Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.
Проектирование – это особый, творческий вид деятельности, обладающий объективной и субъективной новизной, который нравится школьникам, видимо, потому что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой, стать активными участниками процесса обучения. Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами в педагогической пpaктике используется как педагогический, так и ученический проект. Проектная деятельность способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации учащихся, формированию их проектной культуры.
Современное образование немыслимо уже без широкого применения информационных технологий. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса, повышая информативность, интенсивность и результативность образования. Они усиливают мотивацию учения, позволяют по-новому вести занятия, управлять учебным процессом.
Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала.
Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:
- Помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
- Представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
- Содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
- Моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.
Специфика информационных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности, изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации. Кроме того, информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции инновационных технологий и методов, реализовать их потенциальные возможности.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью новых информационных технологий. Проектная деятельность с использованием информационных технологий представляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень.
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное – развивать умения активной познавательной деятельности. В процессе этой деятельности учащиеся преодолевают барьер незнания, неумения. Тем самым выстраивается «успешность» образовательного процесса с переходом на динамику дальнейшего саморазвития. Положительные результаты не заставят себя долго ждать. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнеров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Примером организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий может служить интегрированный урок в 9 классе.
Циклограмма организации проектной деятельности в 9 классе
Тема проекта: «Серебряный век» русской культуры.
Учебный предмет: история, литература.
Участники: учащиеся 9 класса.
Продолжительность: 3 урока.
Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутришкольный, краткосрочный, коллективный.
Цель проекта: создание серии буклетов, представляющих основные направления в литературе и искусстве России начала 20 века.
Задачи проекта:
- формирование представлений об основных тенденциях в развитии русской культуры начала 20 века;
- формирование ключевых компетенций (поисковых, коммуникативных, рефлексорных, менеджерских), компьютерной и информационной культуры.
Роли: поисковики информации, компьютерщики, защитники продукта.
Ход проекта
Сроки | Этап работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 урок. | Подготовка и планирование. | Формулировка совместно с руководителем проекта
темы, постановка проблемы, выдвижение гипотез – путей решения
проблемы, определение состава групп, распределение ролей:
|
Обсуждают предмет с учителем и получают при
необходимости дополнительную информацию. В рамках общей темы каждая
группа определяется с темой своего буклета. Устанавливают план действий. Формулируют задачи. Составляют индивидуальные планы работы. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, формулировке темы буклета. |
Между 1 и 2 уроком. | Поисковый. | Сбор информации. | Собирают информацию, используя различные источники (учебную и художественную литературу, материалы Internet и другие медиапродукты). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Проводит индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ. |
2 урок. | Обобщающий. | Обсуждение и анализ собранной информации, решение промежуточных задач. Формулирование выводов, выбор формы презентации продукта. | Анализирую информацию, структурируют ее, решая промежуточные задачи. Проводят промежуточные отчеты. | Наблюдает, советует. |
Между 2 и 3 уроком. | Оформление результатов (продукта), подготовка к публичной защите. | Оформляют результат работы, возможна репетиция публичной защиты. | Определят время для презентации. | |
3 урок. | Представление или отчет результата работы. | Публичная защита проекта. | Представляют свои проекты на обобщающем уроке, обсуждают. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
После 3 урока. | Оценка результатов и процесса. | Подведение итогов, анализ выполненной работы. | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения, проводят самоанализ и самооценку. | Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. |
Особенно актуальна и эффективна организация уроков истории с использованием ИКТ в классах третьего концентра. Примером организации урока с применением учительского проекта (Web – сайта) может служить урок в 11 классе по курсу «История Отечества».
Проект урока с использованием Web – сайта в 11 классе по курсу «История Отечества»
Тема: Тыл в годы Великой Отечественной войны.
Место темы в системе уроков: 3 урок в теме «СССР в годы Великой Отечественной войны».
Тип: Урок изучения нового материала.
Форма: лабораторное занятие по учебнику и материалам Web – сайта размещенного на сетевом окружении школа.
Методы: программированный, эвристический.
Цели:
- формирование яркого, целостного представления о фактах, событиях в развитии экономики, политики, культуры в годы войны и их интерпретация авторами учебника, формирование аргументации личностного оценочного суждения;
- отработка и совершенствование основных умений и навыков, формирование компьютерной и информационной компетенции;
- осознание ценности полученных знаний для усвоения последующих тем, умений и навыков для дальнейшей социализации, формирование нравственных качеств, чувства гордости за российский народ.
Ход урока
Этап | Организация деятельности | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационно - ориентировочный. | 1) Создание позитивного настроя на деятельность,
вхождение в контакт. 2) Актуализация: тема, форма, цели данного урока, требования к оформлению результатов работы; |
Настраиваются на восприятие нового материала, распределяются по группам, фиксируют тему урока. | Проводит психологическую подготовку обучаемых, создает эмоциональный настрой. Мотивирует учащихся, определяет степень их готовности к восприятию нового материала. Выдает группам инструктивные карточки с заданиями и оценочные листы, проводит инструктаж. |
Самостоятельное изучение нового материала. | 1) Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового
материала. 2) Усвоение материала на уроке, применение его в измененной ситуации. |
Каждый участник группы выполняет свое задание из
инструктивной карты, используя текст учебника, таблицы, материалы Web –
сайта «Великая война 1941 – 1945», размещенного на сетевом окружении
школы. По окончании работы оформляют ответы всех члeнов группы в виде сообщения, капитан готовится к публичному выступлению. |
Направляет, контролирует работу учащихся. |
Коллективное обсуждение результатов. | Установление обратной связи с целью своевременного устранения ошибок. | Комaндир группы выступает с сообщением, сопровождая его материалами сайта. Остальные учащиеся внимательно слушают. | При необходимости задает уточняющие вопросы, корректирует. |
Подведение итогов. | 1) Выявление качества и уровня овладения знаниями и
способами действий, обеспечение их коррекции.
2) Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. |
1) Под руководством учителя делают основные вывода по
изучаемой теме, записывают их в тетрадь. 2) Заполняя оценочный лист, проводят само - и групповую оценку. |
Помогает сформулировать выводы, корректирует, выставляет оценки, комментирует их. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание. | Дает дифференцированное домашнее задание. |
Пример инструктивной карточки для групповой работы на уроке:
1. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод об уровне военного производства СССР и Германии в годы Великой Отечественной войны.
Производство военной продукции в СССР и Германии (1941 – 1945) (тыс. шт.)
Виды продукции |
СССР |
Германия |
Танки и САУ |
102,8 |
46,3 |
Боевые самолеты |
112,1 |
89,5 |
Орудия |
482,2 |
319,9 |
Миномёты |
351,8 |
78,8 |
Пулемёты |
1515,9 |
1117,5 |
Пистолеты - пулемёты |
6173,9 |
1256,8 |
2. Изучите материал учебника на странице 249 и определите причины превосходства советской военной экономики над германской.
3. Изучите материалы сайта «Лихолетье на Нижегородской земле» (Приложение 1), и ответьте на вопрос: Какую военную продукцию давала фронту Горьковская область? Оцените вклад области в военное производство.
Пример оценочной карты:
Ф.И.О. |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
1 | |||
2 | |||
3 |
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...
28 03 2024 17:53:29
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
27 03 2024 23:21:51
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
26 03 2024 20:23:17
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
25 03 2024 8:34:30
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
24 03 2024 2:21:54
В статье приводится пример урока-диспута. ...
23 03 2024 22:45:33
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...
22 03 2024 23:48:44
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
21 03 2024 15:55:10
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
20 03 2024 0:49:39
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...
19 03 2024 20:23:34
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа. ...
18 03 2024 11:37:38
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
17 03 2024 15:59:54
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
16 03 2024 5:49:58
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
15 03 2024 7:14:57
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
14 03 2024 7:51:34
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
13 03 2024 20:29:26
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
12 03 2024 11:58:41
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
11 03 2024 12:13:34
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...
10 03 2024 3:10:31
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...
09 03 2024 11:21:54
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
08 03 2024 21:23:56
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
07 03 2024 13:37:36
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
06 03 2024 12:30:28
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
05 03 2024 21:39:50
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
04 03 2024 5:14:43
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
03 03 2024 1:49:14
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
02 03 2024 8:28:52
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
01 03 2024 19:14:52
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
29 02 2024 9:40:14
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
28 02 2024 15:18:49
Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
27 02 2024 2:43:55
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
26 02 2024 18:37:47
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
25 02 2024 21:43:15
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
24 02 2024 4:37:30
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
23 02 2024 1:28:57
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
22 02 2024 8:27:48
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
21 02 2024 19:50:53
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
20 02 2024 17:22:55
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
19 02 2024 17:34:29
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
18 02 2024 11:16:45
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
17 02 2024 11:20:14
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
16 02 2024 18:22:15
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
15 02 2024 17:35:12
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
14 02 2024 12:14:59
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
13 02 2024 13:20:12
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
12 02 2024 7:50:44
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
11 02 2024 11:12:50
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века". ...
10 02 2024 13:36:29
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 02 2024 14:30:47
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
08 02 2024 17:47:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::