумная гордыня пала в прах.
Звучит ария Кутузова из оперы “Война и мир” С.С. Прокофьева.
Учитель: “Примечательно, что С. С. Прокофьев начал работать над оперой “Война и мир” в 1941 г. Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы учащихся) По словам композитора, ему “как-то по особому стали близки страницы, повествовавшие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 г., стало ясным, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы”.
Тема спасителей Родины, защитников России звучит на протяжении всей оперы и примечательна только что прослушанная нами ария М. И. Кутузова, который близок нам еще и потому, что в войне 1812 года получил почетную фамилию “ Смоленский”.
- А каких поэтов, посвятивших свои стихи войне 12-го года, знаете вы?
- А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
А.С. Пушкин, будучи во время войны подростком, уже мог четко осмыслить свои и своего народа патриотические чувства, в “Воспоминаниях о Царском селе” он писал:
Восстал и стар и млад;
Летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Но еще глубже поэт осмысливает события позже:
Гроза двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
- А как считаете вы?
Все вместе явилось спасением Отечества нашего, но нельзя не отметить той роли, которую сыграло партизанское движение; особенно сильным оно было на Смоленщине.
Учащиеся выполняют задание № 3. По картинам художников, угадайте, кто из самых известных руководителей партизанских отрядов изображен. Дайте краткий комментарий его деятельности.
На экране <рисунок 12>. Картина В. Верещагина “Не замай, дай подойти!”
рисунок 12
Ответ: Семен Архипов. Возглавил партизанский отряд Краснинского уезда. Его отряд уничтожил более 1500 и взял в плен около 2000 французов. Схвачен в церкви, когда молился и расстрелян по приказанию Наполеона.
На экране появляется <рисунок 13> “Карикатура на завоевателей”.
рисунок 13
Ответ: Василиса Кожина. Организовала отряд из женщин и подростков. Возможно действовала на территории и нашего района.
На экране <рисунок 14> “Партизан Денис Давыдов”.
рисунок 14
Ответ: Денис Давыдов. Автор “Дневника партизанских действий”. Первые партизанские рейды под д. Царево-Займище, под Вязьмой. Он писал: “Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком простого народа. Но и приноравливаться к нему в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, отпустил бороду”. Пожалуй, именно в таком виде, он и изображен на картине.
А мы вспомним, что Д. Давыдов – гусар, гусарам надо посвятить “Гусарскую балладу”. Помните фильм, а песенку? У вас на столах слова песни Т. Хренникова “Давным-давно”. Ну-что, тряхнем молодостью! Давайте вместе браво промаршируем и пропоем
- Ребята! Спасибо, вы, безусловно, бравые гусары.
IV часть: У памятного знака “1812” в Ярцеве.
На экране появляется <рисунок 15> “Памятный знак “1812 год” в Ярцеве (черный камень)”.
рисунок 15
Учитель: Мы с вами размышляем о подвиге и о патриотизме русского народа в войне 1812 года. Наконец, Наполеон отступает. Уже было Тарутино, Малоярославец, А на Смоленской земле - бои у Вязьмы, Дорогобужа… И вот мы стоим у нашего памятника. Если дети могут сообщить о сражении при переправе через р. Вопь, учитель выслушивает ответы, затем дополняет их. На экране <рисунок 16> “Портреты М.И. Платова Е Богарне”. “Французская армия отступала и двигалась по направлению к Духовщине, а потом далее к Смоленску. Вице-король Италии Е. Богарне стал приближаться к реке Вопь. Тем временем казачий корпус М.И. Платова уже был готов к бою. Французы не смогли сразу перебраться на другой берег реки, т. к. мост был разрушен полностью. (На экране <рисунок 17> “Кто кого? Удаль казаков”). Началось замешательство во французских войсках. А тем временем войска Платова открыли огонь. Французы бросили обозы и артиллерию и, боясь быть окруженными, начали переправу вброд. Однако часть казаков переправилась на другую сторону реки и начала теснить неприятеля с другой стороны. Корпус Богарне был в панике и нес огромнее потери. Богарне потерял более 2000 человек убитыми и 3500 ранеными, 87 пушек. Но генерал М. И. Платов, несмотря на свою победу, преследовал остатки корпуса и взял в плен еще более 100 человек, тем самым он лишил вице-короля Италии боеспособности.
рисунок 16
рисунок 17
В честь этого знаменательного события был установлен памятный знак “1812”. Автором и главным архитектором стал Лев Владимирович Куликов. Место, куда установили памятник, называлось “Соломонова шляпа” (там обычно стояли торговцы со своими товарами). Спонсором стала фабрика “Пианино”. Два камня памятника доставлены особой техникой из Михейковского и Чижевского карьеров.
Надпись на черном камне: “28 октября (9 ноября) 1812 года при переправе через р. Вопь донской казачий корпус генерала Матвея Ивановича Платова разгромил корпус Богарне, который двигался из Дорогобужа в Духовщину. В этом бою наполеоновская армия потеряла 87 пушек, 2000 солдат убитыми, 3500 пленными” (Зачитывается выразительно одним из учащихся вслух с экрана).
На экране <рисунок 18> “Коричневый валун памятного знака “1812”. Затем появляется надпись – слова М.И. Кутузова: “Хвала русским, терпением и ранами избавившим Отечество от ига иноплеменного и у твердившим славу праотцов своих бесcмepтной славы достойными делами”(Выразительно зачитывается учащимися)…
рисунок 18
Учитель продолжает: Сражение на р. Вопь одно из завершающих сражений на Смоленской земле, последним было сражение под Красным, а потом была Березина и бегство Наполеона из России без “Великой армии”. На экране демонстрируются <рисунок 19> (В. Верещагин. Отступление, бегство), <рисунок 20> (Французский вороний суп. Гравюра И. Теребенева), <рисунок 21> (Бегство Наполеона. Гравюра И. Теребенева). Дети комментируют увиденное.
рисунок 19
рисунок 20
рисунок 21
V часть: Подведение итогов размышлений, формулировка выводов
- Что же спасло Россию?
- Любовь к Отечеству и яростное сопротивление всего народа.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас.
А.С. Пушкин
Мы исполнены сейчас самыми лучшими чувствами, но наши размышления будут не полными, если мы не заметим сегодняшнего отношения к историческим памятникам.
Что вы можете сказать именно от себя лично по этому поводу?
На экране появляется памятный знак “1812” в Ярцеве, на нем видно изображение свастики <рисунок 22>. Учащиеся выражают свое отношение к такому явлению как вандализм, желательно, чтобы их высказывания носили личностный хаpaктер и были прочувствованы, а не формальны.
рисунок 22
Затем учитель продолжает: Мы должны быть достойны “славы праотцов”, как сказал Кутузов, иначе... какими же мы войдем в историю и войдем ли? Война 1812 года напоминает нам, что надо беречь свою землю, В любой момент вставать на ее защиту, учит истинному патриотизму и долгу <рисунок 23> “1812”.
рисунок 23
Воскрешая в памяти народной исторический подвиг героев 1812 года, мы вновь испытываем гордость за землю, на которой родились и живем, за Ярцево, за Смоленщину (<рисунок 24> “Памятник с орлами”), за всю Россию (<рисунок 25> “Александровская колона”).
рисунок 24
На экране вновь появляется <рисунок 23>. Учитель просит учеников вернутся к поставленной в начале урока цели и определить, добились ли мы ее выполнения (т. е. учащиеся раскрывают смысл выражения, записанного на доске: память – это знание, осмысление, чувства).
VI часть. Рефлексия
Что нового внес урок в понимание событий 1812 г., что-нибудь изменилось в вас самих?
В конце урока учитель предлагает обязательно ознакомиться с выставкой литературы.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 17:37:51
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 3:35:47
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 20:20:23
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 21:11:45
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 20:51:28
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 13:23:28
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 7:55:46
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 7:35:47
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 9:20:53
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 3:27:54
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 3:44:44
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 8:57:54
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 16:41:43
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 7:22:15
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 9:19:35
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 3:48:38
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 7:31:44
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 23:27:49
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 17:55:47
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 5:56:58
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 23:19:16
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 16:53:14
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 20:29:21
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 4:35:47
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 19:48:31
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 9:11:27
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 22:57:41
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 4:46:48
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 14:30:14
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 8:59:37
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 2:32:43
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 9:13:56
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 0:55:25
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 3:39:42
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 8:58:50
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 22:26:39
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 18:32:20
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 14:31:15
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 15:19:22
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 14:59:41
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 14:39:44
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 21:29:16
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 9:38:48
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 9:31:31
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 18:46:26
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 5:41:42
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 18:54:46
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 5:18:40
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 21:33:31
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 18:22:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::