"Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса
Цель факультативного курса: на основе научного анализа и исследование религиозных памятников, истории религии формировать мышление учащихся, способствовать понять сущность религиозного мировоззрения, его роль в познании исторического процесса.
Задача курса:
- удовлетворить познавательные потребности учащихся;
- формирование научного мировоззрения на основе религиозных верований путём их критического восприятия;
- обеспечить учащихся информацией об основных этапах в Православной истории России;
- развивать умения анализировать, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников;
- способность оценивать факты, явления, события, высказывать обоснованные
суждения о действиях людей; - овладение учащимися методами познания истории религии поисково-исследовательскими методами обработки учебного материала при изучении источников и выражение его через речь, память, воображение;
- научиться понимать факты, события, явления, поведение, мышление людей в древности, средневековье, новое время, связанные с религиозными верованиями;
- помочь учащимся осознавать и обосновывать свои потребности и интересы при изучении памятников православной культуры;
- выpaбатывать личностное отношение к изучаемому курсу;
- создавать условия для развития у них художественного вкуса, воспитанию уважительного отношения к памятникам культуры;
- способствовать воспитанию высоконравственной личности, благородного человека.
В программе представлен оптимальный материал, который могут усвоить ученики на факультативных занятиях в пределах выделенного времени. Отсутствие специальных школьных пособий по данному предмету определяет специфику формы обучения лекционно-семинарская. На протяжении всего курса важно развивать у учащихся стремление добывать знания к самостоятельному осмыслению роли православия в нашем обществе, к накоплению этических переживаний, к развитию духовных начал личности. Для того, чтобы пробудить это стремление, следует научить их работать с литературой по предмету, диапозитивами, видеозаписями; давать некоторые навыки исследовательской и краеведческой работы. Учитель помогает старшеклассникам организовывать работу с первоисточниками - чтение, анализ, объяснение документов. В ходе изучения возможны тематические учебные экскурсии с обязательным подведением итогов, согласно индивидуальным заданиям.
Во время объяснения тем учитель использует различные технологии, но в основном опирается на технологию интенсификации и активизации деятельности учащихся, где используются знаковые схемы, как правило, они дают быстрый результат. Это хорошо прослеживается на уроках: «Роль Византии в Крещении Руси», «Церковь в 17 веке. Реформы Никона». Технология развивающего обучения способствует формированию интеллектуальных способностей, пробуждает у старшеклассников стремление к познанию, использование этой технологии удачно реализуется при изучении поисковых тем. Пpaктически на всех уроках учитель использует технологию уровневой дифференциации.
Во время проведения факультатива проводятся и нетрадиционные формы уроков. Урок - заочное путешествие по Астpaxaнскому кремлю и культовым сооружениям Астpaxaнской области. В ходе урока ученики совершают воображаемые заочные экспедиции. Цель экспедиции - узнать о культовых сооружениях как можно больше (1 час). Экскурсии: в Черноярский краеведческий музей, посещение воскресной школы и церкви Петра и Павла в селе Чёрный Яр (4 часа).
Семинары: «Церковная реформа Петра Великого», «Церковь в период «смутного» времени» (2 часа).
Круглый стол: «Православная церковь и советская власть», где учащиеся учатся обмениваться мнениями, уважать суждения товарища по данному вопросу (1 час).
Конференция: «Православие в России сегодня», где старшеклассники могут показать умения работать с дополнительной литературой, составлять конспект своего выступления, работать в коллективе, самореализовываться (1 час).
Брэйн-ринг: используется на повторительно-обобщающих уроках. Эта игра групповая и содействует воспитанию чувства личной ответственности за общее дело (2 часа), после изучения второго и третьего раздела курса
Курс построен по историко - хронологическому подходу.
Введение (1 час).
Первый раздел.
Христианство Киевской Руси (6 часов) Роль Византии в крещении Руси рассматривает вопросы причин принятия христианства, значение этого шага дня Киевской Руси и влияния его на древнерусскую культуру.
Второй раздел.
Христианство в средневековой Руси (8 часов) - включают темы о роли Русской Православной Церкви в создании единого централизованного государства Значения для России введение патриаршества
Третий раздел.
Синодальный период Русской Православной Церкви(6 часов) - посвящен вопросу превращения Русской Православной Церкви в часть государственного аппарата.
Четвертый раздел.
Русская Церковь в новейшей истории (2часа) - показать как складывались отношения Православной Церкви и Советской власти, а также какую роль церковь играет в нашем обществе сегодня.
Пятый раздел.
Православная Церковь - неотъемлемая часть культуры русского народа (8 часов) -рассматривает вопросы влияния Православной Церкви на русскую культуру.
Заключение (5 час).
После завершения изучения всего курса - итоговое повторение.Экскурсии. Курс рассчитан для 10-х классов на один учебный год по 1 часу в неделю за счёт факультатива
Становление и развитие православия в России, православие и культура
Введение.
Общие сведения о теме и ее актуальность. Знакомство с литературой. Личность Иисуса Христа Возникновение христианства.
Православие: основные понятия.
Разделение церквей. Различие в культурной пpaктике и структуре церковной иерархии. Основы православного вероучения. География православия.
Раздел 1. Христианство Киевской Руси.
Роль Византии в крещении Руси.
Расцвет Византии с конца 9 до середины 12 в. Союз государства и церкви, вмешательство императоров в церковную жизнь. Цезарепапизм. Иконоборчество. Русь - ближайший сосед и военный партнёр, культурно-историческая значимость соседства дня Руси.
Крещение Руси.
Христианство до Владимира Святославовича, Мирный договор с Византией 987 г. Крещение Владимира. Корсунская легенда. Крещение Киевлян. Создание Владимиром национальных кадров священнослужителей. Историческое значение для Киевской Руси принятие христианства
Христианство и язычество: проблема двоеверия.
Православно-языческий синкретизм. Приспособление христианства к родоплеменным воззрениям. Языческие обряды в быту. Замена языческих богов христианскими святыми, принявшими на себя их функции
Древнерусское церковное зодчество.
Софийский собор в Киеве, его архитектура, мозаика, фрески. Развитие типа крестово-купольного храма Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Новгородская архитектура: Софийский собор, храм Спаса Нередицы, церковь Фёдора Стрателата
Раздел 2. Христианство в средневековой Руси.
Русская Церковь и Золотая Орда.
Осквернение и разрушение храмов во время военных набегов. Веротерпимость правителей Золотой Орды. Покровительство священнослужителям. Привилегии православной церкви. Православная Церковь - сила стабилизирующая политическое развитие страны.
Церковь и светская власть в 14в.
Запустение Киева. Перенос резиденции митрополита во Владимир на Клязьме. Сотрудничество церковных иерархов с правителями Москвы. Митрополит Алексий. Совпадение интересов церкви и Московских князей. Подвижническая деятельность Сергия Радонежского.
Церковь и Московское государство в 15-16 вв.
Подчинение юго-западных русских земель Литве. Флорентийская уния. Фактическая самостоятельность Московской метрополии. Собор русских епископов 1448 г. Москва - Третий Рим. Нестяжатели. Частичная секуляризация церковных земель. Ереси. Стоглавый собор 1551 г. Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного.
Западнорусская православная Церковь в 16 в.
Постановление Вильнюсского сейма 1563 г. Орден иезуитов. Люблинская уния 1569 г. Введение григорианского календаря - волнение православных. Брестская уния 1596 г, Ухудшение положения православных.
Церковь в период «смутного времени».
Учреждение патриаршества в Москве 1589 г. Патриарх Иов. Лжедмитрий1, смещение патриарха Иова. Недовольство иерархов церкви невестой-католичкой. Опала Гермогена. Причина избрания Гермогена патриархом. Осада Троице-Сергиева монастыря поляками. Грамоты патриарха с призывом к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой.
Церковь в 17 в. Реформы Никона.
Кружок ревнителей древнего благочестия. Прибытие в Москву иерусалимского патриарха Пансия. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Суть церковных нововведений, Конфликт Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Старообрядчество, его направления и толки.
Поповцы и беспоповцы. Преследование старообрядцев. Социальная опора старообрядчества- Старообрядцы - хранители ценностей древнерусской культуры. Секты
Раздел 3. Синодальный период истории Русской церкви.
Церковная реформа Петра Великого.
Непринятие Петром древнемосковского благочестия. Рациональное восприятие Петром православия. Cмepть патриарха Адриана. Восстановление Монастырского приказа. Феофан Прокоповнч. Принятие Регламента Духовной коллегии. Синод. Политические, социальные и культурные последствия церковной реформы.
Церковь в дворянской империи.
Секуляризация монастырских земель 1762 г. Сокращение монастырей. Митрополит Арсений Мациевич. Организация школьного дела (церковноприходские школы, семинарии). Святой Паисий. Улучшение положения церкви при Павле 1.
Положение Русской Церкви в 19 в.
Православная церковь - часть государственной машины. Русское Библейское общество, Филарет- митрополит Московский. «Самодержавие, православие, народность». Славянофильство.
Церковь и освобождение крестьян.
Церковная реформа 1863 г. Расширение гражданских прав священнослужителей. Создание церковноприходских попечительских советов. Отношение церкви к освобождению крестьян. Возникновение братств. Издание Библии на русском языке. Преподобный Амвросий. Обер-прокурор К. П. Победоносцев.
Русская Церковь в начале 20 в.
Провозглашение в 1905 г свободы совести. Обращение 32-х. Предложения о созыве Собора. Русская религиозная философия: Н. Бердяев, П. Флоренский. Священный Собор Православной Русской Церкви 1917-1918 гг.
Раздел 4. Русская церковь в новейшей истории.
Православная Церковь и советская власть.
Восстановление патриаршества 1917г. Патриарх Тихон. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковная политика большевиков. Обновленцы. Митрополит Сергий. Союз воинствующих безбожников. Деятельность церкви в годы Великой Отечественной войны. Патриарх Алексий 1.
Православие в России сегодня.
Переориентация церковной политики государства при М. С. Горбачёве. Национальные торжества по случаю 1000-летия крещения Руси. Восстановление и строительство храмов. Деятельность А. Меня и споры вокруг его имени. Православие и современное русское общество. Астpaxaнская епархия.
Раздел 5. Православная Церковь - неотъемлемая часть культуры русского народа.
Церковная архитектура.
Спасский собор Андронникова монастыря. Строительство Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов. Возведение Шатровых храмов. Храм Покрова на рву. Памятники «Нарышкинского барокко». Деревянное зодчество: памятники архитектуры в Кижах. Собор Смольного монастыря в Петербурге. Храм Христа Спасителя. Памятник тысячелетия России. Культовая архитектура Астpaxaнской области.Астpaxaнский кремль и его соборы. Церковь Петра и Павла в Чёрном Яру. Церковь Покрова богородицы в Солёном Займище. Церковь Рождества богородицы в Никольском.
Русская икона.
Аскетизм русской иконы. Подчинение идеи иконы архитектурному замыслу. «Богородица Нерушимая Стена». Цвет в иконе. Русские иконописцы. Образы Спаса - Христос Спаситель. Образы Спаса «Спас Нерукотворный». «Спас Вседержатель». «Спас на престоле». Образы Богородицы. «Богоматерь Владимирская». «Богоматерь Донская». «Богоматерь Великая Панагия». «Богоматерь из денсуса».
Праздники.
«Рождество Богородицы». «Введение Богородицы во храм». «Благовещение». «Рождество Христово». «Сретение». «Крещение». «Преображение». «Воскрешение Лазаря». «Причащение апостолов». «Троица».
Святые.
«Праотец Ной». «Илья Пророк». «Апостол Павел», «Святые евангелисты». «Св. Борис и Св. Глеб». Образы святого преподобного Сергия Радонежского.
Православие: литература и образование.
Жанр жития в литературе. Соединение в житие христианских, политических, государственных идеалоЕ Осуждение братоубийства в «Сказании о Борисе и Глебе». Образ государственного деятеля в «Житие Александра Невского». Духовный идеал человека в «Житие Сергия Радонежского».Монастыри -центры образования. Первые азбуковники. Типографская школа. Братья Лихуды. Создание Славяно-греко-латинской академии.
Православное церковное песнопение.
Значение песнопения в церковной службе. Божественная Литургия. Всенощное Бдение. Праздничное песнопение.
Заключение.
Подведение итогов. Некоторые выводы. Роль религии в сегодняшней духовной ситуации в России.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | Лекции | Пpaктические занятия | Семинары |
1. | Введение. | 1 | 1 | ||
2. | Христианство Киевской Руси. | 6 | 3 | 1 | 2 |
3. | Христианство в средневековой Руси. | 8 | 4 | 2 | 2 |
4. | Синодальный период истории Русской церкви. | 6 | 2 | 2 | 2 |
5. | Русская церковь в новейшей истории. Православная Церковь и советская власть. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Православная Церковь-неотъемлевая часть культуры русского народа. Церковная архитектура. | 8 | 2 | 4 | 2 |
7 | Заключение. | 5 | 1 | 2 | 2 |
36 | 13 | 13 | 10 |
Литература:
- Н.А. Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М 1993г.
- Божественная Литургия. МЛ 1996г.
- С. Булгаков. Православие: очерки учения православной Церкви. М. 1991г.
- Всенощное Бдение. М. 1996г.
- А.Ф. Гольдштейн. Зодчество. м. 1979г.
- Дунаев. Своеобразие русской религиозной живописи 12-20вв. М. 1997г,
- М.Р. Зезина. История русской культуры. М.1990г.
- Иеромонах Филадельор. Заступница Усердная.м 1994г.
- А. Катунский, Старообрядчество. МЛ 1972г.
- Н.П. Красиков. Православная этика: прошлое и настоящее. М. 1981г.
- Н.И. Костомаров, И.Е.Забелин.О жизни, быте и нравах русского народа. М.1996г
- Л.Д. Любимов. Искусство Древней Руси. М. 1981г.
- А. Мень. Ветхозаветные пророки. Л Л 1991 г.
- А. Мень. Свет мира, М. 1991 г,
- В.Н. Никитин Астpaxaнь и её окрестности.М, 1981г.
- Д.В. Поспеловский. Русская Православная Церковь в 20-в.М. 1995г.
- А.С. Свенцицская. От общины к церкви. М 1985г.
- Р.Г.Скрытников. Святители и властители.
- Е.Н.Трубецкой. Три очерка о русской культуре. М. 2000г.
- ГЛ. Федоров. Святые Древней Руси. М.1997г.
- А. Штеман. Исторический путь православия. М. 1993г.
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
07 12 2023 23:34:18
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
06 12 2023 12:43:17
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
05 12 2023 13:12:11
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
04 12 2023 22:31:17
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
03 12 2023 4:41:51
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
02 12 2023 6:20:34
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
01 12 2023 21:46:52
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
30 11 2023 12:26:52
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
29 11 2023 23:48:36
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
28 11 2023 9:24:58
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
27 11 2023 18:55:16
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
26 11 2023 16:38:57
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
25 11 2023 21:45:57
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
24 11 2023 10:20:39
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
23 11 2023 22:32:37
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
22 11 2023 21:44:10
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
21 11 2023 12:53:55
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
20 11 2023 17:25:27
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
19 11 2023 10:56:34
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией.
...
18 11 2023 19:45:29
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
17 11 2023 15:33:10
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
16 11 2023 5:25:47
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
15 11 2023 10:26:27
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
14 11 2023 19:28:38
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
13 11 2023 18:37:27
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
12 11 2023 20:29:54
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
11 11 2023 9:30:45
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
10 11 2023 5:52:30
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
09 11 2023 1:54:21
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
08 11 2023 20:34:36
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы.
Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
07 11 2023 20:44:46
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
06 11 2023 5:22:50
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
05 11 2023 10:57:23
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
04 11 2023 4:49:53
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
03 11 2023 6:48:45
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
02 11 2023 11:52:43
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
01 11 2023 11:32:39
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
31 10 2023 3:53:43
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
30 10 2023 23:10:29
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
29 10 2023 16:30:33
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
28 10 2023 23:26:18
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
27 10 2023 2:43:45
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
26 10 2023 10:46:16
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
25 10 2023 13:18:33
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
24 10 2023 2:47:58
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
23 10 2023 7:18:38
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
22 10 2023 5:41:45
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
21 10 2023 11:43:28
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
20 10 2023 15:37:32
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
19 10 2023 7:21:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::