Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны"
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о “третьей силе”, которая противостояла белому и красному движениям, выяснить причины и хаpaктер “малой” гражданской войны;
- Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями;
- Продолжить формировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.
Оборудование урока:
- учебник,
- карта “Гражданская война и интервенция”,
- атласы,
- листы с документами для групп,
- проектор.
Основное понятие: “демократическая контрреволюция”
План урока.
I. “Демократическая контрреволюция”.
II. Формирование однопартийной политической системы
III. Крестьянская и гражданская война:
Махновщина
Малая гражданская война
IV. Восстание в Кронштадте.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
На предыдущих уроках мы с вами говорили о Гражданской войне, о двух противоположных лагерях войны: красных и белых. Гражданская война более многогранна. На сегодняшнем уроке мы поговорим о тех, кто оказался между красными и белыми. Сегодня мы с вами должны вытащить из тайников памяти свои знания о положение крестьянства в этот период, что бы определить каковы были их главные проблемы и как бы мы их попытались решить. Мы с вами должны выяснить смысл выражения “демократическая контрреволюция”. А в конце урока попробовать ответить на вопрос имели ли возможность победить в гражданской войне объединившиеся силы “демократической контрреволюции” и крестьянства. (проблема записана на доске) (слайд №1 Презентации учителя)
Учитель: - Вспомним, какие два основных лагеря Гражданской войны мы знаем.
- Вспомним, какова была расстановка социальных и политических сил в этих лагерях?
В этот момент учитель рисует схему на доске (лучше вешать заготовленную аппликацию, используя разноцветные листы: белые, красные, зеленые)
- Какой политической силы мы не видим в схеме?
- Меньшевиков, эсеров.
- Давай те назовем их третьей силой. Где на схеме мы их разместим?
- Посередине.(дополнения к схеме ниже)
- Часто эсеров и меньшевиков называют представителями “демократической” контрреволюции. Впервые И.М. Майский использовал термин “демократическая” контрреволюция как собирательное название начального этапа Гражданской войны, в ходе которого ведущую роль в антибольшевистском лагере играли представители мелкобуржуазной демократии - меньшевики и эсеры. Давайте вдумаемся в определение и попытаемся определить почему – демократическая?
- Эти партии выступали за демократические свободы: слова, печати, собственности, совести и т.д., за многопартийность, плюрализм мнений.
- А почему контрреволюция?
- Так как хотели отменить уже проведенные преобразования, вернуться к программе минимум.
- В чем главное недовольство “демократической контрреволюции большевиками”?
- Отказ большевиков от возможности создания “однородного социалистического правительства”, т.е. правительства, включающего в свой состав представителей всех партий, исповедующих социализм;
- Какие партии вошли в состав СНК?
Ученики: левые эсеры и большевики, а представители других партий покинули II съезд советов и лишились этого права.
- Принимали ли эти партии хоть какое-нибудь участие в политической жизни страны?
Ученики: они входили в состав ВЦИК и Советы местных уровней.
- Разгон большевиками Учредительного собрания;
- Подписание Брестского мира.
- Какие попытки захвата власти представителями этих социалистических партий мы с вами знаем?
- Создание Всероссийского комитета спасения родины и революции, попытавшего осуществить 29 октября в Петрограде контрпереворот; создание “комитета общественной безопасности” в Москве, который до 3 ноября удерживал власть в Москве; создание в сентябре 1918г. в Уфе единого “всероссийского правительства – Уфимской директории.
- Молодцы. Решение начать вооруженную борьбу укрепилось после разгона большевиками в апреле- мае 1918 г. вновь избранных местных советов, в которых почти везде преобладали меньшевики и эсеры.
Основными районами борьбы стали Поволжье, Урал и Сибирь. С мая 1918 г. на этих территориях создаются местные правительства, состоящие в основном из члeнов ПСР. В Самаре был создан Комитет члeнов Учредительного собрания (Кочум), в Екатеринбурге – Уральское областное правительство, в Томске – Временное Сибирское правительство и т. д. (работа с картой “ Гражданская война и интервенция” и атласами – на карте наклеиваем заранее подготовленные надписи правительств “демократической коонтрреволюции”).
Зная, чем были недовольны эти партии, давайте с вами попробуем вместе сформулировать основные политические лозунги “демократической контрреволюции”.
- “Ликвидация Брестского мира!”, “Вся власть не Советам, а Учредительному собранию!”.
- Большевики отреагировали на создание “демократической контрреволюции” постановлением ВЦИК от 14 июня 1918г. об исключении представителей партии меньшевиков и эсеров из состава ВЦИК и удалении их из Советов всех уровней, что было равносильно запрещению деятельности этих партий.
II. Драматично развивались взаимоотношения большевиков со своими союзниками – левыми эсерами. Откройте учебник на стр.122., прочитайте раздел: “Большевики и левые эсеры” и ответьте на вопросы:
- Когда и почему перестало существовать двухпартийное правительство?
- В чем причина окончательного разрыва между эсерами и большевиками?
Учитель: а теперь что бы, легче было ответить на поставленное задание в начале урока, давайте начнем с вами заполнять таблицу на доске требования “третьей силы”.
Основные требования третьей силы | ||
“демократическая контррев-ия” | крестьяне | Кронштадское восстание |
(см. заполненную ниже) |
Закрепление:
Задание: попытайтесь за три минуты в группах написать синквейн о “демократической контрреволюции” (слайд №2 презентации учителя).
III Учитель: - Обратимся опять к схеме. Какой социальный слой отсутствует в ней?
Ученики: - Крестьянство.
Учитель: - Как вы думаете, почему успехи и белых и красных в немалой степени зависели от того, за кем пойдет крестьянство?
Ученики: - Это был самый многочисленный класс, т.к. страна аграрная.
Учитель: Крестьяне выступали на стороне красных, белых. Но так же они выступали как самостоятельная сила. Эти крестьяне избрали своим символом зеленый цвет – цвет воли и свободы, противопоставляя себя красным и белым. Выступления зеленых охватили весь юг России: Причерноморье, Северный Кавказ и Крым. Но наибольшего размаха и организованности крестьянское движение достигло на юге Украины (работа с картой “Гражданская война и интервенция” и атласами, лучше наклеивать заранее заготовленные таблички зеленого цвета в районах выступления крестьян). Во многом это движение было связано с личностью руководителя повстанческой армии Нестора Махно (слайд №3 презентации учителя). Всю жизнь Махно с самого его рождения сопровождали легенды. Согласно одной из них при крещении Нестора на священнике загорелась риза. По всему Гуляйполю разнеслась весть о том, что, согласно древнему поверью, новорожденный должен стать разбойником. Он боролся на стороне Красной Армии с Деникиным, за победы, одержанные над деникинцами, был награжден орденом Красного Знамени. А генерал Деникин пообещал за его голову полмиллиона рублей. Махно был поэтом и писал такие замечательные строчки:
Я в бой бросался с головой,
Пощады не прося у cмepти,
И не виновен, что живой,
Остался в этой круговерти.Мы проливали кровь и пот,
С народом откровенны были.
Нас победили. Только вот
Идею нашу не убили.Пускай схоронят нас сейчас,
Но наша Суть не канет в Лету,
Она воспрянет в нужный час,
И победит. Я верю в это!
Кто же был этот человек? На следующий урок я предлагаю написать эссе “ Трагедия личности Махно”.
Другим крупным выступлением крестьян были восстания в 1920-1921 г. в Поволжье, на Дону, Кубани, в западной и Восточной Сибири, на Урале, Белоруссии, Карелии, Средней Азии. Наиболее известным восстанием того времени было Тамбовское восстание под руководством Антонова.(работа с картой “Гражданская война и интервенция, и атласами, слайд №4 презентации учителя” Этот период был назван современниками “малой гражданской войной”. Все выступления были жестоко подавлены Советской властью.
Учитель: А теперь внимательно посмотрите на карту, почему наши зеленые значки сосредоточились именно в этих местах, а не в других, например на северо-западе Советской России.
Ученики: Это основные территории расселения крестьянства, здесь плодородные земли, на северо-запад страны был промышленным центром, там преобладал рабочий класс.
Каковы основные требования этих выступлений мы узнаем, работая в группах.
- А теперь создадим 3 творческие лаборатории. Ряд класса, который первый ответит на мой вопрос, может выбрать сам себе задание.
Вопросы:
- Кто возглавлял Реввоенсовет республики? (Троцкий Л.Д.)
- Кто начал формирование Добровольческой армии для борьбы с советской властью? (Алексеев М.В.)
- Кто был объявлен “верховным правителем России”? (Колчак А.В.)
I творческая лаборатория – крестьяне, поддерживающие красных
II творческая лаборатория - крестьяне, поддерживающие белых
III творческая лаборатория – крестьяне, выступающие как самостоятельная сила
Группам раздаются документы и они используя их и свои знания по предмету в течении 5 минут должны подготовить агитационную речь к присутствующим , что бы они перешли на их сторону.
I творческая лаборатория получает следующие документы:
Декрет II Всероссийского съезда Советов “О земле”
26 октября 1917г.
….. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастыпские, церковные, со всеми их живым и мертвым инвентарем, усадебные постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным собранием вопроса о земле…
Крестьянский наказ о земле
... Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней ...
6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обpaбатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обpaбатывать. Наемный труд не допускается ...
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме ...
8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд.
Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления ...
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства ...
Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно ...
(Лукьянов М.Н. Россия. 1917- 1941. Документы. Материалы. Комментарии.Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 50-52.)
II творческая лаборатория получает следующие документы:
А) Декларация А.И. Деникина по аграрному вопросу
5 февраля 1919
... Считаю необходимым указать те начала, которые должны быть положе в основу этих правил и положений.
1. Обеспечение интересов трудящегося населения.
2. Создание и укрепление прочных мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель.
3. Сохранение за собственниками их прав на землю. При этом в каждой о дельной местности должен быть определен размер земли, которая может бы сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным.
Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату ...
(Лукьянов мн. Россuя.1917-1941.Документы. Материалы. Комментарии.:
Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 98-99
Б) Декларация А.В. Колчака по аграрному вопросу
8 апреля 1919г.... Вместе с тем Правительство примет меры для обеспечения безземельных крестьян и малоземельных крестьян и на будущее время, воспользовавшись. в первую очередь, частновладельческой и казенной землей, уже пере шедшей в фактическое обладание крестьян. Земли же, которые обpaбатывались исключительно или преимущественно силами семей владельцев земли, хуторян, отрубенцев и укрепленцев, подлежат возвращению их законным владельцам.
Принимаемые меры имеют целью удовлетворить неотложные нужды трудящегося населения деревни. В окончательном же виде вековой земельный вопрос будет решен Национальным Собранием ...
(Лукьянов М Н.. Россия..1917-1941.Документы. Материалы.. Комментарии Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 100)
В) Земельный закон П.Н. Врангеля
За прежними владельцами часть их земли может быть сохранена, но размер этой части в каждом отдельном случае определяется на местах местными земельными учреждениями ...
Все передаваемые хозяевам земли закрепляются за ними актами и поcтyпают в вечную, наследственную собственность каждого хозяина.
Земля отчуждается не даром, а за выплату Государству стоимости ее. Та передача земли обеспечивает переход ее к настоящим прочным хозяевам, а не всякому падкому на даровщину и чужому земле человеку.
Цена за десятину земли определяется пятикратной стоимостью среднегодового урожая с десятины. Уплата за землю рассрочивается на 25 лет и, следовательно, каждому хозяину придется вносить ежегодно одну пятую часть уро . или выплачивать стоимость ее. Уплата Государству может быть производима хлебом, так и деньгами, - по желанию плательщика.
25 мая 192 -
(Лукьянов М.Н. Россuя.1917-194J.Документы. Материалы. Комментарии Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 101-10:"
III творческая лаборатория получает следующие документы:
Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмуговского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей.10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография исочника. - Т.К):
“Принимая во внимание, ... настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни перед какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти ... съезд постановил:
l) ... Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия ... И мы всегда готовы к защите своих народных прав ....
4) Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся ... Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт ...
5) Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на всевозможные военные и гражданские ответственные посты ... Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала ....
Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям ...
10) Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым социалистическим партиям предоставляем свободу существовать, только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора путей оставляем за собой.
Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! .. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!”
- Учитель: продолжим работать с нашей таблицей на доске , что мы запишем в требования крестьян?
Основные требования третьей силы | ||
“демократическая контррев-ия” | крестьяне | Кронштадское восстание |
(см. заполненную ниже) |
- Учитель: Почему крестьяне выступили все-таки на стороне Советской власти? Что повлияло, по вашему мнению, на это решение.
- Ученики: большевики первые решили крестьянский вопрос - они дали крестьянам землю.
Учитель: а теперь я предлагаю в ваших творческих лабораториях разработать проект памятника крестьянам, участникам гражданской войны.(На уроке был предложен интересный памятник в виде весов. В основе стоит крестьянин, в его руках две чаши. На одной красноармеец, на другой помещик. Крестьянин поворачивается в ту сторону, которая перевешивает).
IV. Сообщение учащегося с презентацией. (смотри презентацию ученика)
- Учитель продолжим работать с нашей таблицей на доске , что мы запишем в требования кронштадцев?
Основные требования третьей силы | ||
“демократическая контрреволюция” | крестьяне | кронштадцы |
“Ликвидация Брестского мира!”; “Вся власть не Советам, а Учредительному собранию!” Отмена монополии большевиков на власть; Свобода слова, печати, объединений. |
Отмена продразверстки, Право на свободное распоряжение землей, Свобода торговли. Отмена монополии большевиков на власть, Свобода слова, печати. “Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!” |
Отмена продразверстки, Право на свободное распоряжение землей, Свобода торговли. “Вся власть Советам, а не партиям!”; Отмена монополии большевиков на власть, Свобода слова, печати, объединений; Освобождение политических заключенных. Требования “демократической контрреволюции” |
Приложение
Закрепление:
- Учитель: Мы знаем, что часть требований восставших будет фактически удовлетворена. Почему власть не пошла на компромисс с Кронштадтом? Почему восстание было жестоко подавлено?
Закрепление: А, теперь используя заполненную, на доске таблицу и свой багаж знаний попробуйте ответить на задание, поставленное в начале урока (смотрим на доску): имели ли возможность победить в гражданской войне объединившиеся силы “демократической контрреволюции” и крестьянства.
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
...
27 01 2023 12:41:54
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
26 01 2023 19:26:45
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
25 01 2023 20:41:42
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
24 01 2023 14:39:10
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне.
...
23 01 2023 17:29:24
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
22 01 2023 18:10:50
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
21 01 2023 20:24:15
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
20 01 2023 18:13:31
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
19 01 2023 7:38:10
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
18 01 2023 20:49:56
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
17 01 2023 3:41:21
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
16 01 2023 7:53:58
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
15 01 2023 19:45:18
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
14 01 2023 15:39:57
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
13 01 2023 21:35:47
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
12 01 2023 10:43:36
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
11 01 2023 0:55:47
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
10 01 2023 23:24:18
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
09 01 2023 9:50:53
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы.
...
08 01 2023 13:18:10
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
07 01 2023 18:11:26

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
06 01 2023 5:41:30
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
05 01 2023 10:13:54
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
04 01 2023 20:26:22
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
03 01 2023 22:41:43
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
02 01 2023 23:50:48
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
01 01 2023 12:58:50
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
31 12 2022 19:16:41
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
30 12 2022 19:54:49
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
29 12 2022 22:39:53
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов".
...
28 12 2022 17:27:22
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
27 12 2022 2:41:36
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
26 12 2022 23:45:30

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
25 12 2022 17:12:35
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
24 12 2022 8:40:35

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
23 12 2022 5:59:42
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
22 12 2022 0:31:31
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
21 12 2022 1:34:26
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
20 12 2022 16:48:32
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
19 12 2022 7:32:17
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
18 12 2022 10:31:49
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
17 12 2022 12:59:23
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
16 12 2022 11:20:20
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
15 12 2022 5:37:27
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
14 12 2022 5:30:16
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
13 12 2022 9:23:14
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
12 12 2022 7:22:42
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
11 12 2022 14:22:26
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
...
10 12 2022 16:10:35
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
09 12 2022 8:53:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::