Открытый урок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"
Цели:
- Разъяснить учащимся сущность права как меру свободы и справедливости; познакомить их с основными нормативными документами, где эта идея находит отражение.
- Развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с документами.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
- Тексты документов: Конституция Р.Ф., Всеобщая декларация прав человека. Компьютерная презентация к уроку. (Приложение)
- Опopный лист для учащихся. (Приложение)
Основные понятия: Право, права человека.
Термин: Декларация.
Ход урока
Учитель – И вновь мы с вами на уроке обществознания.
Фронтальная опрос:
1. Какова область познания этого предмета?
(Познать себя через общество. Человек биосоциальное существо, он не может жить один, он живет обществе)
2. Почему вам необходимы такие знания?
(Найти свое место в обществе, т.е. осознать собственную необходимость)
3. Чтобы реализовать свои способности, помимо знаний, что еще человеку необходимо?
(Свобода)
4. Что такое свобода?
(Это когда у человека есть выбор для реализации своих природных способностей)
5. Кто человеку предоставляет такую свободу?
(Никто. Она принадлежит человеку от рождения)
6. Может ли свобода быть абсолютной?
(Нет. Абсолютная свобода может обернуться страшной бедой для человека и общества произволом, анархией, беспределом и даже самоистрeблением)
7. Как определить границы свободы?
(Определить эти границы могут только два великих регулятора человеческого поведения: мораль и право)
8. Какую роль играет право в деятельности государства, в жизни общества и человека?
(Для государства – помогает управлять. Для общества – ориентирует его на правду и справедливость. Для человека – оно говорит о его правах)
9. Как право помогает управлять?
(Принятые государством нормы права закрепляются в нормативных актах)
10. Какой закон имеет высшую юридическую силу в любом государстве?
Что это значит?
(Конституция. Все иные законы и правовые акты, принимаемые в государстве должны не противоречить Конституции)
11. А может ли житель Англии, Франции, Китая оспаривать свои права в нашем государстве?
(Нет. Они не являются гражданами России)
12. А кто такой гражданин? Что значит быть “настоящим сыном отечества, его гражданином?
Учитель – Такой общественный портрет нам предоставит группа учащихся, победителей в конкурсе защиты проектов “Гражданин – человек свободный и ответственный” (смотреть Приложение №1)
Учитель – Поскольку люди в наше время все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земли - нашего общего дома то и возникли правовые документы, адресованные всему человечеству. Это следующий шаг в истории прав человека.
Первая группа таких документов получила название Международной хартии прав человека. [Слайд №1: документы, получившие название Международной хартии прав человека]
Вторая группа документов называется Международное гуманитарное право. [Слайд №1: документы Международного гуманитарного права].
Учитель – При названии документов я повторяю слово международный. Что это значит?
(Это значит, что все эти документы приняты не для одной страны, а для всего человечества планеты Земля)
Учитель – А население планеты Земли составляет более 6 миллиардов людей.
Учитель – Обратите внимание на первую группу документов. Какой из данных документов на ваш взгляд является наиболее важным, основополагающим? Если вы затрудняетесь, то обратите внимание на вторую статью Конституции Р.Ф.
(Основополагающим документом является “Всеобщая декларация прав человека”. Права человека – это естественные права. Они даны ему от рождения. Очень важно, чтобы государство защищало их)
Сегодня на уроке мы и определим особую значимость этого документа. Докажем его социальную и личную ценность для всего человечества.
[Слайд №2. Тема и цели урока]
В ходе нашего урока вы должны определить значение “Всеобщей декларации прав человека” и записать в своих опopных листах.
Изучение нового материала.
План.
1. Личная и социальная значимость “Всеобщей Декларации прав человека”.
2. “Всеобщая Декларация прав человека” и национальные конституции.
3. Принятие Декларации – качественное возрождение естественного права.
4. Наличие юридической силы у “Всеобщей декларации прав человека”.
1. Учитель - Мы уже обратили внимание на то, что “Всеобщая декларация прав человека” была адресована всему человечеству. И была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Какие события оказали большое влияние на принятие этого документа?
(Большое влияние на принятие этого документа оказала вторая мировая война).
И мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек …
Учитель – Зачитайте третью статью Декларации.
(Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность).
Учитель – Сколько статей содержит этот документ? (Этот документ содержит 30 статей).
Учитель – В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека. И лишь в одной – 29-й – обязанностям. О чем это говорит?
(Этот документ определил целостную систему прав человека и гражданина)
Учитель – Первоначальное представление о содержании этого документа вы уже имеете, т.к. выполняли опережающее домашнее задание. Вы должны были заполнить таблицу, распределив статьи по видам прав человека: личные, гражданские, политические, социально-экономические, культурные. Давайте сейчас проверим. Назовите права человека и статьи, в которых они раскрываются. (Выступления учащихся)
[Слайд №3: правильные ответы].
Учитель – Какой принцип заложен в основу этой классификации?
(В основу этой классификации заложены все виды человеческой деятельности)
Учитель – Давайте сделаем вывод!
(Документ утверждает и защищает права человека во всех его видах деятельности)
Учитель – Это социальная значимость этого документа.
[Слайд №4: социальная значимость “Всеобщей декларации прав человека”].
2. Учитель – Сравните статью 3 Декларации и статью 20 Конституции Р.Ф.. О чем эти статьи? (Эти статьи о праве на жизнь).
Учитель – Таким образом, в Декларации и Конституции Р.Ф. часть статей совпадают. А теперь самостоятельно найдите такие совпадения. О чем это говорит?
(Это говорит о том, что наша Конституция составлена на основе Декларации)
Учитель – И не только наша Конституция. Многие национальные Конституции составлены на ее основе. [Слайд №5].
Учитель – И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в городе Женева, ссылаясь на Декларацию. Показываем [Слайд №5].
Учитель – Давайте сделаем вывод о значении данного документа.
3. Учитель – Обратите внимание еще раз на статью 1 Декларации. В ней идет речь о естественных правах человека. Самостоятельно приведите еще примеры естественных прав человека из Декларации и сделайте вывод.
(Статьи 2, 4, 5, 9, 12, 17. Декларация определила целостную систему естественных прав человека.)
[Слайд №6]
4. Учитель – Что обозначает термин “декларации”? (“декларация” - это заявление, провозглашение)
Учитель – Это значит, что этот документ не имеет юридической силы и каждая страна выбирает – принять его или нет. Наша страна, внесшая большой вклад в победу над фашистской Германией в Великой отечественной войне, подписала этот документ только в 1989 году, спустя 40 лет. Это означает, что большинству советских людей не был известен даже текст Декларации, ибо до 1989 года он в массовой печати не публиковался. Сегодня юристы утверждают, что факт сокрытия правительством СССР этого документа – одна из трагедий нашего народа.
Почему такое могло случиться? Что говорит этот факт о правовом положении человека в СССР?
(Этот факт говорит о неправовом хаpaктере советской государственности и нарушении прав человека в СССР)
Учитель – О чем говорит факт, что наша страна все-таки его подписало?
(Что наше государство в политической сфере общества взяло курс на построение правового государства, признание естественных прав человека)
Учитель – Но не думайте, что никто не знал об этом. Были люди, которые знали и боролись за права и свободы человека. А вы знаете таких людей?
(Это А.Д. Сахаров)
5. Этап закрепления.
[Слайд №7]
Задание: Определите, что является лишним из перечисленных признаков хаpaктеристики “Всеобщей декларации прав человека”:
- Это уникальный, не имеющий аналогов в истории человечества международный документ.
- Был принят 10 декабря 1948 года.
- Определила единую целостною систему естественных прав человека.
- Этот документ имеет юридическую силу.
- Ее основные идеи вошли в национальные Конституции.
- Документ утверждает и защищает права человека во всех его видах деятельности.
(Правильный ответ – 4)
6. Основные выводы по уроку (отвечают учащиеся). [Слайд №8: Значение “Всеобщей декларации прав человека”]
7. Домашнее задание: § 36, “Всеобщая декларация прав человека”.
Распределите статьи “Всеобщей декларации прав человека”, учитывая меры свободы человека.
Мера свободы человека Статьи 1. Свобода от вмешательства других в частную жизнь 2. Свобода для активных действий 3. Свобода от унизительной жизни
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
08 12 2023 8:17:24
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
07 12 2023 23:29:31
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
06 12 2023 8:25:22
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
05 12 2023 19:10:43
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
04 12 2023 1:41:50
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
03 12 2023 8:22:27
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
02 12 2023 22:14:33
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
01 12 2023 17:38:37
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
30 11 2023 3:51:14
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
29 11 2023 19:50:55
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
28 11 2023 4:35:26
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
27 11 2023 14:21:12
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
26 11 2023 13:19:39
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
25 11 2023 21:26:56
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
24 11 2023 14:49:16
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
23 11 2023 19:46:53
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
22 11 2023 18:50:59
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
21 11 2023 5:32:21
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
20 11 2023 17:35:16
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
19 11 2023 16:50:24
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
18 11 2023 14:23:43

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
17 11 2023 21:13:44
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
16 11 2023 18:48:38
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
15 11 2023 15:40:28
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
14 11 2023 11:40:23
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
13 11 2023 11:58:25
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
12 11 2023 4:44:39

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
11 11 2023 22:26:28
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
10 11 2023 13:26:39
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
09 11 2023 21:15:20
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
08 11 2023 12:32:56
Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....
07 11 2023 0:56:58
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
06 11 2023 8:44:32
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
05 11 2023 23:33:48
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
04 11 2023 12:35:27
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
03 11 2023 13:17:49
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
02 11 2023 6:26:55
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
01 11 2023 18:59:28
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
31 10 2023 4:25:37
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
30 10 2023 11:47:49
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
29 10 2023 8:22:35
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
28 10 2023 4:13:12
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
27 10 2023 7:46:12
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
26 10 2023 8:20:28
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
25 10 2023 5:11:50
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
24 10 2023 13:31:12
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов.
...
23 10 2023 11:29:49
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
22 10 2023 10:30:25
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
21 10 2023 13:42:36
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
20 10 2023 19:34:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::