Урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Спарта"
Задачи: познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, сравнить с Афинским государством.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем разговор о Греции.
- Где расположена эта страна?
- Что такое полис?
- О каком полисе мы говорили на предыдущих уроках?
- Где расположен Афинский полис?
- На какие группы делилось население Афин до реформ Солона?
- В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
- Какие изменения произошли в Афинах в результате реформ Солона?
- Что означает слово демократия в переводе с греческого?
- Можно ли утверждать, что благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?
II. Изучение нового материала.
1. Объявление новой темы: Древняя Спарта.
Целеполагание: Как вы думаете, что мы должны узнать о Спарте?
Но мы сегодня не просто поговорим о Спарте, а попробуем сравнить её сАфинами.
По каким линиям можно сравнить Афины и Спарту?
Задание: слушая мой рассказ (по пунктам 1-4), заполните таблицу.
2. Местоположение и природные условия Спартанского государства.
Работа с картой (настенная и в учебнике на стр.111).
Спарта находилась в Южной Греции на полуострове Пелопоннес.
Спартанскому государству принадлежали две области: Лаконика и Мессения.
В Лаконике было много плодородных земель, особенно в долине реки Эврот. Еще плодороднее были почвы Мессении.
Условия для мореплавания в южных областях Греции не очень благоприятны: удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.
Работа с таблицей (в парах).
3. Спартанцы и илоты.
Дорийцы (греческие племена, пришедшие с севера Балканского полуострова) поработили жившее в этих областях греческое население, а плодородные земли забрали себе. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились все в одном месте - на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население – илотами (местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами).
В отличие от Афин, где после реформ Солона paбы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты, были греками и говорили на одном с завоевателями языке (спартанские порядки вызывали возмущение демоса во всей Греции: считалось, что paбами могут быть только иноземцы, но никак не греки).
Захваченная спартанцами земля была поделена между спартанскими семьями на примерно одинаковые участки. Землю обpaбатывали илоты, которые жили в небольших поселках по всей стране. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты не имели права свободно передвигаться по всей стране, которая некогда принадлежала их предкам. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними (заставляли пить вино, устраивали избиения).
Работа с таблицей (в парах).
4. Спарта – военный лагерь.
Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская.
Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами, всякий ручной труд презирался.
Чужеземцы не приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты не разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.
Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу.
Работа с таблицей (в парах).
5. Спартанское государство.
Главная задача государства – держать в повиновении илотов.
Высший орган власти – Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью (следил за выполнением законов, принимал самые важные для государства решения).
Народное собрание состояло из мужчин – спартанцев и выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» или «против» сделанных ими предложений.
Войском комaндовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика.
Работа с таблицей (в парах).
Линии сравнения | Афины | Спарта |
Местоположение и природные условия | В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). |
В Южной Греции (области Лаконика и
Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели). |
Население | Paбы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). | Спартанцы и илоты. |
Занятия | Основные занятия ремесло и торговля. | Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы). |
Управление | Закладываются основы демократии. | Власть немногих (спартанцев). |
6. Спартанское воспитание.
Прочитать пункт 3 пар.31 и ответьте на вопросы:
- Что было главной целью воспитания мальчиков в Спарте?
- Что в воспитании спартанцев вам нравится, а что нет?
7. Закрепление полученных знаний.
Скажите, а где бы вам хотелось жить: в Афинах или Спарте?
Тест.
1. Что называется полисом?
- а) город-государство в Древней Греции;
- б) город в Древней Греции;
- в) название органа управления городом.
2. Где находятся Афины?
- а) в Средней Греции;
- б) в Южной Греции;
- в) в Северной Греции.
3. Где находится Спарта?
- а) в Средней Греции;
- б) в Южной Греции;
- в) в Северной Греции.
4. Что означает греческое слово «демократия»?
- а) «власть народа»;
- б) «власть знати»;
- в) «власть тирана».
5. Высший орган власти в Спарте:
- а) народное собрание;
- б) Совет старейшин;
- в) цари.
6. Чем занимались спартанцы?
- а) ремеслом;
- б) военным делом;
- в) земледелием.
7. Местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами:
- а) илоты;
- б) полис;
- в) демос.
8. В каком городе Древней Греции было два царя?
- а) в Спарте;
- б) в Афинах;
- в) в Фивах.
Найдите ошибки в текстах.
1. Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её великолепными храмами, большим театром и прекрасными статуями.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки,
много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8. Подведение итогов. Домашнее задание (пар.31).
Использованная литература:
- А.А. Вигасин. История Древнего мира – М.:Просвещение, 2005.
- Г.И. Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира – М.: Просвещение.
- Г.И. Годер. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя – М.: Просвещение.
- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Пособие для учащихся – М.: Просвещение.
- О.В. Арасланова. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина – М.:ВАКО, 2005.
- История Древнего мира.5 класс: Поурочные планы (по учебнику А.А. Вигасина). Авт.- сост. Л.Л. Кочергина.- Волгоград: Учитель, 2004.
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы.
...
03 10 2023 12:52:39
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев.
...
02 10 2023 12:24:50
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
01 10 2023 14:59:39
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
30 09 2023 10:26:28
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
29 09 2023 16:53:59
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
28 09 2023 22:48:59
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время.
...
27 09 2023 3:34:45
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
26 09 2023 4:17:39
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
25 09 2023 3:47:13
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
24 09 2023 1:12:25
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
23 09 2023 6:48:59
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
22 09 2023 14:25:12
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве.
...
21 09 2023 15:53:26
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
20 09 2023 0:12:55
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
19 09 2023 15:44:22
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
18 09 2023 4:48:32
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
17 09 2023 9:21:35
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий.
Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
16 09 2023 17:45:41
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
15 09 2023 8:31:59
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
14 09 2023 19:32:21
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
13 09 2023 6:16:36
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
12 09 2023 15:39:52
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
11 09 2023 13:44:37
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
10 09 2023 3:14:18
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны.
...
09 09 2023 22:30:50
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
08 09 2023 21:29:27
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
07 09 2023 13:56:49
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
06 09 2023 13:38:25
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
05 09 2023 23:13:37
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
04 09 2023 9:59:38

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
03 09 2023 21:58:48
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
02 09 2023 14:55:41
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
01 09 2023 22:24:11
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися.
Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной.
...
31 08 2023 23:33:12

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
30 08 2023 12:12:32
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
29 08 2023 19:16:17
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
28 08 2023 20:23:28
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
27 08 2023 7:10:29
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий.
...
26 08 2023 0:32:42
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
25 08 2023 17:27:50
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
24 08 2023 8:46:52
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
23 08 2023 7:55:34
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
22 08 2023 0:59:50
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
21 08 2023 9:15:20
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
20 08 2023 3:16:17
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2.
...
19 08 2023 3:46:15
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
18 08 2023 13:35:18
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
17 08 2023 6:18:27
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....
16 08 2023 7:47:41
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
15 08 2023 21:48:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::