"Колесо истории" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Колесо истории"


    "Колесо истории"

В последнее время очень много говорится о гуманизации образования. Гуманизация образования предполагает использование щадящих технологий обучения и воспитания, не унижающих личность, не требующих физического и нервного перенапряжения. Гуманизация – это демократизация образования, т.е. формирование ребенка, подростка, молодого человека не просто как человека, которого учат, а как человека, который сам что-то изучает, обретает знания и навыки под руководством педагога.

Для успешной работы необходимо:

  • основываться на личностных интересах и стремлениях ученика;
  • поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки;
  • сделать обучение эмоциональным, а не только умственным процессом, помочь каждому ребенку в ходе учения открывать и понимать не только усвояемые знания, но и себя, и свои возможности;
  • воспитывать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задачах;
  • способствовать развитию творческой личности ребенка.

Решению этих задач на уроках истории способствуют игры. Игра позволяет обеспечить ненасильственное усвоение знаний. Присутствующая в игре состязательность способствует усилению интереса к обучению. Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра “Колесо истории”.

За несколько недель до игры (моя пpaктика показала, что оптимальный срок – две недели) начинается подготовка к турниру. Создается творческая мастерская. Ученики изучают рекомендованную литературу, делают стилизованные костюмы, изготавливается игровой баpaбан с каретами.

При проведении игры очень важно тщательно продумывать оформление зала или класса.

Игра начинается словами ведущего:

“ Дорогие друзья! Мы собрались на “Колесе истории”, чтобы перелистать некоторые страницы истории нашей родины. Правила игры просты: вам будут заданы вопросы и за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, вы можете получить 100 верст, если цвет вашей кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых будет определен победитель. Игра проходит в три этапа – заезда. Каждый заезд посвящен определенной исторической эпохе. Распорядителями и судьями на турнирах были герольды”.

Далее следует представление члeнов жюри, которые у нас называются герольдами. Герольдами могут быть и ученики, но лучше, если эту роль играют учителя и члeны администрации школы, тогда их решение не вызывает споров.

ВЕДУЩИЙ: “А теперь разрешите представить наших участников.

КРАСНЫЙ СЕКТОР – 9А КЛАСС

ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР – 9Б КЛАСС

ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР – 9В КЛАСС

До победы вам нужно проехать 1500 верст. В путь, господа!”

(Вращается баpaбан с каретами, в зависимости от расположения карет, определяется порядок, в котором комaнды будут отвечать на вопросы.)

Перед каждым заездом демонстрируется сценка из определенной эпохи.

ЗАЕЗД ПЕРВЫЙ

ВЕДУЩИЙ: “ Прежде чем начать ответы на вопросы, посмотрите, пожалуйста, сценку”.

МОНАХ- ЛЕТОПИСЕЦ: “ Хочу Вам, братья, поведать о брани давней войны. Случилась битва на Куликовом поле великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с ханом Мамаем и татарской Ордой”

(На одной стороне сидят князь Дмитрий Иванович и писарь. Дмитрий Иванович диктует).

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Пиши: “ Великий князь Московский и всея Руси повелевает…” Написал?

ВОИН (выбегает на сцену, падает на колени): Великий Князь! Не вели казнить, вели слово молвить!

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Ну что там еще?

ВОИН: Беда! Великий Князь, поднялась вся волжская Орда, идет Мамай на Русь, сила несметная. Двенадцать дней сторожа объезжали Мамаевы полки, выведывали силы.

(На другой стороне сцены стоит хан Мамай)

МАМАЙ: Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, - христианство искореним, церкви божии спалим, кровь их прольем, а обычаи их уничтожим. Отомстим за cмepть друзей моих, что погибли на реке Воже в битве с русскими.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: О господи! Ты всемогущий и всесильный, крепкий в битвах, воистину ты царь славы, сотворивший небо и землю, помилуй нас молитвами пресвятой твоей матери, не оставь нас в беде. Ты ведь нам бог, а мы люди твои. Посрами, господи, врагов наших. Господи! Услышь мольбу мою о помощи. Боже! На помощь приди ко мне!

(Колокольный звон)

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ: (выходит, осеняя всех крестом): Во имя отца. Сына и святого духа! Аминь! Что привело тебя в обитель Троицкую, сын мой?

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Смутен я сердцем, отец Сергий! Сто сорок лет платит исправно Русь дань татарам. Когда же предел бесчинствам татар будет? Боюсь, не справимся с Ордой, отец Сергий. Вон и Олег Рязанский предал, Ягайло с литовцами идет на помощь Мамаю. Дай совет, отец Сергий!

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ: Великий князь Дмитрий Иванович! Будут тебе служить мои оружники, два инока, два богатыря. Будут они твоими верными поборниками. И даю тебе и твоему воинству благословение на поход против хана Мамая. Господин, иди на врага, да поможет тебе Бог и Святая Богородица!

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (надевает доспехи, вооружается): Братья мои, все князи русские и воеводы! Предки наши заповедали нам хранить русскую землю и православную веру, и кто постраждет за них, во всем будет славен. И я вместе с вами хочу крепко пострадать, и если надо, cмepть принять.

ВОЕВОДА БОБРОК: Не подобает тебе, государь, самому в полках биться. Тебе, государю, подобает под стягом стоять.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Не смогу терпеть я, видя вас побеждаемых, а если спасемся, то и я с вами спасен буду. [4]

(Занавес закрывается)

ВЕДУЩИЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.

  1. На каких языках говорили участники Куликовской битвы?
  2. (Участники битвы говорили на русском, литовском, монгольском, татарском, итальянском языках).

  3. Как назывались первые пушки?
  4. (Тюфяки)

  5. Иноков, посланных на битву Сергием Радонежским, знают по их языческим именам – Пересвет и Ослябя, а какие у них были христианские имена? (Пересвет – Александр, Ослябя – Родион).

ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.

  1. Почему Олег Рязанский не принял участия в походе против татар?
  2. Какой момент был решающим в ходе Куликовской битвы?
  3. В каких произведениях древней русской литературы нашла отражение Куликовская битва?
  4. Кто во время битвы сражался в “ царских” одеждах под стягом Дмитрия Ивановича?

ЗАЕЗД ВТОРОЙ

ВЕДУЩИЙ: Наступила пора Петра I. Вся жизнь Петра Великого прошла в служении Отечеству. Но были и минуты отдыха. Петр учредил в России ассамблеи.

(На сцене Меньшиков и Головин играют в шахматы. Звучит менуэт. Появляются танцующие пары. Впереди Петр I и Екатерина. После окончания танца все рассаживаются).

ПЕТР I (обращается к Меньшикову): А скажи-ка, Данилыч, как у нас идут дела?

МЕНЬШИКОВ: Продвигаются помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинялся, ну того наказывали маленько.

ПЕТР I: Маленько?

МЕНЬШИКОВ: Побили батогами.

ПЕТР I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?

ГОЛОВИН: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, учиться не хотят.

ПЕТР I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.

(К Петру I бросается молодой щеголь).

ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь! Не издавай указ. Хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.

ПЕТР I:Так женись! Как звать то тебя?

ЩЕГОЛЬ: Василий.

ПЕТР I: А невеста то далеко, Василий?

ЩЕГОЛЬ: Да здесь она, Ваше величество.

ПЕТР I: Так зови ее!

(Парень выводит смущенную дeвyшку)

ПЕТР I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?

ЩЕГОЛЬ: Да хоть завтра!

ПЕТР I: А школу- то закончил?

ЩЕГОЛЬ: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.

ПЕТР I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.

ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..

ПЕТР I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.[4]

(Занавес закрывается)

ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.

  1. Какую школу нужно было закончить, чтобы жениться?
  2. (Цифирную).

  3. Какие иностранные языки знал Петр I?
  4. (Петр I говорил на голландском и немецком языках, понимал немного английский, татарский, польский, шведский).

  5. Чему не захотел научиться Петр I у голландцев?

(Петр I не захотел у голландцев перенимать систему управления, считая, что она хороша только для голландцев).

ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.

  1. Назовите реформы Петра I?
  2. Сколько нужно было заплатить, чтобы носить бороду?
  3. Какие новые города были построены Петром I)
  4. Говорят, что Петр создал второй русский университет. Так ли это? Как назывался первый русский университет?

ЗАЕЗД ТРЕТИЙ

ВЕДУЩИЙ:

Гроза двенадцатого года настала.

Кто тут нам помог?

Остepвенение народа,

Барклай, зима, иль русский Бог?

(А.С.Пушкин) [3]

(На сцену выходит Наполеон)

НАПОЛЕОН: В Европе я сыскал славу непобедимого полководца. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю ее. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если возьму Петербург, то возьму Россию за голову, если возьму Москву, то поражу ее в самое сердце. Итак – Москва!

(Военный совет в Филях)

КУТУЗОВ: Господа! Я думаю, что нам придется сдать столицу.

БАРКЛАЙ: Потеряв этот город, мы сохраним армию.

ЕРМОЛОВ: И Вы говорите – этот город,- да этот город – сердце России, ее священная столица! Умереть каждому, но отстоять столицу!

КУТУЗОВ: Волей, данной мне государем и Отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы, еще не есть потеря России. Сохраним армию, спасем и Россию. Приказываю отступать! Ступайте, господа.[4]

(Генералы уходят)

КУТУЗОВ (обращается к адъютанту): Гoлyбчик, вот это кресло поближе к печке поставь. Вот так. Довольно. Ну, ступай.

(Входит гусар, кланяется Кутузову)

КУТУЗОВ: Что тебе надобно, мой друг?

ГУСАР: Я желал бы иметь счастье быть Вашим ординарцем!

КУТУЗОВ: Вы хромаете? От чего это?

ГУСАР: Я получил в сражении под Бородином контузию от ядра.

КУТУЗОВ: А сколько же Вам лет? Я полагаю не более шестнадцати? Как ваша фамилия?

ГУСАР: Александров.

КУТУЗОВ: Александров! Наслышан о Вас я много право!.. Скажи, а на войне тебе не страшно драться?

ГУСАР: Нет, Ваша светлость!

КУТУЗОВ: А как звать тебя?

ГУСАР: По дяде Александром меня назвали.

КУТУЗОВ: Так значит Сашкой?

ГУСАР: Нет, Шуркой.

КУТУЗОВ: Ну, ступай.… Нет, погоди! Еще один вопрос. Не обижайся, коли что. Вы – женщина?

ГУСАР: Вам лгать не смею, Ваша светлость. Да, женщина я.

КУТУЗОВ: Как смели Вы комедию устроить из чести воинской?! Мундир без спроса взять? Вон ступай!

ГУСАР: Ах, Ваша светлость, позвольте мне остаться!

КУТУЗОВ: Долой! К мадамам, куклам, мамкам, нянькам! Без вашей тут подмоги французам мы переломаем ноги. (Уходят.)

(Занавес закрывается)

ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.

  1. Как звали женщину – участницу Отечественной войны 1812 года? (Надежда Дурова)
  2. За кого Наполеон предложил Александру I любое королевство? (За М.М. Сперанского)
  3. В 1813 году в “битве народов” армия Наполеона была окончательно разгромлена. Где это произошло? (Под Лейпцигом)

ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.

  1. Какое название получила французская армия?
  2. Почему войска той и другой стороны выказывали в Бородинском сражении невиданные упорство и отвагу?
  3. Какие памятники архитектуры были посвящены войне 1812 года?
  4. Какие награды были учреждены во время войны 1812 года?

А теперь слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги, награждает победителей)

ВЕДУЩИЙ (обращаясь к победителю): Для того, чтобы получить главный приз, Вам нужно было проехать 1500 верст, а Вы проехали 1200 верст. 300 верст нужно доехать. Если Вы согласны, я Вам предлагаю участие в супер - игре: два дополнительных вопроса по 150 верст за каждый правильный ответ. Итак, супер-игра!

СУПЕР-ИГРА

Выносятся портреты Павла I, Александра I, Николая I.

ВЕДУЩИЙ: Кому принадлежат слова: “В России велик тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю”? Вам не нужно отвечать на вопрос. Просто сделайте шаг в сторону одного из портретов.

Участник супер-игры делает шаг в сторону портрета Павла I.

ВЕДУЩИЙ: Вот первый вопрос: “ Какой русский писатель посвятил один из своих романов эпохе Александра I?”

Варианты ответов:

  1. Д.С.Мережковский
  2. А.П.Чехов
  3. В.Д.Набоков

Ответ: Д.С. Мережковский “Царство зверя”.

ВЕДУЩИЙ: Правильно! Осталось 150 верст.

Второй вопрос: “ Почему кричали “ Ура!” в Куликовской битве, а не кричали во время Ледового побоища”?

К сожалению, Вы не ответили на этот вопрос, а значит супер – приз остается у нас. Но давайте проверим, в правильном ли направлении Вы шли.

Участник игры подходит к портрету Павла I, звучат фанфары.

ВЕДУЩИЙ: А ведь шел-то правильно! Но не огорчайтесь, Вы все равно победитель нашей игры.

До свидания! До новых встреч на игре “ Колесо истории”.

Такие мероприятия, как “Колесо истории”, способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, они вызывают большой интерес, хорошо развивают творческие способности учащихся. Они помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности, активизации пассивных учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: “Наука”, 1991.
  2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-М.: “Книга”,1991.
  3. Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2-х томах. Т.2.- М.: “Художественная литература”, 1980,с. 165.
  4. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. Для учителя.- М.: “Просвещение”, 1992, с. 69-88.
  5. История Отечества в литературе. Хрестоматия для учителя.- М.: “Просвещение”,1991.
  6. Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

13 04 2024 14:12:45

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

12 04 2024 20:33:43

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

11 04 2024 15:38:57

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

10 04 2024 21:49:12

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

09 04 2024 13:42:17

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

08 04 2024 3:15:46

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

07 04 2024 23:20:49

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

06 04 2024 5:57:44

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

05 04 2024 5:29:54

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

04 04 2024 5:12:35

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

03 04 2024 15:38:44

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

02 04 2024 13:46:28

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

01 04 2024 1:16:56

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

31 03 2024 10:53:55

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

30 03 2024 14:23:31

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

29 03 2024 18:57:46

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

28 03 2024 4:24:41

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

27 03 2024 20:46:13

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

26 03 2024 4:58:36

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

25 03 2024 19:30:25

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

24 03 2024 12:30:47

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

23 03 2024 1:21:59

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

22 03 2024 1:55:37

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

21 03 2024 11:26:40

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

20 03 2024 19:27:39

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

19 03 2024 13:43:12

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

18 03 2024 23:19:26

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

17 03 2024 3:26:58

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

16 03 2024 22:45:22

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

15 03 2024 5:55:31

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

14 03 2024 21:50:27

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

13 03 2024 7:38:19

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

12 03 2024 6:49:46

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

11 03 2024 0:29:16

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

10 03 2024 23:57:38

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

09 03 2024 23:30:25

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

08 03 2024 18:40:22

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

07 03 2024 9:13:31

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

06 03 2024 4:57:57

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

05 03 2024 23:12:16

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

04 03 2024 23:49:36

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

03 03 2024 11:29:50

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

02 03 2024 6:12:19

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

01 03 2024 7:55:37

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

29 02 2024 20:45:10

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

28 02 2024 19:12:57

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

27 02 2024 21:38:15

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

26 02 2024 11:27:24

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

25 02 2024 11:36:13

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

24 02 2024 5:15:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::