Урок "Внутреннее положение России в середине ХVII века"
Цель: Охаpaктеризовать сложное внутреннее положение России в середине XVII века и раскрыть суть проводимых реформ.
Задачи:
- доказать что период позднего феодализма обостряется классовая борьба.
- систематизировать знания учащихся о процессе закрепощения крестьян в XV-XVII веках.
План урока:
- Городские восстания
- Работа с документом
- Соборное Уложение 1649г.
- Закрепление темы
Основные понятия и даты | Даты: |
|
|
Оборудование:
- документы,
- таблица “Этапы закрепощения крестьян”
Ход урока
Вступительное слово учителя:
XVII век вошел в российскую историю как “бунташный век”. Этот период отмечен активным сопротивлением народных масс законодательному оформлению крепостного права и усилению феодального гнета. Сегодня мы будим говорить о сложном внутреннем положении России в середине XVII века, и увидим, что внутренняя политика Алексея Михайловича была направлена на укрепление царской власти и усиление крепостного права – записываем тему урока.
1. В 1646г. ближайшие к царю, боярин Морозов и дьяк Чистой стали проводить налоговую реформу. Были снижены основные налоги, но повышена пошлина на соль. Соль была важнейшим продуктом, единственным консервантом и стоила достаточно дорого. За счет этого налога реформаторы хотели пополнить казну. Но вышло наоборот. Люди стали отказываться от покупки очень дорогой соли. Казна пустела. В 1648г. власти отменили пошлину на соль, но чтобы возместить убытки вернули прежние налоги, заставив людей выплатить их за два прошедших года 1646-1648гг.
Это решение вызвало бунт; начались погромы боярских домов в Москве. По стране прокатилась волна восстаний. Особое недовольство вызывали
- судья Земского приказа Плещеев
- глава Пушкарского приказа Tpaxaниотов
- боярин Морозов
- дьяк Чистой
Дома этих советников царя были сожжены, их самих убили. Уцелел только Морозов , за него , как за родственника царь просил лично. Позже его отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. Восстание вышло за пределы Москвы. К царю стали обращаться с жалобами на бояр, должностных лиц- начальников уделов, обвиняя их во взяточничестве и злоупотрeблениях. Во всех жалобах требовали реформ. Огромную роль в городских восстаниях играли стрельца, недовольные задержкой жалования.
Вопрос классу:
- вспомните, кто такие стрельцы, когда они появились, какую роль играли?
Самое большое восстание произошло в 1650г. в Пскове и Новгороде
2. Работа с документом
Вопросы:
- какие причины привели к восстанию в Москве 1648г.
- в каких городах еще прошли восстания?
- против кого выступили восставшие?
- подумайте, могло ли правительство только военной силой и расправами подавить восстания и укрепить свою власть?
3. В 1648 г царь срочно созвал Земской собор, где встал вопрос о необходимости создания новых законов. Каждое сословие представило свои требования. На соборе не было крестьян, их интересы никто не представлял.
- какие же требования были высказаны:
Выходят два ученика в костюмах – один представляет дворян второй посадских людей
Зачитывают требования, класс выписывает их в тетрадь:
Требования дворян | Требования посадских людей |
- отмена сыска беглых крестьян | - отмена “белых слобод” и передача их в тягло |
“белые слободы” – в тетрадь определение
Вывод: мы видим, что дворяне хотели решить свои проблемы за счет крепостных крестьян, а правительство стремилось юридически оформить крепостное право.
В 1649г. под председательством графа Одоевского был составлен документ – Соборное Уложение (25 глав 967 статей). В нем было зафиксировано установление крепостного право:
- бессрочный сыск беглых крестьян и наказание для дворян укрывающих их.
- стиралась грань между вотчинниками и помещиками.
Чтобы понять значение этого документа давайте проследим весь процесс закрепощения крестьян. Мы должны увидеть, как кирпичик за кирпичиком строилась большая и толстая крепостная стена.
Вывешивается таблица: (Приложение)
Вывод:
Соборное Уложение завершило процесс закрепощения крестьян, закрепило его законодательно. Усилило царскую власть. Способствовало установлению порядка в стране.
Просуществовало Уложение до середины XIX века. Оно резко разделило население России на господствующий класс и бесправную угнетенную массу горожан и крестьян. Крестьяне в 1649 г. стали фактически собственностью феодалов. Удерживать в повиновении народ помогала церковь, призывая людей к повиновению покорности.
Работа с документом в учебнике.
4. Вопросы:
- почему XVII век называют “бунташным”?
- причина Соляного бунта?
- значение Соборного Уложения?
Во второй половине XVII в. начинается новый период русской истории.
В экономике – зарождаются капиталистический отношения.
В политике – укрепляется государственный аппарат, и появляются первые черты абсолютизма.
Домашнее задание & 8 закончить таблицу.
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
07 12 2023 3:32:50
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
06 12 2023 14:44:57
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
05 12 2023 13:35:41
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
04 12 2023 3:50:37
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника.
...
03 12 2023 23:10:52
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
02 12 2023 5:57:21
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
01 12 2023 20:53:31
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
30 11 2023 20:45:51
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
29 11 2023 18:29:20

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
28 11 2023 22:17:57
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
27 11 2023 10:24:56
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
26 11 2023 7:12:11
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
25 11 2023 14:45:51
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
24 11 2023 3:53:43
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
23 11 2023 0:29:31
Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире.
...
22 11 2023 16:22:25
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
21 11 2023 2:50:22
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
20 11 2023 11:24:42
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
19 11 2023 2:16:43
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
18 11 2023 18:19:39
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
17 11 2023 17:39:31
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
16 11 2023 12:55:26
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
15 11 2023 22:43:21
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
14 11 2023 13:10:48
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
13 11 2023 20:21:36
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
12 11 2023 23:24:12
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
11 11 2023 9:16:22
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
10 11 2023 2:20:49
Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....
09 11 2023 18:26:13
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
08 11 2023 19:18:41
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
07 11 2023 10:59:44
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
06 11 2023 19:52:30
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
05 11 2023 18:41:56
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
04 11 2023 9:17:14
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
03 11 2023 20:43:15
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
02 11 2023 2:31:19
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
01 11 2023 12:20:39
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
31 10 2023 16:48:50
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
30 10 2023 18:54:45
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
29 10 2023 8:40:53
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
28 10 2023 17:18:40
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
27 10 2023 17:35:56
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
26 10 2023 19:37:30

Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....
25 10 2023 14:22:53
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
24 10 2023 10:13:44
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
23 10 2023 23:26:28
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
22 10 2023 18:35:26
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
21 10 2023 19:29:33
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
20 10 2023 7:17:58
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
19 10 2023 13:46:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::