Смутное время в России и его итоги
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: проблемный урок.
Цель: Рассмотреть и выявить сущность Смутного времени и его значение в истории России.
Задачи:
Образовательные:
- на основе документального и другого материала определить причины, сущность и итоги Смутного времени;
- выделить основные периоды Смуты и отождествлять их с конкретными политическими лидерами;
- усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени
Развивающие:
- формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с документами;
- формирование критического мышления учащихся;
- учиться рассматривать историческую проблему (личность) с различных позиций;
- развивать навыки выступления и защищать свою точку зрения;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательные:
- акцентировать гражданственно-патриотическую позицию студентов;
- вовлечь в активную пpaктическую деятельность;
- выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Оборудование:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. “История Отечества с древнейших времен до наших дней”, карта “Смутное время в России в XVII веке”,
- Приложения с документами,
- Портреты исторических личностей периода Смуты,
- Атласы,
- Карточки с заданиями.
Замысел урока сводится к организации работы студентов с несколькими текстами, включающими в себя описание политических деятелей Смутного времени с позиции современников и историков. Они должны выработать свое отношение к их личности и действиям, представить последовательность происходивших событий, с тем, чтобы в итоге извлечь собственный смысл-значение Смутного времени в судьбе страны, то есть решить проблему.
Учебно-технологическая суть урока базируется на применении элементов технологии развития критического мышления: наличие стадии вызова, содержания и рефлексии, прием “верные и неверные утверждения”, а также работе в группах. Пять групп обозначены до начала урока.
Работа студентов оценивается по устным выступлениям, степени участия в обсуждении вопросов, по письменному заданию в конце урока (занятие рассчитано на пару). Также от групп принимаются предложения отметить студентов, активно работавших внутри малой группы, но заметно не проявивших себя в общем обсуждении.
Ход урока
I. Стадия вызова. Вступительное слово преподавателя о предстоящем уроке.
Сразу дается домашнее задание на следующую пару: определить итоги и последствия Смутного времени (обязательно для всех), используя полученную на уроке информацию и текст учебника (§ 12-14), плюс дополнительное творческое задание (по желанию): составить кроссворд, тестовые вопросы (от 10 слов) или текст с ошибками по данной теме (от 10 предложений).
Постановка преподавателем проблемы: в чем заключена сущность Смуты и каково ее значение для России?
Обсуждение в группе слова “смута”: что можно ассоциировать с ним и что оно означает? Результат фиксируется на доске. Идет актуализация знаний студентов, усиливающаяся в приеме “верные и неверные утверждения” (используется Приложение 1). Сначала идет заполнение таблицы самостоятельно, а затем итоги обсуждаются в группах и аудиторией в целом.
Стадия содержания. Работа с основной информацией.
Задача студентов – фиксировать по ходу урока в тетрадях краткую хаpaктеристику рассматриваемых личностей.
1. Воссоздание общими усилиями ситуации накануне Смутного времени: династический кризис, хозяйственные тяготы неурожайных лет, побеги крестьян, попытки Бориса Годунова предотвратить проблемы и падение авторитета монархии.
Далее работа идет пошагово: учащимся предлагается ознакомиться с хаpaктеристиками, данными Борису Годунову и сделать краткие выводы сначала самостоятельно, затем в малых группах, а потом и во всей группе. Основной пункт анализа: сформулируйте свое отношение к этому историческому персонажу с помощью 2-3 слов, наиболее ярко описывающих его, и обоснуйте свою оценку. Приложение 2
- Как вы считаете, почему Борису Годунову не удалось восстановить порядок в стране и не допустить обострения внутриполитической ситуации?
2. После общего обсуждения следует рассказ преподавателя о Лжедмитрии 1 и его воцарении. Затем студенты изучают документальное его описание и вновь делают выводы по предложенной ранее схеме. Приложение 3
- Почему Лжедмитрий сумел захватить власть; почему его встречали в Москве так торжественно; кто его поддерживал?
- Почему же через 11 месяцев его с позором низвергли?
3. Вступление на престол Василия Шуйского. “Крестоцеловальная запись” и ее значение. Перерастание ситуации в гражданскую войну. Появление Лжедмитрия II и тушинский лагерь. Деятельность полководца М.В.Скопина-Шуйского. Польско-литовская интервенция. Рассказ сопровождается работой с картой и атласом.
Рассказ дополняется хаpaктеристикой Василия Шуйского, представленного в Приложении 4, которое требует анализа со стороны студентов: индивидуально, в малых группах и сообща.
- В чем причины поражения Василия Шуйского?
4. Персонификация полученных знаний далее отображается в визуальном приеме: каждой группе выдаются портреты Бориса Годунова, Лжедмитрия 1, Василия Шуйского, Лжедмитрия II и Марины Мнишек без указания имён. (Приложение 5) Требуется отождествить изображение с конкретной личностью на основе полученной информации. Группы по очереди аргументируют свой выбор.
5. Рассказ преподавателя.
Семибоярщина. Приглашение московскими боярами польского королевича Владислава на русский престол. Первое ополчение и его распад. Второе ополчение. К.Минин и Д.Пожарский. Освобождение Москвы. Работа с картой и атласом.
- Как вы считаете, чье утверждение на престоле могло бы оказаться наиболее благотворным для России – Лжедмитрия 1, В.И.Шуйского или королевича Владислава? Аргументируйте свое мнение.
Идет обсуждение, после которого следует материал о Земском соборе 1613г. и избрании на престол Михаила Федоровича Романова.
III. Стадия рефлексии.
1. Возвращение к “верным” и “неверным” утверждением и оценка их достоверности с учетом новой информации (индивидуально, в группе, сообща).
2. Также каждой группе раздаются задания на определение исторических личностей данного периода по образным выражениям, примененных к ним. Приложение 6.
3. Итогом урока становится обобщение всего материала и разрешение поставленной вначале проблемы: в чем сущность Смуты и каково ее значение для России? В последнем задании выводы у каждого собственные. Учащимся выдается список цитат и предлагается выбрать из него ту, которая лучше всего, по их мнению, хаpaктеризует тему или какую-то ее часть, т.е. определяет смысл-значение Смутного времени в России. Работа ведется самостоятельно каждым, оформляется письменно и содержит обоснование своего выбора. Приложение 7.
Объяснение домашнего задания. Подведение общих итогов занятия преподавателем.
Заключение.
Данный урок имеет достаточно большой информационный блок. Поэтому для эффективности овладения всего комплекса материала и решения заявленных задач было выбрано сочетание рассказа преподавателя и работы с документами: воспоминаниями современников и мнениями историков.
Используются портреты исторических личностей, причем на этапе, когда основную часть информации студенты уже получили, и визуальный прием конкретизирует полученные знания и еще раз закрепляет их опытным путем.
Широко применяются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. Это сочетание общей и индивидуальной работы повышает заинтересованность каждого студента в получении результата и создает положительную мотивацию, а работа в группах объединяет разноуровневые силы и различные психологические установки для достижения общего результата, развивает коммуникативные способности и стремление работать в комaнде.
За основу данного занятия взята технология критического мышления с ее традиционными стадиями вызова, содержания и рефлексии, которые поддерживают обычные этапы проблемного урока. Прием “верные и неверные утверждения” активизирует познавательную деятельность и актуализирует имеющиеся знания без какого-либо давления со стороны преподавателя, что поощряет самостоятельность студентов. Затем происходит построение знаний (вновь самостоятельное). Возврат к утверждениям составляет осмысление деятельности в течение пары и выход на поставленную вначале урока проблему. Самостоятельная работа с цитатами дает возможность каждому сделать для себя вывод по проблеме и решить главную задачу урока. Стадия рефлексии здесь оправдана необходимостью показать приобретенные знания и умения, дать самооценку проделанной на уроке работе и тем самым вновь обеспечить обратную связь.
В процессе проведения занятия складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
17 08 2022 20:47:58
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
16 08 2022 11:11:49
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
15 08 2022 20:46:38
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
14 08 2022 5:34:45
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
13 08 2022 14:21:36
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
12 08 2022 4:53:38
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
11 08 2022 13:37:17
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
...
10 08 2022 23:38:30
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
09 08 2022 12:10:11
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
08 08 2022 19:29:17
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
07 08 2022 17:29:29
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
06 08 2022 13:56:23
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
05 08 2022 9:33:13
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
04 08 2022 16:57:15
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
03 08 2022 18:13:28
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
02 08 2022 15:30:42
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
01 08 2022 19:33:54
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
31 07 2022 13:25:57
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
30 07 2022 14:36:33
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
29 07 2022 6:58:15
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
28 07 2022 10:24:12
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе.
...
27 07 2022 17:26:54
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
26 07 2022 5:20:59
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
25 07 2022 1:53:10
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
24 07 2022 19:18:42
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
23 07 2022 7:45:53
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
22 07 2022 15:22:15
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
21 07 2022 1:35:29
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
20 07 2022 14:17:47
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
19 07 2022 18:45:16
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
18 07 2022 4:44:47
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
17 07 2022 3:20:33
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
16 07 2022 23:58:54
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
15 07 2022 9:12:36
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
14 07 2022 15:50:30
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
13 07 2022 14:43:54
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
12 07 2022 3:23:26
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
11 07 2022 21:15:39
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
10 07 2022 8:36:15
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
09 07 2022 23:31:38
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
08 07 2022 23:27:22
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
07 07 2022 0:58:39
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество.
...
06 07 2022 15:34:10
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
05 07 2022 11:22:18
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
04 07 2022 1:16:50
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе.
...
03 07 2022 11:39:48
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
02 07 2022 16:34:58
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
01 07 2022 0:20:40
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
30 06 2022 6:30:22
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
29 06 2022 10:43:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::