Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны"


    Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны"

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о “третьей силе”, которая противостояла белому и красному движениям, выяснить причины и хаpaктер “малой” гражданской войны;
  2. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями;
  3. Продолжить формировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Оборудование урока:

  • учебник,
  • карта “Гражданская война и интервенция”,
  • атласы,
  • листы с документами для групп,
  • проектор.

Основное понятие: “демократическая контрреволюция”

План урока.

I. “Демократическая контрреволюция”.

II. Формирование однопартийной политической системы

III. Крестьянская и гражданская война:

Махновщина

Малая гражданская война

IV. Восстание в Кронштадте.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

На предыдущих уроках мы с вами говорили о Гражданской войне, о двух противоположных лагерях войны: красных и белых. Гражданская война более многогранна. На сегодняшнем уроке мы поговорим о тех, кто оказался между красными и белыми. Сегодня мы с вами должны вытащить из тайников памяти свои знания о положение крестьянства в этот период, что бы определить каковы были их главные проблемы и как бы мы их попытались решить. Мы с вами должны выяснить смысл выражения “демократическая контрреволюция”. А в конце урока попробовать ответить на вопрос имели ли возможность победить в гражданской войне объединившиеся силы “демократической контрреволюции” и крестьянства. (проблема записана на доске) (слайд №1 Презентации учителя)

Учитель: - Вспомним, какие два основных лагеря Гражданской войны мы знаем.

- Вспомним, какова была расстановка социальных и политических сил в этих лагерях?

В этот момент учитель рисует схему на доске (лучше вешать заготовленную аппликацию, используя разноцветные листы: белые, красные, зеленые)

- Какой политической силы мы не видим в схеме?

- Меньшевиков, эсеров.

- Давай те назовем их третьей силой. Где на схеме мы их разместим?

- Посередине.(дополнения к схеме ниже)

- Часто эсеров и меньшевиков называют представителями “демократической” контрреволюции. Впервые И.М. Майский использовал термин “демократическая” контрреволюция как собирательное название начального этапа Гражданской войны, в ходе которого ведущую роль в антибольшевистском лагере играли представители мелкобуржуазной демократии - меньшевики и эсеры. Давайте вдумаемся в определение и попытаемся определить почему – демократическая?

- Эти партии выступали за демократические свободы: слова, печати, собственности, совести и т.д., за многопартийность, плюрализм мнений.

- А почему контрреволюция?

- Так как хотели отменить уже проведенные преобразования, вернуться к программе минимум.

- В чем главное недовольство “демократической контрреволюции большевиками”?

  • Отказ большевиков от возможности создания “однородного социалистического правительства”, т.е. правительства, включающего в свой состав представителей всех партий, исповедующих социализм;

- Какие партии вошли в состав СНК?

Ученики: левые эсеры и большевики, а представители других партий покинули II съезд советов и лишились этого права.

- Принимали ли эти партии хоть какое-нибудь участие в политической жизни страны?

Ученики: они входили в состав ВЦИК и Советы местных уровней.

  • Разгон большевиками Учредительного собрания;
  • Подписание Брестского мира.

- Какие попытки захвата власти представителями этих социалистических партий мы с вами знаем?

- Создание Всероссийского комитета спасения родины и революции, попытавшего осуществить 29 октября в Петрограде контрпереворот; создание “комитета общественной безопасности” в Москве, который до 3 ноября удерживал власть в Москве; создание в сентябре 1918г. в Уфе единого “всероссийского правительства – Уфимской директории.

- Молодцы. Решение начать вооруженную борьбу укрепилось после разгона большевиками в апреле- мае 1918 г. вновь избранных местных советов, в которых почти везде преобладали меньшевики и эсеры.

Основными районами борьбы стали Поволжье, Урал и Сибирь. С мая 1918 г. на этих территориях создаются местные правительства, состоящие в основном из члeнов ПСР. В Самаре был создан Комитет члeнов Учредительного собрания (Кочум), в Екатеринбурге – Уральское областное правительство, в Томске – Временное Сибирское правительство и т. д. (работа с картой “ Гражданская война и интервенция” и атласами – на карте наклеиваем заранее подготовленные надписи правительств “демократической коонтрреволюции”).

Зная, чем были недовольны эти партии, давайте с вами попробуем вместе сформулировать основные политические лозунги “демократической контрреволюции”.

- “Ликвидация Брестского мира!”, “Вся власть не Советам, а Учредительному собранию!”.

- Большевики отреагировали на создание “демократической контрреволюции” постановлением ВЦИК от 14 июня 1918г. об исключении представителей партии меньшевиков и эсеров из состава ВЦИК и удалении их из Советов всех уровней, что было равносильно запрещению деятельности этих партий.

II. Драматично развивались взаимоотношения большевиков со своими союзниками – левыми эсерами. Откройте учебник на стр.122., прочитайте раздел: “Большевики и левые эсеры” и ответьте на вопросы:

- Когда и почему перестало существовать двухпартийное правительство?

- В чем причина окончательного разрыва между эсерами и большевиками?

Учитель: а теперь что бы, легче было ответить на поставленное задание в начале урока, давайте начнем с вами заполнять таблицу на доске требования “третьей силы”.

Основные требования третьей силы
“демократическая контррев-ия” крестьяне Кронштадское восстание
(см. заполненную ниже)    

Закрепление:

Задание: попытайтесь за три минуты в группах написать синквейн о “демократической контрреволюции” (слайд №2 презентации учителя).

III Учитель: - Обратимся опять к схеме. Какой социальный слой отсутствует в ней?

Ученики: - Крестьянство.

Учитель: - Как вы думаете, почему успехи и белых и красных в немалой степени зависели от того, за кем пойдет крестьянство?

Ученики: - Это был самый многочисленный класс, т.к. страна аграрная.

Учитель: Крестьяне выступали на стороне красных, белых. Но так же они выступали как самостоятельная сила. Эти крестьяне избрали своим символом зеленый цвет – цвет воли и свободы, противопоставляя себя красным и белым. Выступления зеленых охватили весь юг России: Причерноморье, Северный Кавказ и Крым. Но наибольшего размаха и организованности крестьянское движение достигло на юге Украины (работа с картой “Гражданская война и интервенция” и атласами, лучше наклеивать заранее заготовленные таблички зеленого цвета в районах выступления крестьян). Во многом это движение было связано с личностью руководителя повстанческой армии Нестора Махно (слайд №3 презентации учителя). Всю жизнь Махно с самого его рождения сопровождали легенды. Согласно одной из них при крещении Нестора на священнике загорелась риза. По всему Гуляйполю разнеслась весть о том, что, согласно древнему поверью, новорожденный должен стать разбойником. Он боролся на стороне Красной Армии с Деникиным, за победы, одержанные над деникинцами, был награжден орденом Красного Знамени. А генерал Деникин пообещал за его голову полмиллиона рублей. Махно был поэтом и писал такие замечательные строчки:

Я в бой бросался с головой,
Пощады не прося у cмepти,
И не виновен, что живой,
Остался в этой круговерти.

Мы проливали кровь и пот,
С народом откровенны были.
Нас победили. Только вот
Идею нашу не убили.

Пускай схоронят нас сейчас,
Но наша Суть не канет в Лету,
Она воспрянет в нужный час,
И победит. Я верю в это!

Кто же был этот человек? На следующий урок я предлагаю написать эссе “ Трагедия личности Махно”.

Другим крупным выступлением крестьян были восстания в 1920-1921 г. в Поволжье, на Дону, Кубани, в западной и Восточной Сибири, на Урале, Белоруссии, Карелии, Средней Азии. Наиболее известным восстанием того времени было Тамбовское восстание под руководством Антонова.(работа с картой “Гражданская война и интервенция, и атласами, слайд №4 презентации учителя” Этот период был назван современниками “малой гражданской войной”. Все выступления были жестоко подавлены Советской властью.

Учитель: А теперь внимательно посмотрите на карту, почему наши зеленые значки сосредоточились именно в этих местах, а не в других, например на северо-западе Советской России.

Ученики: Это основные территории расселения крестьянства, здесь плодородные земли, на северо-запад страны был промышленным центром, там преобладал рабочий класс.

Каковы основные требования этих выступлений мы узнаем, работая в группах.

- А теперь создадим 3 творческие лаборатории. Ряд класса, который первый ответит на мой вопрос, может выбрать сам себе задание.

Вопросы:

- Кто возглавлял Реввоенсовет республики? (Троцкий Л.Д.)

- Кто начал формирование Добровольческой армии для борьбы с советской властью? (Алексеев М.В.)

- Кто был объявлен “верховным правителем России”? (Колчак А.В.)

I творческая лаборатория – крестьяне, поддерживающие красных

II творческая лаборатория - крестьяне, поддерживающие белых

III творческая лаборатория – крестьяне, выступающие как самостоятельная сила

Группам раздаются документы и они используя их и свои знания по предмету в течении 5 минут должны подготовить агитационную речь к присутствующим , что бы они перешли на их сторону.

I творческая лаборатория получает следующие документы:

Декрет II Всероссийского съезда Советов “О земле”

26 октября 1917г.

….. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастыпские, церковные, со всеми их живым и мертвым инвентарем, усадебные постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным собранием вопроса о земле…

Крестьянский наказ о земле

... Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней ...

6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обpaбатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обpaбатывать. Наемный труд не допускается ...

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме ...

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд.

Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления ...

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства ...

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно ...

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917- 1941. Документы. Материалы. Комментарии.Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 50-52.)

II творческая лаборатория получает следующие документы:

А) Декларация А.И. Деникина по аграрному вопросу

5 февраля 1919

... Считаю необходимым указать те начала, которые должны быть положе в основу этих правил и положений.

1. Обеспечение интересов трудящегося населения.

2. Создание и укрепление прочных мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель.

3. Сохранение за собственниками их прав на землю. При этом в каждой о дельной местности должен быть определен размер земли, которая может бы сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным.

Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату ...

(Лукьянов мн. Россuя.1917-1941.Документы. Материалы. Комментарии.:

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 98-99

Б) Декларация А.В. Колчака по аграрному вопросу

8 апреля 1919г.... Вместе с тем Правительство примет меры для обеспечения безземельных крестьян и малоземельных крестьян и на будущее время, воспользовавшись. в первую очередь, частновладельческой и казенной землей, уже пере шедшей в фактическое обладание крестьян. Земли же, которые обpaбатывались исключительно или преимущественно силами семей владельцев земли, хуторян, отрубенцев и укрепленцев, подлежат возвращению их законным владельцам.

Принимаемые меры имеют целью удовлетворить неотложные нужды трудящегося населения деревни. В окончательном же виде вековой земельный вопрос будет решен Национальным Собранием ...

(Лукьянов М Н.. Россия..1917-1941.Документы. Материалы.. Комментарии Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 100)

В) Земельный закон П.Н. Врангеля

За прежними владельцами часть их земли может быть сохранена, но размер этой части в каждом отдельном случае определяется на местах местными земельными учреждениями ...

Все передаваемые хозяевам земли закрепляются за ними актами и поcтyпают в вечную, наследственную собственность каждого хозяина.

Земля отчуждается не даром, а за выплату Государству стоимости ее. Та передача земли обеспечивает переход ее к настоящим прочным хозяевам, а не всякому падкому на даровщину и чужому земле человеку.

Цена за десятину земли определяется пятикратной стоимостью среднегодового урожая с десятины. Уплата за землю рассрочивается на 25 лет и, следовательно, каждому хозяину придется вносить ежегодно одну пятую часть уро . или выплачивать стоимость ее. Уплата Государству может быть производима хлебом, так и деньгами, - по желанию плательщика.

25 мая 192 -

(Лукьянов М.Н. Россuя.1917-194J.Документы. Материалы. Комментарии Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С. 101-10:"

III творческая лаборатория получает следующие документы:

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмуговского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей.10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография исочника. - Т.К):

“Принимая во внимание, ... настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни перед какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти ... съезд постановил:

l) ... Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия ... И мы всегда готовы к защите своих народных прав ....

4) Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся ... Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт ...

5) Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на всевозможные военные и гражданские ответственные посты ... Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала ....

Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.

Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.

Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям ...

10) Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым социалистическим партиям предоставляем свободу существовать, только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора путей оставляем за собой.

Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! .. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!”

- Учитель: продолжим работать с нашей таблицей на доске , что мы запишем в требования крестьян?

Основные требования третьей силы
“демократическая контррев-ия” крестьяне Кронштадское восстание
  (см. заполненную ниже)  

- Учитель: Почему крестьяне выступили все-таки на стороне Советской власти? Что повлияло, по вашему мнению, на это решение.

- Ученики: большевики первые решили крестьянский вопрос - они дали крестьянам землю.

Учитель: а теперь я предлагаю в ваших творческих лабораториях разработать проект памятника крестьянам, участникам гражданской войны.(На уроке был предложен интересный памятник в виде весов. В основе стоит крестьянин, в его руках две чаши. На одной красноармеец, на другой помещик. Крестьянин поворачивается в ту сторону, которая перевешивает).

IV. Сообщение учащегося с презентацией. (смотри презентацию ученика)

- Учитель продолжим работать с нашей таблицей на доске , что мы запишем в требования кронштадцев?

Основные требования третьей силы
“демократическая контрреволюция” крестьяне кронштадцы
“Ликвидация Брестского мира!”;

“Вся власть не Советам, а Учредительному собранию!”

Отмена монополии большевиков на власть;

Свобода слова, печати, объединений.

Отмена продразверстки,

Право на свободное распоряжение землей,

Свобода торговли.

Отмена монополии большевиков на власть,

Свобода слова, печати.

“Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!”

Отмена продразверстки,

Право на свободное распоряжение землей,

Свобода торговли.

“Вся власть Советам, а не партиям!”;

Отмена монополии большевиков на власть,

Свобода слова, печати, объединений;

Освобождение политических заключенных.

Требования “демократической контрреволюции”

Приложение

Закрепление:

- Учитель: Мы знаем, что часть требований восставших будет фактически удовлетворена. Почему власть не пошла на компромисс с Кронштадтом? Почему восстание было жестоко подавлено?

Закрепление: А, теперь используя заполненную, на доске таблицу и свой багаж знаний попробуйте ответить на задание, поставленное в начале урока (смотрим на доску): имели ли возможность победить в гражданской войне объединившиеся силы “демократической контрреволюции” и крестьянства.


Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"


    Сценарий урока в 7-м классе с использованием биоадекватной методики. Тема: "Причины и суть Смутного времени"

      Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...

29 06 2022 3:46:23

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"


    Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

      В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

28 06 2022 21:55:40

Урок-деловая игра по истории Урала, 8-й класс. Уральские династии предпринимателей (культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков XVIII–XIX в.в.)


    Урок-деловая игра по истории Урала, 8-й класс. Уральские династии предпринимателей (культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков XVIII–XIX в.в.)

      Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...

27 06 2022 1:46:30

Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"


    Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"

      В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......

26 06 2022 1:49:23

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

25 06 2022 3:39:45

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

24 06 2022 6:31:14

Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса


    Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса

      В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....

23 06 2022 13:28:50

Реформы П.А. Столыпина


    Реформы П.А. Столыпина

      Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....

22 06 2022 17:53:30

Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)


    Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)

      Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....

21 06 2022 5:51:57

"Средневековый город". Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока. Аспектный анализ урока


    "Средневековый город". Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока. Аспектный анализ урока

      В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...

20 06 2022 23:43:11

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе


    "Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

      Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

19 06 2022 8:15:57

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс


    Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс

      В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...

18 06 2022 17:29:52

Урок истории по теме "Древний Восток. Свет древней цивилизации доходит до наших дней". 5-й класс


    Урок истории по теме "Древний Восток. Свет древней цивилизации доходит до наших дней". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....

17 06 2022 2:28:10

Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс


    Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс

      Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...

16 06 2022 22:11:37

Открытый урок на тему "Возникновение земледелия и скотоводства"


    Открытый урок на тему "Возникновение земледелия и скотоводства"

      Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....

15 06 2022 14:42:34

Преподавние истории в начальной школе по курсу "Человек и человечество", 4-й класс, по теме: "Новейшее время"


    Преподавние истории в начальной школе по курсу "Человек и человечество", 4-й класс, по теме: "Новейшее время"

      Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...

14 06 2022 8:16:16

Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"


    Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....

13 06 2022 13:54:54

Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен


    Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен

      В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....

12 06 2022 21:16:46

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"


    Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

      Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

11 06 2022 10:35:14

Эпоха Петра Великого


    Эпоха Петра Великого

      Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...

10 06 2022 21:22:53

Урок-обобщение по теме "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"


    Урок-обобщение по теме "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

      Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...

09 06 2022 23:53:18

Толерантность – путь к миру


    Толерантность – путь к миру

      Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....

08 06 2022 20:35:20

История Древнего мира. Тема: "Войны Рима с Карфагеном". 5-й класс


    История Древнего мира. Тема: "Войны Рима с Карфагеном". 5-й класс

      В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....

07 06 2022 10:47:17

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

      Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

06 06 2022 23:39:49

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов на уроках обществознания


    Проблемы организации учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов на уроках обществознания

      В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....

05 06 2022 19:20:26

Урок-исследование "История раскрывает тайны"


    Урок-исследование "История раскрывает тайны"

      Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....

04 06 2022 8:52:46

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"


    Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

      Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

03 06 2022 19:19:46

Урок по теме: "Петру I - Екатерина II"


    Урок по теме: "Петру I - Екатерина II"

      Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...

02 06 2022 22:57:58

Бинарный урок истории и русского языка по теме "Рукотворное чудо. Кижи. Спряжение глагола"


    Бинарный урок истории и русского языка по теме "Рукотворное чудо. Кижи. Спряжение глагола"

      В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...

01 06 2022 17:25:30

Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала


    Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала

      Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...

31 05 2022 4:38:36

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"


    Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

      Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

30 05 2022 15:16:55

"Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира, 5-й класс" и мультимедийной презентации


    "Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира, 5-й класс" и мультимедийной презентации

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....

29 05 2022 19:54:39

Развитие торговли в Европе в XI—XIII вв.


    Развитие торговли в Европе в XI—XIII вв.

      Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...

28 05 2022 20:38:46

Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бесcмepтные поля России"


    Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бесcмepтные поля России"

      Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....

27 05 2022 8:31:57

Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов


    Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов

      Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....

26 05 2022 6:11:28

Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"


    Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

      В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век". ...

24 05 2022 9:44:36

Россия в Первой мировой войне


    Россия в Первой мировой войне

      Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....

23 05 2022 22:53:25

Деловая игра "За честные выборы"


    Деловая игра "За честные выборы"

      Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....

22 05 2022 22:20:37

Интеpaктивное занятие школы "Академия делового успеха" как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня


    Интеpaктивное занятие школы "Академия делового успеха" как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня

      Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности. ...

21 05 2022 3:11:17

Модернизация экономики и оборонной системы в 1930-е гг.


    Модернизация экономики и оборонной системы в 1930-е гг.

      Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....

20 05 2022 10:26:43

Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс


    Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

      Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....

19 05 2022 0:58:54

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная


    Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная

      Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...

18 05 2022 16:28:19

Учебно-методический материал "Выборы в моей жизни" для учащихся 10-го класса


    Учебно-методический материал "Выборы в моей жизни" для учащихся 10-го класса

      Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....

17 05 2022 5:51:35

Столыпинская модернизация России. 11-й класс


    Столыпинская модернизация России. 11-й класс

      Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....

16 05 2022 15:35:49

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"


    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

15 05 2022 7:35:22

Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс


    Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс

      Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....

14 05 2022 16:19:52

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

13 05 2022 7:23:14

Русские земли в XII–XIII веках


    Русские земли в XII–XIII веках

      Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....

12 05 2022 17:55:36

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

11 05 2022 21:11:33

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.