Урок по истории "Крымская война 1853 – 1856 гг."
Цели урока:
1. Выяснение причин, ход и последствия Крымской войны.
2. Развитие навыков работы с текстом, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами.
Оборудование урока:
- Персональный компьютер;
- мультимедийный видеопроектор;
- карта “Крымская война”;
- технологическая карта урока;
- тестовые задания;
- выставка книг, посвященных событиям Крымской войны.
План урока
- Вступительное слово учителя
- Актуализация опopных знаний об истории “восточного вопроса” в России.
- Рассказ учителя о причине, поводе, событиях Крымской войны, заполнение технологической карты урока.
Ход урока
I. Орг. момент:Здравствуйте! Сегодня у нас урок на тему “Крымская война”. Мне очень хочется, чтобы вам этот урок запомнился, а события, о которых мы будем говорить останутся в вашем сердце.
II. Актуализация опopных знаний:Давайте с вами вспомним, что такое исторические термины “Восточный вопрос” (взаимоотношения с Турцией, благоприятный режим для судов через проливы Босфор и Дарданеллы, помощь балканским народам в борьбе за независимость) (Показать на карте)
-Для России этот вопрос решался долго.
–Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XII века. (русско-турецкие войны, Черноморское побережье от Анапы до Поти, свободная торговля в проливах.
III. Объяснение нового материала:Давайте с вами вместе сформулируем задачи нашего урока. Как вы думаете, что вы на уроке должны выяснить? (ответы учеников)
Война – это не только причины и не только итоги. Это ещё и судьбы людей, мужество и героизм. Совсем недавно мы отмечали дни освобождения от немецко-фашистских захватчиков нашей станицы, отметим в этом году 62-ю годовщину Победы в Великой Отечественной Войне. А задумывались ли вы когда-нибудь почему именно наша страна, наш народ одержал эту победу, почему в 1812 году одержали победу над французами, почему даже когда наши войска отступали, то захватчики не испытывали радости от победы. Сегодня на уроке я хочу чтобы вы прочувствовали героизм и мужество русских солдат.
Работа по учебнику: Открыли учебник на странице 93 §14 п.1 Самостоятельно выделите причины и повод к началу войны.
(Ответы записать в технологическую карту урока)
Причина: противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке.
Повод: спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма Гроба Господня.
- Назовите страны участницы этой войны?
Россия – пересмотр режима, усиление влияния.
Турция – подавление национально- освободительного движения, возвращение Крыма, Черноморского побережья.
Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить её позицию на Ближнем Востоке.
-Почему у России в Крымской войне не было союзников? (Чем можно объяснить просчеты, допущенные Николаем I)
- Давайте рассмотрим ход военных действий, и по ходу моего рассказа заполните таблицу:
(Заполнение технологической карты) (Приложение 1)
Этапы |
Противники России |
Основные события |
1-й этап: ноябрь 1853- апрель 1854 |
Турция |
Синопское сражение |
2-й этап: апрель 1854–февраль 1856 |
Англия и Франция |
Сражение на реке Альме, оборона Севастополя |
Война начиналась на двух фронтах Балканском и Закавказском.
Самое яркое событие этого периода – Синопское сражение.
(Рассказ учителя о битве, сопровождающейся показом слайдов презентации, см. Приложение 2)
Работа по карте:
- рассмотреть как были расставлены корабли противника.
В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьезно. Береговые батареи у турок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца XVI в., турецкий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел в решающие моменты своего существования сколько-нибудь способных адмиралов. Так оказалось и в фатальный для Турции день Синопа. Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной города; набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой, закрывавшей собой если не все, то многие береговые батареи. Да и расположение судов было, естественно, таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой был обращен не к морю, а к городу Синопу.
Вот картина, которая предстала перед глазами нашей эскадры “Большинство турецких фрегатов ещё горело, и когда пламя доходило до заряженных орудий, происходили само собой выстрелы, и ядра пролетали над нами. Мы видели, как фрегаты один за другим взлетели на воздух. Весь рейд и наши корабли до того ярко были освещены пожаром, что наши матросы работали над починкой судов, не нуждаясь в фонарях”.
- Вступление Англии и Франции в войну (союз с Турцией) март 1854 года, объявление воны (действия апрель 1854 по февраль 1856 – действия на суше)
-сентябрь 1854 года 60 тысяч высадились в Крыму, наступление на главную русскую крепость на Чёрном море – Севастополь. (Е.В.Тарле Крымская война)
Сражение на реке Альме.
Противник имел почти двойной перевес в силах. Нарезные ружья союзников били на расстояние в 1200—1300 шагов, а русские гладкоствольные всего на 200—300. Грохот орудий, свист пуль, проклятия, мольбы, крики и стоны, ржание лошадей — все слилось в ужасный гул. В Альминском сражении особенно отличился Владимирский полк. Осыпаемые вражескими снарядами, под градом пуль, “владимирцы” с ружьями наперевес храбро шли вперед. Это была живая стена штыков, грозно двигавшаяся на врагов. Английский главнокомaндующий Раглан и его свита с изумлением и ужасом смотрели на мужественную атаку “владимирцев”. Опомнившись, Раглан бросился к своим артиллеристам и крикнул: “Надо остановить эту лавину!”. Сражение было проиграно. Но англичане понесли огромные потери. Английский генерал, осматривая после боя усеянное мертвыми телами, поле печально проговорил6Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии”
(Владислав Артемов “Крымская война 1853-1856”, Белый Город, Москва 2005 г.)
Несмотря на мужество и героизм это сражение было проиграно. В чём же причина?
Работа с документом, из “Воспоминаний о Севастополе” В.Зарубаева.
(Стр. 90 учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)
- Оборона города – крепости Севастополя:
-возведение укреплений (бастионы,
насыпи) Слайды из презентации(см. Приложение 2)
- затопление кораблей работа с документами
(стр. 90 учебник А.А.Данилов,Л.Г.Косулина) из
приказов В.А.Корнилова, П.С.Нахимова
-Какие чувства испытывали адмиралы, отдавая этот
приказ?
-Какие слова показывают необходимость в этих
действиях?
Орудия и 10000 матросов пополнили ряды защитников города.
Герои: 11 месяцев (349 дней) длилась оборона города.
Рассказ учащихся о героях войны.
Знаете ли вы о героях Крымской войны?
Слайды из презентации: (см. Приложение 2).
- Адмиралы
- Дарья Севастопольская
- Пластуны (Костюм их был необычен, поношенные
чекмены, папахи, заплатанные шаровары разных
цветов, обувь из сырой невыделанной кожи).
Коля Пищенко – 10-летний мальчик (награждён героическим крестом)
1 месяц службы приравнивался 1 году.
В конце августа началась последняя ожесточённая бомбардировка. 800 орудий беспрестанно громили город
Обрушился огонь орудий
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные, спешили прочь
За ними вслед, сверкнув зарницей
На запад отступала ночь
Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки
Дубы с корнями вырывала
Колола скалы на куски.
- Захват господствующей высоты – Малахова кургана.
- Парижский мир (март 1856 года)
(Страница 89 А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)
(Выписать итог войны)
IV. Итог урока:
- Вернёмся к задачам, которые мы с вами ставили на уроке.
- Что стало причиной войны? Поводом?
-Назовите основные события?
-Что явилось главным итогом Крымской войны для России?
- Почему победители не чувствовали радости от своей победы? (15700 человек умерло от болезней, 3600 – погибло)
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Домашнее задание: подготовить рассказ о Крымской войне по технологическим картам.
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
27 05 2023 9:34:11
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
26 05 2023 7:28:39
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами.
...
25 05 2023 22:15:24
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
24 05 2023 9:52:39
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
23 05 2023 21:29:43
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
22 05 2023 4:28:59
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
21 05 2023 14:29:38
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
20 05 2023 0:47:18
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока.
...
19 05 2023 10:12:37
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
18 05 2023 18:38:56
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
17 05 2023 2:19:10
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма).
Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы.
Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса.
...
16 05 2023 8:59:17
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением.
...
15 05 2023 20:15:28
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
14 05 2023 7:51:16
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
13 05 2023 12:26:31
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
12 05 2023 21:56:49
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние.
...
11 05 2023 6:59:29
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
10 05 2023 1:16:27
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
09 05 2023 4:14:46
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
08 05 2023 11:46:49
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
07 05 2023 1:43:50
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве.
...
06 05 2023 13:52:25
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
05 05 2023 15:51:30
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей".
...
04 05 2023 6:23:55
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
03 05 2023 0:15:27
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
02 05 2023 18:43:43
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
01 05 2023 5:21:42
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины.
Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России.
В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России".
...
30 04 2023 12:13:32
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
29 04 2023 15:47:55
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
28 04 2023 15:37:16
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
27 04 2023 5:12:36
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
26 04 2023 8:59:32
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
25 04 2023 9:28:27
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
24 04 2023 2:24:33
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
23 04 2023 21:12:22
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
22 04 2023 12:13:29
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
21 04 2023 2:17:59
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
20 04 2023 16:59:18
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
19 04 2023 0:50:38
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
18 04 2023 19:40:22
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
17 04 2023 8:49:37
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
16 04 2023 3:52:12
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
15 04 2023 8:44:57
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
14 04 2023 8:45:37
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
13 04 2023 20:24:36
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
12 04 2023 12:42:32
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
11 04 2023 7:36:12
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
10 04 2023 4:34:29
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
09 04 2023 19:33:31
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
08 04 2023 5:29:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::