Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.
- Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны.
- Показать народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
- Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.
Развивающие:
- Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.
- Продолжить формирование материалистического мировоззрения.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувства гордости за русский народ, патриотизм.
- На примере героизма русского народа и солдат воспитывать героизм, самопожертвование, самоотверженность. Прививать чувства ответственности за свои поступки и дела.
Оборудование урока:
Учебник В.И.Буганов, П.Н. Зырянов “История России. Конец XVII – XIX век”, хрестоматия по истории России XIX века, книга И.А.Крылов “Басни”, карточки-цитаты (Приложение 1), карточки-задания (Приложение 2), карта “Отечественная война 1812 г.”, портреты полководцев М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая-де-Толли, А.П.Тормасова, героев войны, план рассмотрения вопросов (на доске).
Эпиграф урока:
“Война двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остepвенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?”
А.С. Пушкин
Ход урока
Организационный момент.
I этап урока: Актуализация.
Вступительное слово учителя:
“Война 1812 года оставила в истории России неизгладимый след. Это война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в 1612 году в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи в крепостной неволе.
Сегодня мы с вами должны рассмотреть основные события этой войны, определить, почему она называется Отечественной, значение победы русского народа, как для России, так и для Европы в целом.
Предлагается следующий план работы (написан на доске):
План рассмотрения вопросов урока:
- Причины Отечественной войны. Силы и планы сторон.
- Ход войны в период наступления французов (до Бородино).
- Битва при Бородино. Кто в ней победил?
- Почему эта война называется Отечественной? Партизанская война.
- Участие населения Иркутской губернии в Отечественной войне 1812 г.
- Изгнание врага из России, причины победы и её значение.
Карточки-задания (Приложение 2) раздаются слабоуспевающим ученикам для индивидуальной письменной работы на основе текстов учебника и хрестоматии.
II этап урока: Обсуждение темы
1) Причины войны. Силы и планы сторон.
а) Зачитывается карточка №1.
Лев Николаевич Толстой подвергает сомнению причины, выдвинутые историками. А как думаете вы?
По окончании ответа ученика зачитывается карточка № 2.
б) Каковы были планы сторон и расстановка сил?
Ответ ученика у карты.
Зачитывается карточка №3.
2) Ход войны в период наступления французов (до Бородино).
Рассказ ученика о первом этапе войны (до Бородино) и назначении М.И.Кутузова главнокомaндующим русской армией с использованием карты и с указанием полководцев на портретах.
По окончании зачитываются карточки №4 и №5.
Делается вывод, что армия Наполеона уже начала терпеть мopaльно-психологическое поражение.
3) Битва при Бородино. Кто в ней победил?
Учитель:
“Михаил Илларионович Кутузов с первого момента, как приступил к комaндованию русской армией, понимал, что если она не даст генерального сражения противнику, дух армии упадёт ниже критической отметки, и тогда ничто не сможет спасти Россию от нашествия. 26 августа 1812 года у деревни Бородино это сражение состоялось. Пожалуйста, откройте учебники на стр. 134 – 136. Прочитайте описание Бородинского сражения”.
“Ответьте на вопросы:
– Каково соотношение русских и французских войск при Бородино?
– Численность потерь русских и французских войск?
– Какая армия первой отошла с поля боя? Почему?”
Учитель: “После отвода войск с Бородинского поля Кутузов собрал военный совет”.
Инсценировка военного совета в Филях (роли члeнов военного совета играют ученики) (Приложение 3)
Учитель: “Какой вопрос обсуждался на военном совете? Какое решение было принято? Почему?”
Ответы учеников.
Учитель: “Теперь самое время обсудить вопрос о том, кто же победил в Бородинском сражении? Историки до сих пор спорят. А как думаете вы?”
Обсуждение вопроса о победителях в битве у Бородино. Зачитываются карточки №№ 6 – 8.
Делается вывод, что военную победу одержали французы, но мopaльную, впоследствии сыгравшую главную роль в разгроме врага, одержала русская армия. Зачитывается карточка №9.
4) Почему эта война называется Отечественной? Партизанская война.
Учитель:
“Оставим на время армию. Ответим на вопрос – почему эта война называется Отечественной?”
Ученики на примерах партизанской войны доказывают её народно-освободительный хаpaктер и отвечают на поставленный вопрос.
Зачитывается карточка №10.
5) Участие населения Иркутской губернии в Отечественной войне 1812 г.
Учитель:
“Война действительно не оставила равнодушным ни одного подданного Российской империи. Активное участие в ней приняло и население нашего края – Иркутской губернии”.
Один из учеников делает заранее подготовленное сообщение об участии населения Иркутской губернии в Отечественной войне.
6) Изгнание врага из России и значение победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Учитель:
“Война для французов приняла совершенно неожиданный поворот. Они, захватив Москву, думали, что Россия повержена. Но именно теперь их ждали неприятные сюрпризы. На все послания Наполеона о заключении мира император России Александр I отвечал гробовым молчанием. Как же развиваются события дальше?”
Ученики рассказывают по карте об оставлении Наполеоном Москвы, его неудачных попытках прорваться к югу страны и бегстве по старой Смоленской дороге до реки Березины, где Наполеон окончательно теряет армию.
Учитель:
“Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Остepвенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).
Кто сыграл главную роль в победе над врагом?
После ответа учеников зачитывается карточка № 11.
Как проявился полководческий талант М.И. Кутузова?
В чём историческое значение Отечественной войны для России?
Для стран Европы?”
Ответы учеников.
III этап урока
По окончании рассмотрения вопросов урока собираются карточки-задания, розданные ученикам в начале урока, и их письменные ответы для проверки.
Примечания: Если учащиеся, работающие с карточками, справились с заданием раньше, чем рассчитывал учитель, то они привлекаются к работе на уроке, в том числе и по тем вопросам, над которыми они работали.
Запас: Так как рассмотрение темы рассчитано на два урока, возможно, останется время. Его можно занять обсуждением вопроса, чему посвящена басня И.А.Крылова “Волк на псарне”.
Один из подготовленных учеников читает текст басни наизусть, затем происходит обсуждение главной идеи басни. Делается вывод, что басня посвящена героической борьбе российских народов против Наполеона.
– Подведение итогов урока, выставление оценок.
– Домашнее задание: повторить § 56, § 57.
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
02 10 2023 18:28:40
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
01 10 2023 15:56:53
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
30 09 2023 13:36:47
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
29 09 2023 12:43:16
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
28 09 2023 12:40:36
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
...
27 09 2023 15:46:57
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
26 09 2023 23:47:55
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
25 09 2023 9:23:18
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
24 09 2023 11:13:18
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
23 09 2023 23:19:57
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов.
...
22 09 2023 20:30:19
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
21 09 2023 11:37:13
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
20 09 2023 22:14:45
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
19 09 2023 3:32:51
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
18 09 2023 15:29:41
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
17 09 2023 10:25:37
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
16 09 2023 18:49:31
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
15 09 2023 6:59:27
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
14 09 2023 5:26:19
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
13 09 2023 6:11:29
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
12 09 2023 8:47:12

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
11 09 2023 2:39:32
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
10 09 2023 23:40:34
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
09 09 2023 20:49:31
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
08 09 2023 6:40:45
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания:
1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них);
2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий;
3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу.
Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
07 09 2023 6:35:24
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
06 09 2023 20:10:28
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
05 09 2023 22:22:21
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
04 09 2023 9:25:11
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
03 09 2023 18:59:29
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
02 09 2023 22:54:40
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
01 09 2023 0:42:56
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
31 08 2023 13:41:37
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
30 08 2023 3:20:54
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
29 08 2023 11:58:51
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
28 08 2023 0:49:38

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
27 08 2023 1:52:57
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей.
...
26 08 2023 2:34:59
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
25 08 2023 21:45:25
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
24 08 2023 7:30:49
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
23 08 2023 10:13:19

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
22 08 2023 21:32:45
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
21 08 2023 0:14:51
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
20 08 2023 11:54:34
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
19 08 2023 5:29:35
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
18 08 2023 22:43:12
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
17 08 2023 1:10:50
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
16 08 2023 1:19:10
Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ.
...
15 08 2023 12:24:31
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
14 08 2023 22:22:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::