Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.
- Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны.
- Показать народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
- Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.
Развивающие:
- Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.
- Продолжить формирование материалистического мировоззрения.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувства гордости за русский народ, патриотизм.
- На примере героизма русского народа и солдат воспитывать героизм, самопожертвование, самоотверженность. Прививать чувства ответственности за свои поступки и дела.
Оборудование урока:
Учебник В.И.Буганов, П.Н. Зырянов “История России. Конец XVII – XIX век”, хрестоматия по истории России XIX века, книга И.А.Крылов “Басни”, карточки-цитаты (Приложение 1), карточки-задания (Приложение 2), карта “Отечественная война 1812 г.”, портреты полководцев М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая-де-Толли, А.П.Тормасова, героев войны, план рассмотрения вопросов (на доске).
Эпиграф урока:
“Война двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остepвенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?”
А.С. Пушкин
Ход урока
Организационный момент.
I этап урока: Актуализация.
Вступительное слово учителя:
“Война 1812 года оставила в истории России неизгладимый след. Это война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в 1612 году в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи в крепостной неволе.
Сегодня мы с вами должны рассмотреть основные события этой войны, определить, почему она называется Отечественной, значение победы русского народа, как для России, так и для Европы в целом.
Предлагается следующий план работы (написан на доске):
План рассмотрения вопросов урока:
- Причины Отечественной войны. Силы и планы сторон.
- Ход войны в период наступления французов (до Бородино).
- Битва при Бородино. Кто в ней победил?
- Почему эта война называется Отечественной? Партизанская война.
- Участие населения Иркутской губернии в Отечественной войне 1812 г.
- Изгнание врага из России, причины победы и её значение.
Карточки-задания (Приложение 2) раздаются слабоуспевающим ученикам для индивидуальной письменной работы на основе текстов учебника и хрестоматии.
II этап урока: Обсуждение темы
1) Причины войны. Силы и планы сторон.
а) Зачитывается карточка №1.
Лев Николаевич Толстой подвергает сомнению причины, выдвинутые историками. А как думаете вы?
По окончании ответа ученика зачитывается карточка № 2.
б) Каковы были планы сторон и расстановка сил?
Ответ ученика у карты.
Зачитывается карточка №3.
2) Ход войны в период наступления французов (до Бородино).
Рассказ ученика о первом этапе войны (до Бородино) и назначении М.И.Кутузова главнокомaндующим русской армией с использованием карты и с указанием полководцев на портретах.
По окончании зачитываются карточки №4 и №5.
Делается вывод, что армия Наполеона уже начала терпеть мopaльно-психологическое поражение.
3) Битва при Бородино. Кто в ней победил?
Учитель:
“Михаил Илларионович Кутузов с первого момента, как приступил к комaндованию русской армией, понимал, что если она не даст генерального сражения противнику, дух армии упадёт ниже критической отметки, и тогда ничто не сможет спасти Россию от нашествия. 26 августа 1812 года у деревни Бородино это сражение состоялось. Пожалуйста, откройте учебники на стр. 134 – 136. Прочитайте описание Бородинского сражения”.
“Ответьте на вопросы:
– Каково соотношение русских и французских войск при Бородино?
– Численность потерь русских и французских войск?
– Какая армия первой отошла с поля боя? Почему?”
Учитель: “После отвода войск с Бородинского поля Кутузов собрал военный совет”.
Инсценировка военного совета в Филях (роли члeнов военного совета играют ученики) (Приложение 3)
Учитель: “Какой вопрос обсуждался на военном совете? Какое решение было принято? Почему?”
Ответы учеников.
Учитель: “Теперь самое время обсудить вопрос о том, кто же победил в Бородинском сражении? Историки до сих пор спорят. А как думаете вы?”
Обсуждение вопроса о победителях в битве у Бородино. Зачитываются карточки №№ 6 – 8.
Делается вывод, что военную победу одержали французы, но мopaльную, впоследствии сыгравшую главную роль в разгроме врага, одержала русская армия. Зачитывается карточка №9.
4) Почему эта война называется Отечественной? Партизанская война.
Учитель:
“Оставим на время армию. Ответим на вопрос – почему эта война называется Отечественной?”
Ученики на примерах партизанской войны доказывают её народно-освободительный хаpaктер и отвечают на поставленный вопрос.
Зачитывается карточка №10.
5) Участие населения Иркутской губернии в Отечественной войне 1812 г.
Учитель:
“Война действительно не оставила равнодушным ни одного подданного Российской империи. Активное участие в ней приняло и население нашего края – Иркутской губернии”.
Один из учеников делает заранее подготовленное сообщение об участии населения Иркутской губернии в Отечественной войне.
6) Изгнание врага из России и значение победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Учитель:
“Война для французов приняла совершенно неожиданный поворот. Они, захватив Москву, думали, что Россия повержена. Но именно теперь их ждали неприятные сюрпризы. На все послания Наполеона о заключении мира император России Александр I отвечал гробовым молчанием. Как же развиваются события дальше?”
Ученики рассказывают по карте об оставлении Наполеоном Москвы, его неудачных попытках прорваться к югу страны и бегстве по старой Смоленской дороге до реки Березины, где Наполеон окончательно теряет армию.
Учитель:
“Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Остepвенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).
Кто сыграл главную роль в победе над врагом?
После ответа учеников зачитывается карточка № 11.
Как проявился полководческий талант М.И. Кутузова?
В чём историческое значение Отечественной войны для России?
Для стран Европы?”
Ответы учеников.
III этап урока
По окончании рассмотрения вопросов урока собираются карточки-задания, розданные ученикам в начале урока, и их письменные ответы для проверки.
Примечания: Если учащиеся, работающие с карточками, справились с заданием раньше, чем рассчитывал учитель, то они привлекаются к работе на уроке, в том числе и по тем вопросам, над которыми они работали.
Запас: Так как рассмотрение темы рассчитано на два урока, возможно, останется время. Его можно занять обсуждением вопроса, чему посвящена басня И.А.Крылова “Волк на псарне”.
Один из подготовленных учеников читает текст басни наизусть, затем происходит обсуждение главной идеи басни. Делается вывод, что басня посвящена героической борьбе российских народов против Наполеона.
– Подведение итогов урока, выставление оценок.
– Домашнее задание: повторить § 56, § 57.

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
24 03 2023 5:43:54
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
23 03 2023 1:11:12
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы.
...
22 03 2023 2:48:14
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны,
событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной
войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой
войны и последующими событиями "холодной войны"....
21 03 2023 2:51:24
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании
является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным
признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической
системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации
познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения
требованиям школы....
20 03 2023 17:22:40
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
...
19 03 2023 13:10:13
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
18 03 2023 21:55:14
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
17 03 2023 13:12:27
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
16 03 2023 4:52:15
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
15 03 2023 4:39:47
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
14 03 2023 1:12:38
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
13 03 2023 1:27:32
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления.
...
12 03 2023 0:36:32
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
11 03 2023 21:47:25
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
10 03 2023 12:48:50
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
09 03 2023 9:49:37
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
08 03 2023 12:56:38
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
07 03 2023 19:14:27
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
06 03 2023 7:24:36

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
05 03 2023 4:31:16
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
04 03 2023 0:23:17
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
03 03 2023 8:48:42
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
02 03 2023 11:44:35
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
01 03 2023 15:45:27
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества.
...
28 02 2023 18:32:57
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
27 02 2023 20:11:26
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
26 02 2023 2:36:31
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
25 02 2023 21:37:50
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
24 02 2023 1:16:55
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
23 02 2023 0:51:29
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
22 02 2023 20:11:32
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
21 02 2023 16:50:48

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
20 02 2023 5:32:15
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
19 02 2023 5:55:12
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
18 02 2023 16:24:53
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить
портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
17 02 2023 17:33:50
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
16 02 2023 2:47:57
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
15 02 2023 10:33:47
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
14 02 2023 12:45:20
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
13 02 2023 2:28:15
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
12 02 2023 11:25:46
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
11 02 2023 14:14:34
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
10 02 2023 7:27:11
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
09 02 2023 11:41:20
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности.
...
08 02 2023 8:42:51
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
07 02 2023 17:41:16
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
06 02 2023 23:22:57
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
05 02 2023 0:46:17
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
04 02 2023 16:12:46
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
03 02 2023 8:56:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::