"Урок, которого не было". Глобализация: тpaктовки и оценка феномена
Будущий мир не будет ни западным, ни
незападным, но унаследует все культуры,
которые мы заварили в одном тигле.
А. Тойнби.
1. Методическое обоснование темы занятия:
Данное внеурочное занятие может быть проведено в рамках Фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер.
Учебная дисциплина | Тема урока, в которой рассматриваются проблемы глобализации | Ступень образования | Класс | Курс |
Уровень образован. |
история | Единство и многообразие современного мира | основное общее образован. | 9 | новейшая история | базов. |
Глобальные проблемы современности | среднее (полное) образован. | 11 | всеобщая история | базов. | |
общество-знание | Глобализация человеческого общества | среднее (полное) образован. | 10 | обществознание (авт. Кравченко А.И.) | базов. |
Глобальные проблемы современности | среднее (полное) образован. | 11 | обществознание (авт. Боголюбов В.Н.) | базов. | |
биология | Биосфера – глобальная экосистема | среднее (полное) образован. | 11 | базов. | |
география | Глобальные проблемы человечества | среднее (полное) образован. | 11 | базов. |
Тема вызывает интерес учащихся и, как правило, выходит за рамки учебного часа, предусмотренного программой. Интерес к вопросам глобализации обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным и т.д. достоянием. Сейчас всё больше данных о том, что традиционные социальные силы, много веков регулировавшие поведение человека (семья, школа, церковь), несколько утратили свой авторитет, поскольку всё большее значение приобретают каналы массовой связи и информации. В обществе всё сильнее просматриваются черты массового сознания и массовой культуры, поэтому необходимо знать и учитывать, чтобы понимать их влияние на поведение людей. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. Проблема приобретает особую значимость в связи с ростом интеграционных процессов в разных областях: экономике, политике, спорте, культуре, туризме… Без учёта этих процессов современному человеку трудно выстраивать свою траекторию жизни. Особенности современной социально-образовательной ситуации также предъявляют новые требования к образованности учащихся. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях
В 9-м классе данный материал подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Стандарт основного общего образования по истории | Тема урока и основные вопросы | Целевая установка |
Глобализация и её противоречия | Единство и многообразие современного
мира 1. Глобальные проблемы современности. 2. Предпосылки глобализации, её компоненты и противоречия. 3. Единство и многообразие как ценности современного общества. Культурное наследие XXI века. |
Глобализация – многосторонний процесс, направленный на формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д., который среди прочих задач обусловлен необходимостью решения глобальных проблем современности. Вместе с тем глобализация создаёт серьёзные проблемы, связанные с национальной самобытностью, традиционными укладами жизни, экономической самостоятельностью. Глобализация как необратимое и закономерное явление конца XX-начала XXI века требует структурных реформ и заставляет правительства искать пути к взаимодействию и сотрудничеству, как на международном уровне, так и внутри страны с различными слоями общества и общественными институтами. Единство и многообразие осознаются как ценности современного мира и факторы его выживания. |
2. Развёрнутая целевая установка
На межпредметной основе расширить представления учащихся о глобализации как многостороннем и противоречивом в своих целях и последствиях необратимом процессе, влияющем на политику государств и партий, на международные политические, экономические и культурные отношения, на людей и общество в целом.
Способствовать формированию ответственного, гуманистически ценностного, гражданского сознания, соответствующего реалиям современного мира.
Способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в разных источниках, систематизировать и обобщать последнюю на широкой межпредметной основе, по предложенному плану хаpaктеризовать исторические явления и процессы, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых фактов прошлого и современности.
3. План занятия:
1. Глобализация в свете различных источников информации: подходы к определению.
(Словари, энциклопедические издания, научно-популярная литература, учебная литература, CD – пособия, Интернет…)
2. Предыстория вопроса.
- Когда началась глобализация?
- Каковы её предпосылки?
- По каким направлениям развивалась?
- Каковы этапы развития?
3. Хаpaктеристика современного этапа глобализации.
(Достижения, последствия)
4. Современные тенденции социально-экономического и социально-культурного взаимодействия Среднего Урала с различными регионами страны и мира.
(экономическое сотрудничество, культурные связи, взаимодействие в решении глобальных проблем)
5. Каким будет новый глобальный мир?
- три сценария;
- дискуссия: “за” и “против”
6. “ Человечеству предстоит сделать свой выбор”.
- “Конфликт цивилизаций” или создание единой человеческой цивилизации?
- Каков твой выбор?
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из содержащихся в материалах рубрики источников:
Для работы учащимся предлагается текст из рубрики “Гордиев узел”
автор Андре Роппер “Выбор человечества – глобализация” (историко-географический очерк).//История №18 2006г., с.16-21.
1. Как называется документ, к какому виду источников он относится?
2. Кто является автором источника? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? Постарайтесь найти сведения о нём.
3. Когда был создан документ? Как это можно понять из его содержания?
4. Где опубликован этот текст? Где можно прочитать его полную версию?
5. Объясните основные (новые) понятия, употрeбляемые в тексте.
6.Какова его главная идея?
7. Какие направления глобализации выделяет автор?
8. Какие причины формулирует автор, доказывая свою точку зрения?
9. Используя знание истории, географии, сведения энциклопедических и других видов источников, докажите или опровергните истинность используемых автором исторических фактов, различий между названными группами стран и цивилизаций, укажите их расположение на карте.
10. По тексту определите отношение автора к излагаемым фактам.
11. Приведите собственные примеры сотрудничества и соперничества Запада и “незападных” стран.
12. Как Вы думаете, с какой целью автор включил в текст конкретные примеры и факты истории? В чём он хотел убедить читателя?
13. Можно ли на основе данного источника определить позицию автора? Кто он – сторонник глобализации или антиглобалист?
14. Разделяете ли Вы суждения, оценки, выводы автора?
15. Оцените значимость источника в понимании процессов развития современного мира.
5. Познавательные задания и критерии их проверки:
Для индивидуальной работы:
1. В приведённом ниже определении понятия “глобализация” найдите и подчеркните одной чертой его родовые признаки, двумя – видовые признаки: “Глобализация – это формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.”. Какие ещё сферы, кроме перечисленных в этом определении, охватывает глобализация? Продолжите перечисление видовых признаков понятия.
Критерии проверки:
- Дан правильный ответ - 5 баллов.
- Названы сферы общественной жизни - 5 баллов.
- Продолжено перечисление видовых признаков, названо 3 и более признака - 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
2.Объясните, почему перечисленные ниже исторические события можно отнести к глобальным, имеющим значение для всего человечества. Каковы были последствия этих событий?
а/ I век н.э. Восточная Римская империя – зарождение христианства.
б/ 1492 год – открытие Америки.
в/ 1980 год – начало спутникового вещания CNN.
г/ с середины 1990-х г.г. – стремительное распространение Интернета.
Какие ещё исторические события имели общемировое значение?
Критерии проверки:
- Дано аргументированное объяснение – 5 баллов.
- Названы последствия событий (не менее 3-х) – 10 баллов.
- Дополнен перечень событий собственными примерами (не менее 3-х) – 5 баллов.
- Дано аргументированное объяснение приведённым примерам, названы последствия этих событий (не менее 3-х к каждому)– 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 30 баллов.
3. Верны ли следующие суждения?
а/ Один из важнейших факторов, способствовавших процессу глобализации, развитие финансовых и экономических связей.
б/ В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.
Критерии проверки:
- Дан верный ответ – 5 баллов.
- Приведены аргументы в пользу своего выбора (не менее 3-х) – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Заполните схему. Приведите примеры.
Критерии проверки:
- Заполнены все “ячейки” кластера – 5 баллов.
- Приведены примеры (продолжена схема по собственной инициативе, проявлено творчество) – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
5. “Глобализация – это комплексное, растущее единство современного мира”.
Какая оценка глобализации как культурно – исторического явления содержится в этом высказывании? Выберите подходящий ответ и аргументируйте своё мнение: а/ позитивное, б/ нейтральное, в/ негативное.
Критерии проверки:
- Дан верный ответ – 5 баллов.
- Мнение аргументировано, приведено не менее 3-х аргументов – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.
Каждый учащийся 9-го класса имеет право обратиться за помощью при выполнении работы к группе консультантов, сформированной из числа учеников 10-11-х классов. На количестве баллов это не отражается.
Для групповой работы:
Класс делится на 4 группы, каждая из которых имеет куратора-ученика 10 или 11 класса.
1.Проанализируйте позитивные и негативные результаты глобализации в основных сферах общественной жизни с точки зрения разных субъектов этого процесса:
1-я группа – стран, представляющих центры мировой экономики.
2-я группа – развивающихся стран;
3-я группа – представителей ТНК и ТНБ;
4-я группа – обывателей, т.е. людей, далёких от политики и не участвующих в крупномасштабной экономической деятельности. Страна и регион мира, где они проживают, не имеют значения.
Выполняя задание, каждая проблемная группа заполняет на листе ватмана свою сравнительную таблицу, которая во время презентации ответа вывешивается на доску.
Группа консультантов-старшеклассников в данном случае исполняет роль судейской коллегии и заполняет “Судейскую карточку”
Группа | Содержательность плаката | Содержательность устной защиты | Этетика творческой работы | Глубина ответов на вопросы |
10 баллов | 20 баллов | 10 баллов | 10 баллов |
Критерии проверки:
- Отождествление участников группы с представителем конкретного субъекта – 10 баллов.
- Целостность, внутренняя стройность и законченность выступления во время презентации – 10 баллов.
- Сотрудничество в группе, включённость каждого участника в работу – 10 баллов.
- Результаты “судейской карточки” - 40 баллов.
Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.
6. Интеграция содержания учебной темы с НРК:
НРК ГСОО принят в 2006г. Рассмотрение вопросов глобализации прослеживается в содержательной линии образования “Социально-экономическая и правовая культура”.
Одной из задач занятия может являться: знакомство с особенностями экономического состояния и перспективами развития Свердловской области.
Обязательный минимум содержания образования: история и современные тенденции социально-экономического и социокультурного взаимодействия СреднегоУрала с различными регионами мира.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника): предметно-информационная составляющая – знать историю Урала, особенности его социально-политического и экономического развития.
Деятельностно-коммуникативная составляющая – уметь сочетать личные интересы с интересами конкретного муниципального образования, региона, страны, мира.
Вопросы и задания для групповой работы:
Внимательно изучите предложенную информацию и выполните задания к ней.
1.Товарная структура экспорта и импорта в Свердловской области за 2005г.
Вид продукции | Экспорт |
Импорт |
||
млн. дол. | в % к итогу | млн. дол. | в % к итогу | |
всего | 831,7 | 100 | 143,5 | 100 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё | _ | _ | 10,5 | 7,3 |
минеральные продукты | 16,4 | 2,0 | 10,5 | 7,3 |
продукция химической промышленности, каучук | 38,1 | 4,6 | 4.3 | 3,4 |
кожевенное сырьё и пушнина, изделия из них | _ | _ | 0,1 | 6,9 |
древесина, целлюлозно-бумажные изделия | 21,8 | 2,6 | 3.2 | 2,2 |
текстиль и текстильные изделия, обувь | _ | _ | 6,4 | 4,5 |
металлы и драгоценные камни | 722,2 | 86,8 | 3,4 | 2,4 |
машины, оборудование и трaнcпортные средства | 17,0 | 2,1 | 94,7 | 65,6 |
другие товары и услуги | 16,2 | 1,9 | 10,4 | 7,2 |
1. На основании таблицы сделайте все возможные выводы ( не менее 5-ти).
2. Используя знания, полученные на занятиях по
географии Свердловской области и истории Урала,
средств массовой информации, Интернета и др.,
а/ дополните содержание первой колонки таблицы;
б/ назовите конкретные предприятия, участвующие
в экспорте продукции;
в/ на карте отметьте связи Свердловской области с
различными регионами мира.
3. Приведите примеры сотрудничества нашего региона и мирового содружества в других сферах общественной жизни.
7. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:
1. В каких сферах общественной жизни процесс глобализации носит наиболее противоречивый хаpaктер? Почему вы так считаете?
2. Кто из субъектов глобализации больше других сталкивается с её противоречиями и негативными следствиями этого процесса?
3. Разделяете ли вы точку зрения о том, что глобализацию нельзя остановить?
4. Как вы понимаете лозунг современного мира “Единство в многообразии”?
5. Возможна ли типология многообразия (единообразия) современного мира?
6. Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа нашего занятия? Можно ли с ними согласиться?
7. Согласны ли вы с мнением А.Д.Сахарова? Обоснуйте свою точку зрения.
“Разобщённость человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане “массовой культуры” и в тисках бюрократического догматизма; распространение массовых миров, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете”.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
15 08 2022 21:49:52
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
14 08 2022 17:37:55
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
13 08 2022 1:36:10
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
12 08 2022 0:14:27
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
11 08 2022 23:41:44
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
10 08 2022 16:50:56
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
09 08 2022 18:48:35
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
08 08 2022 14:27:53
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
07 08 2022 17:28:46
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет.
...
06 08 2022 17:37:17
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
05 08 2022 1:31:37
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
04 08 2022 19:44:46
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
03 08 2022 21:33:41
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
02 08 2022 10:57:40
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
01 08 2022 17:45:43
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
31 07 2022 18:39:54
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
30 07 2022 14:37:42
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план.
На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
29 07 2022 5:55:41
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
28 07 2022 6:19:44
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
27 07 2022 16:41:31
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
26 07 2022 4:57:47
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
25 07 2022 8:58:40

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
24 07 2022 2:56:16
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи.
Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк.
...
23 07 2022 22:54:36
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
22 07 2022 4:32:36

Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
21 07 2022 19:42:33
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
20 07 2022 0:14:37
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
19 07 2022 12:37:33
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
18 07 2022 19:47:31
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
17 07 2022 18:37:25
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
16 07 2022 19:44:58
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
15 07 2022 10:45:53
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
14 07 2022 1:38:52
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
13 07 2022 16:27:38
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....
12 07 2022 5:38:36
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
11 07 2022 19:16:43
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
10 07 2022 23:34:10
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
09 07 2022 7:16:16
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
08 07 2022 8:38:35
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
07 07 2022 5:10:41
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
06 07 2022 8:35:45
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
05 07 2022 19:29:44
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
04 07 2022 2:46:13
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных.
...
03 07 2022 5:45:46
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
02 07 2022 21:17:45
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
01 07 2022 23:54:57
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
30 06 2022 8:51:37
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
29 06 2022 22:39:15

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
28 06 2022 0:41:33
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
27 06 2022 13:30:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::