Элективный курс "Летопись огненных лет: Абакан (1941–1945)" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Элективный курс "Летопись огненных лет: Абакан (1941–1945)"


    Элективный курс "Летопись огненных лет: Абакан (1941–1945)"

Пояснительная записка

Курс «Летопись огненных лет: Абакан (1941 – 1945 гг.)» рассчитан на 10 часов для учащихся IX классов, как предпрофильный, направленный на выбор гуманитарного профиля.

Цели курса:

  • Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии.
  • Воспитательной целью курса является формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности.
  • Развивающая цель помогает формированию исторического мышления у учащихся, получать социально значимую информацию для себя и умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции.

Задача курса: научить учащихся умению работать с данными разных источников, выявлять их сходства и различия, описывать условия и образ жизни, занятие людей в годы Великой Отечественной войны, суждения о причинно-следственных связях исторических событий в Хакасии, приводить оценки исторических событий, а также противоположные, которые излагаются в учебной, научно-исследовательской литературе, давать свою оценку значительным событиям и личностям в истории.

Используются следующие формы обучения:

  • лекционные;
  • лекционно-дискуссионная;
  • самостоятельно-поисковая деятельность;
  • экскурсия;
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа;
  • проектная деятельность;
  • рефераты, доклады.

Источниками такой работы являются учебные пособия, материалы Хакасского краеведческого музея и Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы, истории, научно-популярная литература, материал местных и центральных средств массовой информации, Интернет.

В качестве итоговой формы контроля выставляется зачет по защите проектного задания «Летопись огненных лет: Абакан (1941 - 1945)». Тема проекта предлагаются учителем или могут быть сформулированы учащимися.

Элективный курс

«Летопись огненных лет: Абакан (1941 – 1945 гг.)»

Содержание курса.

Содержание Количество часов
1 Введение. 1 ч
2 В тылу, как в бою. Готовы к труду и обороне. Массовые движения трудящихся. В фонд обороны. Патриотическое движение. Единство фронта и тыла. Помощь освобожденным народам. 1 ч
3 Работать по-военному. Промышленные предприятия. Обеспечение населения. На военный лад. Творческая инициатива и трудовой героизм. 1 ч
4 Крепить оборонную мощь. Местная и кооперативная промышленность. Артель «Абакан». Артель «Красная Хакасия». Молодежь соревнуется. Как словом, так и делом. 1 ч
5 Абаканские железнодорожники. Роль железнодорожного трaнcпорта. На оборону Родины. Шли к фронту поезда. 1 ч
6 Люди в белых халатах. Медицинская помощь. Подготовка кадров. Санитарное состояние города. 1 ч
7 Город-госпиталь. Эвакогоспитали на территории города Абакана 1941 – 1945 гг. Забота о раненых и больных воинах Красной Армии. Курсы обучения профессиям. 1 ч
8 Культурная жизнь Абакана. Театр в годы войны. Газеты:»Советская Хакасия»и «Хызыл-Аал». Литература о войне: поэзия, проза. 1 ч
9 Образование. Школы – фронту. Хакасская национальная средняя школа. Абаканский учительский институт. – Абаканский государственный педагогический институт. ХакНИИЯЛИ. Подготовка к защите проектных работ. 1 ч
10 Защита проектных работ. Подведение итогов курса. Самооценка. 1 ч

Темы рефератов по элективному курсу  «Летопись огненных лет: Абакан (1941 - 1945)».

  1. Литература в годы войны (М. Аршанов, Н. Доможаков, И. Котюшев).
  2. А музы не молчали.
  3. Русский драматический театр в годы войны. Национальный театр.
  4. Война глазами детей.
  5. Феномен советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны.
  6. Триумф и трагедия народа-победителя в Великой Отечественной войне (на основе семейных архивов).
  7. Школа в годы войны (на основе региональных и семейных источников).
  8. Жизнь и труд советских людей в годы войны (на основе региональных и семейных источников).
  9. Советское искусство (на примере конкретного вида искусства).
  10. Мой край в годы войны (местный материал с использованием семейных хроник и архивов).
  11. Жизнь и труд рабочих (на примере документальных и литературных источников, в том числе по материалам краеведческого музея).
  12. Шли к фронту поезда (по материалам Абаканского железнодорожного музея).
  13. Образование и наука в годы войны (на примере региональной истории).
  14. Судьба человека (на основе семейных архивов).

Планирование занятий

Урок Тема, форма занятия Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Введение. Общие представления. Организационно-вводное занятие. Общие представления. - Знакомит учащихся с целями, задачами, условиями изучения данного курса.

- Уточняет временные рамки и место проведения занятий.

- Усваивают информацию.

- Выделяют содержание в соответствии с заданием преподавателя.

2 В тылу, как в бою. Лекция с элементами беседы по документальным материалам. Готовы к труду и обороне. Патриотическое движение. - выявляет уровень информативности через беседу с привлечением документальных материалов;

- организует самостоятельную познавательную деятельность

- участвуют в беседе, формулируют аргументированные ответы и выводы;

- на основе раздаточного материала составляют таблицу.

3 Работать по-военному. Урок-лекция с элементами дискуссии. Творческая инициатива и трудовой героизм. - знакомит с планом лекции;

- организует и проводит дискуссию.

- подводит итоги дискуссии.

- участвуют в дискуссии;

- подводят итоги дискуссии вместе с учителем.

4 Крепить оборонную мощь. Учебная лекция. Местная промышленность. Молодежь соревнуется. - знакомит учащихся с планом лекции;

- осуществляет постановку учебных заданий,

- проверяет и оценивает выполнение задания.

- усваивают информацию;

- делают краткие записи содержания лекции;

- выполняют задания, поставленные преподавателем.

5 Абаканские железнодорожники. Урок-экскурсия, учебная экскурсия. Роль железнодорожного трaнcпорта.

Шли к фронту поезда.

Вариант 1.

- На основе экспозиции музея составляет содержание учебной экскурсии.

- Объясняет учебную задачу и разpaбатывает задания для учащихся по содержанию экскурсии.

- Знакомятся с содержанием экскурсии, делают краткие записи.
6 Люди в белых халатах. Лекция. Медицинская помощь. Подготовка кадров. - Осуществляет теоретический анализ содержания.

- Управляет пpaктической деятельностью учащихся.

- выделяют содержание в соответствии с заданием преподавателя;

- знакомятся с постановкой учебной задачи;

- выполняют пpaктические задания.

7 Город-госпиталь. Семинар. Эвакогоспитали на территории г. Абакана 1941 – 1945 гг. Забота о раненых и больных воинах Красной Армии - Осуществляет постановку вопросов, предлагаемых для изучения и обсуждения.

- Составляет список литературы для ознакомления.

- Управляет учебной деятельностью учащихся при индивидуальной, коллективной и групповой формах решения проблем и выводов.

- Знакомятся с постановкой учебной задачи, определяют степень своего участия.

- Отбирают информацию.

- Составление докладов и сообщения по заданной тематике.

- Участвуют в обсуждении поставленных проблем, формируя аргументированные высказывания, замечания, выводы.

8 Культурная жизнь Абакана. Урок-путешествие. Литература. Театр в годы войны. - подготавливает краткую лекцию;

- подготавливает темы докладов и список учебной литературы;

- оценивает доклады учащихся.

- работают с предложенной литературой;

- составляют краткие доклады;

- усваивают информацию.

9 Образование. Подготовка к защите проекта. Школы-фронту. ХакНИИЯЛИ. Индивидуальная работа с учащимися. - готовятся к защите исследовательских работ.
10 Защита проектов. Подведение итогов курса. Самооценка. Защита проектных заданий. - оценивает результаты самостоятельной работы учащихся;

- дает рекомендации для школьной конференции;

- подводит итоги курса.

- обсуждение подготовленных работ, рекомендации;

- подводят итоги курса вместе с преподавателем;

- проводят самооценку.

Самооценка учащихся проводится по трехбалльной системе по следующей схеме:

Проявил себя Баллы Усвоил Баллы Полезность работы Баллы Новизна материала Баллы
Полно 3 Полно 3 Все полезно 3 Все была новое 3
Значительно 2 В значительной степени 2 Многое полезно 2 Много было нового 2
Частично 1 Частично (мало) 1 Не очень полезно 1 Мало было нового 1
Не проявил 0 Не усвоил 0 Бесполезно 0 Много неизвестного 0
Всего:   Всего:   Всего:   Всего:  

Элективный курс для учащихся 9 класса «Летопись огненных лет: Абакан (1941 - 1945)».

Зачетный лист ________________________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество

Ученика ____ класса _________ школы ____________________________________

Город, район.

Тема занятий, посещаемость учащихся

№ занятия Тема урока Отметка о посещении (не был – н/б)
1 Введение. Общие представления. Понятийный аппарат.  
2 В тылу, как в бою.  
3 Работать по-военному.  
4 Крепить оборонную мощь.  
5 Абаканские железнодорожники.  
6 Люди в белых халатах.  
7 Город-госпиталь.  
8 Культурная жизнь Абакана.  
9 Образование. Подготовка к защите исследовательских работ.  
10 Защита исследовательской работы. Подведение итогов курса. Самооценка.  

Список рекомендуемой литературы:

  1. Все для фронта – все для Победы. Документы и материалы. – Красноярск, 1978.
  2. Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг/ ХакНИИЯЛИ. – Абакан, 1995.
  3. Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. – Абакан, 2000.
  4. Торосов В.М. Абакан. – М. Цицеро, 1994.
  5. Комсомол Хакасии в цифрах и фотодокументах (1920 - 1980). – Абакан, 1984.
  6. Кошелева А.Л. Хакасская поэзия 1920 – 1999-х годов: типология и закономерности развития. – Абакан: ХГУ, 2001.
  7. Краткие очерки из истории Хакасии. – Абакан, 1968.
  8. Очерки истории Красноярской краевой организации КПСС, 1895-1980. – Красноярск, 1982.
  9. Очерки истории Хакасии советского периода, 1917 – 1961 годы. – Абакан, 1963.
  10. Очерки истории Хакасской организации ВЛКСМ 1918 – 1991. – Абакан, 1998.
  11. Очерки истории Хакасской областной организации КПСС. – Красноярск, 1987.
  12. Стальное звено Tрaнcсиба: 100 лет Красноярской железной дороге. 1899 – 1999. – Красноярск, 1998.
  13. Топчеев В.В. Госпитали в Хакасии в годы Великой Отечественной войны. – Абакан, 2002.
  14. Шла война народная, 1941 – 1945. – Красноярск, 1985.
  15. Шлык В.Ф. Судьба и загадки Русского театра в Хакасии: записки. – Абакан: Стержень, 2002.


Развитие образования в России в XIX – XX вв.


    Развитие образования в России в XIX – XX вв.

      Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....

19 05 2022 5:30:33

Цена Великой Победы…


    Цена Великой Победы…

      Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...

18 05 2022 1:59:17

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

17 05 2022 2:35:48

Интегрированный урок "История книгопечатания"


    Интегрированный урок "История книгопечатания"

      Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....

16 05 2022 15:36:21

Познание как процесс отображения мира в сознании человека


    Познание как процесс отображения мира в сознании человека

      Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....

15 05 2022 15:52:10

Программа факультативного курса "История Черноярского края"


    Программа факультативного курса "История Черноярского края"

      Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....

14 05 2022 20:43:18

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Великой Отечественной войне 1941–1945-х гг. посвящается. День Победы"


    Внеклассное мероприятие по истории на тему "Великой Отечественной войне 1941–1945-х гг. посвящается. День Победы"

      В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...

13 05 2022 17:35:42

Урок истории по теме "Начало возвышения русских земель. Куликовская битва"


    Урок истории по теме "Начало возвышения русских земель. Куликовская битва"

      Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....

12 05 2022 21:34:52

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"


    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

      Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

11 05 2022 23:35:59

Презентация кафедры истории


    Презентация кафедры истории

      Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

10 05 2022 19:27:18

Интегрированный урок (технология + история) по теме "Кулинария - это наука или искусство?"


    Интегрированный урок (технология + история) по теме "Кулинария - это наука или искусство?"

      Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....

09 05 2022 7:46:39

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

08 05 2022 1:40:21

Интегрированный урок по литературе и истории родного края "Путешествие по Ульяновской земле"


    Интегрированный урок по литературе и истории родного края "Путешествие по Ульяновской земле"

      Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....

07 05 2022 6:52:23

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

06 05 2022 19:26:49

Урок обществознания по теме "Мораль"


    Урок обществознания по теме "Мораль"

      Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

05 05 2022 8:38:58

Разработка урока по истории на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне"


    Разработка урока по истории на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

      Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....

04 05 2022 2:22:35

Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Отечественная война 1812 года на земле Подмосковья"


    Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Отечественная война 1812 года на земле Подмосковья"

      Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....

03 05 2022 2:55:28

Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"


    Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"

      Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....

02 05 2022 2:46:31

Стены не могут быть решением (к 25-летию падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ)


    Стены не могут быть решением (к 25-летию падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ)

      Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....

01 05 2022 16:19:24

Развитие парламентаризма в России


    Развитие парламентаризма в России

      В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....

30 04 2022 3:35:47

Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс


    Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс

      Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...

29 04 2022 4:15:47

Средневековая литература и искусство


    Средневековая литература и искусство

      Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....

28 04 2022 14:12:57

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"


    Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

      Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

27 04 2022 15:25:25

Преподавание истории древнего мира детям с ограниченными возможностями здоровья


    Преподавание истории древнего мира детям с ограниченными возможностями здоровья

      Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....

26 04 2022 18:16:40

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"


    Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

      Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

25 04 2022 21:23:31

Интегрированный урок "Общественное сознание и его формы"


    Интегрированный урок "Общественное сознание и его формы"

      Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....

24 04 2022 11:13:17

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин


    Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

      Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

23 04 2022 11:32:46

Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)


    Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

      На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

22 04 2022 8:20:35

Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс

      Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....

21 04 2022 7:28:55

Символы молодёжи России


    Символы молодёжи России

      Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...

20 04 2022 12:40:28

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"


    "Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

      В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

19 04 2022 5:26:45

"Бунташный век" (10-й класс)


    "Бунташный век" (10-й класс)

      Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...

18 04 2022 8:51:58

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

      Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....

17 04 2022 6:31:31

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"


    Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

      После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

16 04 2022 8:16:27

Нестандартный урок "Никто не создан для войны"


    Нестандартный урок "Никто не создан для войны"

      Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....

15 04 2022 9:34:39

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)


    Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

      Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

14 04 2022 22:42:26

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

13 04 2022 19:31:37

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида


    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

      Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....

12 04 2022 9:15:28

Методические особенности преподавания дисциплины "Сравнительная история мировых религий"


    Методические особенности преподавания дисциплины "Сравнительная история мировых религий"

      В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....

11 04 2022 23:59:43

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента


    Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

      Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

10 04 2022 19:52:31

Обобщающий урок "Древняя Греция"


    Обобщающий урок "Древняя Греция"

      Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

09 04 2022 18:53:47

Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"


    Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"

      Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....

08 04 2022 22:16:52

Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

      Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...

07 04 2022 0:44:54

Интеграция предметов истории и изобразительного искусства через коллективный творческий проект


    Интеграция предметов истории и изобразительного искусства через коллективный творческий проект

      Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....

06 04 2022 6:52:14

Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"


    Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"

      Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....

05 04 2022 16:53:52

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

04 04 2022 21:24:39

Урок-обобщение в форме брейн-ринга по теме "Военные действия на фронтах Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система мирных договоров"


    Урок-обобщение в форме брейн-ринга по теме "Военные действия на фронтах Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система мирных договоров"

      Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....

03 04 2022 8:59:39

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"


    Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

      Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

02 04 2022 13:40:26

Развитие познавательной активности учащихся на основе технологии проектной деятельности


    Развитие познавательной активности учащихся на основе технологии проектной деятельности

      Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....

01 04 2022 20:17:53

Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады"


    Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады"

      Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....

31 03 2022 8:51:28

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::