Урок истории по теме "Берлинский конгресс"
Тема урока: «Берлинский конгресс».
Цели урока:
- Проследить переход России от поражения в Крымской войне к блистательной победе в русско-турецкой войне.
- Познакомиться с деятельностью русской дипломатии на Берлинском конгрессе.
Оборудование:
- Схема №1 «Внешняя политика России во второй половине XIX века».
- Таблица №1 «Сан-Стефанский мирный договор».
- Таблица №2 «Берлинский тpaктат».
- Выставка используемой литературы.
- Карта «Территориально-политический раздел мира в 1871-1914 гг.».
Подготовка к уроку:
Учащимся:
1. Повторить параграфы 15, 25 (учебник Захарова).
2. Опережающая группа – ученики готовятся к ролевой игре Берлинский конгресс:
2.1. Представители России:
- излагают условия Сан-Стефанского мирного договора;
- приводят доводы в защиту своей позиции;
- обращаются к представителям Германии и Австро-Венгрии с просьбой о поддержке, напоминая о «Союзе трех императоров»;2.2. Представители Германии:
- Германия выражает недовольство позицией России во франко – германском конфликте 1875 года.
2.3. Представители Австро-Венгрии:
- Австро-Венгрия предъявляет требования передачи ей турецких провинций Боснии и Герцеговины.
2.4. Все страны недовольны усилением России на Балканах и требуют уменьшения территорий Сербии и Черногории и ликвидации единого независимого Болгарского государства. Излагают статьи Берлинского тpaктата.
3. Представители России:
- соглашаются подписать Берлинский тpaктат;
- объясняют, чем он был невыгоден для России.
Учителю:
- Помочь учащимся поработать с дополнительной литературой при подготовке сообщений.
- Продумать оформление урока.
ХОД УРОКА
I. Постановка целей
Вступительное слово учителя. В 1856 году
Россия потерпела поражение в Крымской войне, её
международное положение ухудшилось. После войны
Александр II начал проводить коренные реформы в
стране. Их успех в немалой степени зависел от
внешней политики. Новым министром иностранных
дел был назначен князь Горчаков, талантливый
дипломат. Он вел, осторожную политику, избегал
вступать в военные союзы и конфликты. В его
дипломатической карьере был и Берлинский
конгресс.
Цель нашего урока – проследить переход России от
поражения в Крымской войне к блистательной
победе в русско-турецкой войне и рассмотреть
роль русской дипломатии на Берлинском конгрессе.
Для подготовки этого урока была создана
опережающая группа, работу которой вы увидите по
ходу урока, были сделаны таблицы, подготовлена
выставка используемой литературы и все это
делалось с одной целью – понять, как сложно
иногда завоеванную победу не потерять.
II. Актуализация знаний
– Повторение домашнего задания мы начнем
сегодня со схемы «Внешняя политика России во
второй половине XIX века» (Приложение
1). Черным отмечено то, что вы уже знаете,
а красным, что вам предстоит узнать.
– На предыдущих уроках мы с вами говорили о том,
что такое внешняя политика и война.
– Что такое политика?
– Каких видов бывает внешняя политика?
– Что такое внешняя политика?
– Вроде бы два мирных слова внешняя и политика, а
неправильное ее ведение может привести к войне.
– Давайте вспомним, что такое война.
– Какие виды войн вы знаете?
– А ведь первое внешнеполитическое событие,
которое произошло во II половине XIX века, была
война.
- Какое название получила эта война? (Крымская война)
- Какая она была освободительная или завоевательная?
- Назовите даты войны.
- Каковы причины войны? (Борьба за турецкие владения – решение восточного вопроса)
- Какие страны участвовали в Крымской войне? (Россия, Франция, Англия, Австро-Венгрия, Турция). Покажите их на карте.
- Чем закончилась война для России? (Поражением)
- Каковы причины поражения России? (1. Экономическая отсталость страны. 2. Военно-техническая отсталость. 3. Отсутствие железно-дорожного трaнcпорта. 4. Парусный флот вместо парового. 5. Рекрутская система набора в армию. 6. Крепостное право)
- В каком документе зафиксирован итог войны? (Парижский мирный договор)
- Что стало с Россией после подписания Парижского договора? (Политическая изоляция)
– Итоги Крымской войны ярко отразились в
словах Ленина: «Крымская война показала, всю
гнилость и отсталость России!»
И все же, внешняя политика России во второй
половине XIX века была вполне успешной. Не смотря
на тяжелые итоги Крымской войны, внешняя
политика России стала развиваться динамично.
Россия нашла в себе силы, чтобы поднять свой
престиж на международной арене. Империя
значительно расширилась за счет Средней Азии.
Правда, была продана Аляска. В дипломатическом
плане Россия добилась не только выхода из
международной изоляции, последовавшей после
Крымской войны, но и усилила свое влияние в
Европе.
Опережая ваши знания, я вам расскажу о событиях,
которые нам необходимы для изучения данной темы,
речь о которых пойдет в IV четверти на уроках по
истории Нового времени.
В 1870 годах в Европе разворачиваются события, в
результате которых образовалась Германская
империя. Когда началась франко-прусская война у
России был шанс отказаться от унизительных
статей Парижского мирного договора, т.к. Франция
была в стадии войны и не имела возможности
заниматься другими внешнеполитическими
вопросами. В борьбу вступает русская дипломатия.
Как только образовалась Германская империя, она
стала искать себе союзников и нашла их в лице
России и Австро-Венгрия. Германия, Россия и
Австро-Венгрия в 1873 году составили «Союз трех
императоров».
- Какова цель «Союза трех императоров»? (Целью «Союза» было устранение возможных разногласий между этими странами. При угрозе нападения на одну из них участницы «Союза» должны были договариваться о совместных действиях)
- Какую цель преследовала Россия при вступлении в «союз трех императоров»? (Целью России при вступлении в «Союз трех императоров» было не допустить антирусского союза Германии и Австро-Венгрия)
- Какую цель преследовала Германия при вступлении в Союз? (Цель Германии при вступлении в «Союз трех императоров» - развязать себе руки для действий против Франции, однако в 1875 году Россия не допустила новой войны Германии с Францией)
– Скажите, ребята, для вас важно в жизни иметь
друзей? А каких? Вот и Россия искала себе таких
друзей. Однако хоть Россия и восстановила к
середине 70-х гг. статус европейской державы все
же ей не удалось найти верных союзников: «Союз
трех императоров» был непрочен и не содержал
обязательств сторон.
И, как уже было сказано, к середине 70-х гг. Россия
восстановила свой статус европейской державы,
что повлекло за собой укрепление России на
Балканах. Европейские страны не желали допустить
усиления России на Балканах, и поэтому в 70-е годы
обострился восточный вопрос.
- С чем еще был связан восточный вопрос 70-х гг. XIX века и к чему он привел? (Он был связан с усилением борьбы балканских народов против турецкого владычества. Россия, считавшаяся защитницей народов Балканского полуострова, вступила в войну против Турции)
- Какая это была война освободительная или завоевательная?
- Назовите даты русско-турецкой войны?
- Каков итог русско-турецкой войны?
- В каком документе зафиксировано?
- Перечислите основные статьи Сан-Стефанского договора?
Таблица №1
«Сан-Стефанский договор»
|
|
|
|
Историческая справка:
Война, в которой погибли около 200 тыс. русских
воинов, завершилась. Главный её итог –
возвращение к государственной жизни болгарского
народа, 5 веков не существовавшего на
политической карте мира. Забытый Европой,
обескровленный Турцией, этот народ благодаря
удивительной силе духа сохранил свой
национальный язык, религию, традиции,
достоинство.
В память о героических событиях тех лет, во славу
русских и болгарских воинов на Шипке сооружен
величественный памятник. А 28 ноября 1887 года в
Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в
день десятилетия освобождения Плевны был открыт
памятник – часовня гренадерам, героям Плевны.
Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим
товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28
ноября 1878 года. В память войны с Турцией 1877 – 1878
гг.».
После подписания Сан-Стефанского мирного
договора, восточный вопрос вступил в свою
последнюю, завершающую стадию.
Западноевропейские правительства выразили
протест против условий Сан-Стефано. Англия и
Австро-Венгрия отказались признать условия
Сан-Стефанского мира. По их настоянию летом 1878
года состоялся Берлинский конгресс, с участием 6
держав, подписавших Парижский мирный договор.
- Какие страны участвовали при подписании Парижского договора?
– 13 июня 1878 года в Берлине под председательством канцлера Германии Отто фон Бисмарк. Целью конгресса для правительства Запада сводилась к тому, чтобы приуменьшить значение победы России в русско-турецкой войне и утвердить собственное влияние на Балканах. Одновременно с этим они добивались ослабления вновь созданных славянских государств на Балканах.
- Какие государства были созданы на Балканах? Покажите их на карте.
– На конгрессе все страны преследовали свои
интересы. Но у всех европейских стран была одна
общая цель – ослабить Россию на Балканах путем
пересмотра Сан-Стефанского договора.
Решать военные вопросы мирным путем всегда очень
сложно. Ведь на поле боя воюют шпагой, а здесь
словом. Я думаю, никто из нас не был на
международных конгрессах. И мы сейчас
постараемся воссоздать ту картину Берлинского
конгресса, приоткрыть завесу той политической и
дипломатической борьбы. Проследить позиции
стран участниц конгресса. Проследить, как
поведет себя российская делегация во главе с
Горчаковым.
На конгрессе наибольшая борьба развернулась
между Россией, Германией и Австро-Венгрией. Вот у
нас представители Германии во главе с Отто фон
Бисмарком, представители России во главе с
Горчаковым, представители Австро-Венгрии во
главе с Андраше.
III. Изучение нового материала
1. Ролевая игра «Берлинский конгресс»
– Заседание конгресса открывается.
Выступления опережающей группы:
- Открывает конгресс Отто фон Бисмарк. (Приложение 2)
Учитель: На вступительной речи Бисмарк заявил себя нейтральным посредником по отношению ко всем странам участницам Берлинского конгресса. Какие предложения и требования представит Россия. Давайте послушаем.
- Выступление представителей России. (Приложение 3)
Учитель: Россия изложила свои позиции относительно Сан-Стефанского договора и попросила поддержки у Германии и Австро-Венгрии. Как поведет себя Германия? Окажет ли она поддержку России?
- Выступление представителя Германии. (Приложение 4)
Учитель: Германия явно дала понять России, что на её поддержку Россия может не рассчитывать. Как поведет себя Австро-Венгрия?
- Выступление представителей Австро-Венгрии. (Приложение 5)
Учитель: Россия потеряла двух
союзников, на поддержку которых она
рассчитывала. В результате острых дебатов и
споров, стороны составили статьи Берлинского
тpaктата. После составления Берлинский тpaктат
был еще раз роздан странам участницам
Берлинского конгресса для ознакомления перед
подписанием.
Давайте выслушаем, какие статьи еще были приняты:
- Отто фон Бисмарк (объявляет условия тpaктата). (Приложение 6)
Учитель: Надежды России не оправдались. Как сейчас поведет себя Россия?
- Заключительное слово представителей России. (Приложение 7)
- Завершает конгресс Отто фон Бисмарк (подписываются условия Берлинского тpaктата). (Приложение 8)
– Мы понимаем недовольство российской делегации. Но, оказавшись в изоляции, опасаясь возможной войны с объединенной Европой и Турцией в условиях революционного брожения в стране, русская делегация на конгрессе была бессильна отстаивать условия Сан-Стефанского договора. Хоть сторонам было очень сложно договориться, Берлинский тpaктат был подписан.
2. Сравнительный анализ результатов Берлинского тpaктата и Сан-Стефанского мирного договоров.
- Скажите, почему Россия осталась в изоляции на Берлинском конгрессе?
- Давайте вспомним статьи Берлинского тpaктата?
Таблица №2
«Берлинский тpaктат»
|
|
|
|
– А сейчас проведем сравнительную хаpaктеристику Сан-Стефанского договора и Берлинского тpaктата. Что же Россия отстояла, а что потеряла? (Работа со схемами, записи в тетради).
IV. Заключительное слово учителя и подведение итогов
– После окончания Берлинского конгресса глава
русской делегации канцлер Горчаков отсылает
царю доклад, в котором написал: «Берлинский
конгресс есть самая черная страница в моей
служебной карьере!». Царь пометил: «И в моей
тоже».
Да, мы, бесспopно, можем считать Берлинский
конгресс черным пятном в российской дипломатии,
да, России пришлось поступиться своими
принципами, да, Россией были недовольны народы
Балканского полуострова, но и Россия тоже что-то
поимела – это тоже исторический факт.
Да мы можем очернять, мы можем ругать российскую
делегацию, но есть один бесспopный факт. Который
почувствовал Горчаков и русская делегация –
воевать против всей Европы, значит потерять все.
Скажите, как изменился политический вес России
на международной арене после Берлинского
конгрессе?
Но ведь будучи в изоляции Россия сумела отстоять
некоторые свои позиции, сумела не остаться в
политической изоляции после Берлинского
конгресса, Россия отстояла и не потеряла влияние
на Балканах и в последующие годы внешняя
политика России развивалась динамично.
Плодами побед российского оружия в
русско-турецкой войне воспользовались
европейские страны. Балканский кризис был
разрешен лишь на время.
Мы не использовали еще одну часть схемы – это
Кризис и распад «Союза трех императоров» и
образование «Тройственного союза». А составлена
она для того, чтобы вы имели представление о том,
к чему привел Берлинский конгресс. Это темы наших
последующих уроков, запланированных на IV
четверть по курсу новой истории. И с этой
таблицей мы еще будем работать.
Ну, что ж мне хотелось бы подвести итоги нашего
урока. А кого заинтересовала тема сегодняшнего
урока, кто желает познакомиться с ней поближе, вы
можете обратиться к выставленной здесь
литературе, которая использовалась для
подготовки урока.
За работу на уроке оценку 5 получают …, оценку 4 –
… После звонка с дневникам подойдите ко мне.
V. Дифференцированное домашнее задание
– Домашнее задание каждый для себя выберет сам:
- На тройку: выполнить задание в контурной карте.
- На четверку: параграф №53, прочитать ответить на вопросы 1, 2, 5, 7.
- На пятерку: сочинение «Россия в европейской политике II половине XX века: достижения и просчеты»
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 22:55:54
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 5:39:15
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 6:57:36
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 11:39:48
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 3:28:30
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 15:14:24
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 16:29:38
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 8:23:28
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 19:49:51
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 22:52:31
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 22:54:36
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 17:18:57
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 16:57:36
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 4:39:33
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 2:32:38
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 17:10:52
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 17:55:23
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 18:33:56
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 20:26:30
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 23:24:36
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 5:51:28
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 10:14:28
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 3:27:13
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 21:22:34
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 21:45:48
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 1:30:37
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 10:51:49
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 1:51:37
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 6:38:24
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 22:39:46
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 23:59:54
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 14:58:15
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 7:52:12
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 6:26:21
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 21:23:25
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 6:11:57
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 0:29:13
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 18:49:26
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 11:56:36
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 15:12:33
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 22:12:14
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 15:46:18
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 15:51:48
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 4:50:43
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 23:46:24
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 18:45:38
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 13:31:29
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 3:33:39
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 0:41:47
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 17:21:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::