Начальный этап экономических реформ (переход России на рыночную экономику). Интегрированный урок по истории России и математике в 9-м классе
Объяснительная записка
Данный урок является важным звеном в понимании экономического развития России на современном этапе. С помощью знаний приобретенных на уроке математики дети должны научиться извлекать информацию исторического хаpaктера из сухих статистических данных, анализировать ее, используя графики, построенные на основе таблиц.
Вид урока: интегрированный с математикой
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся понимание причин, целей, результатов экономических преобразований в России в период перехода к рыночной экономике;
- Проанализировать основные показатели экономического развития России в первой половине 1990-х гг.;
- Сформировать понятия шоковая терапия, приватизация, ваучер, либерализация цен;
- Научить анализировать статистические таблицы, представлять их графически и, на основании этого делать исторические выводы (интеграция с математикой).
Развивающие:
- Развитие аналитического и логического видов мышления;
- Развивать умение кратко формулировать свои мысли, выделять главное и особенное; выявлять закономерности развития исторических процессов.
Воспитательная:
- Формировать и развивать чувство уважения к культурному прошлому своей страны.
Оборудование урока:
- учебник Загладин Н.В. История отечества XX в.,
- рабочая тетрадь,
- чертежные принадлежности.
План урока:
I. Организационный момент – 3 минуты.
II. Объяснение новой темы – 15 минут.
III. Пpaктическая часть – 10 минут.
IV. Подведение итогов, формулирование выводов – 12 минут.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ставятся цели и задачи урока, обращается внимание учащихся на то, что любая наука, в том числе и история не может обойтись без математических знаний.
II. Объяснение новой темы.
Экономика станы в начале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости, в том числе продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и обороной сферы остались без государственных заказов. Это угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После развала СЭВ и распада СССР прежние экономические связи страны пришли в полное расстройство.
В этих условиях президент Б.Н. Ельцин сформировал правительство, в котором ключевые посты заняли молодые сторонники реформ – и. о. премьер-министра Е.Т. Гайдар, вице-премьеры А.Н. Шохин и А.Б. Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ее быстрого перевода на рельсы рыночного хозяйства. Предложенный ими путь вывода страны из кризиса стали называть шоковой терапией.
Реформы начались с либерализации цен, т. е. Отказа от их государственного регулирования. Снимались ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе, в сфере торговли. Стала осуществляться приватизация – передача (или продажа)части государственной собственности в частные руки.
С 1 октября 1992 г. гражданам страны выдавались приватизационные чеки – ваучеры. Они давали право на приобретение акций предприятий. Предполагалось, что приватизация государственных предприятий приведет к формированию многочисленного слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики, а свободная конкуренция, в том числе и с зарубежными товаропроизводителями, создаст стимулы для ускоренной модернизации экономики.
Началась приватизация жилья. Граждане России получили право перевести занимаемые ими квартиры в личную собственность, которой можно было распоряжаться по своему усмотрению.
Вопрос учителя:
- Назовите причины реформирования экономики России в 1990-е гг.
- Каковы были конечные цели реформаторов?
Ни одно государство мира не имело опыта такого рода преобразований, связанных с переходом от централизованно планируемой экономики к рынку, тем более в стране, где политические институты и традиции демократии находились лишь в стадии становления.
Несмотря на весь негатив, связанный с шоковой терапией, реформы имели и положительные следствия:
- удалось сбалансировать спрос и потрeбление;
- угроза голода, возникшая во многих районах страны в 1989 – 1991 гг. была устранена;
- началась структурная перестройка экономики, выравнивание перекосов в ее развитии. Резко сокращались или отменялись дотации предприятиям, выпускавшим низкокачественную продукцию. Уменьшились вложения в военно-промышленный комплекс, содержание которого в полном объеме стало непосильным бременем для экономики;
- приватизация части предприятий, их освобождение от жесткого контроля сверху обеспечили предпосылки проявления хозяйственной инициативы, реорганизации производства;
- были созданы условия, позволившие в процессе структурных перемен в экономике избежать возникновения массовой безработицы. Многие трудящиеся, потеряв работу, занялись торговлей и посреднической деятельностью, предпринимательством.
- возросла степень открытости общества.
- Были и негативные последствия реформ, некоторые из которых имели необратимые последствия.
- быстрый рост цен и снижение уровня жизни населения. Падение доходов трудящихся на 2/3.
- утрата контроля над эмиссией (печатанием) денег в связи с тем, рубль обслуживал экономику не только России, но и ставших суверенными республик;
- утечка капиталов из России;
- утрата государственного контроля над внешнеторговыми операциями;
- развитие правовой базы предпринимательской деятельности отставало от темпов ее развития;
- не произошло ожидаемого притока частных капиталов в экономику России;
- экономическая неграмотность населения, инфляция привели к тому, что не получилось создать многочисленный класс средних собственников.
III. Пpaктическая часть.
Мы с вами имеем возможность проанализировать основные показатели экономического развития России в первой половине 1990-х гг. Обратите внимание на таблицу, помещенную на с. 339 вашего учебника.
годы | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Производство реального ВНП в % к прошедшему году | - 14,5 | - 8,7 | - 12,6 | - 4,0 | - 6,0 |
Производство промышленной продукции в % к прошедшему году | -18,0 (СНГ) |
- 12,0 (СНГ) |
- 20,9 | - 3,3 | - 5,0 |
Производство сельскохозяйственной продукции в % к прошедшему году | - | - | - 12,0 | - 8,0 | -7,0 |
Объем инвестиций в % к прошедшему году | - | - 12,0 | - 26,0 | - 10,0 | - 18,0 |
Давайте построим график зависимости показателей экономического развития России от времени и попытаемся объяснить полученную диаграмму. Отложим на оси ОХ показатели объема производства в % к прошедшему году, а на оси ОУ - годы.
Вопросы к полученному графику:
- На какое время приходится максимальное падение производства?
- Какой из показателей экономического развития России минимален в указанный период? Подумайте, с чем это может быть связано.
- Какой из показателей экономического развития России пострадал меньше всего? Предположите причины этого.
- Как вы видите, на 1994 г. приходиться максимальное падение производства, но именно с этого года начинается и рост. Попытайтесь объяснить это явление.
- Найдите на диаграмме показатель, по которому не происходит падения в 1995 г. С чем это связано, на ваш взгляд?
IV. Подведение итогов, формулирование выводов.
Дети отвечают на предложенные вопросы, пытаются самостоятельно сделать выводы из полученной диаграммы.
Подводятся итоги урока.
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
26 03 2023 7:48:52
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
25 03 2023 16:50:38
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
24 03 2023 10:16:52
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
23 03 2023 22:42:37
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
22 03 2023 21:25:18
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
21 03 2023 18:13:47
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
20 03 2023 21:22:40
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
19 03 2023 9:11:38
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
18 03 2023 2:53:51
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
17 03 2023 22:47:37
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
16 03 2023 12:28:20
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
15 03 2023 12:28:31
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
14 03 2023 21:19:41
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
13 03 2023 18:58:54
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
12 03 2023 18:57:51
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
11 03 2023 2:30:41
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
10 03 2023 23:36:33
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
09 03 2023 5:37:31
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
08 03 2023 1:48:20
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
07 03 2023 22:41:38
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
06 03 2023 9:27:52
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
05 03 2023 5:46:41
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
04 03 2023 15:52:11
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
03 03 2023 20:19:35
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития".
...
02 03 2023 11:56:19
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся.
...
01 03 2023 8:34:19
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
28 02 2023 22:34:51
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
27 02 2023 9:33:55
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
26 02 2023 3:48:31
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края.
...
25 02 2023 20:45:44
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
24 02 2023 2:59:40
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
23 02 2023 7:57:58
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
22 02 2023 5:53:41
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
21 02 2023 0:33:25
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
20 02 2023 18:17:45
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
19 02 2023 2:39:32
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину".
В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
18 02 2023 12:38:14
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
17 02 2023 18:24:42
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
16 02 2023 0:42:55
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
15 02 2023 10:29:55
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
14 02 2023 15:10:59
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
13 02 2023 19:49:16
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
12 02 2023 21:57:52
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
11 02 2023 21:10:25
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
10 02 2023 11:49:57
КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....
09 02 2023 4:49:17
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
08 02 2023 22:29:11
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
07 02 2023 16:56:29
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
...
06 02 2023 11:42:13
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
05 02 2023 7:51:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::