Конспект урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."
Цели урока:
- познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны;
- на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;
- развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.
Основные понятия
: Балканский кризис; национально-освободительная борьба; справедливые и несправедливые войны; Берлинский конгресс.Основные даты:
(записаны на доске) 12 апреля 1877г. – объявление Россией войны Турции; 28 ноября 1877г. – взятие русскими войсками Плевны; 19 февраля (3 марта) 1878г. – подписание Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией; июнь–июль 1878 г. – Берлинский конгресс, заключение Берлинского тpaктата.Персоналии
: М.Д. Скобелев; И.В. Гурко.Оборудование урока
: учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., 2000; Данилов А.А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику “История России. XIX век”; Градскова Е. П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России – М., 1997.Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести выборочную проверку рабочих тетрадей. - назовите направления внешней политики Александра II. - какое событие во внешней политике России в то время можно назвать “триумфом российской дипломатии”? - какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ?
2. Изучение нового материала
28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: “Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.”. Многие люди проходят мимо, ничего не зная ни о войне, ни о событиях под Плевной, ни о тех, в честь кого воздвигнут этот памятник. Давно ушедшие люди с их страстями, помыслами и поступками, море их крови и слез, пестрые факты, широкие обобщения, разноречивые выводы – в этой бездне минувшего очень легко потеряться. Того, что было, больше никогда не будет. И потому, кажется, что без всего этого можно обойтись, найдя радость в честном заработке на кусок хлеба.
Однако память – это ничем не заменимый хлеб насущный, без которого невозможно достойно, мужественно встретить будущее. Наш разговор сегодня о русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.
В ходе рассказа учителя о Балканском кризисе середины 70-х гг. XIX в., о позиции Александра II накануне войны учащиеся выполняют заданий 1,2 (§ 28) в рабочей тетради.
Рассказ учителя с элементами беседы
Весной 1875 г. В Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.
Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших.
Летом 1876 г. Войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М.Г.Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.
Россия не была готова к войне. Военные реформы еще не были завершены. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.
- Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя, таким образом, от антирусской коалиции европейских государств.)
Затем учитель создает проблемную ситуацию: итак, 12 апреля 1877 г. Россия первая объявила войну Турции. Какие цели она преследовала? Как бы вы определили хаpaктер войны со стороны всех втянутых в нее сторон? (Со стороны каких государств война носила справедливый хаpaктер? Кто вел несправедливую войну? Со стороны каких государств война носила национально-освободительный хаpaктер?) В процессе обсуждения этих вопросов необходимо сформировать представления о справедливом и несправедливом хаpaктере войны, а также о национально-освободительном движении.
Запись на доске и в тетради:
12 (24 апреля) 1877 г. – Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.
Война была популярна среди российского общества. Стратегические важные пункты театра военных действий (учитель показывает на карте): Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианоролю, т.е. в тыл турецкой армии. Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.
Работа с учебником
Прочитав о ходе военных действий по учебнику, учащиеся заполняют таблицу “Ход военных действий в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.”:
Дата Событие
Или проводится беседа
- Приведите примеры героизма российских и болгарских воинов, имена героев. (Отряд генерала И.В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Оборона Шипкинского перевала. Падение Плевны. Осадой Плевны руководил герой обороны Севастополя инженер-генерал Э.Н. Тотлебен.)
- Назовите основные сражения русско-турецкой войны. (На кавказском фронте российская армия захватила крепости Баязет, Ардаган. В конце октября 1877 г. Российские войска начали блокаду Карса – ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пала. Отряд Гурко в середине декабря заняла Софию, продолжал наступление в сторону Адрианополя и в январе 1878 г. овладел им. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбула – местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет императора удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.)
При наличии времени: Сообщение учащихся: “Белый генерал - М.Д. Скобелев” ; “Уроженцы Чувашии в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.”. (см.Приложения)
Успехи российских войск, разногласия среди турецкого правительства, усиление национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры. Запись на доске и в тетради: 19 февраля (3 марта) 1878г. – Сан-Стефанский мирный договор.
Западноевропейские государства выразили свое несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине. Запись на доске и в тетради: Июнь 1878 г. – Берлинский конгресс
Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро- Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский тpaктат, по которому территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.
- Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?
- Оцените результаты русско-турецкой войны. Как вы понимаете слова одного из современников, что на Берлинском конгрессе “успехи оказались неудачными, победы поражениями”?
Работа с документом и беседа по вопросам к нему (учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., 2005; с.182-183, “С.Ю.Витте о русско-турецкой войне”).
3. Закрепление материала
Работа учащихся в тетради
- Текст содержит исторические ошибки. Подчеркните их в тексте и напишите правильный ответ.
Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко подавлялись. В Российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 г. Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам (сербам) части русской армии под комaндованием генерала М.Г. Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Оманской империей дипломатическим средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война. В ходе боевых действий образовалось два фронта – Балканский и Кавказкий. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена (плохо подготовлена и оснащена).Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровню экономического развития и как следствие – к улучшению материального обеспечения армии. (Армия с 1874 г. формировавшаяся на началах всесословной воинской повинности, еще не имела большого обученного резерва. Реформа армии проходила в ходе самой войны, при сопротивлении генералитета николаевской школы. Стрелковое оружие не отвечало современным образцам; немалая часть высшего комaндного состава отличалась слабой военной подготовкой, косностью взглядов и консерватизмом.) Главнокомaндующий русской армией на Балканах был назначен генерал И.В. Гурко (Великий князь Николай Николаевич). Русская армия одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Турецкий гарнизон сдался только в январе 1878 года (декабре 1877г.). Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Андрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом ( Категорический запрет Александра удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи) и Карсом. Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878г. был подписан Берлинский тpaктат (Сан-Стефанский мирный договор), по которому к России отошли Сербия, Черногория, Румыния, Бессарабия, земли Закавказья (Сербия, Черногория, Румыния получили независимость, Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи; Россия получила южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум). Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1878г. (1878г.) была созвана новая конференция в Сан-Стефано (в Берлине), на которой были пересмотрены условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии, Сербии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи. (Территория Болгарии, получившая автономию, уменьшилась 2, а остальная часть объявлалась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцоговину. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.) Сан-Стефанский договор стал “черной страницей” в служебной карьере А.М.Горчакова- председателя Комитета министров Российской империи (министра иностранных дел).
Какой вид источника еще представлен сегодня на уроке? (Организуется работа с репродукциями картин В.Верещагина “Апофеоз войны” и “Шипка- Шейново”).
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какой смысл, по вашему мнению, вложил художник в свои картины?
- Какова общая идея?
- Какова цена победы?
- Как вы думаете, актуальна ли идея картин для нас, ведь прошло более 100 лет со дня их написания?
4. Подведение итогов урока, анализируем вместе с учениками их деятельность на уроке (рефлексия), выставляю и комментирую оценки.
Война 1877-1878 г.г. – одно из главных событий в истории Балканского полуострова. Она принесла радость победы и горечь поражения. Но освобождение христианских народов Юго-Восточной Европы было исторической миссией России, и эту миссию она выполнила. И произошло это благодаря простому русскому солдату, который проявил мужество и удивительную стойкость. В Болгарии и России построено немало памятников воинской славы. Среди них небольшая часовня на площади у Ильинских ворот “Гренадеры своим товарищам… В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.”. И если вам когда – нибудь придется увидеть этот памятник воинской славы, я надеюсь, вы вспомните и о той исторической миссии, которую Россия выполнила с честью, и о том, какой ценой была достигнута эта победа.
5. Домашнее задание.
1. Изучить $
2. Презентация по теме
Приложения
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.
...
24 03 2023 22:27:16
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
23 03 2023 8:56:43
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
22 03 2023 11:38:24
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
21 03 2023 17:20:40
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
20 03 2023 0:34:58
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
19 03 2023 22:43:14
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
18 03 2023 3:16:17
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
17 03 2023 23:33:11

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
16 03 2023 3:17:35
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
15 03 2023 22:41:25
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
14 03 2023 15:28:31
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
13 03 2023 13:33:17
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
12 03 2023 9:35:37
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
11 03 2023 0:57:13
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
10 03 2023 22:27:11
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
09 03 2023 8:59:25
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
08 03 2023 11:56:59
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
07 03 2023 8:35:16
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
06 03 2023 19:13:30
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
05 03 2023 16:26:48
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
04 03 2023 16:53:36
Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе «История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....
03 03 2023 15:56:17
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
02 03 2023 18:21:27
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
01 03 2023 23:48:40
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей.
...
28 02 2023 16:52:41
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
27 02 2023 2:59:45
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
26 02 2023 3:37:40
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
25 02 2023 12:37:28
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
24 02 2023 14:30:53
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
23 02 2023 12:33:24
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
22 02 2023 9:14:36
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
21 02 2023 18:54:27
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
20 02 2023 1:21:31

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
19 02 2023 11:18:43
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
18 02 2023 22:39:32
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
17 02 2023 6:24:55
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
16 02 2023 5:40:39
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
15 02 2023 5:12:37
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
14 02 2023 9:12:21
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
13 02 2023 6:51:45
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
12 02 2023 6:23:28
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
11 02 2023 19:33:44
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
10 02 2023 10:36:17
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
09 02 2023 16:41:26
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
08 02 2023 12:56:29
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
07 02 2023 6:52:59
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
...
06 02 2023 16:45:45
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
05 02 2023 7:51:15
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
04 02 2023 12:25:59
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
03 02 2023 2:50:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::