"Активные и интеpaктивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3) Интеpaктивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интеpaктивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интеpaктивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интеpaктивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интеpaктивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
В России использование активных и интеpaктивных методов широко пpaктиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, пpaктики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интеpaктивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интеpaктивных методов в массовой школе.
Исследования проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интеpaктивные позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интеpaктивные (дискуссионные группы - 50%, пpaктика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить пpaктически все педагоги.
С другой стороны, несмотря на свою спopность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интеpaктивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интеpaктивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, пpaктиковать и отpaбатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интеpaктивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, пpaктику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.
Место пассивных, активных и интеpaктивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями пpaктиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.
Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интеpaктивные же – задействуют все уровни обучения.
Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интеpaктивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интеpaктивных методов мы также представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.
Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интеpaктивных методов. Очень сложно классифицировать интеpaктивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интеpaктивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей
позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
В своей работе я стараюсь использовать активные и интеpaктивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области “обществоведение”.
Приложение

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
01 02 2023 10:26:53
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
31 01 2023 6:27:13
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
30 01 2023 14:10:39
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
29 01 2023 11:13:31
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
28 01 2023 3:25:28
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
27 01 2023 3:14:28
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
26 01 2023 21:47:45
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
25 01 2023 5:54:29
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
24 01 2023 4:15:51
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
23 01 2023 9:39:48
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
22 01 2023 14:54:35
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
21 01 2023 5:32:18
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
20 01 2023 9:51:27
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
19 01 2023 12:56:36
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве.
...
18 01 2023 14:58:38
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
17 01 2023 10:44:33
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
16 01 2023 13:15:22
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
15 01 2023 9:44:14
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
14 01 2023 15:54:35

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
13 01 2023 4:55:47
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
12 01 2023 18:16:16

Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
11 01 2023 20:19:59
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
10 01 2023 9:15:13
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
09 01 2023 5:42:39
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
08 01 2023 7:40:26
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока.
...
07 01 2023 17:50:30
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
06 01 2023 21:42:55
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
05 01 2023 0:43:53
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
04 01 2023 13:54:30
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
03 01 2023 1:58:56
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
02 01 2023 10:17:45
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
01 01 2023 19:34:54
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
31 12 2022 15:57:46
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
30 12 2022 13:35:39
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
29 12 2022 6:12:15
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
...
28 12 2022 8:37:25
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
27 12 2022 22:40:40
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
26 12 2022 8:45:50
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
25 12 2022 1:20:41
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
24 12 2022 1:34:41
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
23 12 2022 21:39:44
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
22 12 2022 3:39:59
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
21 12 2022 12:28:42
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
20 12 2022 0:41:44
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
19 12 2022 3:46:13
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
18 12 2022 23:41:57
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
17 12 2022 5:56:41
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
16 12 2022 9:16:53
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа.
...
15 12 2022 5:14:46
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
14 12 2022 15:51:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::