Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"
Урок истории в 10 классе, рассчитан на 2 учебных часа.
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и технологии развития критического мышления.
Оборудование:
- Исторические карты.
- Справочный материал.
- Презентация «Собирание земель вокруг Москвы». (Приложение 1)
- Смарт-доска.
Цели урока:
1. Специальные:
- Показать особенности процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса.
- Рассмотреть причины возвышения Москвы во всей их много-факторности.
- Проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы.
- Охаpaктеризовать деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского.
- Проследить отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой, Москвой и Тверью в XIV веке.
- Рассмотреть причины и последствия Куликовской битвы.
2. Общепредметные:
- Развивать аналитическое мышление учащихся.
- Продолжить формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.
Умения и навыки: Работать с дополнительной литературой, вычлeнять идею, определять тему, обpaбатывать информацию (анализ и синтез), работать в группах.
План урока:
1. Мотивации. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, развернутые ответы учащихся).
2. Изучение нового материала:
- Причины и особенности объединения русских земель.
- Борьба за первенство в процессе объединения земель. Возвышение Москвы.
- Политика Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. (Работа в группах, развернутые ответы учащихся на поставленные вопросы, презентация)
3. Рефлексия (решение проблемного вопроса, индивидуальные задания, эссе).
4. Домашнее задание.
I-й этап. Введение в тему. (Стадия вызова)
Учитель. Существует версия о том, что российская цивилизация развивается волнообразно, циклически. Киево-Новгордский период, в результате цивилизационного кризиса XIII века, сменяется Московским этапом - с XIV века. В подтверждение этой версии можно привести высказывание известного русского историка Н.М.Карамзина, который так хаpaктеризовал положение русских земель в конце XIII века: « Состояние
России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…»
Презентация (Слайд 1).
Вопросы:
1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель?
2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар?
3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель?
4. Вспомните, какие модели цивилизационного развития русских земель, сложились в период феодальной раздробленности?
(Слайды 2- 4).
Монголо-татарское нашествие и установление ига, усилило стремление русских княжеств к поиску собственного пути развития. Северо-Восточная Русь, в результате цивилизаци-онного выбора Александра Невского, стала ориентироваться на союз с Золотой Ордой, закрепляя восточные черты общественного развития. А, Даниил Галицкий, заручившись поддержкой римского папы, решил оказать сопротивление монголо-татарам, сделав тем самым выбор в пользу «Запада».
Перед русскими землями вновь встала задача выбора пути цивилизационного развития.
5. Как вы думаете, от чего будет зависеть выбор пути общественного развития?
От того, какие княжества возглавят процесс собирания русских земель, и будет зависеть цивилизационный путь развития России.
Проблему выбора пути исторического развития нам и предстоит изучить в течении нескольких уроков.
(Слайд 5).
6. Предположите, на какой теме мы должны остановиться на данном уроке?
Для формулировки темы урока возможно воспользоваться кластером, размещенным на доске – это: основные понятия, имена политических деятелей, их портреты и другие графические символы.
Например:
Учащиеся выдвигают гипотезы, на основании которых формулируется тема урока и фиксируется на доске. «Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы».
(Слайд 6).
Учитель выдвигает проблему изучения нового материала: объединение русских земель вокруг Москвы – закономерность или случайность?
(Слайд 7).
Задание для учащихся.Сформулируйте план изучения данной темы.
II-й этап. Изучение новой темы строится на основе групповой работы.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает: задание, дополнительный материал, материал в учебнике.
Условия работы в группах:
- Самостоятельное изучение материала – 15-20 минут.
- Итог работы группы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности. Выступление – не более 5 минут.
1-я группа. Задание. Определите причины и особенности процесса объединения русских земель.
Составьте схему: Причины объединения русских земель.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.120-121.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 168-169.
- В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 321-323, 329.
2-я группа. Задание.
- Покажите противостояние Москвы и Литвы в процессе борьбы за объединение русских земель.
- Объясните, почему победу одержала Москва?
- Укажите основные события в процессе противостояния данных княжеств.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.122-126.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 176-177.
- А.Головатенко. Русь, Запад и Восток (XIII-XVI столетия), стр. 54-59.
3-я группа. Задание.
- Покажите противостояние Москвы и Твери в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва?
- Укажите основные вехи противостояния данных княжеств.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.121-122.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 173-176. 3.В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 344-346.
4-я группа. Задание. Укажите причины возвышения Москвы в XIV веке.
Составьте схему: Причины возвышения Москвы.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.121-122, 125-126.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 173-178.
- В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 333-339.
5-я группа. Задание.
- Охаpaктеризуйте политику московских князей в конце XIII-XIV в.
- Какую роль они сыграли в процессе объединения русских земель?
- Заполните таблицу: Объединение русских земель вокруг Москвы.
Московские князья (годы правления) | Основные события | Территории, вошедшие в состав Московского княжества |
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.120-122.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…,стр. 172-175. 3.В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 340-342, 343-345.
6-я группа. Задание.
- Охаpaктеризуйте политику Дмитрия Донского.
- Расскажите о Куликовской битве. Укажите значение этого сражения.
Литература:
- О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл. стр.124-126.
- А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…, стр. 176-180.
- В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая, стр. 365-366.
- А.Головатенко. Русь, Запад и Восток (XIII-XVI столетия), стр. 54-59.
Устные ответы учащихся сопровождаются показом презентации.
(1 группа – слайды 8- 10; 2 группа – слайд 11; 3 группа – слайд 12; 4 группа – слайды 13 -14; 5 группа – слайды 15- 26; 6 группа – слайд 27.)
Учитель подводя промежуточный итог, указывает, что XIV века стали весьма значимыми в истории Руси. Не только начался процесс централизации государства, но и страна смогла дать первый серьезный отпор монголо-татарам.
III-й этап. Рефлексия.
1. Индивидуальные задания учениками выполняются на доске.
Задание № 1. В текст вставить пропущенные имена московских князей.
«Первые московские князья выступают смелыми хищниками…Первый… князь Александрова племени ________________, по рассказу летописца, точно так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его « некой хитростью», т.е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну… Сын этого князя _______________ в 1303г., напав на другого соседа, князя Можайского, также взял его в плен и захватил Можайский удел в самых верховьях р. Москвы…
Но враги старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы… Имея свободные деньги…, __________________ купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич, Углич…Преемники его продолжали это мозаичное собирание земель…Земельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью Орды или без нее. _______________
Захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из вотчин…»
В.О.Ключевский.
(Слайд 28).
Задание № 2.Соотнести события и даты:
- 1327 г.–Куликовская битва
- 1380 г.–восстание в Твери
- 1375г. -поход на Тверь
- 1328 г.- ярлык на великое княжение получил Иван Калита.
- 1332 г.
2. Обсуждение проблемных заданий со всем классом.
- Был ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы неизбежным?
- Какие причины предопределили лидирующее положение Москвы в собирании земель?
- Какой вариант цивилизационного развития русских земель утвердился в XIV веке?
- Как повлияло на дальнейшее развитие России ориентация ее на Восток?
(Слайд 29).
IV-й этап. Домашнее задание.
- Параграфы № 21, 22.
- Выделить основные этапы политической централизации Руси.
- Написать эссе на одну из предложенных тем (тему выбирают ученики самостоятельно).
Темы:
- «Кто знал, что Москве царством бытии, Кто ведал, что Москве государством слыти?», «Повесть о зачале Москвы».
- «Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле…» В.О.Ключевский.
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
28 03 2024 8:14:54
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
27 03 2024 9:14:12
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
26 03 2024 23:22:44
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
25 03 2024 15:59:10
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
24 03 2024 17:41:23
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
23 03 2024 15:22:52
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
22 03 2024 21:33:58
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
21 03 2024 19:12:40
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
20 03 2024 22:53:36
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
19 03 2024 3:23:35
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
18 03 2024 3:44:16
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
17 03 2024 7:20:24
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
16 03 2024 22:40:47
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
15 03 2024 4:38:16
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
14 03 2024 15:34:50
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
13 03 2024 14:39:42
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...
12 03 2024 16:58:51
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
11 03 2024 22:58:50
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...
10 03 2024 17:31:56
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
09 03 2024 18:14:38
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса. ...
08 03 2024 16:38:27
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
07 03 2024 8:30:56
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
06 03 2024 2:50:59
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
05 03 2024 22:40:53
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
04 03 2024 9:40:29
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
03 03 2024 7:18:38
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
02 03 2024 11:53:17
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
01 03 2024 18:36:37
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
29 02 2024 18:53:27
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
28 02 2024 11:27:31
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
27 02 2024 4:32:42
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
26 02 2024 1:37:35
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
25 02 2024 21:28:15
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
24 02 2024 15:23:14
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами. ...
23 02 2024 22:12:17
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
22 02 2024 0:49:20
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
21 02 2024 6:29:55
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
20 02 2024 4:58:56
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
19 02 2024 14:36:19
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
18 02 2024 0:45:55
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
17 02 2024 11:39:42
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
16 02 2024 1:56:31
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
15 02 2024 20:28:39
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
14 02 2024 21:29:45
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
13 02 2024 10:38:51
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
12 02 2024 4:19:29
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
11 02 2024 20:45:34
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
10 02 2024 5:31:47
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
09 02 2024 12:39:45
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
08 02 2024 13:13:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::