Урок истории по теме "Берлинский конгресс" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"


    Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

Тема урока: «Берлинский конгресс».

Цели урока:

  • Проследить переход России от поражения в Крымской войне к блистательной победе в русско-турецкой войне.
  • Познакомиться с деятельностью русской дипломатии на Берлинском конгрессе.

Оборудование:

  • Схема №1 «Внешняя политика России во второй половине XIX века».
  • Таблица №1 «Сан-Стефанский мирный договор».
  • Таблица №2 «Берлинский тpaктат».
  • Выставка используемой литературы.
  • Карта «Территориально-политический раздел мира в 1871-1914 гг.».

Подготовка к уроку:

Учащимся:

1. Повторить параграфы 15, 25 (учебник Захарова).

2. Опережающая группа – ученики готовятся к ролевой игре Берлинский конгресс:

2.1. Представители России:

- излагают условия Сан-Стефанского мирного договора;
- приводят доводы в защиту своей позиции;
- обращаются к представителям Германии и Австро-Венгрии с просьбой о поддержке, напоминая о «Союзе трех императоров»;

2.2. Представители Германии:

- Германия выражает недовольство позицией России во франко – германском конфликте 1875 года.

2.3. Представители Австро-Венгрии:

- Австро-Венгрия предъявляет требования передачи ей турецких провинций Боснии и Герцеговины.

2.4. Все страны недовольны усилением России на Балканах и требуют уменьшения территорий Сербии и Черногории и ликвидации единого независимого Болгарского государства. Излагают статьи Берлинского тpaктата.

3. Представители России:

- соглашаются подписать Берлинский тpaктат;
- объясняют, чем он был невыгоден для России.

Учителю:

  • Помочь учащимся поработать с дополнительной литературой при подготовке сообщений.
  • Продумать оформление урока.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей

Вступительное слово учителя. В 1856 году Россия потерпела поражение в Крымской войне, её международное положение ухудшилось. После войны Александр II начал проводить коренные реформы в стране. Их успех в немалой степени зависел от внешней политики. Новым министром иностранных дел был назначен князь Горчаков, талантливый дипломат. Он вел, осторожную политику, избегал вступать в военные союзы и конфликты. В его дипломатической карьере был и Берлинский конгресс.
Цель нашего урока – проследить переход России от поражения в Крымской войне к блистательной победе в русско-турецкой войне и рассмотреть роль русской дипломатии на Берлинском конгрессе.
Для подготовки этого урока была создана опережающая группа, работу которой вы увидите по ходу урока, были сделаны таблицы, подготовлена выставка используемой литературы и все это делалось с одной целью – понять, как сложно иногда завоеванную победу не потерять.

II. Актуализация знаний

– Повторение домашнего задания мы начнем сегодня со схемы «Внешняя политика России во второй половине XIX века» (Приложение 1). Черным отмечено то, что вы уже знаете, а красным, что вам предстоит узнать.
– На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что такое внешняя политика и война.
– Что такое политика?
– Каких видов бывает внешняя политика?
– Что такое внешняя политика?
– Вроде бы два мирных слова внешняя и политика, а неправильное ее ведение может привести к войне.
– Давайте вспомним, что такое война.
– Какие виды войн вы знаете?
– А ведь первое внешнеполитическое событие, которое произошло во II половине XIX века, была война.

  • Какое название получила эта война? (Крымская война)
  • Какая она была освободительная или завоевательная?
  • Назовите даты войны.
  • Каковы причины войны? (Борьба за турецкие владения – решение восточного вопроса)
  • Какие страны участвовали в Крымской войне? (Россия, Франция, Англия, Австро-Венгрия, Турция). Покажите их на карте.
  • Чем закончилась война для России? (Поражением)
  • Каковы причины поражения России? (1. Экономическая отсталость страны. 2. Военно-техническая отсталость. 3. Отсутствие железно-дорожного трaнcпорта. 4. Парусный флот вместо парового. 5. Рекрутская система набора в армию. 6. Крепостное право)
  • В каком документе зафиксирован итог войны? (Парижский мирный договор)
  • Что стало с Россией после подписания Парижского договора? (Политическая изоляция)

– Итоги Крымской войны ярко отразились в словах Ленина: «Крымская война показала, всю гнилость и отсталость России!»
И все же, внешняя политика России во второй половине XIX века была вполне успешной. Не смотря на тяжелые итоги Крымской войны, внешняя политика России стала развиваться динамично. Россия нашла в себе силы, чтобы поднять свой престиж на международной арене. Империя значительно расширилась за счет Средней Азии. Правда, была продана Аляска. В дипломатическом плане Россия добилась не только выхода из международной изоляции, последовавшей после Крымской войны, но и усилила свое влияние в Европе.
Опережая ваши знания, я вам расскажу о событиях, которые нам необходимы для изучения данной темы, речь о которых пойдет в IV четверти на уроках по истории Нового времени.
В 1870 годах в Европе разворачиваются события, в результате которых образовалась Германская империя. Когда началась франко-прусская война у России был шанс отказаться от унизительных статей Парижского мирного договора, т.к. Франция была в стадии войны и не имела возможности заниматься другими внешнеполитическими вопросами. В борьбу вступает русская дипломатия.
Как только образовалась Германская империя, она стала искать себе союзников и нашла их в лице России и Австро-Венгрия. Германия, Россия и Австро-Венгрия в 1873 году составили «Союз трех императоров».

  • Какова цель «Союза трех императоров»? (Целью «Союза» было устранение возможных разногласий между этими странами. При угрозе нападения на одну из них участницы «Союза» должны были договариваться о совместных действиях)
  • Какую цель преследовала Россия при вступлении в «союз трех императоров»? (Целью России при вступлении в «Союз трех императоров» было не допустить антирусского союза Германии и Австро-Венгрия)
  • Какую цель преследовала Германия при вступлении в Союз? (Цель Германии при вступлении в «Союз трех императоров» - развязать себе руки для действий против Франции, однако в 1875 году Россия не допустила новой войны Германии с Францией)

– Скажите, ребята, для вас важно в жизни иметь друзей? А каких? Вот и Россия искала себе таких друзей. Однако хоть Россия и восстановила к середине 70-х гг. статус европейской державы все же ей не удалось найти верных союзников: «Союз трех императоров» был непрочен и не содержал обязательств сторон.
И, как уже было сказано, к середине 70-х гг. Россия восстановила свой статус европейской державы, что повлекло за собой укрепление России на Балканах. Европейские страны не желали допустить усиления России на Балканах, и поэтому в 70-е годы обострился восточный вопрос.

  • С чем еще был связан восточный вопрос 70-х гг. XIX века и к чему он привел? (Он был связан с усилением борьбы балканских народов против турецкого владычества. Россия, считавшаяся защитницей народов Балканского полуострова, вступила в войну против Турции)
  • Какая это была война освободительная или завоевательная?
  • Назовите даты русско-турецкой войны?
  • Каков итог русско-турецкой войны?
  • В каком документе зафиксировано?
  • Перечислите основные статьи Сан-Стефанского договора?

Таблица №1

«Сан-Стефанский договор»

  • Турция выплачивала большую контрибуцию
  • Создавалось большое государство Болгария
  • Сербия, Черногория и Румыния обрели полную независимость, их территории значительно увеличились
  • Россия получала Бессарабию и Карс.

Историческая справка:

Война, в которой погибли около 200 тыс. русских воинов, завершилась. Главный её итог – возвращение к государственной жизни болгарского народа, 5 веков не существовавшего на политической карте мира. Забытый Европой, обескровленный Турцией, этот народ благодаря удивительной силе духа сохранил свой национальный язык, религию, традиции, достоинство.
В память о героических событиях тех лет, во славу русских и болгарских воинов на Шипке сооружен величественный памятник. А 28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день десятилетия освобождения Плевны был открыт памятник – часовня гренадерам, героям Плевны. Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1878 года. В память войны с Турцией 1877 – 1878 гг.».
После подписания Сан-Стефанского мирного договора, восточный вопрос вступил в свою последнюю, завершающую стадию. Западноевропейские правительства выразили протест против условий Сан-Стефано. Англия и Австро-Венгрия отказались признать условия Сан-Стефанского мира. По их настоянию летом 1878 года состоялся Берлинский конгресс, с участием 6 держав, подписавших Парижский мирный договор.

  • Какие страны участвовали при подписании Парижского договора?

– 13 июня 1878 года в Берлине под председательством канцлера Германии Отто фон Бисмарк. Целью конгресса для правительства Запада сводилась к тому, чтобы приуменьшить значение победы России в русско-турецкой войне и утвердить собственное влияние на Балканах. Одновременно с этим они добивались ослабления вновь созданных славянских государств на Балканах.

  • Какие государства были созданы на Балканах? Покажите их на карте.

– На конгрессе все страны преследовали свои интересы. Но у всех европейских стран была одна общая цель – ослабить Россию на Балканах путем пересмотра Сан-Стефанского договора.
Решать военные вопросы мирным путем всегда очень сложно. Ведь на поле боя воюют шпагой, а здесь словом. Я думаю, никто из нас не был на международных конгрессах. И мы сейчас постараемся воссоздать ту картину Берлинского конгресса, приоткрыть завесу той политической и дипломатической борьбы. Проследить позиции стран участниц конгресса. Проследить, как поведет себя российская делегация во главе с Горчаковым.
На конгрессе наибольшая борьба развернулась между Россией, Германией и Австро-Венгрией. Вот у нас представители Германии во главе с Отто фон Бисмарком, представители России во главе с Горчаковым, представители Австро-Венгрии во главе с Андраше.

III. Изучение нового материала

1. Ролевая игра «Берлинский конгресс»

– Заседание конгресса открывается.

Выступления опережающей группы:

  1. Открывает конгресс Отто фон Бисмарк. (Приложение 2)

Учитель: На вступительной речи Бисмарк заявил себя нейтральным посредником по отношению ко всем странам участницам Берлинского конгресса. Какие предложения и требования представит Россия. Давайте послушаем.

  1. Выступление представителей России. (Приложение 3)

Учитель: Россия изложила свои позиции относительно Сан-Стефанского договора и попросила поддержки у Германии и Австро-Венгрии. Как поведет себя Германия? Окажет ли она поддержку России?

  1. Выступление представителя Германии. (Приложение 4)

Учитель: Германия явно дала понять России, что на её поддержку Россия может не рассчитывать. Как поведет себя Австро-Венгрия?

  1. Выступление представителей Австро-Венгрии. (Приложение 5)

Учитель: Россия потеряла двух союзников, на поддержку которых она рассчитывала. В результате острых дебатов и споров, стороны составили статьи Берлинского тpaктата. После составления Берлинский тpaктат был еще раз роздан странам участницам Берлинского конгресса для ознакомления перед подписанием.
Давайте выслушаем, какие статьи еще были приняты:

  1. Отто фон Бисмарк (объявляет условия тpaктата). (Приложение 6)

Учитель: Надежды России не оправдались. Как сейчас поведет себя Россия?

  1. Заключительное слово представителей России. (Приложение 7)
  2. Завершает конгресс Отто фон Бисмарк (подписываются условия Берлинского тpaктата). (Приложение 8)

– Мы понимаем недовольство российской делегации. Но, оказавшись в изоляции, опасаясь возможной войны с объединенной Европой и Турцией в условиях революционного брожения в стране, русская делегация на конгрессе была бессильна отстаивать условия Сан-Стефанского договора. Хоть сторонам было очень сложно договориться, Берлинский тpaктат был подписан.

2. Сравнительный анализ результатов Берлинского тpaктата и Сан-Стефанского мирного договоров.

  • Скажите, почему Россия осталась в изоляции на Берлинском конгрессе?
  • Давайте вспомним статьи Берлинского тpaктата?

Таблица №2

«Берлинский тpaктат»

  • Размер контрибуции снижался.
  • Независимость получила только северная Болгария, а южная осталась под властью Турции.
  • Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшились.
  • Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, Англия – Кипр.

– А сейчас проведем сравнительную хаpaктеристику Сан-Стефанского договора и Берлинского тpaктата. Что же Россия отстояла, а что потеряла? (Работа со схемами, записи в тетради).

IV. Заключительное слово учителя и подведение итогов

– После окончания Берлинского конгресса глава русской делегации канцлер Горчаков отсылает царю доклад, в котором написал: «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере!». Царь пометил: «И в моей тоже».
Да, мы, бесспopно, можем считать Берлинский конгресс черным пятном в российской дипломатии, да, России пришлось поступиться своими принципами, да, Россией были недовольны народы Балканского полуострова, но и Россия тоже что-то поимела – это тоже исторический факт.
Да мы можем очернять, мы можем ругать российскую делегацию, но есть один бесспopный факт. Который почувствовал Горчаков и русская делегация – воевать против всей Европы, значит потерять все.
Скажите, как изменился политический вес России на международной арене после Берлинского конгрессе?
Но ведь будучи в изоляции Россия сумела отстоять некоторые свои позиции, сумела не остаться в политической изоляции после Берлинского конгресса, Россия отстояла и не потеряла влияние на Балканах и в последующие годы внешняя политика России развивалась динамично.
Плодами побед российского оружия в русско-турецкой войне воспользовались европейские страны. Балканский кризис был разрешен лишь на время.
Мы не использовали еще одну часть схемы – это Кризис и распад «Союза трех императоров» и образование «Тройственного союза». А составлена она для того, чтобы вы имели представление о том, к чему привел Берлинский конгресс. Это темы наших последующих уроков, запланированных на IV четверть по курсу новой истории. И с этой таблицей мы еще будем работать.
Ну, что ж мне хотелось бы подвести итоги нашего урока. А кого заинтересовала тема сегодняшнего урока, кто желает познакомиться с ней поближе, вы можете обратиться к выставленной здесь литературе, которая использовалась для подготовки урока.
За работу на уроке оценку 5 получают …, оценку 4 – … После звонка с дневникам подойдите ко мне.

V. Дифференцированное домашнее задание

– Домашнее задание каждый для себя выберет сам:

  • На тройку: выполнить задание в контурной карте.
  • На четверку: параграф №53, прочитать ответить на вопросы 1, 2, 5, 7.
  • На пятерку: сочинение «Россия в европейской политике II половине XX века: достижения и просчеты»


Урок по теме "Я-гражданин"


    Урок по теме "Я-гражданин"

      Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

19 05 2022 6:45:45

Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова


    Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова

      Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории. ...

18 05 2022 9:36:55

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"


    Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

      Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

17 05 2022 14:48:51

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

16 05 2022 4:42:57

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"


    Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

      Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

15 05 2022 8:14:51

Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"


    Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"

      Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....

14 05 2022 0:38:51

Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания


    Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания

      Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

13 05 2022 3:59:17

Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"


    Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

      Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....

12 05 2022 17:35:30

Путешествие в мир истории


    Путешествие в мир истории

      Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

11 05 2022 7:41:50

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс


    Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

      Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...

10 05 2022 2:41:39

Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей"


    Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей"

      Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....

09 05 2022 16:55:23

Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"


    Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

      В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....

08 05 2022 0:40:59

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"

      В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...

07 05 2022 5:38:30

Электронное обучающее средство "Из истории государственных символов России"


    Электронное обучающее средство "Из истории государственных символов России"

      Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....

06 05 2022 10:45:19

Урок истории по теме "Раздробленность в Англии и Франции". 6-й класс


    Урок истории по теме "Раздробленность в Англии и Франции". 6-й класс

      Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....

05 05 2022 0:21:23

Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции


    Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции

      В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....

04 05 2022 15:32:42

Поход Александра Македонского на Восток


    Поход Александра Македонского на Восток

      Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

03 05 2022 22:59:36

Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"


    Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

      Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....

02 05 2022 1:43:52

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс


    Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

      Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...

01 05 2022 22:50:47

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"


    Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

      Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

30 04 2022 11:55:33

Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс


    Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс

      На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....

29 04 2022 0:33:41

"Советская страна в годы НЭПа"


    "Советская страна в годы НЭПа"

      Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....

28 04 2022 12:19:11

Восток и Греция после Александра Македонского


    Восток и Греция после Александра Македонского

      Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....

27 04 2022 3:40:27

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения


    Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

      Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

26 04 2022 7:13:34

Отечественная война 1812 года


    Отечественная война 1812 года

      На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....

25 04 2022 15:34:46

Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года


    Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года

      Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....

24 04 2022 2:57:17

Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"

      Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...

23 04 2022 7:38:10

Программа по истории. 8-й класс


    Программа по истории. 8-й класс

      Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....

22 04 2022 11:59:33

Библиотечный урок "Куликовская битва" (10-й класс)


    Библиотечный урок "Куликовская битва" (10-й класс)

      Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...

21 04 2022 13:41:53

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга "Виват, Санкт-Петербург!"


    Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга "Виват, Санкт-Петербург!"

      Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....

20 04 2022 2:35:43

Конспект урока-семинара (с элементами интегрирования) в 10-м классе по теме "Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности"


    Конспект урока-семинара (с элементами интегрирования) в 10-м классе по теме "Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности"

      На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...

19 04 2022 17:13:22

КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс


    КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс

      Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....

18 04 2022 2:12:19

М.М. Сперанский и его реформы


    М.М. Сперанский и его реформы

      Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...

17 04 2022 13:13:11

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"


    Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

      Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

16 04 2022 4:53:20

Открытый урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"


    Открытый урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"

      На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...

14 04 2022 12:25:48

Интегрированный урок (история + русский язык) по теме "Олимпийские игры". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + русский язык) по теме "Олимпийские игры". 5-й класс

      Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....

13 04 2022 3:25:24

Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"


    Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"

      Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе. ...

12 04 2022 16:23:21

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания


    Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

      Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

11 04 2022 4:25:33

Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности


    Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

      Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...

10 04 2022 19:53:57

Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)


    Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

      Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...

09 04 2022 15:46:30

Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"


    Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"

      В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...

08 04 2022 15:35:33

Урок в 11-м классе "Нравственный подвиг русского человека"


    Урок в 11-м классе "Нравственный подвиг русского человека"

      Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....

07 04 2022 22:13:42

Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс


    Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс

      Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....

06 04 2022 21:23:23

Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе


    Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе

      Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....

05 04 2022 1:14:28

Психологический климат в семье


    Психологический климат в семье

      Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....

04 04 2022 4:29:12

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа


    Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

      В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

03 04 2022 3:35:29

Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»


    Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»

      Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....

02 04 2022 1:59:16

Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс


    Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс

      Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....

01 04 2022 9:48:42

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")


    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

      Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

31 03 2022 9:31:30

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::