Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"


    Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"

Цели урока: продолжая нравственное и эстетическое воспитание, познакомить учащихся с творчеством М.А. Врубеля, стимулировать их стремление к самостоятельному поиску материалов, учить работе с разнообразными источниками знаний, развивать способность к логически завершённому повествованию, умение делать выводы.

Оборудование:

  • компьютер с проектором
  • экран

Материалы:

  • диск “М. Врубель”
  • учебные картины из набора “Третьяковская галерея”
  • диски с музыкой Скрябина и Римского-Корсакова

Оформление доски: репродукция автопортрета М. Врубеля.

Меловая запись:

  • Михаил Александрович Врубель (1856-1910).
  • три высказывания о Врубеле:
    • “Вот художник, который, как никто может делать всё одинаково хорошо: декорацию, картину, иллюстрировать книгу”. В. Серов
    • “Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал”. А. Головин
    • “При всей страсти к событиям в мире ему не хватало событий, и события перенеслись во внутренний мир – судьба современного художника”. А. Блок.

Учитель. На уроке мы вновь обращаемся к прекрасному и совершаем очередное путешествие в картинную галерею. Чтобы попасть на выставку русской живописи начала 20 века, давайте сначала перенесёмся в ту эпоху.

Россия начала 20 века… многообразие во всём: в экономике, политике, культуре. В чём это проявлялось?

Ученики называют примеры проявления многообразия в экономике (различные формы собственности, типы хозяйств, виды монополий и т.д.), в политике (различные идеологические течения, политические партии)

Учитель. Российское общество уже не могло оставаться монолитным. Всё чаще появляются новые имена в науке, культуре. Обостряется социально-политическая и идейная борьба в обществе. Поэтому – широта, бурное и многослойное развитие многочисленных и пёстрых течений и группировок в культуре начала 20 века.

В живописи также существует множество направлений: от реализма до авангардизма. Художники создают ряд объединений, о которых вы прочитаете в учебнике.

Более популярными становятся попытки приблизить искусство к народу через выставки, музеи. Число художественных выставок достигало 10-15 в год, “выставочными” становятся города: Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Киев, Казань, Саратов.

В Москве существует несколько частных картинных галерей: Солдатенкова, Морозова, Бахрушина.

Выставки возбуждали интерес и споры. Маститый художник Стасов по этому поводу одобрительно говорил: “…чем дальше будет время идти, тем больше будет у нас розни и разнообразия мысли, и вкусов, и аппетитов во всём… Искусство, общий уровень, окончательные результаты всего художественного хода и движения – только выигрывают”. [Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.1985. С. 214].

Уверена, что это настроение увлечёт и вас, а путешествие в картинную галерею на сегодняшнем уроке не оставит вас равнодушными. Ведь художник, о котором пойдёт речь, ставил перед искусством такую задачу: “Будить…от мелочей будничного величавыми образами” [Дмитриев С.С. Указ. соч . С. 212]. Сегодня мы знакомимся с творчеством Михаила Александровича Врубеля.

“Он был романтиком. Обладал страстностью темперамента и замечательным даром правдивого и художественного “видения”, и потому наше время не может оставаться равнодушным к его творениям” [Алпатов М. В сб. “Искусство”]

Имя Врубеля тесно связано с известнейшими людьми того времени: с меценатом С.И. Мамонтовым, художником И.Е. Репиным, композитором Н. Римским-Корсаковым, оперной певицей Н. Забелой. Многие исследователи считают его творчество близким музыке А.Н. Скрябина, созвучным стихам В. Брюсова, А. Блока. “Врубель влечёт к узору и декорации. Он – поэт краски и линии”. [М. Алпатов. Указ. соч.]. В ходе путешествия по галерее вы сможете в этом убедиться. Итак, путешествие начинается.

( Hа уроке звучат сообщения учащихся, подготовленные самостоятельно, некоторые из сообщений сопровождаются приглушённой музыкой. Репродукции картин, о которых рассказывают учащиеся, демонстрируются через проектор с диска)

1 сообщение. Биография М. Врубеля. Начало творческой деятельности. Рассказ о картине “Гамлет и Офелия”

2 сообщение. Биография. Москва. Рассказ о картине “Богатырь”. Рассказ о портрете С.И. Мамонтова.

3 сообщение. Любовь Врубеля. Рассказ о картине “Царевна-лебедь” (звучит музыка Скрябина “Листок из альбома”.

4 сообщение. “Демон”. Рассказ о картинах “Демон сидящий” и “Демон поверженный”.

Учитель:

“…На дымно-лиловые горы
Принёс я на луч и на звук
Усталые губы и взоры
И плети изломанных рук.
И в горном закатном пожаре,
В разливах синеющих крыл
С тобою, с мечтой о Тамаре,
Я, горный, навеки без сил…” (А. Блок)

5 сообщение. Врубель и Римский- Корсаков. ( звучит музыка из оперы “Садко”, песня Садко на берегу Ильмень-озера).

6 сообщение. Последние работы. Рассказ о картинах “Сирень”, “Пан”, “После концерта” (звучит музыка Скрябина “этюд ре-диез минор”).

Учитель: “Врубель воплотил трагедию своего поколения – его индивидуализм, смятение и растерянность перед лицом времени и грядущими переменами, отрицание скудности мещанского существования, светлую мечту о прекрасном и свободном человеке и лучшем мире. Врубель шёл к этой мечте, но, осознав несбыточность её в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть” [М. Алпатов. Указ. соч.].

Вот и завершается наше новое путешествие. Давайте ещё раз пройдём от картины к картине, внимательно и с благодарностью вглядываясь в них…

Домашнее задание (по выбору): 1.Дома, излагая своё впечатление от сегодняшнего урока, постарайтесь соединить живопись, музыку, поэзию. Всё, что вы видели и слышали сегодня. Ваша задача – доказать, что русская культура начала 20 века была богата на таланты, была своеобразна, была ярким явлением мировой культурной жизни. 2. Выразите свои впечатления от любой из картин художника. Это может быть полотно, которое вам больше всего понравилось или которое вы не смогли понять. 3. читать параграф 11 учебника История России. 20 век.

Материалы, найденные учащимися в ходе подготовки к уроку.

Сообщение 1. В конце 1856 года в Омске, в семье военного юриста Александра Михайловича Врубеля родился мальчик, по традиции получивший имя деда – Михаил. Только три года, первое счастливое время в жизни, Врубель будет согрет руками матери, происходящей из старого рода Басаргиных. Мать умерла, и отец увёз из Сибири Мишу и его сестру – погодка Анюту. Саратов, Астpaxaнь, Одесса. Классическая гимназия, где Михаил полюбил греческий, латынь, историю. Затем – Петербург, Академия художеств. Сохранилась фотография: ученики профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова – Валентин Серов, Владимир Дервич и Михаил Врубель. Врубель выше Серова, светлые кудри расчёсаны на прямой ряд, белейшая рубаха под длиннополым сюртуком, а брюки обтрёпаны, башмаки разношены. Суровым было студенчество Врубеля у старого Чистякова. Перед поступлением в Академию Врубель уже окончил Петербургский университет по юридическому факультету, отбыл воинскую повинность и даже попробовал некоторое время служить по специальности. Его выделяла зрелость ума, образованность, манера одеваться и обращения (он всегда был подтянут, изысканно деликатен), но, прежде всего, неистовая работоспособность. Он работал в классах большую часть суток, даже на улице он постоянно упражнял руку: усвоил привычку прищёлкивать пальцами во время ходьбы и вращать кистью правой руки, как это делают японские каллиграфы. Однажды за ночь он выполнил стофигурную композицию “Орфей в саду”. Отличался он от других ещё и тем, что знал, чему он хочет научиться. Он исповедует “культ глубокой натуры”. Чистяков, учивший рисунку передвижников Крамского, репина, ценил Врубеля более всех. Только постоянно помня о том, каким виртуозным рисовальщиком был живописец Врубель, какой алгеброй проверял он свои великие гармонии, можно вникнуть в это уникальное искусство и понять его результаты. Чистяков рекомендует Врубеля знаменитому Андриану Прахову, организующему реставрацию Кирилловской церкви 12 века и украшения Владимирского собора в Киеве. Михаил Александрович исполнил – почти заново! - многие стенные росписи в Кирилловском храме и создал доски для его алтаря. Сюжеты первых самостоятельных работ после возвращения из Киева – из эпохи античности и Возрождения: “Пирующие римляне”, “Моцарт и Сальери”, “Гамлет и Офелия”.

Рассказ о картине. Врубель несколько раз обращался к Шекспиру. В одной из небольших картин Гамлет похож на автора. В нём нет ничего романтического: широкое, полное лицо. При помощи одного сосредоточенного взгляда и судорожно сжатых рук художнику удалось обрисовать всё душевное смятение датского принца. Немым ответом на его волнение выглядит появляющаяся сзади и протянувшая руку Офелия, сама ласковость, кротость, самоотверженная любовь.

Сообщение 2. Но есть и московская часть биографии Михаила Александровича. Она связана с домом на Садовой – Спасской, особняком железнодорожного магната Саввы Ивановича Мамонтова. Туда привёл Врубеля его друг художник Константин Коровин, когда Врубель не имел в Москве не только квартиры, но хлеба и ночлега. При знакомстве Врубель держался корректно, умело поддерживал разговор. Мамонтов сделал первый заказ: сделать занавес для театра, и предоставил с удовольствием большую светлую мастерскую в своём доме. На следующий же день в мастерской появились холсты. Работа началась. Вечером Мамонтов взволнованно говорил Коровину: “Что же это Врубель – это же чёрт знает, что такое! Вы видели его картины, которые он сегодня привёз? Ужас! Я ничего подобного не видел никогда. И, представьте, я ему говорю: “Я не понимаю, что это за живопись и живопись ли это”. А он мне: “Как, говорит, я рад… Если бы вы понимали и вам бы нравилось, мне было бы очень тяжело…” Коровин успокоил Мамонтова, уверил его, что Врубель – большой художник и через некоторое время поймёт это.

Савва Иванович – русский “Лоренцо Медичи Великолепный”. Это для его Северных дорог построил Фёдор Шехтель свой чудесный Ярославский вокзал в Москве; это он воздвиг специальный павильон для грандиозных произведений Врубеля “Принцесса Грёза” и “Богатырь”, отвергнутых комиссией Академии художеств; это в его знаменитой частной опере, где пел Шаляпин, где ставились великие творения русской музыки, встретил Врубель свою “бабочку”, своего “соловья” - Надежду Ивановну Забелу, ставшую его обожаемой женой.

В 1898 году Мамонтов предложил Врубелю для Нижегородской выставки сделать два больших панно, темой одного из них художник выбрал Микулу Селяниновича – русского богатыря. Образ этого могучего крестьянина был решён им в манере, напоминающей мозаику. Когда жюри выставки забpaковало панно, Мамонтов построил для произведений Врубеля особый павильон. Он один из первых понял, что искусство Врубеля имеет глубокое содержание.

Рассказ о картине “Богатырь”. “Богатырь” был задуман как аргумент в споре с Васнецовым, написавшим “Три богатыря”. Главное для Врубеля – передать не облик, не хаpaктер, а самую суть русского богатырства, когда земля давала богатырю и силу, и покой, и сознание гармонии. Писалась картина быстро, недели за полторы. Писал Врубель прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким акварельным эскизом. В первый день работы Врубель начертил рисунок углем, на следующий день приступил к писанию красками. Богатырь словно вырос из земли. Крепкий, могучий, сказочный…

Рассказ о портрете С.И. Мамонтова. Значительное место в творчестве Врубеля занимают портреты. В огромном портрете Саввы Мамонтова Врубель решает задачу создания парадного портрета во весь рост, счастливо избегая при этом привкус салонности. Есть что-то грозное, величественное в огромной и неуклюжей фигуре Мамонтова с его вытаращенными глазами, с остановившимся взглядом. Этому впечатлению соответствует контраст его белой манишки и чёрного костюма.

Сообщение 3. Знакомство с Надеждой Забелой и любовь. Вот что пишет об их знакомстве в своих воспоминаниях сестра Надежды Ивановны, Екатерина Ивановна Ге: “Сестра рассказывала так про первую встречу: она пела на репетиции на полутёмной сцене, вдруг к ней бросается невысокий человек, целует ей обе руки и говорит: “Какая прелесть!”. Сестра была поражена, но ей сказали: “Это художник Врубель, очень уж экспансивный, но человек хороший, приличный”.

Потом, познакомившись, он сопровождал надежду на репетиции опер и повсюду, сразу сделав ей предложение.

Один из Гнесиных так вспоминал о чарующем голосе и пении Надежды Забелы: “…ни с чем не сравнимый, ровный-ровный… полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски… И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека”. А вскоре, в 1900 году, Москва увидела загадочную и пленительную “Царевну-лебедь”.

Рассказ о картине. “Царевна-Лебедь” написана, когда на сцене мамонтовского театра была поставлена “Сказка о царе Салтане”. Картина создана под впечатлением образа, созданного на сцене Забелой. Но это не живая женщина, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Её красота рождена морской стихией, как бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя – нечеловеческая красота. На её неживом лице игра цвета – от иссиня-чёрного, как море, до розово-багряного, как заря. Только глаза живы на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в её головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В нём тоска по земному обличью, земной любви и радости. Глядя на картину, слышим шелест крыльев, холодные ровные удары прибоя. Ещё миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнёт крыльями большая белая птица и скроется в волнах.

Новый век счастливо начался для художника. Забела поняла гениальность Врубеля. Несколько лет взаимности, обожания, необыкновенных творческих свершений. У Врубеля есть дом, кто-то восхищён его элегантностью. Ему заказывают скульптуры и панно для своих особняков московские богачи. Он участвует в выставках. С удовольствием иллюстрирует книги Лермонтова, Толстого.

У него удивительные руки: он лепит, расписывает изразцы, пишет занавес для Частного театра, создаёт декорации для опер Римского-Корсакова, для своей жены он сочиняет театральные костюмы и будничную одежду. В квартире дешёвая некрашеная мебель обтягивалась тканью нежнейших оттенков, в тон ей подбиралась обивка стен, потолок, лестницы – и платье хозяев.

В этот период появляется его удивительная “Гадалка”.

Рассказ о картине. 1895 год. Врубель пишет таинственный провидческий холст. История его создания поразительна: живописец прослушал оперу “Кармен”, его потрясла тема падения, неотвратимости рока. Фатальность случайностей. Он приходит в мастерскую, берёт готовый портрет Мамонтова и в страстном порыве счищает написанное. По этому же холсту пишет свою изумительную цыганку-гадалку. “Гадалка” - один из шедевров русского мастерства. Атмосфера неги и красоты, влекущая загадочность восточной женщины среди узоров ковров и драгоценных тканей. Есть особенная прелесть в печальном томном взгляде “Гадалки”. Есть особенная правда в небрежности её позы, в беспорядке карт, брошенных перед нею на ковёр. Но особенную красоту придаёт этому холсту гармония пурпурных и малиновых тонов, уравновешенных бледно-гoлyбыми отсветами. Врубель умел бережно распределять свои красочные богатства на холсте, и поэтому небольшое гoлyбое пятнышко – гoлyбая карта в руке гадалки звучит чистым, благородным тоном.

Сообщение 4. Врубель был одним из тех мастеров, которые чуть не всю жизнь отдали одной теме, одному любимому образу. Начиная с 80-х гг. и в течение всего расцвета художественного гения Врубель настойчиво, с настоящей одержимостью трудился над созданием образа демона. В 1885 году Врубель лепит из глины голову Демона и собирается использовать её как натуру. В доме Мамонтова он создаёт образ сидящего Демона.пв страстном порыве счищает написанноертрет рока. у "т. ен, потолок, лестницы - и еатра, создаёт декорации для опер Римског

Рассказ о картине. В образе Демона чувствуется титаническая сила и внутренняя борьба. Он прекрасен и величав, но в его устремлённых в бездну глазах, в жесте сцеплённых у колен рук читается беспредельная тоска. Фигура Демона окружена исполинскими фантастическими цветами. Сила драматизма выражена красками: фиолетовые, звонко-синие, вишнёвые, зелёно-гoлyбые, серые и жемчужно-розовые. Краски горят и светятся, словно драгоценные камни. Широкие раздельные мазки напоминают мозаику. Чтобы передать неземной масштаб происходящего, художник как бы укрупняет фигуру Демона, приближая его к зрителю. Фигура, кажется, не вмещается в холст, рама срезает голову Демона. Далёкая золотая заря загорается за колючими скалами. Расцветают чудо – кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта. Он присел отдохнуть после страшного пути. Его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий. Поражающее сочетание мощи и бессилия. Воли и безволия.

В 1899 году у Врубеля рождается синеглазый сын. Но мальчик не проживёт и трёх лет, а Врубель, написав “Демона поверженного” - символ нестерпимой муки, крушения надежд, гнетущего одиночества – титанический холст, едва умещающийся поперёк комнаты в Лубянском проезде! – сойдёт с ума и, прежде, чем умереть, потеряет зрение. Оглохший Бетховен, ослепший Врубель – каким жгучим отчаянием оплатили своё бесcмepтие гении, поднявшиеся к высотам духа.

Сообщение 5. Но побудем её чуть-чуть с Врубелем и Забелой в дни их счастья. “Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдаёт, нет, не обдаёт, а слышится мне иHTиMная национальная нотка, которую так хочется поймать на холсте… Это музыка цельного человека…” лучшее время жизни для Врубеля будет связано с музыкой Римского-Корсакова, которую его любимая поёт не как артист, а “как человек”.

Знакомство с музыкой Римского-Корсакова захватила художника, он почувствовал в композиторе своего единомышленника. Вот интересное признание, которое делает Врубель в письме Римскому-Корсакову в 1898 г : “… благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду. Утешает меня ещё и то, что настоящая работа является искусством и подготовкой вообще моего живописного языка”. (звучит музыка из оперы “Садко”).

В сфере творчества их пути сходились. Оба стремились к постижению самого существа русского национального эпоса, стремились приникнуть к тем корням, к той почве, которые и образовали русское искусство. Музыкально одарённый Врубель не просто наслаждается произведениями любимого композитора, ощущая их в цвете, они вдохновляли его, дарили новые замыслы. “Я могу без конца слушать море. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то новые тона” - говорил он о музыке “Садко”. На тему опер Римского-Корсакова Врубель создаёт серию керамических скульптур: “Волхова”, “Садко”, “Весна”, “Берендей”. Последнему он придал черты портретного сходства с композитором. Римский-Корсаков посвящает Забеле и Врубелю новые свои романсы “Сон в летнюю ночь” и “Нимфа”.

Сообщение 6. Летом они живут у сестры Надежды Ивановны на полтавском хуторе. Там Врубель пишет “Сирень”, “Ночное”, светлоглазого “Пана”.

Рассказ о картинах. Особое положение среди картин Врубеля занимают такие, в которых сказочное рождается из самого живописного видения. Поиски и изучение формы сочетаются с полётом фантазии. Картина “Сирень” (1900) – образец такого подхода. Этюд к ней написан прямо с натуры. Мы словно присутствуем при возникновении образа. В тени куста сирени можно различить фигуру дeвyшки. Её скрывают спyтaнные волосы. В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо.

“Пан”. Над лесными далями появился красный серп месяца и высветил фигуру старика Пана с грубым скуластым лицом и бездонными гoлyбыми глазами. Косматый и корявый, он как будто вырос из земли, он создан из её красок, из её мощи, из её великих тайн. Примечательно, что во взгляде Пана находили что-то общее со взглядом Льва Толстого.

Учитель. После внезапной cмepти двухлетнего Саввочки Врубель сам попросил близких отправить его в лечебницу – он знал, что душа его больна.

В краткие месяцы просветления Михаил Александрович написал ещё два прекрасных портрета своей Надежды. Один – на фоне гoлых осенних берёз, другой дома, после спектакля, у открытой горящей печки. Это были последние мгновения счастья. Исчезла горестная жизнь гения. Врубель умер в 1910 году…

И только искусство сумело сохранить эту жизнь на века.

Список использованной литературы:

1. Cб. Мир искусства. М.1989. т.3.

2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М. 1990.

3. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.1985.

4. Островский Г.С. Рассказы о русской живописи. М.1987

5. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М. 1979.

6. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. М.1987.т.2.


Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе


    Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе

      Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...

07 12 2023 10:20:18

"Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)


    "Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)

      Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....

06 12 2023 18:56:30

Функции образования


    Функции образования

      В работе определены функции гражданского политического образования....

05 12 2023 13:52:55

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром


    Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

      Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...

04 12 2023 15:18:34

Историческая игра-викторина "В парадном строю", посвященная 68-й годовщине Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади


    Историческая игра-викторина "В парадном строю", посвященная 68-й годовщине Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади

      7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....

03 12 2023 12:26:37

Урок-викторина "Умники и умницы"


    Урок-викторина "Умники и умницы"

      Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...

02 12 2023 23:32:25

Деловая игра "Главное не победа, а участие"


    Деловая игра "Главное не победа, а участие"

      Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...

01 12 2023 5:10:24

Применение ЭОР на уроках истории


    Применение ЭОР на уроках истории

      Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....

30 11 2023 11:42:59

Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения


    Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения

      В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...

29 11 2023 1:49:26

Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс


    Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс

      На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....

28 11 2023 1:27:36

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

27 11 2023 5:23:19

Урок-презентация "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?". 7-й класс


    Урок-презентация "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?". 7-й класс

      Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...

26 11 2023 12:14:16

Разработка урока для 6-х классов по теме "Что англичане считают началом своей свободы"


    Разработка урока для 6-х классов по теме "Что англичане считают началом своей свободы"

      В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....

25 11 2023 4:22:39

Музыка и живопись времен Великой Отечественной войны


    Музыка и живопись времен Великой Отечественной войны

      Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....

24 11 2023 19:36:25

Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"


    Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"

      Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....

23 11 2023 6:36:47

Литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"


    Литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"

      Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....

22 11 2023 22:16:54

Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года


    Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года

      Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....

21 11 2023 19:29:29

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"


    Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

      Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

20 11 2023 23:27:35

Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс


    Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс

      Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....

19 11 2023 0:52:29

Тема урока: "Древняя Индия"


    Тема урока: "Древняя Индия"

      Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....

18 11 2023 15:15:21

Экономика и ее основные участники


    Экономика и ее основные участники

      Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....

17 11 2023 23:13:14

Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"


    Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....

16 11 2023 12:37:18

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

      Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

15 11 2023 21:16:15

Буржуазные революции XVII–XVIII вв.


    Буржуазные революции XVII–XVIII вв.

      Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....

14 11 2023 11:18:59

Что? Где? Когда? Игра по истории Древнего мира


    Что? Где? Когда?  Игра по истории Древнего мира

      Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....

13 11 2023 4:41:32

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

12 11 2023 3:25:23

Урок изучения нового материала "Опричнина Ивана Грозного". 10-й класс


    Урок изучения нового материала "Опричнина Ивана Грозного". 10-й класс

      Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....

11 11 2023 15:58:15

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

10 11 2023 16:33:22

Представления о мире и преемственность сюжетов древних и современных эвенков-орочонов


    Представления о мире и преемственность сюжетов древних и современных эвенков-орочонов

      Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов. ...

09 11 2023 23:32:53

Тема урока: "Право в системе социальных норм". 9-й класс


    Тема урока: "Право в системе социальных норм". 9-й класс

      В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....

08 11 2023 14:20:34

Факультативное занятие по истории на тему "Судьба человека"


    Факультативное занятие по истории на тему "Судьба человека"

      Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли. Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри. ...

07 11 2023 10:12:59

Игра "Умники и умницы" (Петр I и его время)


    Игра "Умники и умницы" (Петр I и его время)

      Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России. ...

06 11 2023 19:47:51

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"


    Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"

      Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....

05 11 2023 6:24:11

Урок по теме "Экономическое развитие России в начале ХХ века"


    Урок по теме "Экономическое развитие России в начале ХХ века"

      Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России. Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво. ...

04 11 2023 9:57:50

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".

      Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....

03 11 2023 20:34:18

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

02 11 2023 1:19:28

Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)


    Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)

      Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....

01 11 2023 8:24:40

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

31 10 2023 4:26:40

Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"


    Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"

      Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...

30 10 2023 19:33:28

Уватский район


    Уватский район

      Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....

29 10 2023 5:11:42

Освоение Земли Иркутской в XVII веке, в период освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока». 7-й класс


    Освоение Земли Иркутской в XVII веке, в период освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока». 7-й класс

      Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....

28 10 2023 11:15:31

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"


    Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

      Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

27 10 2023 4:47:21

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"


    Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

      Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

26 10 2023 19:44:47

Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации"


    Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации"

      Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....

25 10 2023 10:49:12

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...

24 10 2023 1:23:41

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс


    Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

      Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

23 10 2023 13:14:20

Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории


    Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории

      Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....

22 10 2023 19:31:17

Урок на тему "Познавательное застолье"


    Урок на тему "Познавательное застолье"

      "Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....

21 10 2023 20:45:36

Поражение России в Крымской войне: позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?


    Поражение России в Крымской войне: позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?

      Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....

20 10 2023 17:56:34

Игра "Знаешь ли ты?.." по Международному гуманитарному праву и деятельности Международного Комитета Красного Креста


    Игра "Знаешь ли ты?.." по Международному гуманитарному праву и деятельности Международного Комитета Красного Креста

      Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...

19 10 2023 12:48:40

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::