Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
Цели урока:
- Создать у учащихся образное представление о положение рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быте.
- На основе организации групповой работы со школьниками, которые “путешествуют” по Риму, продолжить развитие у них логических, образных и оценочных умений при разработке панорамных плакатов. Развитие коммуникативных навыков, сотрудничества.
- Воспитание эмоционально – целостного отношения к истории.
Оборудование: Костюм и слова управляющего римским имением (к театрализации), ватманы(4),вопросы к групповым заданиям, видео, телевизор, таблички со списками групп (настольные), маркеры (дети сидят не за партами, а на стульях, расставленных в виде подковы, лицом к доске).
I. Организационный момент:
Добрый день, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок. Его тема “Рабство в Древнем Риме” Мы с вами отправимся в Римское государство. Во время нашего урока нас будут интересовать paбы и их жизнь. В какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество.
Итак, цели нашей совместной работы:
- Определить основной источник рабства
- Рассмотреть труд рабов
- Выявить отношение к paбам людей.
Ну что ж, друзья, в путь!
- завести моторы (дети встают)
- соединить контакты (берутся за руки)
- приготовиться к запуску машины. 5,4,3,2.1,пуск!
(считают)
II. Новая тема.
Вот мы с вами и в прошлом. Первое место, где мы с вами побываем - это рынок рабов (видеосюжет из художественного фильма “Спартак”)
Составление схемы:
- Как люди попадали на “рынок рабов”?
- Одной ли они были национальности?
- Кого брали в плен?
- Что с ними делали на рынке рабов?
- Все ли paбы стоили одинаково? (проблемный
вопрос, к которому необходимо вернуться в конце
урока, т. к. на данном этапе дети не смогут
аргументировано доказать свои ответы)
- Кто покупал рабов?
- Для чего покупались paбы?
Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.
Сегодня мы встретимся со всеми. Для этого разделимся на четыре группы и совершим “путешествие” по местам, где работали paбы. Во время “путешествия” каждая группа должна будет добыть следующие сведения:
- Место, где применялся труд рабов.
- Работа, которую выполняли paбы.
- Отношение к paбам в обществе.
На выданном каждой группе листе ватмана вы запишите эти сведения. Группы будут работать по очереди. Во время работы каждой группы остальные должны будут ответить на не совсем обычные вопросы (дети рассаживаются по группам).
Работа I группы.
Сейчас ваша группа отправится в имение римского землевладельца и, используя предложенные вопросы, должна будет побеседовать с управляющим имения о том, чем занимаются paбы и как к ним относятся.
Элемент театрализации (на роль управляющего привлекается ученик старших классов)
Вопросы детей | Ответы управляющего |
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, чьё это имение и что оно собой представляет? | Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Он члeн городского совета. Имение у нас большое. В него входят: поля, виноградник, огород, фруктовый сад, луг и лес. |
Чем занимаются ваши paбы и много ли их? | У нас в имении 150 рабов. Часть из них работают в поле, другие собирают виноград, а кто-то работает в огороде. Есть paбы, которые пасут скот. |
Что вы делаете с больными paбами и со стариками? | Хозяин приказал мне больных и стариков отправить завтра на пустынный остров на реке Тибр. Там они и умрут. Все равно от них никакой пользы. |
Почему некоторых рабов заковывают в цепи? | О, такие paбы очень непокорны, вот их и заковывают. Они работают на самых сложных участках, и им не разрешается ни с кем общаться. |
Вы хорошо кормите своих рабов? | Paбы никогда не бывают сыты. Хозяин считает, что полный желудок очень вредит работе. Ну, всё, я должен работать, а то хозяин накажет меня. Я не хочу из-за вас потерять свое место. |
Пока группа готовит свой плакат, учитель работает с классом.
– Давильня – это место, где из оливок делают масло. Это очень сложная работа (нужно нажимать на давильный рычаг).
Внимание, вопрос: “Почему на давильнях не использовали силу волов (сильных и мощных животных), а только рабов заставляли выжимать пресс?
Работа II группы.
Ваша группа отправляется в каменоломни (просмотр видео-сюжета из художественного фильма “Спартак”). На основе увиденного, ваша группа заполняет свой плакат.
Во время работы группы учитель работает с классом.
- Почему cмepтная казнь заменялась каменоломнями (упоминание о Спартаке).
Работа III группы.
Ваша группа сейчас отправится в дом знатного
римлянина. Закройте глаза и представьте себе, что
вы там….
(чтение текста учителем)
Мы остановились перед очень красивым домом. Чтобы попасть в него, мы постучали колотушкой. Дверь открылась, на пороге стоял раб-привратник (он следит за порядком в доме).
- Это дом сенатора Гнея Станиена, – сказал он.
Мы вошли в дом через узкий вестибюль. Прошли дальше в зал, большой, похожий на храм. Пол мозаичный, тяжелые занавеси вместо дверей. Это главное помещение в доме. Хозяев нигде не видно. Только paбы, как мы догадались по простоте их одежд, сновали туда-сюда, занимаясь различной работой. Одни терли пол, другие смахивали пыль с бюcтов предков господина. Мы прошли дальше в столовую. И здесь paбы! Готовили, чистили, убирали, скрeбли, и никто не сидел без дела, только остановись - побьют или лишат еды.… Во дворе дома мы увидели ребенка, сына хозяина, а с ним человека, который что-то увлеченно рассказывал. Это библиотекарь Клеон. Он грамотен, в его обязанности входит переписка книг и занятия с сыном хозяина. Его положение лучше остальных, единственное плохо, скучает Клеон по своей родной Греции.
Пока группа записывает нужные сведения, остальные отвечают на следующий вопрос:
- Как вы считаете, где paбам жилось лучше: в доме римлянина или в имении? Почему?
Работа IV группы.
Ваша группа отправится в Колизей (просмотр видеосюжета из худ. фильма “Гладиатор”).
Во время заполнения плаката четвертой группой, учитель работает с классом.
Вопрос: Для какой цели использовали гладиаторов? Что общего между paбами, которые трудились на каменоломнях и гладиаторами?
III. Закрепление.
Дети вывешивают плакаты и, изучая их содержание, обобщают полученные знания и делают выводы.
Вопросы учителя:
- Какие paбы были самыми дорогими и почему?
(проблемный вопрос, поставленный в начале урока).
- Что было общего с точки зрения римлян между
рабом, волом и плугом? Чем отличался от них раб?
- В каких отраслях хозяйства рабский труд был
наиболее распространен?
- Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе
как о самом справедливом и совершенном, в котором
рабов не следует брать в расчет?
IV. Итог урока.
- Напишите письмо от лица paба, работающего в какой-либо отрасли, его семье о том, как ему живется в рабстве в чужой стране (можно использовать в виде домашнего задания).
Выставление оценок за работу на уроке.
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
01 02 2023 3:46:58
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
31 01 2023 14:26:45
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
30 01 2023 9:38:28
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
29 01 2023 8:52:30
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
28 01 2023 8:39:38
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность.
...
27 01 2023 13:27:40

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
26 01 2023 17:40:54
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США.
...
25 01 2023 10:46:12
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала.
Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования.
...
24 01 2023 6:28:46
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
23 01 2023 6:42:21
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
22 01 2023 18:42:46
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
21 01 2023 0:34:33
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
20 01 2023 21:34:39
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
19 01 2023 4:21:46
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
18 01 2023 13:14:36
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
17 01 2023 18:18:48
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
16 01 2023 11:29:30
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
15 01 2023 21:44:46
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
14 01 2023 16:29:59
Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....
13 01 2023 21:42:25
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
12 01 2023 9:14:50
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
11 01 2023 23:20:59
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
10 01 2023 6:34:45
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
09 01 2023 23:14:11
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
08 01 2023 1:57:40
Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....
07 01 2023 4:22:57
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
06 01 2023 3:24:19
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
05 01 2023 8:24:51
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
04 01 2023 21:12:20
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
03 01 2023 17:53:44
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение.
...
02 01 2023 6:48:24
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
01 01 2023 10:40:22
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
31 12 2022 4:48:56
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
30 12 2022 15:55:41
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
29 12 2022 0:24:14
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться.
...
28 12 2022 12:34:32
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
27 12 2022 13:38:34
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
26 12 2022 5:29:45
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
...
25 12 2022 17:32:13

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
24 12 2022 21:33:53
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
23 12 2022 4:45:48
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
22 12 2022 23:13:37
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
21 12 2022 3:38:30
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
20 12 2022 2:22:33
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
19 12 2022 5:10:32
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
18 12 2022 5:29:40
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
17 12 2022 14:40:48
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
16 12 2022 9:44:52
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
15 12 2022 0:37:23
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
14 12 2022 10:52:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::