Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Отечественная война 1812 года на земле Подмосковья"
Эпиграф:
О, громких век военных споров,
Свидетель славы россиян!А. С. Пушкин.
Слайд 1: Тема урока, эпиграф.
Российское государство богатством и размерами своих территорий не раз привлекало иноземных завоевателей, которые пытались покорить страну и ее народ.
Так было в начале 13 века, когда на русские княжества обрушилась мощь монгольского войска, так было в начале 17 века, когда, пользуясь смутой в русском государстве, его слабостью решили воспользоваться польские и литовские дворяне. Так было и начале 19 века, когда «Великая армия» императора Франции Наполеона Бонапарта пересекла границу Российской империи, и для России началась Отечественная война 1812 года.
Муза 1812 года (дeвyшка в греческом хитоне и красном плаще, на голове – лавровый венок):
Великий вождь Наполеон
К нам двадцать вел своих народов.
В минувшем нет таких походов:
Восстал от моря к морю стон
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать…
Отечественная война 1812 года стала одним из величайших событий в истории России. Ее страницы получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и живописи, Подвиг народа вдохновил творцов, многие из которых, стали не только свидетелями, но и участниками событий. Поэтому у нас на уроке присутствует необычная гостья – Это Муза 1812 года.
Муза:
Подобно бурному потоку,
Страну он нашу наводнил,
Подобно тигру он жестоку,
Невинну кровь россиян пил.
Здесь слезы льет дeвица красна,
Своей невинности лишась,
Там рвется, стонет мать злосчастна,
Навеки с сыном разлучась.
А там – а там Москва пылает,
Вожженая рукой врага!
Решающие события войны произошли на территории Подмосковья. Всего в 12км к западу от Можайска лежит Бородинское поле, на котором 26 августа (по старому стилю) и 7 сентября (по новому) 1812 года произошла великая битва. Бородинское сражение, длившееся 12 часов, имело решающее значение для исхода всей войны. После него Наполеон уже не мог оправиться, и даже занятие французами Москвы не принесло им победы.
Оставление Москвы нелегко далось Главнокомaндующему Русской армией Михаилу Илларионовичу Кутузову. Многие не поняли замысла полководца и гневно осудили его. Не были понятны им и его дальнейшие действия. «Почему Кутузов приказал отступать по Рязанской дороге? Ведь таким образом он оставлял открытыми важнейшие направления: на Петербург, Брянск, Калугу и Тулу?» - недоумевали они.
В действительности Кутузов и не собирался идти на Рязань. Он задумал обманный маневр, который позже историки назовут Тарутинским маневром.
Давайте обратимся к карте…
Слайд №2 – Карта «Тарутинский маневр русской армии».
Итак, русская армия движется от Москвы по Рязанской дороге. В Рязань перевозятся запасы продовольствия и вооружения из Коломны. Все свидетельствует о том, что туда же движется Кутузов. Его преследует французский маршал Мюрат, которому Наполеон поручил не спускать глаз с русской армии, но этому мешают арьергардные подразделения, которые прикрывают отступление и останавливают французов. Это в деревнях Вязовка, Панки. 4 сентября армия Кутузова находилась у Боровского перевоза на правом берегу реки Москвы. Но оттуда она неожиданно была направлена к Подольску, т.е. на запад, имея справа от себя реку Пахру. Маневр этот был для всех совершенно неожиданным. Отступать на запад – туда, откуда шли наполеоновские войска?!
Оставленный на Рязанской дороге казачий арьергард под комaндованием полковника Ефремова, создавал видимость, что защищает отход своих главных сил, продолжая вести бой с Мюратом. Вскоре последний доложил Наполеону, что русский арьергард отброшен. Но французский маршал был введен в заблуждение. Казачьи полки, оказывая сопротивление, отходили все дальше к Рязани, увлекая за собой французов, а затем рассыпались по лесам. Только тогда неприятель обнаружил, что русский арьергард никого не прикрывал, что дорога на Рязань пуста, а 70- ти тысячная армия русских исчезла.
Тем временем русская армия с 6 по 8 сентября занимала позиции у Подольска, затем Кутузов отводит армию к Красной Пахре, глее она прибывала до 15 сентября. Позиция армии была выгодной, но приближенной к Москве, поэтому Наполеон мог быстро перейти к активным действиям. Поэтому, когда 14 сентября Мюрат обнаружил расположение русских, Кутузов ведет армию к селу Тарутино. Заняв позицию вблизи Тарутино, русская армия преграждала путь французам к богатым и неразоренным южным областям России.
Русская армия находилась в Тарутинском Лагере с 21 сентября по 6 октября 1812 года. Попытка Мюрата возобновить преследование не удалась. Вблизи Тарутина он был атакован Кутузовым, потерял 5тыс. воинов и вынужден был отступить.
А за время пребывания русской армии в Тарутинском лагере были созданы все необходимые условия для перехода в контрнаступление. Удалось коренным образом изменить соотношение сил в пользу русской армии. М.И.Кутузов говорил: «Каждый дань, проведенный нами в этой позиции, был золотым днем для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались».
Итак, описываемые события, разворачиваются не только на земле Подмосковья, но и на нашей земле. Свой маневр Кутузов совершил вблизи Боровского перевоза, который располагался на Москве-реке, на территории Броницкого уезда, а ныне это место находится недалеко от деревни Чулково, на территории Раменского района.
Слайд 3 -«Портрет М.И.Кутузова».
Муза:
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом
И сколь врагу ужасен!
Все эти события происходили на первом этапе Отечественной войны 1812 года. На этом этапе французская армия наступала и продвигалась вглубь страны, двигаясь к Москве, а русская армия, оказывая ей ожесточенное сопротивление, была вынуждена отступать.
Вопрос классу: Как вы думаете, почему эта война в истории России была названа Отечественной? (Решалась судьба России, судьба государства и народа, живущего в нем, т.е. – судьба Отечества).
Война вызвала подъем патриотических чувств. Эту войну справедливо можно назвать всенародной.
Муза:
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар, и млад;
Летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
Национальный или всенародный хаpaктер войны проявился в том, что в борьбе с французами принимала участие не только русская армия, но и мирное население, вступившее в ополчение. Набор в ополчение был объявлен императором Александром I 18 июля в 16 центральных губерниях и на Украине.
Вопрос классу: Что такое ополчение?
Слайд № 4 –«Словарь понятий - Ополчение».
Вопрос классу: Припомните, когда еще участие ополчения в военных действиях, оказалось столь же необходимым?
Слайд № 5 – «Проводы ополченца».
Крестьяне охотно шли в ратники, тем более, что ходили слухи, будто бы после войны ополченцев освободят от крепостной зависимости. Всего за войну из ратников ополчения было образовано 82 пехотных и 25 конных полков и 30 дружин, насчитывавших свыше 320 тысяч человек.
Слайд № 6 – «Ополченцы».
Вот так выглядели ополченцы в 1812 году. Их головной убор украшал знак в виде креста с надписью «За веру и царя».
Слайд № 7 – «Кокарда ополченца».
Вопрос классу: Как вы думаете, какой смысл вкладывался в эту фразу?
Среди ополченческих формирований было и Московское.
Работа с текстом учебника (стр. 91,1 абзац сверху).
Вопросы к тексту:
- Насколько велико было Московское Ополчение?
- Насколько активно оно участвовало в событиях войны?
- Какую помощь оказывали ополченцы регулярной армии?
- Каковы потери среди московских ополченцев?
Потери значительны, как и вклад ополченцев в победу в этой войне. Неудивительно, что многие за мужество и готовность к самопожертвованию были награждены медалью «в память Отечественной войны 1812 года».
Слайд № 8 – «Медаль в память Отечественной войны 1812 года».
В тарутинский период народная война приобрела особенно широкий размах, благодаря тому, что в ней приняли участие партизаны.
Слайд № 9 – «Словарь понятий – Партизанское движение».
Партизанское движение называли «малой войной». Идея ее принадлежала Денису Васильевичу Давыдову, который еще перед Бородинским сражением добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников.
Слайд № 10 – «Портрет Д.В.Давыдова».
Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны».
Муза:
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом –
И след простыл!
Его постель – земля, а лес дремучий – дом!
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..
По приказу Кутузова было создано и направлено в тыл врага более 10 армейских партизанских отрядов. На подмосковной земле сражались отряды под комaндованием Дорохова, Сеславина, Фонвизина, Ефремова и других офицеров.
Но кроме армейских отрядов в тылу действовали крестьянские партизанские отряды.
Слайд № 11 – В.Верещагин «Не замай! Дай подойти!»
Обида за терзаемую родину, жажда мести за сожженные деревни, за разграбленную Москву, желание наказать не прошеных завоевателей заставили крестьян взяться за оружие, а то и просто за вилы, топоры, косы и направить их против врага.
Слайд № 12 – И.М.Прянишников «Партизаны сопровождают пленных французов».
Пользуясь картами, предложенными в учебнике, мы сможем определить районы действия армейских и крестьянских партизанских отрядов на территории Подмосковья.
Слайд № 13 – Карта «Действия партизанских отрядов в Подмосковье».
Одновременно выполняется задание в рабочей тетради (стр. 32,задание №3 (часть2, под буквами Б, В)).
На земле Подмосковья действовал самый крупный крестьянский партизанский отряд. Его создал крепостной крестьянин села Павлово Богородского уезда Герасим Курин. Под его началом воевали 5 тысяч пеших и 500 конных воинов.
Слайд № 14 – «Портрет Герасима Курина».
За свое участие в войне и вклад в победу над французами Герасим Курин был награжден солдатским орденом Святого Ге opгия и медалью «В память Отечественной войны 1812 года». А на родине героя, в городе Павлов Посад ему установлен памятник.
Слайд № 15 – Памятник Г. Курину».
Муза:
Хвала, отечества спаситель!
Хвала, хвала, отчизны сын!
Злодейских замыслов рушитель
России верный гражданин…
Методы борьбы партизан были разнообразны:
Слайд №16 – «Методы борьбы партизан».
Но все они были подчинены главной цели – сделать пребывание неприятеля на российской земле невыносимым и ускорить его разгром и изгнание.
Наполеон не был готов к такой войне, он называл ее «войной не по правилам» и упрекал в этом Кутузова. Все попытки французских войск расширить занятую территорию потерпели крах. Ежедневно они теряли десятки подвод с боеприпасами и продовольствием и до 500 солдат и офицеров. Общие потери наполеоновской армии от действий партизан и ополченцев составили более 30 тысяч человек.
Наполеон не нашел в России социальной опоры. Народная война спутала все его планы и явилась одной из главных причин его бегства из Москвы и последовавшего за ним поражения в Отечественной Войне 1812 года.
И подводя итог сегодняшнему уроку, давайте выполним еще одно задание:
Слайд № 17 «Определите причины всенародного хаpaктера борьбы…».
Вы молодцы! Задание выполнено, верно! И последнюю точку в нашем разговоре поставит
Муза 1812 года:
Дерзайте россы! Гнет печали
С унылых свергните сердец:
Враги пред нами в бегстве пали,
Победы нам, отдав венец!
В качестве домашнего задания ученикам предлагается найти ответы на 3 вопроса:
- Какую роль в освобождении города Вереи сыграл отряд под комaндованием Дорохова? (Слайд № 18).
- Какое личное задание получил от М.И.Кутузова отряд под комaндованием Сеславина? (Слайд №19.)
- Какие чудеса храбрости проявлял партизанский комaндир Фигнер? (Слайд №20).
Приложение (Презентация).
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
28 01 2023 13:32:30
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
27 01 2023 21:59:55

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
26 01 2023 15:44:34
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
25 01 2023 21:39:18
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
24 01 2023 8:25:12
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
23 01 2023 10:58:31
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br>
Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p>
...
22 01 2023 1:13:14
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
21 01 2023 14:26:24
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
20 01 2023 20:25:26
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
19 01 2023 3:10:50
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
18 01 2023 20:57:25
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
17 01 2023 7:13:14
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
16 01 2023 3:36:59
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
15 01 2023 23:17:23
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
14 01 2023 14:33:25
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
13 01 2023 5:23:50
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
12 01 2023 10:48:45
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
11 01 2023 12:27:55
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
10 01 2023 4:53:51
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века.
...
09 01 2023 14:37:27

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
08 01 2023 14:16:16
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
07 01 2023 9:11:18
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
06 01 2023 3:17:22
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
05 01 2023 19:19:43
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
04 01 2023 13:35:56
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
03 01 2023 9:12:58
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
02 01 2023 21:52:10
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
01 01 2023 6:35:11
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
31 12 2022 15:14:54
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
30 12 2022 12:19:42

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
29 12 2022 4:12:27

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
28 12 2022 8:40:23
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
27 12 2022 11:27:26
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
26 12 2022 23:23:39
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
25 12 2022 13:13:35
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
24 12 2022 15:31:22
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
23 12 2022 9:33:32
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам.
...
22 12 2022 0:47:19
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
21 12 2022 12:36:42
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
20 12 2022 9:35:13
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
19 12 2022 9:53:28
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни.
...
18 12 2022 14:24:17
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи.
...
17 12 2022 22:38:50
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
16 12 2022 23:57:13
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
15 12 2022 11:54:27
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
14 12 2022 21:41:51
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
13 12 2022 16:15:31
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
12 12 2022 1:19:51
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
11 12 2022 22:31:43
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
10 12 2022 13:22:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::