Урок истории по теме "Берлинский конгресс"
Тема урока: «Берлинский конгресс».
Цели урока:
- Проследить переход России от поражения в Крымской войне к блистательной победе в русско-турецкой войне.
- Познакомиться с деятельностью русской дипломатии на Берлинском конгрессе.
Оборудование:
- Схема №1 «Внешняя политика России во второй половине XIX века».
- Таблица №1 «Сан-Стефанский мирный договор».
- Таблица №2 «Берлинский тpaктат».
- Выставка используемой литературы.
- Карта «Территориально-политический раздел мира в 1871-1914 гг.».
Подготовка к уроку:
Учащимся:
1. Повторить параграфы 15, 25 (учебник Захарова).
2. Опережающая группа – ученики готовятся к ролевой игре Берлинский конгресс:
2.1. Представители России:
- излагают условия Сан-Стефанского мирного договора;
- приводят доводы в защиту своей позиции;
- обращаются к представителям Германии и Австро-Венгрии с просьбой о поддержке, напоминая о «Союзе трех императоров»;2.2. Представители Германии:
- Германия выражает недовольство позицией России во франко – германском конфликте 1875 года.
2.3. Представители Австро-Венгрии:
- Австро-Венгрия предъявляет требования передачи ей турецких провинций Боснии и Герцеговины.
2.4. Все страны недовольны усилением России на Балканах и требуют уменьшения территорий Сербии и Черногории и ликвидации единого независимого Болгарского государства. Излагают статьи Берлинского тpaктата.
3. Представители России:
- соглашаются подписать Берлинский тpaктат;
- объясняют, чем он был невыгоден для России.
Учителю:
- Помочь учащимся поработать с дополнительной литературой при подготовке сообщений.
- Продумать оформление урока.
ХОД УРОКА
I. Постановка целей
Вступительное слово учителя. В 1856 году
Россия потерпела поражение в Крымской войне, её
международное положение ухудшилось. После войны
Александр II начал проводить коренные реформы в
стране. Их успех в немалой степени зависел от
внешней политики. Новым министром иностранных
дел был назначен князь Горчаков, талантливый
дипломат. Он вел, осторожную политику, избегал
вступать в военные союзы и конфликты. В его
дипломатической карьере был и Берлинский
конгресс.
Цель нашего урока – проследить переход России от
поражения в Крымской войне к блистательной
победе в русско-турецкой войне и рассмотреть
роль русской дипломатии на Берлинском конгрессе.
Для подготовки этого урока была создана
опережающая группа, работу которой вы увидите по
ходу урока, были сделаны таблицы, подготовлена
выставка используемой литературы и все это
делалось с одной целью – понять, как сложно
иногда завоеванную победу не потерять.
II. Актуализация знаний
– Повторение домашнего задания мы начнем
сегодня со схемы «Внешняя политика России во
второй половине XIX века» (Приложение
1). Черным отмечено то, что вы уже знаете,
а красным, что вам предстоит узнать.
– На предыдущих уроках мы с вами говорили о том,
что такое внешняя политика и война.
– Что такое политика?
– Каких видов бывает внешняя политика?
– Что такое внешняя политика?
– Вроде бы два мирных слова внешняя и политика, а
неправильное ее ведение может привести к войне.
– Давайте вспомним, что такое война.
– Какие виды войн вы знаете?
– А ведь первое внешнеполитическое событие,
которое произошло во II половине XIX века, была
война.
- Какое название получила эта война? (Крымская война)
- Какая она была освободительная или завоевательная?
- Назовите даты войны.
- Каковы причины войны? (Борьба за турецкие владения – решение восточного вопроса)
- Какие страны участвовали в Крымской войне? (Россия, Франция, Англия, Австро-Венгрия, Турция). Покажите их на карте.
- Чем закончилась война для России? (Поражением)
- Каковы причины поражения России? (1. Экономическая отсталость страны. 2. Военно-техническая отсталость. 3. Отсутствие железно-дорожного трaнcпорта. 4. Парусный флот вместо парового. 5. Рекрутская система набора в армию. 6. Крепостное право)
- В каком документе зафиксирован итог войны? (Парижский мирный договор)
- Что стало с Россией после подписания Парижского договора? (Политическая изоляция)
– Итоги Крымской войны ярко отразились в
словах Ленина: «Крымская война показала, всю
гнилость и отсталость России!»
И все же, внешняя политика России во второй
половине XIX века была вполне успешной. Не смотря
на тяжелые итоги Крымской войны, внешняя
политика России стала развиваться динамично.
Россия нашла в себе силы, чтобы поднять свой
престиж на международной арене. Империя
значительно расширилась за счет Средней Азии.
Правда, была продана Аляска. В дипломатическом
плане Россия добилась не только выхода из
международной изоляции, последовавшей после
Крымской войны, но и усилила свое влияние в
Европе.
Опережая ваши знания, я вам расскажу о событиях,
которые нам необходимы для изучения данной темы,
речь о которых пойдет в IV четверти на уроках по
истории Нового времени.
В 1870 годах в Европе разворачиваются события, в
результате которых образовалась Германская
империя. Когда началась франко-прусская война у
России был шанс отказаться от унизительных
статей Парижского мирного договора, т.к. Франция
была в стадии войны и не имела возможности
заниматься другими внешнеполитическими
вопросами. В борьбу вступает русская дипломатия.
Как только образовалась Германская империя, она
стала искать себе союзников и нашла их в лице
России и Австро-Венгрия. Германия, Россия и
Австро-Венгрия в 1873 году составили «Союз трех
императоров».
- Какова цель «Союза трех императоров»? (Целью «Союза» было устранение возможных разногласий между этими странами. При угрозе нападения на одну из них участницы «Союза» должны были договариваться о совместных действиях)
- Какую цель преследовала Россия при вступлении в «союз трех императоров»? (Целью России при вступлении в «Союз трех императоров» было не допустить антирусского союза Германии и Австро-Венгрия)
- Какую цель преследовала Германия при вступлении в Союз? (Цель Германии при вступлении в «Союз трех императоров» - развязать себе руки для действий против Франции, однако в 1875 году Россия не допустила новой войны Германии с Францией)
– Скажите, ребята, для вас важно в жизни иметь
друзей? А каких? Вот и Россия искала себе таких
друзей. Однако хоть Россия и восстановила к
середине 70-х гг. статус европейской державы все
же ей не удалось найти верных союзников: «Союз
трех императоров» был непрочен и не содержал
обязательств сторон.
И, как уже было сказано, к середине 70-х гг. Россия
восстановила свой статус европейской державы,
что повлекло за собой укрепление России на
Балканах. Европейские страны не желали допустить
усиления России на Балканах, и поэтому в 70-е годы
обострился восточный вопрос.
- С чем еще был связан восточный вопрос 70-х гг. XIX века и к чему он привел? (Он был связан с усилением борьбы балканских народов против турецкого владычества. Россия, считавшаяся защитницей народов Балканского полуострова, вступила в войну против Турции)
- Какая это была война освободительная или завоевательная?
- Назовите даты русско-турецкой войны?
- Каков итог русско-турецкой войны?
- В каком документе зафиксировано?
- Перечислите основные статьи Сан-Стефанского договора?
Таблица №1
«Сан-Стефанский договор»
|
|
|
|
Историческая справка:
Война, в которой погибли около 200 тыс. русских
воинов, завершилась. Главный её итог –
возвращение к государственной жизни болгарского
народа, 5 веков не существовавшего на
политической карте мира. Забытый Европой,
обескровленный Турцией, этот народ благодаря
удивительной силе духа сохранил свой
национальный язык, религию, традиции,
достоинство.
В память о героических событиях тех лет, во славу
русских и болгарских воинов на Шипке сооружен
величественный памятник. А 28 ноября 1887 года в
Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в
день десятилетия освобождения Плевны был открыт
памятник – часовня гренадерам, героям Плевны.
Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим
товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28
ноября 1878 года. В память войны с Турцией 1877 – 1878
гг.».
После подписания Сан-Стефанского мирного
договора, восточный вопрос вступил в свою
последнюю, завершающую стадию.
Западноевропейские правительства выразили
протест против условий Сан-Стефано. Англия и
Австро-Венгрия отказались признать условия
Сан-Стефанского мира. По их настоянию летом 1878
года состоялся Берлинский конгресс, с участием 6
держав, подписавших Парижский мирный договор.
- Какие страны участвовали при подписании Парижского договора?
– 13 июня 1878 года в Берлине под председательством канцлера Германии Отто фон Бисмарк. Целью конгресса для правительства Запада сводилась к тому, чтобы приуменьшить значение победы России в русско-турецкой войне и утвердить собственное влияние на Балканах. Одновременно с этим они добивались ослабления вновь созданных славянских государств на Балканах.
- Какие государства были созданы на Балканах? Покажите их на карте.
– На конгрессе все страны преследовали свои
интересы. Но у всех европейских стран была одна
общая цель – ослабить Россию на Балканах путем
пересмотра Сан-Стефанского договора.
Решать военные вопросы мирным путем всегда очень
сложно. Ведь на поле боя воюют шпагой, а здесь
словом. Я думаю, никто из нас не был на
международных конгрессах. И мы сейчас
постараемся воссоздать ту картину Берлинского
конгресса, приоткрыть завесу той политической и
дипломатической борьбы. Проследить позиции
стран участниц конгресса. Проследить, как
поведет себя российская делегация во главе с
Горчаковым.
На конгрессе наибольшая борьба развернулась
между Россией, Германией и Австро-Венгрией. Вот у
нас представители Германии во главе с Отто фон
Бисмарком, представители России во главе с
Горчаковым, представители Австро-Венгрии во
главе с Андраше.
III. Изучение нового материала
1. Ролевая игра «Берлинский конгресс»
– Заседание конгресса открывается.
Выступления опережающей группы:
- Открывает конгресс Отто фон Бисмарк. (Приложение 2)
Учитель: На вступительной речи Бисмарк заявил себя нейтральным посредником по отношению ко всем странам участницам Берлинского конгресса. Какие предложения и требования представит Россия. Давайте послушаем.
- Выступление представителей России. (Приложение 3)
Учитель: Россия изложила свои позиции относительно Сан-Стефанского договора и попросила поддержки у Германии и Австро-Венгрии. Как поведет себя Германия? Окажет ли она поддержку России?
- Выступление представителя Германии. (Приложение 4)
Учитель: Германия явно дала понять России, что на её поддержку Россия может не рассчитывать. Как поведет себя Австро-Венгрия?
- Выступление представителей Австро-Венгрии. (Приложение 5)
Учитель: Россия потеряла двух
союзников, на поддержку которых она
рассчитывала. В результате острых дебатов и
споров, стороны составили статьи Берлинского
тpaктата. После составления Берлинский тpaктат
был еще раз роздан странам участницам
Берлинского конгресса для ознакомления перед
подписанием.
Давайте выслушаем, какие статьи еще были приняты:
- Отто фон Бисмарк (объявляет условия тpaктата). (Приложение 6)
Учитель: Надежды России не оправдались. Как сейчас поведет себя Россия?
- Заключительное слово представителей России. (Приложение 7)
- Завершает конгресс Отто фон Бисмарк (подписываются условия Берлинского тpaктата). (Приложение 8)
– Мы понимаем недовольство российской делегации. Но, оказавшись в изоляции, опасаясь возможной войны с объединенной Европой и Турцией в условиях революционного брожения в стране, русская делегация на конгрессе была бессильна отстаивать условия Сан-Стефанского договора. Хоть сторонам было очень сложно договориться, Берлинский тpaктат был подписан.
2. Сравнительный анализ результатов Берлинского тpaктата и Сан-Стефанского мирного договоров.
- Скажите, почему Россия осталась в изоляции на Берлинском конгрессе?
- Давайте вспомним статьи Берлинского тpaктата?
Таблица №2
«Берлинский тpaктат»
|
|
|
|
– А сейчас проведем сравнительную хаpaктеристику Сан-Стефанского договора и Берлинского тpaктата. Что же Россия отстояла, а что потеряла? (Работа со схемами, записи в тетради).
IV. Заключительное слово учителя и подведение итогов
– После окончания Берлинского конгресса глава
русской делегации канцлер Горчаков отсылает
царю доклад, в котором написал: «Берлинский
конгресс есть самая черная страница в моей
служебной карьере!». Царь пометил: «И в моей
тоже».
Да, мы, бесспopно, можем считать Берлинский
конгресс черным пятном в российской дипломатии,
да, России пришлось поступиться своими
принципами, да, Россией были недовольны народы
Балканского полуострова, но и Россия тоже что-то
поимела – это тоже исторический факт.
Да мы можем очернять, мы можем ругать российскую
делегацию, но есть один бесспopный факт. Который
почувствовал Горчаков и русская делегация –
воевать против всей Европы, значит потерять все.
Скажите, как изменился политический вес России
на международной арене после Берлинского
конгрессе?
Но ведь будучи в изоляции Россия сумела отстоять
некоторые свои позиции, сумела не остаться в
политической изоляции после Берлинского
конгресса, Россия отстояла и не потеряла влияние
на Балканах и в последующие годы внешняя
политика России развивалась динамично.
Плодами побед российского оружия в
русско-турецкой войне воспользовались
европейские страны. Балканский кризис был
разрешен лишь на время.
Мы не использовали еще одну часть схемы – это
Кризис и распад «Союза трех императоров» и
образование «Тройственного союза». А составлена
она для того, чтобы вы имели представление о том,
к чему привел Берлинский конгресс. Это темы наших
последующих уроков, запланированных на IV
четверть по курсу новой истории. И с этой
таблицей мы еще будем работать.
Ну, что ж мне хотелось бы подвести итоги нашего
урока. А кого заинтересовала тема сегодняшнего
урока, кто желает познакомиться с ней поближе, вы
можете обратиться к выставленной здесь
литературе, которая использовалась для
подготовки урока.
За работу на уроке оценку 5 получают …, оценку 4 –
… После звонка с дневникам подойдите ко мне.
V. Дифференцированное домашнее задание
– Домашнее задание каждый для себя выберет сам:
- На тройку: выполнить задание в контурной карте.
- На четверку: параграф №53, прочитать ответить на вопросы 1, 2, 5, 7.
- На пятерку: сочинение «Россия в европейской политике II половине XX века: достижения и просчеты»
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
24 09 2023 6:18:17
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
23 09 2023 0:51:18
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
22 09 2023 22:41:45
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
21 09 2023 21:33:49
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
20 09 2023 10:47:10
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
19 09 2023 17:44:41
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
18 09 2023 15:38:23
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
17 09 2023 16:35:53
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
16 09 2023 15:29:28
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
15 09 2023 3:57:26
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
14 09 2023 18:31:48
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
13 09 2023 10:17:34
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
12 09 2023 9:21:11
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
11 09 2023 12:18:12
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
10 09 2023 12:11:25
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
09 09 2023 23:18:27
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
08 09 2023 11:11:15
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
07 09 2023 2:51:45
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
06 09 2023 9:38:32
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
05 09 2023 17:43:48
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
04 09 2023 13:27:38

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
03 09 2023 21:10:31
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
02 09 2023 8:17:55
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
01 09 2023 0:14:57
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
31 08 2023 9:28:10

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
30 08 2023 3:10:53
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
29 08 2023 23:56:17
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
28 08 2023 17:13:28
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
27 08 2023 20:54:43
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
26 08 2023 11:10:50
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
25 08 2023 0:11:51
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
24 08 2023 15:24:44

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
23 08 2023 3:27:37
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент.
Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность.
На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края.
На пpaктических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды.
Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе.
Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....
22 08 2023 13:45:20
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
21 08 2023 17:53:50
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
20 08 2023 13:50:27
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
19 08 2023 17:24:45
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
18 08 2023 0:10:44
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
17 08 2023 15:57:16
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
16 08 2023 11:54:27
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
15 08 2023 11:55:30
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
14 08 2023 1:38:39
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
13 08 2023 12:45:43
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
12 08 2023 5:59:32
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
11 08 2023 0:36:39
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
...
10 08 2023 20:22:46
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
09 08 2023 14:36:21
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
08 08 2023 18:28:48
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
07 08 2023 11:19:29
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
06 08 2023 5:25:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::