Итоговый урок по теме "Эпоха Ивана III"
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления об эпохе Ивана III.
Задачи:
- Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы, роль Ивана III, его место в истории России;
- Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; умение работать самостоятельно с первоисточниками;
- Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Оборудование:
- Карта “Образование русского централизованного государства” в презентации
- Раздаточный материал (документы, сводные таблицы)
- Презентация «Государь всея Руси» (Приложение 1)
- Дополнительная литература, используемая учащимися на уроке.
План урока:
1. Личность Ивана III.
2. Семья.
3. Объединения Русских земель.
4. Свержение монголо-татарского ига.
5. Дипломатия Ивана Васильевича.
6. Установление новых порядков в государстве.
7. Итоги правления Ивана III глазами современников
и потомков.
8. Домашнее задание, подведение итогов урока
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
В связи с тем, что учащиеся самостоятельно работали по группам при подготовке к уроку, на урок они рассаживаются также по группам. При работе возможно использование любого источника для ответа на вопросы урока.
II. Закрепление и обобщение материала
Учитель: На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итог тому, что нам известно об Иване III Васильевиче и его правлении. Для того чтобы нам было проще обобщить сведения, вы разделились на группы. В течение недели вы добывали сведения, прочитав дополнительную литературу, в нашей библиотеке, дома, а также используя Internet ресурсы
Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
Учитель: Эпиграфом нашего урока я предлагаю слова Н.Н.Карамзина:
“Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”.
– Согласны ли вы с высказыванием
Карамзина, ответы свои аргументируйте.
Тем не менее, на сегодняшний день мы высоко
оцениваем деятельность Ивана III Васильевича,
человека ставшего «Государем, царем всея
Руси»
Задание учащимся: Вы все вместе готовились по вопросам к уроку, давайте еще раз рассмотрим основные периоды жизни, основные дела Ивана III, для того чтобы ответить на поставленные проблемные вопросы.
- Какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана III?
- Что дало Ивану III право именоваться титулом «Царя»?
– Это нам поможет сформировать целостное представление об эпохе Ивана III.
(При рассмотрении каждого вопроса в помощь учащимся материал презентации, который является закрепляющим фактором, образное видение, помогает учащимся переосмыслить изучаемый материал)
1. Личность Ивана III. (4, 5, 6 слайды)
2. Семья. (7, 8 слайды)
3. Объединения Русских земель. (9 – 15 слайды)
4. Свержение монголо-татарского ига. (16 – 20 слайды)
5. Дипломатия Ивана Васильевича. (21 слайд)
6. Установление новых порядков в государстве. (22–
28 слайды)
7. Итоги правления Ивана III глазами современников
и потомков. (29 – 32 слайды)
8. Домашнее задание, подведение итогов урока. (33
слайд)
3. Объединения Русских земель
В XIV – XV вв. сложились окончательные предпосылки образования единого государства на Руси (Приложение 3). Но ряд вопросов стояли наиболее остро, от решения которых зависело дальнейшее развитие государства.
Варианты ответов учащихся на 3 вопрос:
– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.
Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
Варианты ответов учащихся: (Приложение 4).
- Ярославское княжество – 1463 год.
- Ростовское княжество – 1474 год.
- Новгородская земля – 1478 год.
- Тверское княжество – 1485 год.
- Псков – 1510 год.
- Смоленск – 1514 год.
- Рязань – 1521 год.
Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
Варианты ответов учащихся:
– Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
– Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.
Комментарий учителя: Особое значение
придавал Иван III усилению своего влияния в
Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за
власть двух боярских группировок. Бояре под
руководством Марфы Борецкой и ее сыновей
считали, что сохранить независимость Новгорода
можно лишь, опираясь на поддержку великого
княжества Литовского. Бояре второй группировки
выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что
только так возможно сохранить новгородскую
независимость. В 1471 году группировка Борецких
заключила с великим князем литовским и польским
королем Казимиром IV Ягайловичем договор о
признании последнего новгородским князем. Это
послужило поводом для похода Ивана Ш на
непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке
Шелони московские войска разбили новгородское
ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не
пришел. По условиям договора Новгород сохранил
свою независимость, но должен был уплатить
Москве значительную сумму и отказаться от союза
с литовским князем.Осенью 1475 года московский
князь вновь отправился в Новгород. По дороге он
наказывал бояр, на которых поступали жалобы от
жителей, тем самым не только выступая в роли
народного защитника, но и ослабляя новгородскую
вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III
“государем”. Такое обращение являлось
безоговорочным признанием полной власти
московского князя, который немедленно
потребовал введения на берегах Волхова
великокняжеского суда и управления. Отказ
новгородцев спровоцировал новый поход. В январе
1478 года самостоятельность Новгорода была
ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом
предопределило судьбу Твери. Попытка тверского
князя Михаила Борисовича с помощью бpaка на
родственнице Казимира IV заключить союз с
литовским князем оказалась неудачной. Литовский
князь не решился оказать военную помощь Твери. В
1484 году, когда войска московского князя осадили
город. Осенью 1485 года после очередного похода
Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому
государству.
Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:
- 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
- 1485 год – присоединение Твери к Москве.
- Объединение земель вокруг Москвы => единая система государственного управления.
- После присоединения Твери Иван III стал называть себя «Божьей милостью государь Всея и Руси и великого князя… и иных земель».
- Княжества = уезды, управление = наместники.
- Наместники = «бояре-кормленщики» (т.к. получали «корм» – часть налога с управляемой территории (определяется предыдущей «выслугой лет»).
- Местничество – право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков.
- Автономия отдельных уездов сохранена. Число уездов сократилось.
- Боярская дума.
- 5–12 бояр, не более 12 окольничих (еще один высший чин).
- Кроме московских бояр – бояре с присоединенных территорий.
- Боярская дума имела совещательные функции.
- Приказная система.
- Возникла в конце XV в.
- Первое упоминание – 1512 г. Уже 10. => в конце XV в. – 2–3.
- Дворец – орган управления землями вел. кн.
- Казна – орган управления финансами вел. кн., гос. печать, архив.
- В 1497 г. Иван III ввел единый для всей страны Судебник
- 68 статей.
- Усиление центральной государственной власти.
- Ограничивает право крестьянина переходить от феодала к феодалу: только неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября)? первый шаг к крепостному праву. За уход от феодала – уплата «пожилого»: плата за годы, прожитые на прежнем месте. «Пожилое» = 1 руб. (10 пудов мёда).
Этот закон положил начало крепостному праву на Руси.
- Русская церковь в XV – начале XVI вв. (Приложение 5).
- Конец XV–XVI вв. – крупнейший собственник.
- Определяет идейную жизнь страны?
- стремление государства подчинить себе церковь;
- внутрицерковная борьба по вопросам веры
- Иосифляне (впоследствии – стяжатели) отстаивали право церкви за власть над землей и крестьянами.
- Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) – против еретиков, против права церкви на землю и крестьян.
- 1502 г. – на церковном сборе ИIII поддержал стяжателей.
- Русская церковь – и государственная, и национальная.
- Самодержец = царь земной, богомпомазанный.
- Церковное и монастырское землевладение сохранялось
4. Свержение монголо-татарского ига
Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.
Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?
Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.
Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?
Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.
Задание учащимся: Проанализируйте схему “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”, найдите союзников и противников Московского государства.
Варианты ответов учащихся: Союзником Московского государства был крымский хан Менгли-Гирей, а Ливонский орден и Золотая Орда с союзником польско-литовским королем Казимиром являлись противниками.
Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат
Большой Орды пошел на православное христианство,
на Русь, … похваляясь разорить святые церкви и
все православие пленить… Князь же великий Иван
Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на
берег своих воевод с силою… и повелел там идти
сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему
князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к
Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат
со своими татарами пошел по Литовской земле…
пришел к угре и стал на другом берегу противу
великого князя… И начяша стрелять наших, а наши
начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же
река стала, тогда князь великий велел сыну своему
и брату и всем воеводам со всеми силами отступить
от берега и прити к себе на Кременец, боясь
татарского перехода. Когда же отступили сыновья
русские от берега, тогда татары, страхом
одержимые, побежали, думая, что берег отдает им
Русь и хочет с ними биться”.
Вопросы:
- Когда и где произошла встреча противников?
- Почему монголо-татары отступили?
- Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
- Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
1480 год – свержение монголо-татарского ига.
5. Дипломатия Ивана Васильевича
Год подписания соглашения |
Государство | Значение соглашения для Русского государства |
1488 г. | Священная римская империя | Договор об оказании военной помощи в борьбе с Литвой за западные земли. Соглашение о взаимовыгодной торговле |
1490 г. | Хива, Бухара | Укрепление позиций в Средней Азии |
1492 г. | Иверия (Грузия) | Укрепление позиций на Кавказе |
1492 г. | Турция (первые контакты) | Расширение торговых связей, благоприятные условия для русского купечества |
1493 г. | Дания | Расширение торговых связей |
6. Установление новых порядков в государстве
Жена Ивана III умерла, и великий князь решил
жениться второй раз. Его новой супругой стала
Софья Палеолог, племянница последнего
императора Византии Константина, погибшего от
меча турецких завоевателей.
Женитьба великого князя на последней
византийской принцессе позволила объявить
Москву преемницей Византии, центром
православной веры.
Иван III сделал гербом своего государства византийский
герб – двуглавый орел, а себе взял титул
«Государь всея Руси»
Возвышая Москву, Иван III подчеркивал
наследование им власти и от древнерусских
князей.
Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти
возвел новый Успенский собор – главный храм
Русского государства. Строительство в
московском Кремле Успенского собора
совершалось по образцу собора в г. Владимире.
7. Итоги правления Ивана III глазами современников и потомков.
Работа с документами. (Приложение 2)
1. При Иване III пpaктически завершился процесс собирания русских земель вокруг Москвы.
2. Произошло освобождение Руси от татарского ига.
3. Укрепился международный авторитет Московского государства, расширились дипломатические и торговые связи. На востоке Европы появилось новое, могучее и независимое государство – Россия.
4. Усилилась единоличная власть, московский правитель превращался в самодержца. За четыре десятка лет под руководством Ивана III страна сделала невиданный скачок в своем развитии. Поэтому народ дал Ивану Третьему прозвище Великий.
III. Подведение итогов урока
Задание учащимся:Закончите предложение, выставляя оценку своим знаниям
- Я узнал… и оцениваю свои знания на …
- Я понял…
- Я удивлен…
IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Историческое сочинение на тему: «Какова роль эпохи Ивана III в истории нашего государства»
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии.
...
05 12 2023 9:12:50
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
04 12 2023 21:38:41
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
03 12 2023 3:48:23
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
02 12 2023 7:55:25

Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
01 12 2023 2:27:32

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
30 11 2023 11:30:56
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
29 11 2023 0:24:52
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
28 11 2023 5:27:52
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
27 11 2023 19:16:56
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
26 11 2023 10:22:55
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
25 11 2023 2:17:39
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
24 11 2023 15:34:21
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
23 11 2023 0:16:24
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
22 11 2023 17:19:21
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
21 11 2023 13:49:49
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
20 11 2023 9:56:29
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
19 11 2023 11:37:56
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
18 11 2023 2:33:49
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
17 11 2023 0:28:25
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
16 11 2023 8:34:25
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
15 11 2023 11:52:37
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
14 11 2023 19:40:44
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
13 11 2023 21:23:44
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
12 11 2023 0:19:53

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
11 11 2023 14:29:55
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
10 11 2023 3:44:53
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
09 11 2023 1:38:11
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
08 11 2023 8:16:25
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
07 11 2023 1:34:31
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
06 11 2023 0:57:32

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
05 11 2023 22:51:39
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся.
...
04 11 2023 20:41:21
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
03 11 2023 5:27:58
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
02 11 2023 15:15:52
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
01 11 2023 16:25:27
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
31 10 2023 19:45:29
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
30 10 2023 17:56:45
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
29 10 2023 14:11:25
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен.
...
28 10 2023 17:43:55
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
27 10 2023 10:18:35
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
26 10 2023 20:15:43
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
25 10 2023 14:58:11
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
24 10 2023 13:21:45
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
23 10 2023 14:38:29
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
22 10 2023 14:25:14
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
21 10 2023 13:53:15
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
20 10 2023 1:27:34
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
19 10 2023 0:19:54
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
18 10 2023 17:28:41
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
17 10 2023 14:52:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::