Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"
Цели:
- продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;
- учить анализу системы образов, роли пейзажа в произведении;
- познакомить с документами Международного гуманитарного права об ограничении средств и методов ведения войны;
- воспитывать в детях отношение к человеческой жизни как к главной ценности общества;
- учить анализировать документы, составлять таблицы и диаграммы по их содержанию;
- учить анализу произведений изобразительного искусства, умению находить общее в произведениях литературы, ИЗО, музыки, создавать плакат, выражающий главную мысль урока, используя знания, символы из смежных дисциплин (математики и ОБЖ).
Оборудование:
Видеокамера, стенд «Человек и оружие», мультимедийный проектор, пакеты для сбора информации по социологическому опросу, магнитофон и аудиозапись песни из кинофильма «Белорусский вокзал», раздаточный материал для создания плаката
Подготовительная работа:
1. Посещение городского музея «Эдельвейс», знакомство с экспонатами, которые найдены поисковиками на местах боев Великой Отечественной войны в Карелии и Ленинградской области
2. Деление учащихся на рабочие группы: литературоведы, защитники (ОБЖ), правоведы, художники.
3. Социологический опрос:
- интервью с участниками образовательного процесса (запись на видео)
- голосование по вопросу «Всегда ли цель оправдывает средства?»
4. Обработка результатов интервью и создание мини-репортажа, создание презентации, слайдов.
5. Сбор фотографий и иллюстраций на антивоенную тематику.
6. Подбор произведений изобразительного искусства и их анализ.
7. Подготовка раздаточного материала для работы в группах (ксерокопии отрывков и цитат из документов, иллюстраций, фотографий, символов (математика, ПДД), составление тестов.
Ход урока
Учитель литературы:
Тема нашего урока «Какой ценой?». Эпиграф: «Чтобы мир предстал живым и юным, а не страшным мpaком в пустоте».
Сегодня у нас необычный, интегрированный урок: вам предстоит проявить свои способности и готовность к деятельности, используя умения и знания по разным учебным дисциплинам, а также умение работать в группе, сообща. Оценка работы каждой группы будет отмечаться на доске с помощью цветных магнитов.
Очень часто мы слышим, и сами используем в речи, такие выражения:
Лес рубят – щепки летят.
Добейся, во что бы то ни стало.
Победителей не судят.
Цель оправдывает средства.
Вопрос: Как вы понимаете эти выражения?
Ученик: На пути достижения своей заветной, главной цели человек может позволить себе использовать любые средства и методы, не обращать внимания на препятствия, трудности, чем-то пренебречь ради высокой цели, мечты.
Учитель литературы:
Группа социологов нашего класса попыталась выяснить мнение окружающих на вопрос «Цель оправдывает средства?» Вот что получилось:
Видеоматериал.
Учитель литературы:
Как видим, мнения разные, поэтому сегодня на уроке мы продолжим разговор о том
- всегда ли всегда народная мудрость?
- важно ли, какой ценой достигнута цель?
- в какой ситуации ответить на такой вопрос особенно важно и сложно?
На прошлом уроке литературы мы начали разговор о фантастическом рассказе Роберта Шекли «Абсолютное оружие». Три героя отправились на Марс, чтобы найти бесценное «абсолютное» оружие марсиан. Каждый из них имеет цель и готов её добиваться.
Вспомним:
- Поступки, действия какого героя оказываются самыми непредсказуемыми? Почему?
Ученик: Парка. Он был молчаливым, казался безобидным, обиженным, а потом мы узнаём, что Парк жестокий, эгоистичный, стремится к мировому господству.
Учитель: Какой ценой Парк намеревается достичь своей цели?
Ученик: Он намеревается достичь своей цели ценой уничтожения чужой жизни – совершенно хладнокровно убивает своих спутников Эдселя и Факсона.
Учитель: Какое у марсиан было оружие? Ограничены ли были они в методах и средствах ведения войны? (Дети рассказывают о разном оружии, делают вывод, что марсиане не были ограничены в методах и средствах ведения войны, что им даже удалось создать абсолютное оружие.)
- Чем абсолютное оружие отличается от остального?
Ученик: Абсолютное оружие наделено сознанием, оно говорит, ощущает протяженность во времени, способно рассуждать.
Учитель: Как выдумаете, кто мог победить, используя абсолютное оружие? Ученик: Никто, т. к. оно никому не подчиняется, и защиты от него нет.
Учитель: Цель этого оружия – лишь поиск и поглощение протоплазмы, уничтожение всего живого. Таким образом идея создать абсолютное оружие оценивается автором как утопическая. Кому нужно такое оружие, которое уничтожает самого создателя?
- Есть ли в рассказе Шекли предупреждения? Назовите их. Можно ли назвать рассказ Шекли рассказом-предупреждением?
Ученик: Предупреждение Факсона, предупреждение – марсианский пейзаж, надпись-предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием, цвет шкатулки, где находится абсолютное оружие, черный с красными надписями, предупреждающими об опасности.
Учитель: В целом рассказ Шекли можно рассмотреть как рассказ-предупреждение человечества о неминуемой гибели всего живого, о неминуемой катастрофе, если люди не задумаются о важности выбора средств на пути достижения цели, об ответственности за возможные последствия сделанного выбора.
Рассказ Шекли фантастический, это фантазия, воображение, антиутопия, роман-предупреждение. Обратимся к реальным историческим событиям и фактам. Произведение было написано сорок лет назад – в 1968 году.
- Что заставило автора обратиться к этой теме? Каково современное оружие?
Ученик: Ещё три тысячи лет назад в Древнем Китае врага забрасывали гашеной известью.
Учитель истории: Человечество на протяжении своей истории изобрело немало видов вооружения, самым опасным является оружие массового поражения.
Послушайте рассказ ученика об оружии массового поражения (Презентация и рассказ ученика. Приложение № 1)
Учитель: Недавно мы ходили в музей «Эдельвейс», и сейчас ученик поделится своими впечатлениями (Рассказ ученика о посещении музея. Приложение № 2)
Учитель истории: Мы видим, что история человечества – это история войн. Люди всегда стремились создать все лучшее и лучшее абсолютное оружие. Во все времена война причиняла людям глубокие страдания.
Ученик: За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.
В Наполеоновских войнах (1805 – 1815 г.г.) число убитых составило около миллиона человек.
Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов cмepтей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.
Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.
В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.
Учитель истории: Каждая группа учащихся получает задание: « Представьте в виде графика или диаграммы эти данные». Дети выполняют задание и демонстрируют друг другу свои работы. Один ученик от каждой группы делает вывод об увеличении человеческих жертв.
Учитель истории: Войны приобретают всё более жестокий хаpaктер в связи с изобретением нового современного оружия. Но иногда люди сознательно отдают свою жизнь во имя какой-то высокой цели, как сделал это Герой Советского Союза Константин Матвеевич Трухинов, имя которого носит наша школа.
Об этом же слова песни Б.Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал».
(Звучит первый куплет песни и припев, который заканчивается словами:
Но только нам нужна одна победа,
Одна на всех!
Мы за ценой не постоим!)
Учитель ИЗО: Так в изобразительном искусстве мы видим много примеров отражения и восприятия событий войны и её последствий.
Война приносит не только человеческие жертвы, но и утрату материальных и художественных ценностей, например, была утрачена янтарная комната. Что это такое? Ученик подготовил нам информацию о янтарной комнате, послушаем:
(Идут слайды во время рассказа. Приложение № 3)
Ученик: Янтарная комната или янтарный кабинет – принятое в литературе название одного из помещений Большого Екатерининского Дворца в Царском Селе, ныне город Пушкин.
Основное убранство изготовлено в начале 18 века в Пруссии, и 1716 году подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I. В 1746 году дополнено и смонтировано в Зимнем Дворце, а в 1755 году перенесено в Царское Село, архитектор Растрелли.
В годы Великой Отечественной войны вывезено в Кенигсберг (сейчас Калининград), дальнейшая судьба неизвестна. С 1979 года велись реставрационные работы, и сейчас комната восстановлена и экспонируется.
Учитель ИЗО: Художники отражают ужасы войны, страдания, людские жертвы, разрушения средствам искусства. Посмотрим некоторые из них.
Ученик (читает, и идут слайды):
- Художник Васнецов, картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами»;
- Художник Суриков, картина «Утро Стрелецкой казни»;
- Художник Верещагин, картина «Расстрел поджигателей»;
- художник Прянишников, картина «В 1812 году»;
- Художник Верещагин, картина «Шипка»;
- Кукрыниксы «Таня»;
- Художник Верещагин, картина «Апофеоз войны».
Учитель ИЗО: Давайте, ребята, остановимся именно на этой картине. Как даётся в толковом словаре Ожёгова толкование слова «Апофеоз»?
Ученик: «Апофеоз» -
- прославление, возвеличивание кого – чего-нибудь;
- торжественная заключительная массовая сцена некоторых театральных представлений.
Учитель ИЗО: Что нам может рассказать эта картина?
Ученик: Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» была написана в 1871 году. Автор попытался выразить своё отношение к увиденному и пережитому в годы двух войн: туркестанской /1867 – 1868г.г./ и русско-турецкой, участником которых он был, а так же выразил взгляд на войну вообще.
На переднем плане в центре изображена большая гора человеческих останков – черепов. На заднем плане, вдалеке находится какой-то город, возможно, погибшие - это те, кто защищал его, а может быть, нападавшие захватчики. Для художника, мне кажется, это не главное: ему важно передать – донести до нас, что война приносит разрушения (об этом напоминает пустынная местность, сухие и безжизненные деревья), художник показывает, что война уносит жизни тысячи людей, что каждого из них нет возможности похоронить по-человечески. Эта картина вызывает у меня чувство стpaxa, сожаления, сострадания. Несмотря на солнечный свет, светлый фон, использованный в изображении неба, не покидает ощущение безысходности, непоправимости случившегося.
Это подчёркивают и чёрные силуэты воронов, которые, кажется, кружат в поисках новых жертв. Когда я смотрю на эту репродукцию, возникает чувство жалости к погибшим, сострадание к родственникам убитых.
Основная авторская идея выражена аллегорически – протест против войны, предупреждение о том, что апофеозом войны (т.е. прославлением, возвеличением её) может стать лишь своеобразный памятник – гора черепов – массовая гибель людей.
Учитель ИЗО: Обратим, ребята, внимание на дату создания (1871 год). Ещё в 19 веке последствия войны были настолько устрашающими.
Учитель истории: Дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Самые огромные жертвы принесло мировое сообщество на алтарь войн двадцатого века.
Ученик: Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 млрд. чел., в военных действиях участвовали свыше 65 млн. чел. Погибло в боях около 10 млн. чел., было ранено свыше 21 млн. чел. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов. За 6 лет второй мировой погибло свыше 62 млн. чел. В неё было вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. чел. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизней свыше 26 млн. чел.
Учитель истории: Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы для смягчения бедствий, вызванных вооружёнными конфликтами.
Так возникло международное гуманитарное право.
Сейчас мы познакомимся с частью документа, который называется «Дополнительный протокол 1977 года к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов». (Протокол №1. Извлечение)
Всем выдаётся текст документа, один ученик читает.
Ученик: Часть III. Методы и средства ведения войны.
Статья 35. Основные нормы.
В случае любого вооружённого конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьёзный ущерб природной среде.
Учитель истории: Какие ограничения вводит Международное гуманитарное право, чтобы смягчить тяжёлые последствия вооружённых конфликтов? Ваши ответы должны послужить надписью при создании антивоенного плаката
Примерные ответы учащихся:
- «Право сторон выбирать методы и средства войны не является неограниченным»
- «Запрещается применять оружие, причиняющее страдания»
- «Запрещается применять оружие, причиняющее серьёзный ущерб природе»
- «Запрещается применять пытки и физические увечья»
- «Гражданские лица не должны являться объектами увечья»
(Примерные тексты заготовляются перед уроком и раздаются каждой группе учащихся для использования в изготовлении плаката.
Учитель ИЗО: А сейчас, ребята, у нас пpaктическая часть. Мы попытаемся создать плакат, вы будете работать в группах. Давайте вспомним, что такое плакат?
Ученица: Настенный лист – крупный рисунок, с политическим, агитационным, рекламным или учебным текстом.
Учитель ИЗО:
Каковы принципы построения плаката?
Ученица:
Форма (вертикальная или горизонтальная, квадрат или прямоугольник);
Поля (нижнее поле больше верхнего);
Рабочее поле – прострaнcтво, занятое на листе текстом;
Место изобразительного элемента;
Акцент (черта)
Учитель ИЗО: Плакат должен выражать основную мысль нашего урока. Дети, вспомните, какую? ( Всегда ли цель оправдывает средства?).
У вас на столах материал для работы:
- 1/2 ватмана;
- фломастеры;
- линейка;
- клей;
- иллюстрации;
- фотографии;
- тексты;
- цитаты из документов, с которыми вы сейчас работали;
- знаки: математические символы и известные вам знаки ПДД.
Работа в группах должна быть слаженной, коллективной.
Итогом вашей работы должен быть плакат, отражающий основную мысль нашего урока.
Идёт работа в группах. Учителя подходят к учащимся, помогают и советуют.
Дети показывают свой плакат учащимся других групп и гостям.
Молодцы, ребята! У каждой группы получился свой индивидуальный плакат. (Приложение № 4)
Учитель истории: А сейчас с помощью теста проверим полученные на уроке знания.
Тест:
1. О чём предупреждает рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие»?
а) отсутствие ограничения средств вооружения приводит к катастрофе;
б) абсолютное оружие придумать можно, и оно защитит человечество;
в) о том, что только супергерой может владеть абсолютным оружием и обладать неограниченной властью.
2. Действия какого героя рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»
оказались самыми непредсказуемыми?
а) Эдсель;
б) Факсон;
в) Парк.
3. Назовите самое массовое оружие уничтожения в современном мире:
а) мина-лягушка;
б) атомная бомба;
в) paкета средней дальности.
4. Правильно ли поступили поисковики, отказавшись за деньги искать
останки солдат немецко-фашистской армии?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
5. Как называется право, регламентирующее методы и средства войны?
а) международное гуманитарное право;
б) административное;
в) уголовное.
6. Назовите художника - автора картины «Апофеоз войны»
а) В. Васнецов;
б) В. Верещагин;
в) М. Авилов.
7. Какого вида плакат мы изготовили?
а) политический;
б) агитационный;
в) учебный.
8. Считаете ли вы, что достижение цели возможно любыми средствами?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
Вывод:
Учитель литературы: Как мы ответим на главные вопросы урока?
Ученик: Важно задуматься над возможными последствиями выбора, некоторые средства могут быть неприемлемыми.
Ученик: Особенно важно помнить, что в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не являются неограниченными.
Учитель: По проведенному в нашей школе опросу - голосованию заслушаем отчет социологов. (Ученик читает. См. приложение № 5)
Статистика показывает, что большая часть участников образовательного процесса в нашей школе, задумываются над последствиями своих действий, своего выбора и понимают, что не всегда цель оправдывает средства.
Литература:
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. Под редакцией чл. – корр. АН СССР.Н.Ю Шведовой – 17 изд., стереотип. – М.: Русс. яз., 1985 – 797 с.
- Энциклопедия для детей. Т.7 «Искусство» ч. 2 «Архитектура, ИЗО и декоративно – прикладное искусство XVII – XX веков» /Глав. ред. М.Аксёнова.- М.: Аванта, 2004.- 650 с. ил/.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII – XIX век – М.: ОЛМА – ПРЕСС образование, 2003 – 763 с., ил
- Школьный биографический словарь – составитель А.П. Горнин – М.: 2000 Издательство «РОССМЭН – ПРЕСС», 2002 – 628 с.
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
27 03 2023 3:22:24
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач.
...
26 03 2023 20:43:12
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
25 03 2023 1:29:10
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
24 03 2023 4:37:25
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
23 03 2023 1:40:17
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
22 03 2023 9:58:15

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
21 03 2023 16:22:36
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных
технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм
работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....
20 03 2023 11:47:22
Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....
19 03 2023 6:45:27
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
18 03 2023 12:23:15
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
17 03 2023 12:20:29
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
16 03 2023 12:10:36
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
15 03 2023 9:25:18
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
14 03 2023 15:12:24
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
13 03 2023 4:36:58
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение.
...
12 03 2023 20:15:32
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток".
...
11 03 2023 8:19:53
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
10 03 2023 16:47:33
Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....
09 03 2023 20:40:20
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
08 03 2023 17:36:14
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
07 03 2023 15:31:10
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
06 03 2023 5:48:21
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
05 03 2023 2:33:33
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
04 03 2023 4:46:35
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
03 03 2023 16:52:15
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
02 03 2023 15:21:35
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам.
...
01 03 2023 9:35:31
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
28 02 2023 1:28:28
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
27 02 2023 21:20:32
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
26 02 2023 12:10:48
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение.
...
25 02 2023 11:55:48
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
24 02 2023 3:50:23
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
23 02 2023 5:54:53
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
22 02 2023 17:17:19
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
21 02 2023 6:42:11
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
20 02 2023 10:53:59
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
19 02 2023 13:47:48
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
18 02 2023 14:18:33
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
17 02 2023 13:52:47
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
16 02 2023 10:11:43
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
15 02 2023 18:21:57
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
14 02 2023 11:39:25
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
13 02 2023 11:54:41
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
12 02 2023 10:43:50
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
11 02 2023 7:10:42
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
10 02 2023 10:48:34
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
09 02 2023 5:26:43
Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....
08 02 2023 6:24:10
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
07 02 2023 19:37:55
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
06 02 2023 0:56:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::