Итоговый урок по теме "Эпоха Ивана III"
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления об эпохе Ивана III.
Задачи:
- Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы, роль Ивана III, его место в истории России;
- Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; умение работать самостоятельно с первоисточниками;
- Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Оборудование:
- Карта “Образование русского централизованного государства” в презентации
- Раздаточный материал (документы, сводные таблицы)
- Презентация «Государь всея Руси» (Приложение 1)
- Дополнительная литература, используемая учащимися на уроке.
План урока:
1. Личность Ивана III.
2. Семья.
3. Объединения Русских земель.
4. Свержение монголо-татарского ига.
5. Дипломатия Ивана Васильевича.
6. Установление новых порядков в государстве.
7. Итоги правления Ивана III глазами современников
и потомков.
8. Домашнее задание, подведение итогов урока
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
В связи с тем, что учащиеся самостоятельно работали по группам при подготовке к уроку, на урок они рассаживаются также по группам. При работе возможно использование любого источника для ответа на вопросы урока.
II. Закрепление и обобщение материала
Учитель: На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итог тому, что нам известно об Иване III Васильевиче и его правлении. Для того чтобы нам было проще обобщить сведения, вы разделились на группы. В течение недели вы добывали сведения, прочитав дополнительную литературу, в нашей библиотеке, дома, а также используя Internet ресурсы
Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
Учитель: Эпиграфом нашего урока я предлагаю слова Н.Н.Карамзина:
“Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”.
– Согласны ли вы с высказыванием
Карамзина, ответы свои аргументируйте.
Тем не менее, на сегодняшний день мы высоко
оцениваем деятельность Ивана III Васильевича,
человека ставшего «Государем, царем всея
Руси»
Задание учащимся: Вы все вместе готовились по вопросам к уроку, давайте еще раз рассмотрим основные периоды жизни, основные дела Ивана III, для того чтобы ответить на поставленные проблемные вопросы.
- Какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана III?
- Что дало Ивану III право именоваться титулом «Царя»?
– Это нам поможет сформировать целостное представление об эпохе Ивана III.
(При рассмотрении каждого вопроса в помощь учащимся материал презентации, который является закрепляющим фактором, образное видение, помогает учащимся переосмыслить изучаемый материал)
1. Личность Ивана III. (4, 5, 6 слайды)
2. Семья. (7, 8 слайды)
3. Объединения Русских земель. (9 – 15 слайды)
4. Свержение монголо-татарского ига. (16 – 20 слайды)
5. Дипломатия Ивана Васильевича. (21 слайд)
6. Установление новых порядков в государстве. (22–
28 слайды)
7. Итоги правления Ивана III глазами современников
и потомков. (29 – 32 слайды)
8. Домашнее задание, подведение итогов урока. (33
слайд)
3. Объединения Русских земель
В XIV – XV вв. сложились окончательные предпосылки образования единого государства на Руси (Приложение 3). Но ряд вопросов стояли наиболее остро, от решения которых зависело дальнейшее развитие государства.
Варианты ответов учащихся на 3 вопрос:
– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.
Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
Варианты ответов учащихся: (Приложение 4).
- Ярославское княжество – 1463 год.
- Ростовское княжество – 1474 год.
- Новгородская земля – 1478 год.
- Тверское княжество – 1485 год.
- Псков – 1510 год.
- Смоленск – 1514 год.
- Рязань – 1521 год.
Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
Варианты ответов учащихся:
– Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
– Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.
Комментарий учителя: Особое значение
придавал Иван III усилению своего влияния в
Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за
власть двух боярских группировок. Бояре под
руководством Марфы Борецкой и ее сыновей
считали, что сохранить независимость Новгорода
можно лишь, опираясь на поддержку великого
княжества Литовского. Бояре второй группировки
выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что
только так возможно сохранить новгородскую
независимость. В 1471 году группировка Борецких
заключила с великим князем литовским и польским
королем Казимиром IV Ягайловичем договор о
признании последнего новгородским князем. Это
послужило поводом для похода Ивана Ш на
непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке
Шелони московские войска разбили новгородское
ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не
пришел. По условиям договора Новгород сохранил
свою независимость, но должен был уплатить
Москве значительную сумму и отказаться от союза
с литовским князем.Осенью 1475 года московский
князь вновь отправился в Новгород. По дороге он
наказывал бояр, на которых поступали жалобы от
жителей, тем самым не только выступая в роли
народного защитника, но и ослабляя новгородскую
вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III
“государем”. Такое обращение являлось
безоговорочным признанием полной власти
московского князя, который немедленно
потребовал введения на берегах Волхова
великокняжеского суда и управления. Отказ
новгородцев спровоцировал новый поход. В январе
1478 года самостоятельность Новгорода была
ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом
предопределило судьбу Твери. Попытка тверского
князя Михаила Борисовича с помощью бpaка на
родственнице Казимира IV заключить союз с
литовским князем оказалась неудачной. Литовский
князь не решился оказать военную помощь Твери. В
1484 году, когда войска московского князя осадили
город. Осенью 1485 года после очередного похода
Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому
государству.
Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:
- 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
- 1485 год – присоединение Твери к Москве.
- Объединение земель вокруг Москвы => единая система государственного управления.
- После присоединения Твери Иван III стал называть себя «Божьей милостью государь Всея и Руси и великого князя… и иных земель».
- Княжества = уезды, управление = наместники.
- Наместники = «бояре-кормленщики» (т.к. получали «корм» – часть налога с управляемой территории (определяется предыдущей «выслугой лет»).
- Местничество – право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков.
- Автономия отдельных уездов сохранена. Число уездов сократилось.
- Боярская дума.
- 5–12 бояр, не более 12 окольничих (еще один высший чин).
- Кроме московских бояр – бояре с присоединенных территорий.
- Боярская дума имела совещательные функции.
- Приказная система.
- Возникла в конце XV в.
- Первое упоминание – 1512 г. Уже 10. => в конце XV в. – 2–3.
- Дворец – орган управления землями вел. кн.
- Казна – орган управления финансами вел. кн., гос. печать, архив.
- В 1497 г. Иван III ввел единый для всей страны Судебник
- 68 статей.
- Усиление центральной государственной власти.
- Ограничивает право крестьянина переходить от феодала к феодалу: только неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября)? первый шаг к крепостному праву. За уход от феодала – уплата «пожилого»: плата за годы, прожитые на прежнем месте. «Пожилое» = 1 руб. (10 пудов мёда).
Этот закон положил начало крепостному праву на Руси.
- Русская церковь в XV – начале XVI вв. (Приложение 5).
- Конец XV–XVI вв. – крупнейший собственник.
- Определяет идейную жизнь страны?
- стремление государства подчинить себе церковь;
- внутрицерковная борьба по вопросам веры
- Иосифляне (впоследствии – стяжатели) отстаивали право церкви за власть над землей и крестьянами.
- Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) – против еретиков, против права церкви на землю и крестьян.
- 1502 г. – на церковном сборе ИIII поддержал стяжателей.
- Русская церковь – и государственная, и национальная.
- Самодержец = царь земной, богомпомазанный.
- Церковное и монастырское землевладение сохранялось
4. Свержение монголо-татарского ига
Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.
Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?
Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.
Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?
Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.
Задание учащимся: Проанализируйте схему “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”, найдите союзников и противников Московского государства.
Варианты ответов учащихся: Союзником Московского государства был крымский хан Менгли-Гирей, а Ливонский орден и Золотая Орда с союзником польско-литовским королем Казимиром являлись противниками.
Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат
Большой Орды пошел на православное христианство,
на Русь, … похваляясь разорить святые церкви и
все православие пленить… Князь же великий Иван
Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на
берег своих воевод с силою… и повелел там идти
сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему
князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к
Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат
со своими татарами пошел по Литовской земле…
пришел к угре и стал на другом берегу противу
великого князя… И начяша стрелять наших, а наши
начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же
река стала, тогда князь великий велел сыну своему
и брату и всем воеводам со всеми силами отступить
от берега и прити к себе на Кременец, боясь
татарского перехода. Когда же отступили сыновья
русские от берега, тогда татары, страхом
одержимые, побежали, думая, что берег отдает им
Русь и хочет с ними биться”.
Вопросы:
- Когда и где произошла встреча противников?
- Почему монголо-татары отступили?
- Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
- Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
1480 год – свержение монголо-татарского ига.
5. Дипломатия Ивана Васильевича
Год подписания соглашения |
Государство | Значение соглашения для Русского государства |
1488 г. | Священная римская империя | Договор об оказании военной помощи в борьбе с Литвой за западные земли. Соглашение о взаимовыгодной торговле |
1490 г. | Хива, Бухара | Укрепление позиций в Средней Азии |
1492 г. | Иверия (Грузия) | Укрепление позиций на Кавказе |
1492 г. | Турция (первые контакты) | Расширение торговых связей, благоприятные условия для русского купечества |
1493 г. | Дания | Расширение торговых связей |
6. Установление новых порядков в государстве
Жена Ивана III умерла, и великий князь решил
жениться второй раз. Его новой супругой стала
Софья Палеолог, племянница последнего
императора Византии Константина, погибшего от
меча турецких завоевателей.
Женитьба великого князя на последней
византийской принцессе позволила объявить
Москву преемницей Византии, центром
православной веры.
Иван III сделал гербом своего государства византийский
герб – двуглавый орел, а себе взял титул
«Государь всея Руси»
Возвышая Москву, Иван III подчеркивал
наследование им власти и от древнерусских
князей.
Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти
возвел новый Успенский собор – главный храм
Русского государства. Строительство в
московском Кремле Успенского собора
совершалось по образцу собора в г. Владимире.
7. Итоги правления Ивана III глазами современников и потомков.
Работа с документами. (Приложение 2)
1. При Иване III пpaктически завершился процесс собирания русских земель вокруг Москвы.
2. Произошло освобождение Руси от татарского ига.
3. Укрепился международный авторитет Московского государства, расширились дипломатические и торговые связи. На востоке Европы появилось новое, могучее и независимое государство – Россия.
4. Усилилась единоличная власть, московский правитель превращался в самодержца. За четыре десятка лет под руководством Ивана III страна сделала невиданный скачок в своем развитии. Поэтому народ дал Ивану Третьему прозвище Великий.
III. Подведение итогов урока
Задание учащимся:Закончите предложение, выставляя оценку своим знаниям
- Я узнал… и оцениваю свои знания на …
- Я понял…
- Я удивлен…
IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Историческое сочинение на тему: «Какова роль эпохи Ивана III в истории нашего государства»
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
18 03 2024 10:54:32
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
17 03 2024 9:36:46
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
16 03 2024 2:52:11
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
15 03 2024 2:50:47
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...
14 03 2024 7:33:35
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
13 03 2024 8:10:32
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
12 03 2024 20:24:21
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
11 03 2024 16:23:11
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
10 03 2024 16:26:16
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
09 03 2024 4:28:56
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
08 03 2024 13:32:12
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
07 03 2024 14:13:41
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...
06 03 2024 0:51:22
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
05 03 2024 12:36:41
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
04 03 2024 20:41:26
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
03 03 2024 3:35:17
Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
02 03 2024 8:32:59
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
01 03 2024 20:31:32
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
29 02 2024 17:50:23
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...
28 02 2024 12:41:48
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
27 02 2024 0:59:26
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
26 02 2024 5:17:14
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
25 02 2024 10:21:53
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
24 02 2024 23:49:21
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
23 02 2024 10:40:37
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
22 02 2024 11:15:18
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
21 02 2024 6:54:28
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
20 02 2024 8:36:33
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
19 02 2024 23:10:58
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
18 02 2024 11:55:14
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
17 02 2024 12:49:39
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
16 02 2024 4:36:56
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...
15 02 2024 0:31:10
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
14 02 2024 13:17:18
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
13 02 2024 7:51:14
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
12 02 2024 1:41:45
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
11 02 2024 15:19:27
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...
10 02 2024 17:39:34
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
09 02 2024 2:56:50
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме. ...
08 02 2024 13:13:24
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
07 02 2024 19:17:35
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
06 02 2024 11:13:20
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
05 02 2024 15:52:44
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
04 02 2024 7:10:13
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
03 02 2024 21:37:48
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
02 02 2024 3:38:16
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
01 02 2024 10:41:19
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
31 01 2024 17:39:11
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
30 01 2024 10:36:10
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
29 01 2024 12:16:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::