"Колесо истории"
В последнее время очень много говорится о гуманизации образования. Гуманизация образования предполагает использование щадящих технологий обучения и воспитания, не унижающих личность, не требующих физического и нервного перенапряжения. Гуманизация – это демократизация образования, т.е. формирование ребенка, подростка, молодого человека не просто как человека, которого учат, а как человека, который сам что-то изучает, обретает знания и навыки под руководством педагога.
Для успешной работы необходимо:
- основываться на личностных интересах и стремлениях ученика;
- поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки;
- сделать обучение эмоциональным, а не только умственным процессом, помочь каждому ребенку в ходе учения открывать и понимать не только усвояемые знания, но и себя, и свои возможности;
- воспитывать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задачах;
- способствовать развитию творческой личности ребенка.
Решению этих задач на уроках истории способствуют игры. Игра позволяет обеспечить ненасильственное усвоение знаний. Присутствующая в игре состязательность способствует усилению интереса к обучению. Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра “Колесо истории”.
За несколько недель до игры (моя пpaктика показала, что оптимальный срок – две недели) начинается подготовка к турниру. Создается творческая мастерская. Ученики изучают рекомендованную литературу, делают стилизованные костюмы, изготавливается игровой баpaбан с каретами.
При проведении игры очень важно тщательно продумывать оформление зала или класса.
Игра начинается словами ведущего:
“ Дорогие друзья! Мы собрались на “Колесе истории”, чтобы перелистать некоторые страницы истории нашей родины. Правила игры просты: вам будут заданы вопросы и за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, вы можете получить 100 верст, если цвет вашей кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых будет определен победитель. Игра проходит в три этапа – заезда. Каждый заезд посвящен определенной исторической эпохе. Распорядителями и судьями на турнирах были герольды”.
Далее следует представление члeнов жюри, которые у нас называются герольдами. Герольдами могут быть и ученики, но лучше, если эту роль играют учителя и члeны администрации школы, тогда их решение не вызывает споров.
ВЕДУЩИЙ: “А теперь разрешите представить наших участников.
КРАСНЫЙ СЕКТОР – 9А КЛАСС
ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР – 9Б КЛАСС
ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР – 9В КЛАСС
До победы вам нужно проехать 1500 верст. В путь, господа!”
(Вращается баpaбан с каретами, в зависимости от расположения карет, определяется порядок, в котором комaнды будут отвечать на вопросы.)
Перед каждым заездом демонстрируется сценка из определенной эпохи.
ЗАЕЗД ПЕРВЫЙ
ВЕДУЩИЙ: “ Прежде чем начать ответы на вопросы, посмотрите, пожалуйста, сценку”.
МОНАХ- ЛЕТОПИСЕЦ: “ Хочу Вам, братья, поведать о брани давней войны. Случилась битва на Куликовом поле великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с ханом Мамаем и татарской Ордой”
(На одной стороне сидят князь Дмитрий Иванович и писарь. Дмитрий Иванович диктует).
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Пиши: “ Великий князь Московский и всея Руси повелевает…” Написал?
ВОИН (выбегает на сцену, падает на колени): Великий Князь! Не вели казнить, вели слово молвить!
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Ну что там еще?
ВОИН: Беда! Великий Князь, поднялась вся волжская Орда, идет Мамай на Русь, сила несметная. Двенадцать дней сторожа объезжали Мамаевы полки, выведывали силы.
(На другой стороне сцены стоит хан Мамай)
МАМАЙ: Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, - христианство искореним, церкви божии спалим, кровь их прольем, а обычаи их уничтожим. Отомстим за cмepть друзей моих, что погибли на реке Воже в битве с русскими.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: О господи! Ты всемогущий и всесильный, крепкий в битвах, воистину ты царь славы, сотворивший небо и землю, помилуй нас молитвами пресвятой твоей матери, не оставь нас в беде. Ты ведь нам бог, а мы люди твои. Посрами, господи, врагов наших. Господи! Услышь мольбу мою о помощи. Боже! На помощь приди ко мне!
(Колокольный звон)
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ: (выходит, осеняя всех крестом): Во имя отца. Сына и святого духа! Аминь! Что привело тебя в обитель Троицкую, сын мой?
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Смутен я сердцем, отец Сергий! Сто сорок лет платит исправно Русь дань татарам. Когда же предел бесчинствам татар будет? Боюсь, не справимся с Ордой, отец Сергий. Вон и Олег Рязанский предал, Ягайло с литовцами идет на помощь Мамаю. Дай совет, отец Сергий!
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ: Великий князь Дмитрий Иванович! Будут тебе служить мои оружники, два инока, два богатыря. Будут они твоими верными поборниками. И даю тебе и твоему воинству благословение на поход против хана Мамая. Господин, иди на врага, да поможет тебе Бог и Святая Богородица!
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (надевает доспехи, вооружается): Братья мои, все князи русские и воеводы! Предки наши заповедали нам хранить русскую землю и православную веру, и кто постраждет за них, во всем будет славен. И я вместе с вами хочу крепко пострадать, и если надо, cмepть принять.
ВОЕВОДА БОБРОК: Не подобает тебе, государь, самому в полках биться. Тебе, государю, подобает под стягом стоять.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Не смогу терпеть я, видя вас побеждаемых, а если спасемся, то и я с вами спасен буду. [4]
(Занавес закрывается)
ВЕДУЩИЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.
- На каких языках говорили участники Куликовской битвы?
- Как назывались первые пушки?
- Иноков, посланных на битву Сергием Радонежским, знают по их языческим именам – Пересвет и Ослябя, а какие у них были христианские имена? (Пересвет – Александр, Ослябя – Родион).
(Участники битвы говорили на русском, литовском, монгольском, татарском, итальянском языках).
(Тюфяки)
ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.
- Почему Олег Рязанский не принял участия в походе против татар?
- Какой момент был решающим в ходе Куликовской битвы?
- В каких произведениях древней русской литературы нашла отражение Куликовская битва?
- Кто во время битвы сражался в “ царских” одеждах под стягом Дмитрия Ивановича?
ЗАЕЗД ВТОРОЙ
ВЕДУЩИЙ: Наступила пора Петра I. Вся жизнь Петра Великого прошла в служении Отечеству. Но были и минуты отдыха. Петр учредил в России ассамблеи.
(На сцене Меньшиков и Головин играют в шахматы. Звучит менуэт. Появляются танцующие пары. Впереди Петр I и Екатерина. После окончания танца все рассаживаются).
ПЕТР I (обращается к Меньшикову): А скажи-ка, Данилыч, как у нас идут дела?
МЕНЬШИКОВ: Продвигаются помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинялся, ну того наказывали маленько.
ПЕТР I: Маленько?
МЕНЬШИКОВ: Побили батогами.
ПЕТР I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?
ГОЛОВИН: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, учиться не хотят.
ПЕТР I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.
(К Петру I бросается молодой щеголь).
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь! Не издавай указ. Хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.
ПЕТР I:Так женись! Как звать то тебя?
ЩЕГОЛЬ: Василий.
ПЕТР I: А невеста то далеко, Василий?
ЩЕГОЛЬ: Да здесь она, Ваше величество.
ПЕТР I: Так зови ее!
(Парень выводит смущенную дeвyшку)
ПЕТР I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?
ЩЕГОЛЬ: Да хоть завтра!
ПЕТР I: А школу- то закончил?
ЩЕГОЛЬ: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.
ПЕТР I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..
ПЕТР I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.[4]
(Занавес закрывается)
ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.
- Какую школу нужно было закончить, чтобы жениться?
- Какие иностранные языки знал Петр I?
- Чему не захотел научиться Петр I у голландцев?
(Цифирную).
(Петр I говорил на голландском и немецком языках, понимал немного английский, татарский, польский, шведский).
(Петр I не захотел у голландцев перенимать систему управления, считая, что она хороша только для голландцев).
ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.
- Назовите реформы Петра I?
- Сколько нужно было заплатить, чтобы носить бороду?
- Какие новые города были построены Петром I)
- Говорят, что Петр создал второй русский университет. Так ли это? Как назывался первый русский университет?
ЗАЕЗД ТРЕТИЙ
ВЕДУЩИЙ:
Гроза двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
(А.С.Пушкин) [3]
(На сцену выходит Наполеон)
НАПОЛЕОН: В Европе я сыскал славу непобедимого полководца. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю ее. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если возьму Петербург, то возьму Россию за голову, если возьму Москву, то поражу ее в самое сердце. Итак – Москва!
(Военный совет в Филях)
КУТУЗОВ: Господа! Я думаю, что нам придется сдать столицу.
БАРКЛАЙ: Потеряв этот город, мы сохраним армию.
ЕРМОЛОВ: И Вы говорите – этот город,- да этот город – сердце России, ее священная столица! Умереть каждому, но отстоять столицу!
КУТУЗОВ: Волей, данной мне государем и Отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы, еще не есть потеря России. Сохраним армию, спасем и Россию. Приказываю отступать! Ступайте, господа.[4]
(Генералы уходят)
КУТУЗОВ (обращается к адъютанту): Гoлyбчик, вот это кресло поближе к печке поставь. Вот так. Довольно. Ну, ступай.
(Входит гусар, кланяется Кутузову)
КУТУЗОВ: Что тебе надобно, мой друг?
ГУСАР: Я желал бы иметь счастье быть Вашим ординарцем!
КУТУЗОВ: Вы хромаете? От чего это?
ГУСАР: Я получил в сражении под Бородином контузию от ядра.
КУТУЗОВ: А сколько же Вам лет? Я полагаю не более шестнадцати? Как ваша фамилия?
ГУСАР: Александров.
КУТУЗОВ: Александров! Наслышан о Вас я много право!.. Скажи, а на войне тебе не страшно драться?
ГУСАР: Нет, Ваша светлость!
КУТУЗОВ: А как звать тебя?
ГУСАР: По дяде Александром меня назвали.
КУТУЗОВ: Так значит Сашкой?
ГУСАР: Нет, Шуркой.
КУТУЗОВ: Ну, ступай.… Нет, погоди! Еще один вопрос. Не обижайся, коли что. Вы – женщина?
ГУСАР: Вам лгать не смею, Ваша светлость. Да, женщина я.
КУТУЗОВ: Как смели Вы комедию устроить из чести воинской?! Мундир без спроса взять? Вон ступай!
ГУСАР: Ах, Ваша светлость, позвольте мне остаться!
КУТУЗОВ: Долой! К мадамам, куклам, мамкам, нянькам! Без вашей тут подмоги французам мы переломаем ноги. (Уходят.)
(Занавес закрывается)
ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.
- Как звали женщину – участницу Отечественной войны 1812 года? (Надежда Дурова)
- За кого Наполеон предложил Александру I любое королевство? (За М.М. Сперанского)
- В 1813 году в “битве народов” армия Наполеона была окончательно разгромлена. Где это произошло? (Под Лейпцигом)
ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.
- Какое название получила французская армия?
- Почему войска той и другой стороны выказывали в Бородинском сражении невиданные упорство и отвагу?
- Какие памятники архитектуры были посвящены войне 1812 года?
- Какие награды были учреждены во время войны 1812 года?
А теперь слово предоставляется жюри.
(Жюри подводит итоги, награждает победителей)
ВЕДУЩИЙ (обращаясь к победителю): Для того, чтобы получить главный приз, Вам нужно было проехать 1500 верст, а Вы проехали 1200 верст. 300 верст нужно доехать. Если Вы согласны, я Вам предлагаю участие в супер - игре: два дополнительных вопроса по 150 верст за каждый правильный ответ. Итак, супер-игра!
СУПЕР-ИГРА
Выносятся портреты Павла I, Александра I, Николая I.
ВЕДУЩИЙ: Кому принадлежат слова: “В России велик тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю”? Вам не нужно отвечать на вопрос. Просто сделайте шаг в сторону одного из портретов.
Участник супер-игры делает шаг в сторону портрета Павла I.
ВЕДУЩИЙ: Вот первый вопрос: “ Какой русский писатель посвятил один из своих романов эпохе Александра I?”
Варианты ответов:
- Д.С.Мережковский
- А.П.Чехов
- В.Д.Набоков
Ответ: Д.С. Мережковский “Царство зверя”.
ВЕДУЩИЙ: Правильно! Осталось 150 верст.
Второй вопрос: “ Почему кричали “ Ура!” в Куликовской битве, а не кричали во время Ледового побоища”?
К сожалению, Вы не ответили на этот вопрос, а значит супер – приз остается у нас. Но давайте проверим, в правильном ли направлении Вы шли.
Участник игры подходит к портрету Павла I, звучат фанфары.
ВЕДУЩИЙ: А ведь шел-то правильно! Но не огорчайтесь, Вы все равно победитель нашей игры.
До свидания! До новых встреч на игре “ Колесо истории”.
Такие мероприятия, как “Колесо истории”, способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, они вызывают большой интерес, хорошо развивают творческие способности учащихся. Они помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности, активизации пассивных учеников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: “Наука”, 1991.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-М.: “Книга”,1991.
- Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2-х томах. Т.2.- М.: “Художественная литература”, 1980,с. 165.
- Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. Для учителя.- М.: “Просвещение”, 1992, с. 69-88.
- История Отечества в литературе. Хрестоматия для учителя.- М.: “Просвещение”,1991.
- Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
04 06 2023 22:54:26
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
03 06 2023 5:42:13

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
02 06 2023 16:26:51
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
01 06 2023 17:19:50
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности.
...
31 05 2023 6:15:13
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся.
...
30 05 2023 10:40:24
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
29 05 2023 10:13:37
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года".
...
28 05 2023 10:30:21
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
27 05 2023 0:29:57
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
26 05 2023 10:25:52
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
25 05 2023 10:59:12
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
24 05 2023 11:17:50
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
23 05 2023 14:51:23
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
22 05 2023 15:59:27
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
21 05 2023 16:44:53
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
20 05 2023 20:53:22
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
19 05 2023 6:11:48
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
18 05 2023 22:36:59
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
17 05 2023 9:32:32
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
16 05 2023 8:11:55
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
15 05 2023 4:27:59
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
14 05 2023 7:25:14
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
13 05 2023 5:59:29
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
12 05 2023 12:59:13
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование.
...
11 05 2023 21:33:48
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
10 05 2023 20:24:18
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
09 05 2023 14:46:51
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
08 05 2023 11:56:18
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
07 05 2023 14:30:52
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
06 05 2023 21:15:26
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
05 05 2023 10:29:37
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
04 05 2023 10:54:25
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
03 05 2023 11:47:14
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
02 05 2023 17:27:34
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале.
...
01 05 2023 14:48:51
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
30 04 2023 7:44:42
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
29 04 2023 14:45:53
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
28 04 2023 2:53:23
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
27 04 2023 11:44:57
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
26 04 2023 14:25:42
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
25 04 2023 1:58:54
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
24 04 2023 0:33:29
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
23 04 2023 21:42:43
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
22 04 2023 21:30:32
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
21 04 2023 8:57:53
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
20 04 2023 23:45:54
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы.
...
19 04 2023 9:27:51
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
18 04 2023 11:15:13
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
17 04 2023 6:52:12
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
16 04 2023 13:31:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::