Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории"
Интегрированный урок
история + обществознание + и литература в 10
классе.
Тема: Участники исторического процесса. Роль личности в истории. Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Цель: Формирование у обучающихся понятия значимости роли народа и личности
в историческом процессе. Составление сравнительной хаpaктеристики Наполеона и М. Кутузова по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с понятиями: исторический процесс, народ, толпа, социальные группы, историческая личность;
- Определить степень влияния народа, социальной группы и личности на исторический процесс;
- Проследить изображение исторической личности, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
- Сопоставить образы Наполеона и Кутузова, показанные в романе “Война и мир”, с реальными личностями;
- Подготовить обучающихся к написанию сочинения.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, таблицы: “Роль народных масс в истории”, “Оценка исторической деятельности”, “Черты выдающейся личности по В.О. Ключевскому”, “Образы Кутузова и Наполеона”; портреты Наполеона и М.И. Кутузова; иллюстрации к роману Л.Н. Толстого “Война и мир”; отрывки из видеофильма С. Бондарчука “Война и мир”; высказывания писателей о Наполеоне и Кутузове.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель истории: Раскройте понятие исторический процесс.
Обучающиеся: Исторический процесс – путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
Учитель истории: Что является основой исторического процесса?
Обучающиеся: Основой исторического процесса являются события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.
Учитель истории: Что является субъектом и объектом исторической деятельности?
Обучающиеся: Объектом исторического процесса называют всю историческую действительность, общественную жизнь и деятельность. Субъектом исторического процесса называют участников исторического процесса: индивиды, их организации, великие личности, социальные общности.
Учитель истории: Что является результатом исторической деятельности?
Обучающиеся: Результатом исторической деятельности является собственно ИСТОРИЯ.
Учитель истории: Скажите, пожалуйста, кто является участником исторического процесса?
Обучающиеся: Народ, личность, люди и т.п.
III. Объявление темы урока и постановка цели урока
Учитель истории: Что означают эти понятия в обществоведческом смысле, какое влияние они оказывают на историю страны? На эти вопросы мы ответим на уроке, опираясь на мнения ученых, мыслителей и исторический роман “Война и мир” Л. Н. Толстого.
Запишите тему урока: Участники исторического процесса. Роль личности в истории. Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
IV. Объяснение нового материала
Учитель литературы: “Война и мир” из всех произведений Толстого наделена наибольшей цельностью мироощущения писателя, хотя и здесь автор остается горячим полемистом. Спор с историками и наполеонизмом, со снисходительно-покровительственным отношением к народу и правилами военной стратегии, коренные для 60-х годов XIX века вопросы общественного развития занимают Толстого. (Управляема ли история? Какова роль личности в развитии общества?)
Попробуем разобраться в этих вопросах, опираясь на текст произведения.
“12 июня силы Западной Европы перешли границы России,… - Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?” т.3, ч.1, гл.1
Учитель литературы: Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля одного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей. Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть “миллионы причин, т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда их движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а народ).
“Для изучения законов истории мы должны совершенно изменить предмет наблюдения…- которые руководят массами” т.3, ч.3, гл.1.
(Толстой утверждает, что исторические события происходят при совпадении интересов народной массы).
Учитель истории: Рассматривая понятие “народные массы” с точки зрения обществознания необходимо отметить, что суть понятия и взгляд на их роль в историческом процессе далеко не однозначны. Обратите внимание на таблицу. (Работа с таблицей №1).
Таблица №1.Роль народных масс в истории
Ученые и мыслители | Как определяли народные массы и их роль в истории |
Марксисты | Народ – это трудящиеся (основная масса)
и выразители поступательного движения, т.е. все
прогрессивные силы. Народные массы – наиболее
значительный субъект исторического прогресса,
творец истории, её решающая сила. Роль народа:
|
В.О. Ключевский | Народ как этническая и этическая общность. “Для народа хаpaктерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов”. |
А И. Герцен | Народ — консерватор по инстинкту. “Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы... Он даже новое понимает в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы” |
Н А. Бердяев | Народ может держаться совсем не
демократического образа мыслей, может быть
совсем не демократически настроен... Если воля
народа подчинена злым стихиям, то она —
порабощенная и порабощающая воля. Различайте:
“народ” (я, ты, мы, он) и “массу” толпу (оно, а не
мы). “Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью”. |
- Прочитайте, как определяют понятие “народные массы” марксисты? Какую роль они им отводят?
- В.О. Ключевский определяет народ “как этническую и этическую общность”. Какие хаpaктерные черты он определяет для народа?
- А.И. Герцен более пессимистично относится к роли народа. В чем Герцен упрекает народные массы?
- Н.А. Бердяев в своих высказываниях разграничивает понятия “народ” и “массу” или “толпу”. В чем он видит различие между этими понятиями?
Вывод по таблице: Взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются: одни считают народ единственным “творцом истории”, другие отводят ему роль инструмента в руках исторических личностей. Каково ваше мнение на этот счет?
Учитель истории: К сожалению, признание преобладающей роли народных масс в историческом процессе часто ведет к замалчиванию имеющихся у него негативных черт и преуменьшению роли личности в истории.
Учитель литературы: Что такое народные массы в понимании Льва Толстого?
Обучающиеся: Это конкретные люди: А.Болконский, Н. Ростова, Н.Ростов, Тушин, Платон Каратаев, Тихон Щербатый…среди них и М.И.Кутузов.
Учитель литературы: Можно ли выделить из этих людей кого-то отдельно, кто внес особый вклад в победу, взял на себя ответственность за исход сражений, за принятие важнейших решений?
Обучающиеся: М.И. Кутузов
Учитель литературы: Кто руководил силами противника?
Обучающиеся: Наполеон.
Учитель истории: Какими видели их историки? (Сообщения детей о Наполеоне и Кутузове).
Учитель истории: Так хаpaктеризуют этих великих людей историки. Давайте вспомним: что такое личность, с точки зрения обществознания?
Обучающиеся: Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и т.д.) Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, которая проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
Учитель истории: Какой может быть оценка исторической личности?
Обучающиеся: Отрицательной, положительной и многозначной.
Учитель истории: От чего она зависит?
Обучающиеся: Оценка исторической личности зависит от особенностей исторического периода, и от мopaльного выбора личности, её нравственных поступков.
Учитель истории: В.О. Ключевский выделил черты выдающейся личности: (таблица №2)
Таблица №2
Черты выдающейся личности, по В. О. Ключевскому |
Стремление служить общему благу государства и народа |
Стремление и умение вникнуть в условия жизни, в основы общественных отношений. |
|
Отрешенность от национальной замкнутости и исключительности |
|
Совестливость во всех делах |
|
Способность убеждать в своей правоте |
|
Беззаветное мужество |
Учитель истории: Выдающаяся личность – это человек, жизнь и деятельность, которого способствуют движению вперед. Великие личности появляются неслучайно, т.е. тогда, когда в этом есть историческая необходимость. Назовите имена выдающихся, с точки зрения Л.Н. Толстого, людей. А была ли историческая необходимость в появлении таких личностей как Наполеон и Кутузов?
Учитель литературы: Какими увидел Наполеона и Кутузова Л. Н. Толстой?
Ответы учеников:
- Вместе с армией и народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их комaндующий – идеей мирового господства, культом своей личности, манией величия. “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны… Цель каждого из этих людей…состояла в том, чтобы удержать приобретенное” (т.3, ч.3, гл.26.)
- Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен и будет изгнан. Ставка Наполеона на самые низменные инстинкты солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь.
- Кутузов показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска. “…Он (Кутузов) все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает, ничего вредного не позволит…, а главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, - это то, что он русский…” (т.3, ч.2, гл16.)
- Кутузов обращается к преследующим врага русским солдатам со словами: “пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно”.
- В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. “Последней степенью подлости” называет Толстой бегство императора от геройской армии” (т.4, ч.3, гл.18.)
- Портрет Кутузова - простота, естественность, правдивость. Портрет Наполеона – фальшь, высокомерие, насмешка.
- Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны.
Именно поэтому Наполеону противопоставляется истинно народный полководец Кутузов.
Кутузов |
Наполеон |
1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства. |
1. Комaндующий армией грабителей, мародеров и убийц, "ничтожнейшее орудие истории", "человек с помраченной совестью". |
2. Полное подчинение интересам России и народа: - искренность и правдивость; - проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска; - скромность и простота; - близость к простым людям, знание и понимание их чувств; - гуманное отношение к побежденным; |
2. Законченное проявление культа личности, мания величия: - самовлюбленность, высокомерие, тщеславие; - равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм; - лицемерие, фальшь, позерство; - война - игра, а люди - пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать; - жестокость и вероломство Наполеона и его армии. |
3. Верность долгу и армии. |
3. Предательство по отношению к своей армии. |
4. "Простота, доброта и правда" во внешнем облике Кутузова |
4. Сатирические краски при описании портрета Наполеона. |
Вывод по таблице: Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа-эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается комaндующий армией грабителей, мародеров и убийц.
V. Итог урока
Учитель литературы: Народ в понимании Толстого – решающая сила истории. Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий. Толстой в “Войне и мире” меньше, чем в других художественных произведениях и дневниках, спорит с самим собой, но он взвешивает возможности жизни, напряженно ищет пути к единению людей, к человеческому счастью.
Учитель истории: Исторический процесс занимает умы людей не только как перечень фактов и событий. Многие великие умы пытаются ответить на вопросы: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит? Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если – обществовед, то в результате мы получим систему взаимосвязей и аналитическую картину действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд – художественное произведение.
Литература:
- Толстой Л.Н. Война и мир.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.: “ВАКО”, 2006, с. 265 – 269.
- Крайнов Г.Н. История России: Учебник для студ. вузов. – М.: ИППК МГУ, 2005, с. 256 – 258.
- Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч.1.10 кл./ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Кинкулькин А.Т., Лазебникова А.Ю.– М.: Просвещение, 2002. – с.138 – 154.
- Дидактические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч.1.10 кл./ Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Басик Н.Ю. и др.; – М.: Просвещение, 2003. – с. 64 – 68.
- Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10 – 11. Аверьянов Ю. И. - М.: Просвещение, 2005.
- Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов – М.: Эксмо, 2006. – с. 24 – 27.
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
18 03 2024 17:42:28
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
17 03 2024 13:57:35
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...
16 03 2024 16:40:38
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
15 03 2024 21:48:32
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 03 2024 13:16:25
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
13 03 2024 6:18:29
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
12 03 2024 3:45:59
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
11 03 2024 14:28:27
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
10 03 2024 10:10:11
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
09 03 2024 7:10:39
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий. ...
08 03 2024 8:56:56
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
07 03 2024 0:29:39
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
06 03 2024 5:36:36
Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....
05 03 2024 16:16:12
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
04 03 2024 21:27:20
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
03 03 2024 18:53:19
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
02 03 2024 0:54:17
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...
01 03 2024 19:23:41
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...
29 02 2024 0:41:12
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
28 02 2024 11:56:36
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...
27 02 2024 0:24:47
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...
26 02 2024 13:15:15
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
25 02 2024 13:25:59
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
24 02 2024 17:48:40
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...
23 02 2024 15:59:51
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
22 02 2024 8:47:51
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
21 02 2024 4:10:47
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
20 02 2024 16:47:20
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
19 02 2024 13:17:23
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
18 02 2024 11:58:12
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...
17 02 2024 16:22:40
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
16 02 2024 20:34:38
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...
15 02 2024 23:10:28
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...
14 02 2024 13:58:23
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
13 02 2024 0:56:35
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
12 02 2024 21:51:25
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
11 02 2024 3:37:24
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
10 02 2024 15:55:59
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
09 02 2024 4:56:35
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
08 02 2024 0:54:27
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
07 02 2024 14:33:23
Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
06 02 2024 0:51:23
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
05 02 2024 17:36:29
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
04 02 2024 8:46:16
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
03 02 2024 17:44:26
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
02 02 2024 20:46:41
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
01 02 2024 12:37:48
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
31 01 2024 15:15:52
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
30 01 2024 20:55:21
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
29 01 2024 6:16:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::