Древние жители Кузнецкой земли
Цель урока: выяснить какие изменения происходили в жизни древнейших людей, проживавших на территории края.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века.
2. Продолжить развивать умение составлять план по ходу лекции; работать с историческими источниками.
3. Воспитывать любовь и уважение к истории своего края.
Ход урока 1. Слово учителя.Свой урок я хочу начать с показа работы выпускницы нашей школы Ляпиной Алеси, которая называется "Люби и знай свой город и край." В ней ответы на вопросы краеведческой викторины. Попробуем и мы с вами ответить на некоторые вопросы.
1) Назовите область, в которой живете? (Кемеровская)
2) Перечислите другие названия нашего региона? (Кузбасс, Кузнецкая земля)
3) Откуда пошло название Кузнецкая земля? (Основное занятие шорцев – кузнечное дело.)
4) Когда образовалось наше село? (1881 г.)
5) Кости каких животных ледниковой эпохи находят на территории Кузбасса? (Мамонта, гигантского оленя, шерстистого носорога)
Сегодня и на последующих уроках мы будем изучать историю нашего края. Ребята, почему мы изучае историю края?
История нашей малой родины - это часть общей истории, но она нам ближе и понятнее, через нее мы лучше узнаем и поймем историю России.
2. Основная часть.
Проведем небольшую викторину по истории Древнего мира:
1) Когда появились первые люди? (Более 2 млн. лет назад)
2) В чем главное отличие древнейших людей от животных? (Умение изготавливать и использовать орудия труда)
3) Покажите на карте место проживания древних людей. (Африка)
4) Назовите основные занятия древних людей. (Охота и собирательство)
5) Почему люди смогли жить в более холодном климате? (Научились пользоваться огнем, изобрели более совершенные орудия для охоты, появилась меховая одежда, жилища)
6) Как называется коллектив людей, пришедший на смену человеческому стаду? (Родовая община)
7) Какие признаки выражает слово "община"? (а) сообща трудились; б) общее имущество: жилище, костер, запасы дров, пища, кости и шкуры животных)
8) Какой признак выражает слово родовая? (Родственные связи были главные)
3. Формулировка темы урока.
Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Предложенные темы записываются на доске. Выбирается лучшая и записывается в тетрадь.
4.
Итак, тема нашего урока "Древнейшие жители Кузнецкой земли". Сегодня мы выясним как изменились климатические условия на территории нашей области в древности и как это повлияло на занятия и быт древнейших людей.
Задание. По ходу лекции учащиеся составляют сложный план.
1) Лекция учителя.
Десятки тысяч лет назад в Сибири был теплый климат. Пышная растительность покрывала прострaнcтва, в основном лиственные деревья: дуб, бук, клен, липа, ясень, грецкий орех. Липовый остров в 10 тыс. га в районе поселка Кузедеево является памятником давно вымершей растительности. (Сообщение)
Животный мир был иным и разнообразным. Тяжело переваливались по кочкам сутулые мамонты с закругленными кверху желтоватыми бивнями. Неслись на стадо оленей шерстистые носороги. Тут же паслись и буйствовали мускусные быки и много других животных. (Сообщение)
Богатый животный мир привлек людей, живших на Алтае и в Казахстане. Первые люди, которые появились на территории нашего края в период древнекаменного века (палеолит) – примерно около 30 тыс. лет назад, были охотниками. Доказательством проживания здесь человека в этот период является клад орудий труда из камня, обнаруженный возле деревни Аил (Кузедеево), а также в районе старой Кузнецкой крепости.
В своей книге Шинкарев Л. "Сибирь: откуда она пошла и куда она идет" описывает жилище древнего человека. "Бивни мамонта, его череп и бедренные кости, придавленные у основания известковыми плитами, служили опорами сооружения. При недостатке строительного материала в дело шли и кости носорога. ....При устройстве крыши они использовали рога северного оленя, сцепляя отростки рогов таким образом, чтобы получилась мелкая прочная сетка. Посреди жилища в углублении находился очаг. ...Близко от очага лежали ножевидные каменные пластины, костяные наконечники, иглы, украшения из бивня мамонта."
Проходили тысячелетия. Менялся климат, вымирал животный мир, изменялась растительность. Люди научились шлифовать камень, применять лук и стрелы, изготавливать глиняную посуду. Это был новокаменный век (IV – III тыс. лет до н.э.). Свидетельствами являются многочисленные находки Кузнецкого, Яйского неолитических могильников, Маякова городища.
Люди новокаменного века уже умели добывать огонь, строить жилища, делать меховую одежду. Основными занятиями были: охота, рыбная ловля, собирательство. Рыбу ловили при помощи костяных гарпунов и крючков. Охота по-прежнему занимала важное место, давая основной продукт питания. Первобытные люди охотились на лосей, о чем рассказывают нам наскальные рисунки Томской писаницы. (Сообщение)
Памятники с наскальными рисунками обнаружены и возле д. Новороманово и ст. Тутальская Юргинского района. Эти рисунки создавались веками, разными поколениями, поэтому их называют каменным эпосом.
Во II – I тыс. до н.э. местное население освоило металлообработку – сначала из самородной меди, а позже из сплава меди и олова (бронза).Признаки добычи руды имеются (в виде куч шлака) на северо-восточном склоне Салаирского кряжа. Из металлла делали топоры, ножи, шилья.
У племен, живших в степных и лесостепных районах, развивается скотоводство и мотыжное земледелие. При этом скотоводство у части племен становится основной формой хозяйства (первое разделение труда). Разводили крупнорогатый скот, лошадей, овец. Люди употрeбляли в пищу не только мясо, но и молочные продукты.
У племен лесной полосы господствовала охота, рыбная ловля и собирательство.
В этот период общественные вопросы решало племя, но при этом усиливалось влияние родовой знати. Ни одно племя не имело письменности.
В середине I тыс. до н.э. племена переходят к железу. Железные орудия труда создают условия для развития земледелия и ремесла.
Памятниками железного века являются: Маяково городище (Новокузнецк) и Ур-Бедаревский могильник (Белово). Находки первого свидетельствуют о то, что жители вели оседлый образ жизни, занимались скотоводством, охотой, рыболовством, мотыжным земледелием, обpaбатывали кожу, мех, глину и дерево и др.
В 1996 г. В п. Восходящий Ленинск-Кузнецкого района была найдена каменная статуэтка. Об этой находке рассказывается в статье "Что играет древний музыкант?", напечатанной в газете "Кузнецкий край"."....Находка датируется концом раннего железного века, т.е. пределами I тыс. н.э.".
Ребята, посмотрите на рисунок. Какую информацию мы можем получить, рассматривая его? (Изображен мужчина, стоящий на коленях и играющий на музыкальном инструменте. Значит древние жители Кузнецкой земли могли исполнять музыку, понимали и ценили ее. Можно определить покрой и орнамент одежды, который говорит о поклонении солнцу.)
"...В этой статуэтке зафиксирован антропологический облик древнего жителя – наличие монголоидных черт лица, т.е. аборигены Кузбасса еще до появления тюркоязычного населения имели монголоидные черты лица. Отдельные детали одежды указывают на их родство с шорцами и телеутами."
Тюрки-кочевники появились на территории Кузнецкой котловины в VIII – X веках и прожили здесь до XVI века.
Малочисленные и разрозненные племена нашего края не создали своего государства и часто попадали в зависимость от кочевников.
2) Примерные записи учащихся в тетради.
План
1. Древнекаменный век (30 тыс. лет назад)
а) теплый климат;
б) разнообразная растительность (Липовый остров);
в) животный мир: мамонт, носороги, олени;
г) переселение охотников с Алтая и Казахстана;
д) основные занатия: охота и собирательство;
е) клад каменных изделий у д. Аил.
2. Новокаменный век (IV – III тыс. до н.э.)
а) изменение климата, растительного и
животного мира;
б) люди умели добывать огонь, строить жилища,
делать меховую одежду;
в) основное занятие – охота на лося.
3. Бронзовый век (II – I тыс. до н.э.):
а) медные и бронзовые орудия труда;
б) основное занятие – скотоводство;
в) развивалось мотыжное земледелие;
г) сохраняются охота и собирательство у части
племен.
4. Железный век (середина I тыс. н.э.)
а) железные орудия труда;
б) развитие земледелия и ремесла;
в) отсутствие государственности, зависимость от
кочевников.
Проводится устная проверка задания, делаются уточнения.
5. Закрепление.
Когда появились первые люди на территории нашей области? (30 тыс. лет назад в древнекаменный век)
Откуда известно о древних людях нашего края? (Археологические раскопки)
Где находятся места стоянок и захоронений древних людей? (Маяково городище, д. Аил, Кузнецкий и Ур-Бедарийский могильник)
6. Д/з: На контурной карте отметьте древнейшие поселения и археологические памятники района и области.
Из пластилина или папье-маше сделать макеты древнейших орудий труда, оружия, фигурок животных, можно нарисовать.
Творческое задание: составить рассказ "Один день из жизни древнего ченовека" или рассказ с историческими ошибками.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
18 03 2024 23:27:54
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
17 03 2024 23:55:46
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...
16 03 2024 1:28:51
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами. ...
15 03 2024 2:26:54
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
14 03 2024 5:16:35
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
13 03 2024 10:47:10
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
12 03 2024 22:47:19
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
11 03 2024 1:33:48
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
10 03 2024 9:22:19
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
09 03 2024 7:51:27
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
08 03 2024 16:58:41
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
07 03 2024 2:23:25
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
06 03 2024 4:19:45
Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
05 03 2024 14:52:46
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
04 03 2024 10:58:59
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
03 03 2024 23:29:22
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
02 03 2024 21:11:58
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
01 03 2024 17:53:52
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
29 02 2024 12:53:37
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
28 02 2024 4:42:30
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
27 02 2024 3:46:47
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
26 02 2024 19:19:34
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
25 02 2024 13:12:56
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
24 02 2024 1:48:51
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления. ...
23 02 2024 1:57:12
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
22 02 2024 21:43:14
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
21 02 2024 8:56:46
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
20 02 2024 2:53:45
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
19 02 2024 9:12:49
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
18 02 2024 19:18:31
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
17 02 2024 18:52:35
Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
16 02 2024 11:11:58
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
15 02 2024 8:42:23
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов. ...
14 02 2024 0:51:44
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
13 02 2024 0:47:46
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
12 02 2024 2:39:59
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
11 02 2024 2:27:38
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
10 02 2024 18:27:44
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
09 02 2024 0:57:31
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
08 02 2024 20:48:54
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
07 02 2024 20:53:22
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
06 02 2024 0:55:28
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
05 02 2024 22:36:50
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
04 02 2024 19:18:42
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
03 02 2024 17:25:16
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
02 02 2024 22:22:37
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
01 02 2024 11:19:15
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
31 01 2024 0:19:27
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...
30 01 2024 18:43:21
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
29 01 2024 21:27:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::