Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"


    Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"

Цели:

- продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;
- учить анализу системы образов, роли пейзажа в произведении;
- познакомить с документами Международного гуманитарного права об ограничении средств и методов ведения войны;
- воспитывать в детях отношение к человеческой жизни как к главной ценности общества;
- учить анализировать документы, составлять таблицы и диаграммы по их содержанию;
- учить анализу произведений изобразительного искусства, умению находить общее в произведениях литературы, ИЗО, музыки, создавать плакат, выражающий главную мысль урока, используя знания, символы из смежных дисциплин (математики и ОБЖ).

Оборудование:

Видеокамера, стенд «Человек и оружие», мультимедийный проектор, пакеты для сбора информации по социологическому опросу, магнитофон и аудиозапись песни из кинофильма «Белорусский вокзал», раздаточный материал для создания плаката

Подготовительная работа:

1. Посещение городского музея «Эдельвейс», знакомство с экспонатами, которые найдены поисковиками на местах боев Великой Отечественной войны в Карелии и Ленинградской области

2. Деление учащихся на рабочие группы: литературоведы, защитники (ОБЖ), правоведы, художники.

3. Социологический опрос:

  • интервью с участниками образовательного процесса (запись на видео)
  • голосование по вопросу «Всегда ли цель оправдывает средства?»

4. Обработка результатов интервью и создание мини-репортажа, создание презентации, слайдов.

5. Сбор фотографий и иллюстраций на антивоенную тематику.

6. Подбор произведений изобразительного искусства и их анализ.

7. Подготовка раздаточного материала для работы в группах (ксерокопии отрывков и цитат из документов, иллюстраций, фотографий, символов (математика, ПДД), составление тестов.

Ход урока

Учитель литературы:

Тема нашего урока «Какой ценой?». Эпиграф: «Чтобы мир предстал живым и юным, а не страшным мpaком в пустоте».

Сегодня у нас необычный, интегрированный урок: вам предстоит проявить свои способности и готовность к деятельности, используя умения и знания по разным учебным дисциплинам, а также умение работать в группе, сообща. Оценка работы каждой группы будет отмечаться на доске с помощью цветных магнитов.

Очень часто мы слышим, и сами используем в речи, такие выражения:

Лес рубят – щепки летят.
Добейся, во что бы то ни стало.
Победителей не судят.
Цель оправдывает средства.

Вопрос: Как вы понимаете эти выражения?

Ученик: На пути достижения своей заветной, главной цели человек может позволить себе использовать любые средства и методы, не обращать внимания на препятствия, трудности, чем-то пренебречь ради высокой цели, мечты.

Учитель литературы:

Группа социологов нашего класса попыталась выяснить мнение окружающих на вопрос «Цель оправдывает средства?» Вот что получилось:

Видеоматериал.

Учитель литературы:

Как видим, мнения разные, поэтому сегодня на уроке мы продолжим разговор о том

- всегда ли всегда народная мудрость?
- важно ли, какой ценой достигнута цель?
- в какой ситуации ответить на такой вопрос особенно важно и сложно?

На прошлом уроке литературы мы начали разговор о фантастическом рассказе Роберта Шекли «Абсолютное оружие». Три героя отправились на Марс, чтобы найти бесценное «абсолютное» оружие марсиан. Каждый из них имеет цель и готов её добиваться.

Вспомним:

- Поступки, действия какого героя оказываются самыми непредсказуемыми? Почему?

Ученик: Парка. Он был молчаливым, казался безобидным, обиженным, а потом мы узнаём, что Парк жестокий, эгоистичный, стремится к мировому господству.

Учитель: Какой ценой Парк намеревается достичь своей цели?

Ученик: Он намеревается достичь своей цели ценой уничтожения чужой жизни – совершенно хладнокровно убивает своих спутников Эдселя и Факсона.

Учитель: Какое у марсиан было оружие? Ограничены ли были они в методах и средствах ведения войны? (Дети рассказывают о разном оружии, делают вывод, что марсиане не были ограничены в методах и средствах ведения войны, что им даже удалось создать абсолютное оружие.)

- Чем абсолютное оружие отличается от остального?

Ученик: Абсолютное оружие наделено сознанием, оно говорит, ощущает протяженность во времени, способно рассуждать.

Учитель: Как выдумаете, кто мог победить, используя абсолютное оружие? Ученик: Никто, т. к. оно никому не подчиняется, и защиты от него нет.

Учитель: Цель этого оружия – лишь поиск и поглощение протоплазмы, уничтожение всего живого. Таким образом идея создать абсолютное оружие оценивается автором как утопическая. Кому нужно такое оружие, которое уничтожает самого создателя?

- Есть ли в рассказе Шекли предупреждения? Назовите их. Можно ли назвать рассказ Шекли рассказом-предупреждением?

Ученик: Предупреждение Факсона, предупреждение – марсианский пейзаж, надпись-предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием, цвет шкатулки, где находится абсолютное оружие, черный с красными надписями, предупреждающими об опасности.

Учитель: В целом рассказ Шекли можно рассмотреть как рассказ-предупреждение человечества о неминуемой гибели всего живого, о неминуемой катастрофе, если люди не задумаются о важности выбора средств на пути достижения цели, об ответственности за возможные последствия сделанного выбора.

Рассказ Шекли фантастический, это фантазия, воображение, антиутопия, роман-предупреждение. Обратимся к реальным историческим событиям и фактам. Произведение было написано сорок лет назад – в 1968 году.

- Что заставило автора обратиться к этой теме? Каково современное оружие?

Ученик: Ещё три тысячи лет назад в Древнем Китае врага забрасывали гашеной известью.

Учитель истории: Человечество на протяжении своей истории изобрело немало видов вооружения, самым опасным является оружие массового поражения.

Послушайте рассказ ученика об оружии массового поражения (Презентация и рассказ ученика. Приложение № 1)

Учитель: Недавно мы ходили в музей «Эдельвейс», и сейчас ученик поделится своими впечатлениями (Рассказ ученика о посещении музея. Приложение № 2)

Учитель истории: Мы видим, что история человечества – это история войн. Люди всегда стремились создать все лучшее и лучшее абсолютное оружие. Во все времена война причиняла людям глубокие страдания.

Ученик: За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

В Наполеоновских войнах (1805 – 1815 г.г.) число убитых составило около миллиона человек.

Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов cмepтей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.

В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

Учитель истории: Каждая группа учащихся получает задание: « Представьте в виде графика или диаграммы эти данные». Дети выполняют задание и демонстрируют друг другу свои работы. Один ученик от каждой группы делает вывод об увеличении человеческих жертв.

Учитель истории: Войны приобретают всё более жестокий хаpaктер в связи с изобретением нового современного оружия. Но иногда люди сознательно отдают свою жизнь во имя какой-то высокой цели, как сделал это Герой Советского Союза Константин Матвеевич Трухинов, имя которого носит наша школа.

Об этом же слова песни Б.Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал».

(Звучит первый куплет песни и припев, который заканчивается словами:

Но только нам нужна одна победа,
Одна на всех!
Мы за ценой не постоим!)

Учитель ИЗО: Так в изобразительном искусстве мы видим много примеров отражения и восприятия событий войны и её последствий.

Война приносит не только человеческие жертвы, но и утрату материальных и художественных ценностей, например, была утрачена янтарная комната. Что это такое? Ученик подготовил нам информацию о янтарной комнате, послушаем:

(Идут слайды во время рассказа. Приложение № 3)

Ученик: Янтарная комната или янтарный кабинет – принятое в литературе название одного из помещений Большого Екатерининского Дворца в Царском Селе, ныне город Пушкин.

Основное убранство изготовлено в начале 18 века в Пруссии, и 1716 году подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I. В 1746 году дополнено и смонтировано в Зимнем Дворце, а в 1755 году перенесено в Царское Село, архитектор Растрелли.

В годы Великой Отечественной войны вывезено в Кенигсберг (сейчас Калининград), дальнейшая судьба неизвестна. С 1979 года велись реставрационные работы, и сейчас комната восстановлена и экспонируется.

Учитель ИЗО: Художники отражают ужасы войны, страдания, людские жертвы, разрушения средствам искусства. Посмотрим некоторые из них.

Ученик (читает, и идут слайды):

  1. Художник Васнецов, картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами»;
  2. Художник Суриков, картина «Утро Стрелецкой казни»;
  3. Художник Верещагин, картина «Расстрел поджигателей»;
  4. художник Прянишников, картина «В 1812 году»;
  5. Художник Верещагин, картина «Шипка»;
  6. Кукрыниксы «Таня»;
  7. Художник Верещагин, картина «Апофеоз войны».

Учитель ИЗО: Давайте, ребята, остановимся именно на этой картине. Как даётся в толковом словаре Ожёгова толкование слова «Апофеоз»?

Ученик: «Апофеоз» -

  • прославление, возвеличивание кого – чего-нибудь;
  • торжественная заключительная массовая сцена некоторых театральных представлений.

Учитель ИЗО: Что нам может рассказать эта картина?

Ученик: Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» была написана в 1871 году. Автор попытался выразить своё отношение к увиденному и пережитому в годы двух войн: туркестанской /1867 – 1868г.г./ и русско-турецкой, участником которых он был, а так же выразил взгляд на войну вообще.

На переднем плане в центре изображена большая гора человеческих останков – черепов. На заднем плане, вдалеке находится какой-то город, возможно, погибшие - это те, кто защищал его, а может быть, нападавшие захватчики. Для художника, мне кажется, это не главное: ему важно передать – донести до нас, что война приносит разрушения (об этом напоминает пустынная местность, сухие и безжизненные деревья), художник показывает, что война уносит жизни тысячи людей, что каждого из них нет возможности похоронить по-человечески. Эта картина вызывает у меня чувство стpaxa, сожаления, сострадания. Несмотря на солнечный свет, светлый фон, использованный в изображении неба, не покидает ощущение безысходности, непоправимости случившегося.

Это подчёркивают и чёрные силуэты воронов, которые, кажется, кружат в поисках новых жертв. Когда я смотрю на эту репродукцию, возникает чувство жалости к погибшим, сострадание к родственникам убитых.

Основная авторская идея выражена аллегорически – протест против войны, предупреждение о том, что апофеозом войны (т.е. прославлением, возвеличением её) может стать лишь своеобразный памятник – гора черепов – массовая гибель людей.

Учитель ИЗО: Обратим, ребята, внимание на дату создания (1871 год). Ещё в 19 веке последствия войны были настолько устрашающими.

Учитель истории: Дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Самые огромные жертвы принесло мировое сообщество на алтарь войн двадцатого века.

Ученик: Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 млрд. чел., в военных действиях участвовали свыше 65 млн. чел. Погибло в боях около 10 млн. чел., было ранено свыше 21 млн. чел. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов. За 6 лет второй мировой погибло свыше 62 млн. чел. В неё было вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. чел. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизней свыше 26 млн. чел.

Учитель истории: Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы для смягчения бедствий, вызванных вооружёнными конфликтами.

Так возникло международное гуманитарное право.

Сейчас мы познакомимся с частью документа, который называется «Дополнительный протокол 1977 года к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов». (Протокол №1. Извлечение)

Всем выдаётся текст документа, один ученик читает.

Ученик: Часть III. Методы и средства ведения войны.

Статья 35. Основные нормы.

В случае любого вооружённого конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьёзный ущерб природной среде.

Учитель истории: Какие ограничения вводит Международное гуманитарное право, чтобы смягчить тяжёлые последствия вооружённых конфликтов? Ваши ответы должны послужить надписью при создании антивоенного плаката

Примерные ответы учащихся:

- «Право сторон выбирать методы и средства войны не является неограниченным»
- «Запрещается применять оружие, причиняющее страдания»
- «Запрещается применять оружие, причиняющее серьёзный ущерб природе»
- «Запрещается применять пытки и физические увечья»
- «Гражданские лица не должны являться объектами увечья»

(Примерные тексты заготовляются перед уроком и раздаются каждой группе учащихся для использования в изготовлении плаката.

Учитель ИЗО: А сейчас, ребята, у нас пpaктическая часть. Мы попытаемся создать плакат, вы будете работать в группах. Давайте вспомним, что такое плакат?

Ученица: Настенный лист – крупный рисунок, с политическим, агитационным, рекламным или учебным текстом.

Учитель ИЗО:

Каковы принципы построения плаката?

Ученица:

Форма (вертикальная или горизонтальная, квадрат или прямоугольник);

Поля (нижнее поле больше верхнего);

Рабочее поле – прострaнcтво, занятое на листе текстом;

Место изобразительного элемента;

Акцент (черта)

Учитель ИЗО: Плакат должен выражать основную мысль нашего урока. Дети, вспомните, какую? ( Всегда ли цель оправдывает средства?).

У вас на столах материал для работы:

- 1/2 ватмана;
- фломастеры;
- линейка;
- клей;
- иллюстрации;
- фотографии;
- тексты;
- цитаты из документов, с которыми вы сейчас работали;
- знаки: математические символы и известные вам знаки ПДД.

Работа в группах должна быть слаженной, коллективной.

Итогом вашей работы должен быть плакат, отражающий основную мысль нашего урока.

Идёт работа в группах. Учителя подходят к учащимся, помогают и советуют.

Дети показывают свой плакат учащимся других групп и гостям.

Молодцы, ребята! У каждой группы получился свой индивидуальный плакат. (Приложение № 4)

Учитель истории: А сейчас с помощью теста проверим полученные на уроке знания.

Тест:

1. О чём предупреждает рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие»?

а) отсутствие ограничения средств вооружения приводит к катастрофе;
б) абсолютное оружие придумать можно, и оно защитит человечество;
в) о том, что только супергерой может владеть абсолютным оружием и обладать неограниченной властью.

2. Действия какого героя рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»
оказались самыми непредсказуемыми?

а) Эдсель;
б) Факсон;
в) Парк.

3. Назовите самое массовое оружие уничтожения в современном мире:

а) мина-лягушка;
б) атомная бомба;
в) paкета средней дальности.

4. Правильно ли поступили поисковики, отказавшись за деньги искать
останки солдат немецко-фашистской армии?

а) да;
б) нет;
в) не знаю.

5. Как называется право, регламентирующее методы и средства войны?

а) международное гуманитарное право;
б) административное;
в) уголовное.

6. Назовите художника - автора картины «Апофеоз войны»

а) В. Васнецов;
б) В. Верещагин;
в) М. Авилов.

7. Какого вида плакат мы изготовили?

а) политический;
б) агитационный;
в) учебный.

8. Считаете ли вы, что достижение цели возможно любыми средствами?

а) да;
б) нет;
в) не знаю.

Вывод:

Учитель литературы: Как мы ответим на главные вопросы урока?

Ученик: Важно задуматься над возможными последствиями выбора, некоторые средства могут быть неприемлемыми.

Ученик: Особенно важно помнить, что в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не являются неограниченными.

Учитель: По проведенному в нашей школе опросу - голосованию заслушаем отчет социологов. (Ученик читает. См. приложение № 5)

Статистика показывает, что большая часть участников образовательного процесса в нашей школе, задумываются над последствиями своих действий, своего выбора и понимают, что не всегда цель оправдывает средства.

Литература:

  1. С.И.Ожегов. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. Под редакцией чл. – корр. АН СССР.Н.Ю Шведовой – 17 изд., стереотип. – М.: Русс. яз., 1985 – 797 с.
  2. Энциклопедия для детей. Т.7 «Искусство» ч. 2 «Архитектура, ИЗО и декоративно – прикладное искусство XVII – XX веков» /Глав. ред. М.Аксёнова.- М.: Аванта, 2004.- 650 с. ил/.
  3. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII – XIX век – М.: ОЛМА – ПРЕСС образование, 2003 – 763 с., ил
  4. Школьный биографический словарь – составитель А.П. Горнин – М.: 2000 Издательство «РОССМЭН – ПРЕСС», 2002 – 628 с.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

16 06 2024 17:59:55

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

15 06 2024 12:41:28

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 06 2024 5:20:10

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

13 06 2024 6:41:10

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

12 06 2024 20:52:10

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

11 06 2024 19:50:50

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

10 06 2024 19:20:49

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

09 06 2024 2:49:14

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

08 06 2024 0:47:17

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

07 06 2024 19:24:29

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

06 06 2024 6:14:10

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 06 2024 18:25:43

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

04 06 2024 18:54:53

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

03 06 2024 5:38:55

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

02 06 2024 8:19:34

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

01 06 2024 19:28:48

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

31 05 2024 18:23:57

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

30 05 2024 8:56:25

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

29 05 2024 4:59:12

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

28 05 2024 6:20:48

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

27 05 2024 4:48:29

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

26 05 2024 6:13:31

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

25 05 2024 9:49:13

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

24 05 2024 2:32:52

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

23 05 2024 8:15:39

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

22 05 2024 2:13:22

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

21 05 2024 7:10:46

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

20 05 2024 21:56:19

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

19 05 2024 16:30:57

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

18 05 2024 3:16:11

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

17 05 2024 3:31:49

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

16 05 2024 2:14:13

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

15 05 2024 14:58:57

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

14 05 2024 4:16:56

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

13 05 2024 16:20:56

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 05 2024 13:37:57

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

11 05 2024 8:33:41

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

10 05 2024 17:37:11

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

09 05 2024 5:36:10

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

08 05 2024 4:34:42

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 05 2024 10:30:42

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

06 05 2024 20:46:17

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

05 05 2024 8:22:18

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

04 05 2024 11:25:39

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

03 05 2024 2:49:41

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

02 05 2024 20:23:45

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 05 2024 21:17:48

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

30 04 2024 2:30:18

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

29 04 2024 17:50:56

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

28 04 2024 1:14:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::