"Урок, которого не было". Глобализация: тpaктовки и оценка феномена
Будущий мир не будет ни западным, ни
незападным, но унаследует все культуры,
которые мы заварили в одном тигле.
А. Тойнби.
1. Методическое обоснование темы занятия:
Данное внеурочное занятие может быть проведено в рамках Фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер.
Учебная дисциплина | Тема урока, в которой рассматриваются проблемы глобализации | Ступень образования | Класс | Курс |
Уровень образован. |
история | Единство и многообразие современного мира | основное общее образован. | 9 | новейшая история | базов. |
Глобальные проблемы современности | среднее (полное) образован. | 11 | всеобщая история | базов. | |
общество-знание | Глобализация человеческого общества | среднее (полное) образован. | 10 | обществознание (авт. Кравченко А.И.) | базов. |
Глобальные проблемы современности | среднее (полное) образован. | 11 | обществознание (авт. Боголюбов В.Н.) | базов. | |
биология | Биосфера – глобальная экосистема | среднее (полное) образован. | 11 | базов. | |
география | Глобальные проблемы человечества | среднее (полное) образован. | 11 | базов. |
Тема вызывает интерес учащихся и, как правило, выходит за рамки учебного часа, предусмотренного программой. Интерес к вопросам глобализации обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным и т.д. достоянием. Сейчас всё больше данных о том, что традиционные социальные силы, много веков регулировавшие поведение человека (семья, школа, церковь), несколько утратили свой авторитет, поскольку всё большее значение приобретают каналы массовой связи и информации. В обществе всё сильнее просматриваются черты массового сознания и массовой культуры, поэтому необходимо знать и учитывать, чтобы понимать их влияние на поведение людей. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. Проблема приобретает особую значимость в связи с ростом интеграционных процессов в разных областях: экономике, политике, спорте, культуре, туризме… Без учёта этих процессов современному человеку трудно выстраивать свою траекторию жизни. Особенности современной социально-образовательной ситуации также предъявляют новые требования к образованности учащихся. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях
В 9-м классе данный материал подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Стандарт основного общего образования по истории | Тема урока и основные вопросы | Целевая установка |
Глобализация и её противоречия | Единство и многообразие современного
мира 1. Глобальные проблемы современности. 2. Предпосылки глобализации, её компоненты и противоречия. 3. Единство и многообразие как ценности современного общества. Культурное наследие XXI века. |
Глобализация – многосторонний процесс, направленный на формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д., который среди прочих задач обусловлен необходимостью решения глобальных проблем современности. Вместе с тем глобализация создаёт серьёзные проблемы, связанные с национальной самобытностью, традиционными укладами жизни, экономической самостоятельностью. Глобализация как необратимое и закономерное явление конца XX-начала XXI века требует структурных реформ и заставляет правительства искать пути к взаимодействию и сотрудничеству, как на международном уровне, так и внутри страны с различными слоями общества и общественными институтами. Единство и многообразие осознаются как ценности современного мира и факторы его выживания. |
2. Развёрнутая целевая установка
На межпредметной основе расширить представления учащихся о глобализации как многостороннем и противоречивом в своих целях и последствиях необратимом процессе, влияющем на политику государств и партий, на международные политические, экономические и культурные отношения, на людей и общество в целом.
Способствовать формированию ответственного, гуманистически ценностного, гражданского сознания, соответствующего реалиям современного мира.
Способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в разных источниках, систематизировать и обобщать последнюю на широкой межпредметной основе, по предложенному плану хаpaктеризовать исторические явления и процессы, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых фактов прошлого и современности.
3. План занятия:
1. Глобализация в свете различных источников информации: подходы к определению.
(Словари, энциклопедические издания, научно-популярная литература, учебная литература, CD – пособия, Интернет…)
2. Предыстория вопроса.
- Когда началась глобализация?
- Каковы её предпосылки?
- По каким направлениям развивалась?
- Каковы этапы развития?
3. Хаpaктеристика современного этапа глобализации.
(Достижения, последствия)
4. Современные тенденции социально-экономического и социально-культурного взаимодействия Среднего Урала с различными регионами страны и мира.
(экономическое сотрудничество, культурные связи, взаимодействие в решении глобальных проблем)
5. Каким будет новый глобальный мир?
- три сценария;
- дискуссия: “за” и “против”
6. “ Человечеству предстоит сделать свой выбор”.
- “Конфликт цивилизаций” или создание единой человеческой цивилизации?
- Каков твой выбор?
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из содержащихся в материалах рубрики источников:
Для работы учащимся предлагается текст из рубрики “Гордиев узел”
автор Андре Роппер “Выбор человечества – глобализация” (историко-географический очерк).//История №18 2006г., с.16-21.
1. Как называется документ, к какому виду источников он относится?
2. Кто является автором источника? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? Постарайтесь найти сведения о нём.
3. Когда был создан документ? Как это можно понять из его содержания?
4. Где опубликован этот текст? Где можно прочитать его полную версию?
5. Объясните основные (новые) понятия, употрeбляемые в тексте.
6.Какова его главная идея?
7. Какие направления глобализации выделяет автор?
8. Какие причины формулирует автор, доказывая свою точку зрения?
9. Используя знание истории, географии, сведения энциклопедических и других видов источников, докажите или опровергните истинность используемых автором исторических фактов, различий между названными группами стран и цивилизаций, укажите их расположение на карте.
10. По тексту определите отношение автора к излагаемым фактам.
11. Приведите собственные примеры сотрудничества и соперничества Запада и “незападных” стран.
12. Как Вы думаете, с какой целью автор включил в текст конкретные примеры и факты истории? В чём он хотел убедить читателя?
13. Можно ли на основе данного источника определить позицию автора? Кто он – сторонник глобализации или антиглобалист?
14. Разделяете ли Вы суждения, оценки, выводы автора?
15. Оцените значимость источника в понимании процессов развития современного мира.
5. Познавательные задания и критерии их проверки:
Для индивидуальной работы:
1. В приведённом ниже определении понятия “глобализация” найдите и подчеркните одной чертой его родовые признаки, двумя – видовые признаки: “Глобализация – это формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.”. Какие ещё сферы, кроме перечисленных в этом определении, охватывает глобализация? Продолжите перечисление видовых признаков понятия.
Критерии проверки:
- Дан правильный ответ - 5 баллов.
- Названы сферы общественной жизни - 5 баллов.
- Продолжено перечисление видовых признаков, названо 3 и более признака - 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
2.Объясните, почему перечисленные ниже исторические события можно отнести к глобальным, имеющим значение для всего человечества. Каковы были последствия этих событий?
а/ I век н.э. Восточная Римская империя – зарождение христианства.
б/ 1492 год – открытие Америки.
в/ 1980 год – начало спутникового вещания CNN.
г/ с середины 1990-х г.г. – стремительное распространение Интернета.
Какие ещё исторические события имели общемировое значение?
Критерии проверки:
- Дано аргументированное объяснение – 5 баллов.
- Названы последствия событий (не менее 3-х) – 10 баллов.
- Дополнен перечень событий собственными примерами (не менее 3-х) – 5 баллов.
- Дано аргументированное объяснение приведённым примерам, названы последствия этих событий (не менее 3-х к каждому)– 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 30 баллов.
3. Верны ли следующие суждения?
а/ Один из важнейших факторов, способствовавших процессу глобализации, развитие финансовых и экономических связей.
б/ В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.
Критерии проверки:
- Дан верный ответ – 5 баллов.
- Приведены аргументы в пользу своего выбора (не менее 3-х) – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Заполните схему. Приведите примеры.
Критерии проверки:
- Заполнены все “ячейки” кластера – 5 баллов.
- Приведены примеры (продолжена схема по собственной инициативе, проявлено творчество) – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
5. “Глобализация – это комплексное, растущее единство современного мира”.
Какая оценка глобализации как культурно – исторического явления содержится в этом высказывании? Выберите подходящий ответ и аргументируйте своё мнение: а/ позитивное, б/ нейтральное, в/ негативное.
Критерии проверки:
- Дан верный ответ – 5 баллов.
- Мнение аргументировано, приведено не менее 3-х аргументов – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.
Каждый учащийся 9-го класса имеет право обратиться за помощью при выполнении работы к группе консультантов, сформированной из числа учеников 10-11-х классов. На количестве баллов это не отражается.
Для групповой работы:
Класс делится на 4 группы, каждая из которых имеет куратора-ученика 10 или 11 класса.
1.Проанализируйте позитивные и негативные результаты глобализации в основных сферах общественной жизни с точки зрения разных субъектов этого процесса:
1-я группа – стран, представляющих центры мировой экономики.
2-я группа – развивающихся стран;
3-я группа – представителей ТНК и ТНБ;
4-я группа – обывателей, т.е. людей, далёких от политики и не участвующих в крупномасштабной экономической деятельности. Страна и регион мира, где они проживают, не имеют значения.
Выполняя задание, каждая проблемная группа заполняет на листе ватмана свою сравнительную таблицу, которая во время презентации ответа вывешивается на доску.
Группа консультантов-старшеклассников в данном случае исполняет роль судейской коллегии и заполняет “Судейскую карточку”
Группа | Содержательность плаката | Содержательность устной защиты | Этетика творческой работы | Глубина ответов на вопросы |
10 баллов | 20 баллов | 10 баллов | 10 баллов |
Критерии проверки:
- Отождествление участников группы с представителем конкретного субъекта – 10 баллов.
- Целостность, внутренняя стройность и законченность выступления во время презентации – 10 баллов.
- Сотрудничество в группе, включённость каждого участника в работу – 10 баллов.
- Результаты “судейской карточки” - 40 баллов.
Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.
6. Интеграция содержания учебной темы с НРК:
НРК ГСОО принят в 2006г. Рассмотрение вопросов глобализации прослеживается в содержательной линии образования “Социально-экономическая и правовая культура”.
Одной из задач занятия может являться: знакомство с особенностями экономического состояния и перспективами развития Свердловской области.
Обязательный минимум содержания образования: история и современные тенденции социально-экономического и социокультурного взаимодействия СреднегоУрала с различными регионами мира.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника): предметно-информационная составляющая – знать историю Урала, особенности его социально-политического и экономического развития.
Деятельностно-коммуникативная составляющая – уметь сочетать личные интересы с интересами конкретного муниципального образования, региона, страны, мира.
Вопросы и задания для групповой работы:
Внимательно изучите предложенную информацию и выполните задания к ней.
1.Товарная структура экспорта и импорта в Свердловской области за 2005г.
Вид продукции | Экспорт |
Импорт |
||
млн. дол. | в % к итогу | млн. дол. | в % к итогу | |
всего | 831,7 | 100 | 143,5 | 100 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё | _ | _ | 10,5 | 7,3 |
минеральные продукты | 16,4 | 2,0 | 10,5 | 7,3 |
продукция химической промышленности, каучук | 38,1 | 4,6 | 4.3 | 3,4 |
кожевенное сырьё и пушнина, изделия из них | _ | _ | 0,1 | 6,9 |
древесина, целлюлозно-бумажные изделия | 21,8 | 2,6 | 3.2 | 2,2 |
текстиль и текстильные изделия, обувь | _ | _ | 6,4 | 4,5 |
металлы и драгоценные камни | 722,2 | 86,8 | 3,4 | 2,4 |
машины, оборудование и трaнcпортные средства | 17,0 | 2,1 | 94,7 | 65,6 |
другие товары и услуги | 16,2 | 1,9 | 10,4 | 7,2 |
1. На основании таблицы сделайте все возможные выводы ( не менее 5-ти).
2. Используя знания, полученные на занятиях по
географии Свердловской области и истории Урала,
средств массовой информации, Интернета и др.,
а/ дополните содержание первой колонки таблицы;
б/ назовите конкретные предприятия, участвующие
в экспорте продукции;
в/ на карте отметьте связи Свердловской области с
различными регионами мира.
3. Приведите примеры сотрудничества нашего региона и мирового содружества в других сферах общественной жизни.
7. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:
1. В каких сферах общественной жизни процесс глобализации носит наиболее противоречивый хаpaктер? Почему вы так считаете?
2. Кто из субъектов глобализации больше других сталкивается с её противоречиями и негативными следствиями этого процесса?
3. Разделяете ли вы точку зрения о том, что глобализацию нельзя остановить?
4. Как вы понимаете лозунг современного мира “Единство в многообразии”?
5. Возможна ли типология многообразия (единообразия) современного мира?
6. Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа нашего занятия? Можно ли с ними согласиться?
7. Согласны ли вы с мнением А.Д.Сахарова? Обоснуйте свою точку зрения.
“Разобщённость человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане “массовой культуры” и в тисках бюрократического догматизма; распространение массовых миров, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете”.
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
24 03 2023 11:54:19
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
23 03 2023 14:22:11
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
...
22 03 2023 18:59:56
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
21 03 2023 17:43:22
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
20 03 2023 3:31:59
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
19 03 2023 4:43:31
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
18 03 2023 20:58:29
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
17 03 2023 10:42:49
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
16 03 2023 19:30:12
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
15 03 2023 11:17:46
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
14 03 2023 11:46:48

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
13 03 2023 12:35:29
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
12 03 2023 11:44:55
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
11 03 2023 0:55:35
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
10 03 2023 4:31:36
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
...
09 03 2023 18:40:26
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
08 03 2023 18:44:24
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
07 03 2023 3:12:57
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
06 03 2023 3:32:21
Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....
05 03 2023 0:12:31

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
04 03 2023 20:20:11
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
03 03 2023 13:26:43
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
02 03 2023 22:26:29
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
01 03 2023 16:35:24
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии.
...
28 02 2023 20:35:59
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
27 02 2023 8:28:54
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
26 02 2023 16:15:56
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
25 02 2023 13:55:15
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
24 02 2023 0:13:59
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
...
23 02 2023 18:57:15
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
22 02 2023 23:18:44

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
21 02 2023 10:45:15
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
20 02 2023 3:12:39
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России.
...
19 02 2023 0:21:59
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
18 02 2023 20:56:57
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
17 02 2023 14:58:12
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
16 02 2023 11:14:19
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
15 02 2023 7:13:36
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
14 02 2023 1:15:58
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
13 02 2023 8:11:36
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
12 02 2023 6:54:49
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
11 02 2023 7:17:55
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
10 02 2023 16:22:41
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
09 02 2023 3:33:47
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
08 02 2023 15:43:13
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
07 02 2023 15:47:57
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
06 02 2023 11:38:12
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой.
...
05 02 2023 8:59:30
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
04 02 2023 22:27:13
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
03 02 2023 6:34:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::