Итоговый урок по теме "Эпоха Ивана III"
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления об эпохе Ивана III.
Задачи:
- Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы, роль Ивана III, его место в истории России;
- Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; умение работать самостоятельно с первоисточниками;
- Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Оборудование:
- Карта “Образование русского централизованного государства” в презентации
- Раздаточный материал (документы, сводные таблицы)
- Презентация «Государь всея Руси» (Приложение 1)
- Дополнительная литература, используемая учащимися на уроке.
План урока:
1. Личность Ивана III.
2. Семья.
3. Объединения Русских земель.
4. Свержение монголо-татарского ига.
5. Дипломатия Ивана Васильевича.
6. Установление новых порядков в государстве.
7. Итоги правления Ивана III глазами современников
и потомков.
8. Домашнее задание, подведение итогов урока
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
В связи с тем, что учащиеся самостоятельно работали по группам при подготовке к уроку, на урок они рассаживаются также по группам. При работе возможно использование любого источника для ответа на вопросы урока.
II. Закрепление и обобщение материала
Учитель: На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итог тому, что нам известно об Иване III Васильевиче и его правлении. Для того чтобы нам было проще обобщить сведения, вы разделились на группы. В течение недели вы добывали сведения, прочитав дополнительную литературу, в нашей библиотеке, дома, а также используя Internet ресурсы
Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
Учитель: Эпиграфом нашего урока я предлагаю слова Н.Н.Карамзина:
“Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”.
– Согласны ли вы с высказыванием
Карамзина, ответы свои аргументируйте.
Тем не менее, на сегодняшний день мы высоко
оцениваем деятельность Ивана III Васильевича,
человека ставшего «Государем, царем всея
Руси»
Задание учащимся: Вы все вместе готовились по вопросам к уроку, давайте еще раз рассмотрим основные периоды жизни, основные дела Ивана III, для того чтобы ответить на поставленные проблемные вопросы.
- Какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана III?
- Что дало Ивану III право именоваться титулом «Царя»?
– Это нам поможет сформировать целостное представление об эпохе Ивана III.
(При рассмотрении каждого вопроса в помощь учащимся материал презентации, который является закрепляющим фактором, образное видение, помогает учащимся переосмыслить изучаемый материал)
1. Личность Ивана III. (4, 5, 6 слайды)
2. Семья. (7, 8 слайды)
3. Объединения Русских земель. (9 – 15 слайды)
4. Свержение монголо-татарского ига. (16 – 20 слайды)
5. Дипломатия Ивана Васильевича. (21 слайд)
6. Установление новых порядков в государстве. (22–
28 слайды)
7. Итоги правления Ивана III глазами современников
и потомков. (29 – 32 слайды)
8. Домашнее задание, подведение итогов урока. (33
слайд)
3. Объединения Русских земель
В XIV – XV вв. сложились окончательные предпосылки образования единого государства на Руси (Приложение 3). Но ряд вопросов стояли наиболее остро, от решения которых зависело дальнейшее развитие государства.
Варианты ответов учащихся на 3 вопрос:
– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.
Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
Варианты ответов учащихся: (Приложение 4).
- Ярославское княжество – 1463 год.
- Ростовское княжество – 1474 год.
- Новгородская земля – 1478 год.
- Тверское княжество – 1485 год.
- Псков – 1510 год.
- Смоленск – 1514 год.
- Рязань – 1521 год.
Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
Варианты ответов учащихся:
– Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
– Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.
Комментарий учителя: Особое значение
придавал Иван III усилению своего влияния в
Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за
власть двух боярских группировок. Бояре под
руководством Марфы Борецкой и ее сыновей
считали, что сохранить независимость Новгорода
можно лишь, опираясь на поддержку великого
княжества Литовского. Бояре второй группировки
выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что
только так возможно сохранить новгородскую
независимость. В 1471 году группировка Борецких
заключила с великим князем литовским и польским
королем Казимиром IV Ягайловичем договор о
признании последнего новгородским князем. Это
послужило поводом для похода Ивана Ш на
непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке
Шелони московские войска разбили новгородское
ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не
пришел. По условиям договора Новгород сохранил
свою независимость, но должен был уплатить
Москве значительную сумму и отказаться от союза
с литовским князем.Осенью 1475 года московский
князь вновь отправился в Новгород. По дороге он
наказывал бояр, на которых поступали жалобы от
жителей, тем самым не только выступая в роли
народного защитника, но и ослабляя новгородскую
вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III
“государем”. Такое обращение являлось
безоговорочным признанием полной власти
московского князя, который немедленно
потребовал введения на берегах Волхова
великокняжеского суда и управления. Отказ
новгородцев спровоцировал новый поход. В январе
1478 года самостоятельность Новгорода была
ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом
предопределило судьбу Твери. Попытка тверского
князя Михаила Борисовича с помощью бpaка на
родственнице Казимира IV заключить союз с
литовским князем оказалась неудачной. Литовский
князь не решился оказать военную помощь Твери. В
1484 году, когда войска московского князя осадили
город. Осенью 1485 года после очередного похода
Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому
государству.
Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:
- 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
- 1485 год – присоединение Твери к Москве.
- Объединение земель вокруг Москвы => единая система государственного управления.
- После присоединения Твери Иван III стал называть себя «Божьей милостью государь Всея и Руси и великого князя… и иных земель».
- Княжества = уезды, управление = наместники.
- Наместники = «бояре-кормленщики» (т.к. получали «корм» – часть налога с управляемой территории (определяется предыдущей «выслугой лет»).
- Местничество – право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков.
- Автономия отдельных уездов сохранена. Число уездов сократилось.
- Боярская дума.
- 5–12 бояр, не более 12 окольничих (еще один высший чин).
- Кроме московских бояр – бояре с присоединенных территорий.
- Боярская дума имела совещательные функции.
- Приказная система.
- Возникла в конце XV в.
- Первое упоминание – 1512 г. Уже 10. => в конце XV в. – 2–3.
- Дворец – орган управления землями вел. кн.
- Казна – орган управления финансами вел. кн., гос. печать, архив.
- В 1497 г. Иван III ввел единый для всей страны Судебник
- 68 статей.
- Усиление центральной государственной власти.
- Ограничивает право крестьянина переходить от феодала к феодалу: только неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября)? первый шаг к крепостному праву. За уход от феодала – уплата «пожилого»: плата за годы, прожитые на прежнем месте. «Пожилое» = 1 руб. (10 пудов мёда).
Этот закон положил начало крепостному праву на Руси.
- Русская церковь в XV – начале XVI вв. (Приложение 5).
- Конец XV–XVI вв. – крупнейший собственник.
- Определяет идейную жизнь страны?
- стремление государства подчинить себе церковь;
- внутрицерковная борьба по вопросам веры
- Иосифляне (впоследствии – стяжатели) отстаивали право церкви за власть над землей и крестьянами.
- Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) – против еретиков, против права церкви на землю и крестьян.
- 1502 г. – на церковном сборе ИIII поддержал стяжателей.
- Русская церковь – и государственная, и национальная.
- Самодержец = царь земной, богомпомазанный.
- Церковное и монастырское землевладение сохранялось
4. Свержение монголо-татарского ига
Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.
Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?
Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.
Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?
Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.
Задание учащимся: Проанализируйте схему “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”, найдите союзников и противников Московского государства.
Варианты ответов учащихся: Союзником Московского государства был крымский хан Менгли-Гирей, а Ливонский орден и Золотая Орда с союзником польско-литовским королем Казимиром являлись противниками.
Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат
Большой Орды пошел на православное христианство,
на Русь, … похваляясь разорить святые церкви и
все православие пленить… Князь же великий Иван
Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на
берег своих воевод с силою… и повелел там идти
сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему
князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к
Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат
со своими татарами пошел по Литовской земле…
пришел к угре и стал на другом берегу противу
великого князя… И начяша стрелять наших, а наши
начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же
река стала, тогда князь великий велел сыну своему
и брату и всем воеводам со всеми силами отступить
от берега и прити к себе на Кременец, боясь
татарского перехода. Когда же отступили сыновья
русские от берега, тогда татары, страхом
одержимые, побежали, думая, что берег отдает им
Русь и хочет с ними биться”.
Вопросы:
- Когда и где произошла встреча противников?
- Почему монголо-татары отступили?
- Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
- Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
1480 год – свержение монголо-татарского ига.
5. Дипломатия Ивана Васильевича
Год подписания соглашения |
Государство | Значение соглашения для Русского государства |
1488 г. | Священная римская империя | Договор об оказании военной помощи в борьбе с Литвой за западные земли. Соглашение о взаимовыгодной торговле |
1490 г. | Хива, Бухара | Укрепление позиций в Средней Азии |
1492 г. | Иверия (Грузия) | Укрепление позиций на Кавказе |
1492 г. | Турция (первые контакты) | Расширение торговых связей, благоприятные условия для русского купечества |
1493 г. | Дания | Расширение торговых связей |
6. Установление новых порядков в государстве
Жена Ивана III умерла, и великий князь решил
жениться второй раз. Его новой супругой стала
Софья Палеолог, племянница последнего
императора Византии Константина, погибшего от
меча турецких завоевателей.
Женитьба великого князя на последней
византийской принцессе позволила объявить
Москву преемницей Византии, центром
православной веры.
Иван III сделал гербом своего государства византийский
герб – двуглавый орел, а себе взял титул
«Государь всея Руси»
Возвышая Москву, Иван III подчеркивал
наследование им власти и от древнерусских
князей.
Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти
возвел новый Успенский собор – главный храм
Русского государства. Строительство в
московском Кремле Успенского собора
совершалось по образцу собора в г. Владимире.
7. Итоги правления Ивана III глазами современников и потомков.
Работа с документами. (Приложение 2)
1. При Иване III пpaктически завершился процесс собирания русских земель вокруг Москвы.
2. Произошло освобождение Руси от татарского ига.
3. Укрепился международный авторитет Московского государства, расширились дипломатические и торговые связи. На востоке Европы появилось новое, могучее и независимое государство – Россия.
4. Усилилась единоличная власть, московский правитель превращался в самодержца. За четыре десятка лет под руководством Ивана III страна сделала невиданный скачок в своем развитии. Поэтому народ дал Ивану Третьему прозвище Великий.
III. Подведение итогов урока
Задание учащимся:Закончите предложение, выставляя оценку своим знаниям
- Я узнал… и оцениваю свои знания на …
- Я понял…
- Я удивлен…
IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Историческое сочинение на тему: «Какова роль эпохи Ивана III в истории нашего государства»
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
27 05 2023 7:24:44
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
26 05 2023 23:40:45
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
25 05 2023 8:11:31
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
24 05 2023 5:45:42
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
23 05 2023 10:13:51
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
22 05 2023 20:19:31
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
21 05 2023 20:52:52
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
20 05 2023 20:40:17
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
19 05 2023 12:47:41
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
18 05 2023 7:11:29
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
17 05 2023 18:48:58
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
16 05 2023 8:39:23
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
15 05 2023 18:42:41
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
14 05 2023 22:11:30
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
13 05 2023 15:41:40
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
12 05 2023 22:51:53
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
11 05 2023 15:41:40
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
10 05 2023 15:10:11
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
09 05 2023 14:35:11
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
08 05 2023 12:26:54
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
07 05 2023 4:46:47
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
06 05 2023 22:35:34
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
05 05 2023 12:18:58
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
04 05 2023 16:53:58
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
03 05 2023 22:24:27
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
02 05 2023 5:38:43
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
01 05 2023 8:36:11
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
30 04 2023 1:53:35
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
29 04 2023 14:48:31
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права.
...
28 04 2023 4:29:47
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
27 04 2023 13:10:28
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
26 04 2023 21:19:27
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
25 04 2023 17:46:15
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
24 04 2023 2:28:50
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
23 04 2023 22:11:29
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
22 04 2023 23:48:10
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
21 04 2023 9:22:59
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
20 04 2023 3:29:38
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
19 04 2023 13:22:41
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
18 04 2023 18:35:10
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
17 04 2023 19:29:42
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
16 04 2023 22:34:44
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
15 04 2023 10:53:30
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
14 04 2023 5:58:19
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
13 04 2023 23:15:15
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
12 04 2023 20:18:34
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
11 04 2023 21:36:22
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления
...
10 04 2023 15:57:33
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
09 04 2023 6:51:12
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
08 04 2023 15:56:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::